/img/tv1.svg
RU KZ
Добыча золота и меди на месторождении Варваринское может продлиться до 2035 года

Добыча золота и меди на месторождении Варваринское может продлиться до 2035 года

Сейчас на хабе Polymetal в Костанайской области перерабатывается 3,5 млн тонн руды.

08:57 26 Декабрь 2019 15022

Добыча золота и меди на месторождении Варваринское может продлиться до 2035 года

Автор:

Данияр Сериков

Добыча золота и меди на месторождении Варваринское, разрабатываемом компанией Polymetal в Костанайской области, может продлиться до 2035 года. Об этом в ходе пресс-тура по его карьеру Приречный рассказал исполняющий обязанности главного инженера рудника Александр Маркотенко.

«Остаточные запасы на месторождении специалисты оценивают в 13,9 млн тонн, которые в основном приходятся на золотую руду – порядка 9,4 млн тонн. Вообще, по плану горных работ мы планируем завершение разработки карьеров в 2032 году, но внедренная стратегия хаба позволит продолжить работы по переработке сторонних руд на золотоизвлекательной и обогатительной фабрике Варваринского. Возможно, еще если будет расширение карьеров, то есть реконструкция, то состоится продление до 2035 года», – сказал он журналистам.

При этом сейчас из имеющихся семи карьеров разрабатывается только небольшой Приречный, где содержание по драгоценному металлу составляет 1,7-1,8 грамма на тонну, а по цветному – 0,3%. Карьер примечателен тем, что в нем поровну разделились по 1 млн медной и 1 млн тонн золотой руды. Добычные работы начались в прошлом году, а в эксплуатацию его ввели в июле.

В этом году планируется добыть на Приречном около 1 млн 145 тыс. тонн руды, он будет дорабатываться до 2021 года, а после добыча перекинется на крупнейший Центральный карьер. Там сейчас проводится доразведка, подрядчик бурит южный участок, поэтому, вероятно, объем запасов на Варваринском увеличится. Их пересчет по шаблону геологической отчетности KAZRC будет весной, сейчас есть только подсчет согласно стандартам JORC и ГКЗ, сообщил Маркотенко.

Пока же полностью отработаны два карьера – Северо-Восточный и Северо-Восточный-2, работы на последнем завершились в этом году. Есть еще Северо-Восточный-3, но он невелик по запасам и горной массе, на его отработку уйдет всего полгода, поэтому его оставили на потом.

На Приречном работает диспетчерская электронная система «Карьер», которая полностью отслеживает в цифровом формате движение самосвалов, их загрузку, скорость для контроля техники безопасности. С помощью этого инструмента цифровизации всегда можно выгрузить отчетность по горной массе, добыче, вскрыше, средней загрузке, расходу топлива и анализ простоев оборудования. Кроме того, в маркшейдерской работе неплохо используется сьемка карьера с помощью дрона в труднодоступных участках. Цифровизация в геологии сильно помогает в правильной организации добычи.

«Когда станки бурят керновые скважины и получают результаты – это все вносится в базу данных. Потом в программе Datamine геологами создается цифровая модель месторождения в 3D, где можно посмотреть выделенные рудные тела, участки – богатые и бедные, вскрышные, рыхлые, скальные. После это все передается в отдел горного планирования. Эта служба оптимизирует модель карьера на основе геологических данных Datamine – все контуры, конечные борта, таким образом, определяя экономически выгодные на данный момент участки к отработке. Отрисовывается предельный карьер, весь его жизненный цикл разбивается на календарь по годам, месяцам, неделям, отдельным блокам. Взрывы визуально проектируются в программе Blastmaker, где можно полностью смоделировать взрыв, расположить скважины, показать скважинные заряды, в каком порядке они будут взрываться, и можно даже увидеть в 3D, как ляжет развал горной массы после взрыва. Также моделирование позволяет отработать каждый рудный блок с оптимальными углами, чтобы снизить потери и разубоживание руды для сохранения содержания», – рассказал действующий главный инженер.

Всего на Варваринском трудятся 750 сотрудников, из которых треть являются жителями района Беимбета Майлина, а остальные работают вахтовым методом по две недели. Само месторождение является хабом для обогащения и извлечения на местной фабрике собираемой руды с золоторудного месторождения Polymetal Комаровского, которое находится в 200 км от Варваринского, рядом с городком Житикарой. Кроме того, определенные объемы медьсодержащего сырья доставляются из России.

Экспресс с вертушкой

Для поставки руды с Комаровского в 2015 году Polymetal своими силами была проложена железнодорожная ветка длиной почти 14 км от станции Баталы из Житикаринского района, чтобы исключить автомобильные перевозки руды. Уже два года как руду по дорогам общего пользования на Варваринское не возят, а при прохождении горных работ на Комаровском между Житикарой и Камыстами был построен временный объезд, причем два участка дороги там будут восстановлены и заасфальтированы пополам за счет средств Polymetal и местного бюджета.

В Житикаре у компании также есть свой тупик протяженностью 4,3 км, подсоединенный к погрузочной станции предприятия «Костанайские минералы», выпускающего хризотил.

Ежегодно с Комаровского поставляется примерно 2,8 млн тонн руды, а со сторонних месторождений – около 500-600 тыс. тонн. На это требуется приблизительно тысяча полувагонов ежемесячно в зависимости от погрузок поставщиков и пропускной способности железной дороги, часто эти факторы подводят, чего раньше не было, отметил начальник железнодорожного тупика на Варваринском Анатолий Цыцельский.

