Совсем немного осталось до начала масштабного события, на подготовку которого ушло долгих три года. 10 июня в Астане стартует международная выставка "Экспо".
В мероприятиях примут участие представители 115 стран и 20 международных организаций. По предварительным прогнозам, в Астане ожидают более двух миллионов посетителей и порядка пяти миллионов посещений.
В связи с таким наплывом туристов возникает вполне резонный вопрос: готовы ли медицинские службы столицы оказать своевременную помощь любому обратившемуся к ним человеку?
В интервью abctv.kz министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов заявил, что во всех медучреждениях Астаны объявлена готовность номер один.
– В первую очередь обязанности по предоставлению медицинских услуг взяла на себя национальная компания "Астана Экспо-2017". Она заключила договор с компанией "Медикер" на медобслуживание на территории экспо-городка.
Могу сказать, что готовность высокая, здесь создано несколько оснащенных медпунктов, открыт диагностический центр, в наличии имеется несколько реаномобилей для оказания интенсивной терапии.
Во-вторых, мы готовим все столичные поликлиники к обслуживанию иностранных туристов в случае их обращения. Все отели прикреплены к определенным поликлиникам, где будет действовать fast-track medical services (ускоренное медицинское обслуживание). Персонал поликлиник обучен элементарному английскому. Плюс здесь будут работать волонтеры, владеющие другими иностранными языками.
В-третьих, мы уделили особое внимание подготовке неотложной медицинской помощи. У нас предусмотрены англоговорящие диспетчеры, которые смогут принять вызов, если к ним обратится иностранец.
С прошлого года мы привлекали международных консультантов для оказания помощи при сердечно-легочной реанимации, для подготовки приемных покоев и стационаров "Скорой помощи".
На период "Экспо" у нас будут работать и зарубежные специалисты. Словом, мы готовы. Хочу напомнить, что у нас уже есть опыт оказания медпомощи в период крупных международных мероприятий, например во время Азиады.
Я не скидываю со счетов, что имеет место недостаточно хорошее владение английским языком и несколько устаревшие подходы в оказании медицинской помощи, но мы будем прилагать все усилия, чтобы наши гости не испытывали тревог. Подготовка еще продолжается.
– Елжан Амиртаевич, ранее Вы говорили, что свыше 500 миллионов долларов США в год казахстанцы платят за лечение в зарубежных клиниках. Эти деньги утекают мимо казны, хотя наши медики с каждым годом осваивают сложные операции. Что следует предпринять, чтобы вернуть доверие граждан к отечественной медицине?
– Вы попали в точку, когда упомянули о доверии. Это ключевое слово. В нашей медицине есть заметный прогресс, но есть и факты отсутствия компетенции, низкого качества медицинских услуг, а отсюда и потеря доверия.
Возьмем, онкологию, где доверие требуется вдвойне. У нас до сих пор бытует мнение, что онкология – это приговор, хотя это давно не так и многие заболевания успешно лечатся. Но нет доверия, и наши люди пакуют чемоданы и уезжают лечиться за границу.
Чтобы перебороть ситуацию, нужна системная работа. Сейчас ведется разработка госпрограммы по импортозамещению в сфере медицины и развитию медицинского туризма. Мы должны успешно лечить своих и также привлекать иностранцев для лечения у нас.
Например, мы уже можем привлекать иностранных граждан в кардиохирургии. А вот в лечении онкологии пока наши позиции слабы. Мы упустили время в вопросе подготовки кадров нужной специализации. Например, чтобы подготовить грамотного патоморфолога для чтения биопсии, требуется 18 лет.
Проблема в том, что сегодня к сфере оказания медуслуг нужно подходить как к бизнесу, а значит, выстраивать бизнес-планы и бизнес-стратегию. Для этого нужно провести грамотный анализ: для лечения каких именно болезней казахстанцы уезжают за границу, где нам следует усилить свои позиции.
Нам нужно серьезно поработать и с точки зрения коммуникативных вещей. Важно, чтобы казахстанцы знали, какие услуги они могут получить на международном уровне, не выезжая из страны. Какова стоимость аналогичной операции за рубежом и в Казахстане.
Все это зависит от самих провайдеров (то есть самих больниц, клиник), которые предоставляют эти услуги. Проблема также в том, что эти клиники в основном государственные, не заинтересованы продвигать свои услуги на рынке. Они знают, что получат деньги от государства.
Но как только мы внедрим медицинское страхование, ни одна государственная больница или клиника не получит деньги из казны просто так.
Например, сегодня онкодиспансер Астаны – банкрот. Людей лечит, но денег не получает за это. Диспансер не способен на нормальном уровне оказать должную медицинскую помощь.
Для того чтобы провести трансформацию узких медицинских служб, им следует привлечь международных экспертов и грамотных менеджеров, которые смогут провести исследование и построить стратегию так, чтобы поднять качество услуг и уметь зарабатывать.
Недавно я был в Грузии и узнал, что они отправляют пациентов в Турцию по кардиохирургии и для проведения ЭКО. А Казахстан именно по этим двум направлениям уже вышел на высокий уровень. То есть налицо коммуникационный и информационный дефицит, который нам следует исправить.
Меня критикуют за мою позицию относиться к медицинским услугам как к бизнесу. Но без грамотного анализа на предмет того, в чем мы сильны, а в чем еще слабы, нам не решить вопроса импортозамещения медицинских услуг.
– Ранее Вы не раз говорили о том, что Казахстан может стать хабом по оказанию медицинских услуг в Центрально-Азиатском регионе. Как вы оцениваете наши возможности в этом направлении?
– Мы в начале пути. В первые годы независимости перед нашей медициной стояла одна задача – выжить. Затем в благодатные годы, когда были хорошие инвестиции, мы наращивали технологическое оснащение наших крупных клиник и центров. Тогда для нашей медицины было важно предоставить казахстанцам услуги, например, те же операции на сердце на уровне мировых стандартов.
Теперь стоит задача научиться зарабатывать за счет пациентов из тех стран, в основном соседних, где нет еще таких технологий. Но это не зависит от государства, это зависит от менеджеров самих клиник и больниц, от того, как они смогут воспользоваться имеющимися у них возможностями и человеческими ресурсами.
У Казахстана для развития медицинского туризма и создания хаба медуслуг в Центральной Азии есть хороший потенциал, так как нет такого понятия, как казахстанское здравоохранение, сегодня есть такое понятие, как глобальное здравоохранение.
Кульпаш Конырова