Раньше на месте тупика стояла станция с одним зданием, а сейчас выстроены бытовые помещения, теплые душевые, раздевалка, чтобы были человеческие условия для сотрудников местной железной дороги Polymetal. Также рядом на пригорке установлены солнечные батареи, которые генерируют питание осветительных мачт переезда. Кроме того, на станции есть грейферный перегружатель и компрессор, полностью обеспечивающий станцию воздухом для разгрузки думпкаров под давлением за час.

«Мы еще и погрузку производим. Биг-бэги с производимым на фабрике медным и золотым концентратом поставщикам в направлении Амурского гидрометаллургического завода в Хабаровский край, а медный концентрат – в Китай и другие страны», – отметил железнодорожник.

Компания приобрела подвижной состав, чтобы обеспечить свою самостоятельность в тяге – два маневровых тепловоза, один из которых бегает в Житикаре, а также магистральный тепловоз Evolution столичной сборки, он задействован на перевозке житикаринской руды до станции Баталы, для чего было получено специальное разрешение от «КТЖ». Для обслуживания состава на станции Варваринское имеется теплый ангар, в нем смонтирована смотровая канава для ремонта тепловозов и думпкаров, с гордостью показал Цыцельский. Для комаровской руды есть 108 вагонов-самосвалов, сейчас по кольцу ходят три «вертушки» из 55 думпкаров каждая. Одна из них арендуется, но в 2020-м будет приобретена еще одна собственная, и тогда Варваринский хаб будет работать только своим парком. Интересно, что объемы перевозок руды в первый год после приобретения тупика достигали всего 600 тыс. тонн, но на второй год резко выросли, отмечает Анатолий Цыцельский.

Оборачиваемость «вертушки» для поставок комаровской руды была 25 часов, после изменения организации движения на одно обращение затрачивается еще меньше – 16 часов за счет технологического использования тепловозов: магистральный возит руду от Житикары до Баталы и захватывает порожние думпкары, а оттуда маневровый уже доставляет ее на Варваринский хаб. Evolution приходится проходить осмотры в столице как минимум раз в три месяца, поэтому он периодически выпадает и в это время доставкой руды занимаются магистральные тепловозы «КТЖ», что не сильно накладывается на бюджет затрат. Оформление передвижения подвижного состава проходит электронно, значительно сокращая бумажные издержки, говорит Цыцельский.

Трудности руды

Обогатительная фабрика «Варваринского» спроектирована на переработку нескольких типов золотосодержащих и медьсодержащих руд. На ней используются процессы цианирования, сорбции через уголь–в-пульпе, и флотационные методы обогащения после дробления и измельчения руды с классификацией. Измельчение производится на четырех мельницах, по две на каждый металл. В год примерно 3,5 млн тонн перерабатывается по обеим автоматизированным цепочкам, в будущем, с модернизацией и установкой дополнительного оборудования ожидается увеличение объемов переработки на 10%. Конечная продукция включает сплав Доре, золотой и медный концентраты, при этом по показателям измельчения объемов медь занимает примерно треть объемов фабрики. По медному концентрату удается сохранять содержание не ниже 17,5%, а извлечение по драгоценному металлу составляет около 88%, в сплаве же достигается примерно 85% содержания золота. Обычно в год с фабрики выходит от 2,5 до 3 тонн золота, если считать по сплаву Доре, который здесь выплавляется раз в неделю по паре слитков в 25 килограмм каждый, пояснила в ходе ознакомительного тура по производству золотоизвлекательной и обогатительной фабрики «Варваринского» ее начальник Елена Марчукова.

«На Комаровском различная руда, наша собственная руда очень разная. Прежде чем запускать какой-то тип руды на фабрику, она проходит обязательное тестирование в лаборатории технологических исследований. Там подбираются оптимальные технологические процессы, реагентный режим, эти данные выдаются нам в качестве отчетов, и мы уже совместно с лабораторией, главным обогатителем месторождения решаем, каким образом будем перерабатывать ту или иную руду на фабрике. Оборудование в основном южноафриканское, но мы пытаемся его в последнее время оптимизировать под переработку различных типов руд, поэтому проводим модернизацию, оптимизацию процессов, основного и вспомогательного оборудования», – уточнила она.

Комаровская руда легкообогатимая, но у нее есть свои особенности при дроблении. Содержание золота в ней варьируется, но побольше, чем в сырье с Варваринского. Самые же тяжелые руды приходят со стороны, констатирует Марчукова. В ближайшем будущем на конвейерной ленте фабрики планируется установить оборудование для распознавания размеров фракций транспортируемой руды по примеру других предприятий.

Рядом с перерабатывающим комплексом находится хвостохранилище, в планах компании построить еще одно в ближайшем будущем. На обогатительном производстве пользуются оборотной водой, поступающей из накопителя, куда жидкость скачивается с карьера. Процесс цианирования на фабрике обеспечен полной защитой, в точки подачи цианида доступа персоналу нет, так как процесс автоматизирован.

К слову, освещение на фабрике стало лучше в последнее время, а серьезные инциденты промышленной безопасности там давно не случались. Тем более, что на ней собираются внедрить систему позиционирования людей для еще большей их сохранности, что дополнит существующее видеонаблюдение для мониторинга производства. А пока по фабрике летают голуби, что, очевидно, указывает на благоприятную для всего живого среду.

Данияр Сериков

Материалы по теме: