Республиканское госпредприятие (РГП) "Казводхоз" намерено резко поднять свои тарифы на услуги по подаче воды по каналам в большинстве регионов Казахстана. Об этом стало известно на общественных слушаниях, проведенных комитетом регулирования естественных монополий (КРЕМЗК) 2 июля. Повысить тарифы госпредприятие при комитете водных ресурсов МСХ намерено в августе. Их постепенный рост рассчитан на последующие пять лет. В целом, тарифные ставки разнятся в зависимости от формы хозяйствования и подачи воды.
Заемный сбор
Такая мобилизация средств нужна "Казводхозу", чтобы погасить свои недавно возникшие долговые обязательства перед международными финансовыми институтами. А таковых, судя по всему, у водного оператора накопятся немалые объемы, несмотря на то, что бюджет выделит полтриллиона тенге на обновление водного хозяйства страны в ближайшие годы.
Как известно, в случае, если естественная монополия привлекает заемные средства у международных финансовых институтов, то ее заявка на повышение тарифов рассматривается в особом порядке согласно распоряжению правительства. Хотя большая часть инвестиций "Казводхоза" в модернизацию системы водопользования Казахстана будет финансироваться из бюджета, сообщалось ранее на брифинге "Казводхоза" в октябре.
В мае 2017 года "Казводхоз" подписал финансовое соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Оно вступило в силу в апреле 2018 года и имеет гарантии министерства финансов. По соглашению привлекается 53,8 млрд тенге кредита от ЕБРР с софинансированием правительства Казахстана на 7 млрд тенге на восстановление ирригации Актюбинской, Жамбылской и Туркестанской областей на 92,7 тыс. га в период с 2017 по 2019 годы.
Условия по кредиту таковы: ставка зависит от формулы LIBOR+1%, есть комиссия за обязательство в 0,5% годовых и разовая комиссия в 1%. При этом предоставляется льготный период в 3 года и расплата по кредиту растягивается на 17 лет. Хотя одну проплату уже провели, уточнила представитель "Казводхоза" в ходе слушаний. Очевидно, речь идет о выплате разовой комиссии. Кредит привязан к валютному курсу тенге, поэтому условия по нему могут поменяться в случае девальвации, сказал глава комитета водных ресурсов при МСХ Ислам Абишев в комментарии abctv.kz после обсуждения.
По проекту ЕБРР уже определены консультант – ООО "СЕСТ" из России – и подрядчик по разработке проектно-сметной документации на объекты в Жамбылской и Туркестанской областях – ТОО "Казюжгипроводстройпроект". Последний, к слову, попадал ранее под огонь критики СМИ. Также отобраны подрядные организации для проведения строительно-монтажных работ в Актюбинской области, говорится в материалах слушаний. Работы в этом регионе уже начались и закончатся в этом году, сообщил заместитель генерального директора РГП "Казводхоз" Рустембек Бекмуратов.
Также "Казводхоз" привлекает кредитные средства от Исламского банка развития на восстановление ирригации в четырех районах Алматинской области и дренажа в двух районах Туркестанской области на территориях более 135 тыс. га. Заем в размере 49,5 млрд тенге по ставке LIBOR+1,55% привлекается на 15 лет погашения с трехлетним льготным периодом и привязкой к доллару. Кредит тоже гарантирован государством, сообщал ранее lsm.kz.
"По проекту единого тарифа – в связи с тем, что РГП "Казводхоз" не имеет финансовой возможности реализовать вышеуказанный проект за счет собственных средств, РГП "Казводхоз" привлекает заемные средства Исламского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития. Возврат долга по указанным займам будет осуществлен за счет единого тарифа на услугу по подаче воды по каналам РГП "Казводхоз" для всех регионов Республики Казахстан. При этом единый тариф будет утвержден дифференцированно по группам потребителей", – констатировал Бекмуратов в обосновании тарифной заявки.
Тарифный гнет
Согласно заявке госпредприятия, для сельхозпроизводителей тарифы при использовании механизированной подачи воды повысятся примерно в 2 раза, с действующих субсидируемых тарифных ставок в 3,1-13,5 тенге за куб для различных регионов до 29,88 тенге за кубометр во второй половине 2018 года. Далее тариф еще раз удвоится до 51,65 тенге в 2022 году (без учета субсидий в 60-85%– Ред.), указывается в раздатке водного оператора.
В случае самотека цена доставки воды будет на уровне всего 0,55 тенге с 1 августа в течение года и вырастет до 0,95 тенге в 2023 году. Для водоканалов и бюджетных организаций механическая доставка может вырасти в цене с 23,43 тенге в этом году до 40,51 тенге за пять предстоящих лет, а естественный поток воды будет стоить 0,81 тенге во второй половине 2018 года и 1,40 тенге через пятилетку. Электростанциям после повышения тарифов придется платить 51,5 тенге при механизированной поставке воды в начале пятилетней инвестпрограммы "Казводхоза", а через пять лет они вырастут до 89,02 тенге.
Ставки для промышленных предприятий за механику в водопользовании придется платить 73,88 тенге в 2018 году и 127,72 тенге в 2023 году. Сейчас в стране действуют разные утвержденные КРЕМЗК тарифы по подаче воды в разрезе регионов. Таким образом, больше всего повышение тарифной нагрузки будут нести энергостанции и промышленные предприятия с учетом небольших пропорций затрат на воду в их структуре себестоимости, а меньшую сельхозтоваропроизводители, чье потребление воды ощутимо в расходах в сравнении с оборотами аграрного бизнеса, пояснили представители "Казводхоз" в ходе слушаний.
В первый год реализации инвестпрограммы 29,8% структуры единой тарифной сметы заложено на прибыль, а в четвертом году на это собираются направить 38,7% собранных средств. Прибыль будет направляться на покрытие инвестзатрат, пояснил Абишев во время дискуссии. При этом выплата вознаграждения по займу ИБР начнется на четвертый год инвестпрограммы, с этим и связан рост административных затрат в этот период, уточнили представители "Казводхоз". В 2016 году предприятие тратило на зарплату 29,12% всех расходов – 9,9 млрд тенге, 26,86% – 9,1 млрд тенге на услуги подрядчиков и 14,74% – 5 млрд тенге на электроэнергию. РГП имеет 20 филиалов по стране, говорится в его заявке, и от 8 до 13 тыс. сотрудников в зависимости от сезона, уточнил Ислам Абишев в комментарии abctv.kz.
Стоит отметить, что кроме средств ИБР и ЕБРР, "Казводхоз" собирается занять на втором этапе модернизации водного хозяйства страны у Азиатского банка развития (АБР) на реновацию ирригационных систем в Жамбылской, Карагандинской, Актюбинской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях. В связи с этим "Казводхоз" может снова запросить повышение тарифов на подачу воды, подтвердил в беседе с abctv.kz Ислам Абишев. АБР все еще работает над технико-экономической оценкой целесообразности проекта, сообщил в электронном письме директор представительства Азиатского банка развития (АБР) в Казахстане Джованни Капаннелли. Опрошенные им фермеры готовы платить более высокие тарифы при условии хорошего качества услуги по доставке воды, написал он в e-mail.
По информации Бекмуратова, в настоящее время комитетом по водным ресурсам проводится работа по внесению изменений в правила субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным производителям. Если ранее субсидирование было заложено на уровне 50% для всех аграриев, то теперь дотирование будет выделяться в объеме 60-85% в зависимости от уровня тарифа при механизированной или самотечной подаче. Таким образом, механизированный тариф для аграриев за вычетом субсидируемой части составит всего 4,82 тенге за кубометр воды в 2018 году, 5,04 тенге в 2019, 5,45 тенге в 2020, 7,93 тенге в 2021 и 8,09 тенге в 2022 году, указывается в презентации. Из этого можно сделать вывод, что тариф начинает расти очень сильно в четвертый год программы из-за начала возврата долга ЕБРР и ИБР.
Самотек субсидий
В целом картина с учетом субсидирования складывается красивая, отметил в начале обсуждения публичных слушаний представитель крестьянского овощеводческого хозяйства "Алина" Сергей Стоцкий из города Аксу. Однако аграриев смущает вопрос выплаты субсидий, ведь гарантии их бесперебойного выделения в течение последующих пяти лет просто нет.
Как широко известно, во многих регионах со-финансирование подачи воды для аграриев выделяется нестабильно, часто с задержкой – обычно к концу года, что вымывает оборотные средства фермеров. При этом местные исполнительные органы не всегда решают в пользу выделения дотаций именно в сферу растениеводческого водопользования. Закономерно, что крестьян волнует вопрос субсидирования, так как дотационная политика в сельском хозяйстве в последние годы часто бывала непредсказуемой как со стороны МСХ, так и акиматов, и в целом прослеживалась тенденция в сторону сокращения финансовой господдержки фермеров.
Председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев сообщил, что информацию о слушаниях в ассоциации получили 28 июня, поэтому к ним не успели подготовиться. Хотя она была опубликована 12 июня на веб-сайте КРЕМЗК. В своем выступлении он выразил консолидированное мнение овощеводов Карагандинской и Павлодарской областей, которые берут воду с канала Сатпаева (КИКС – канал имени Каныша Сатпаева – Ред.) для примерно 15 тыс. га, хотя в теории советский акведук может охватывать 200-300 тыс. га. Таким образом, если будет больше потребителей среди сельхозтоваропроизводителей региона, то, значит, тарификация будет меньше для всех в среднем, считает Бисетаев.
По его информации, сейчас стоимость воды составляет 11,41 тенге за куб без субсидий по тарифу, утвержденному в КРЕЗМК для региона. По новому тарифу предлагается с августа месяца начать платить по 30 тенге за кубометр с увеличением на 280%. Притом, что в структуре севооборота вода у фермеров, сажающих овощи и картофель в этой территории, занимает около 40% затрат. С новым тарифом доля расходов на воду до 65%. Конечный тариф в 52 тенге в 2021 году будет занимать 80% в стоимостной цепочке растениеводов. Но до этого крестьянский спрос на воду может и не дожить, заявил Бисетаев.
Фермеры-водопользователи уже используют водосберегающие технологии, в том числе капельное орошение, и дошли до предела экономии. Поэтому они могут рассчитывать только на субсидирование, однако регулярно не получают в полном объеме предписанные дотации МСХ с учетом их временности и конечности в ближайшие 2-3 года, притом, что правила субсидирования еще не приняты, утверждает Бисетаев. К тому же аграрии платят за воду авансом, а потом уже получают субсидии за нее. Это означает, что среднее хозяйство в 1 тыс. гектар должно будет изымать из оборота 150 млн. тенге летом при средних общехозяйственных затратах в 200 млн. по году с учетом того, что субсидии ему могут и в итоге не достаться, посетовал овощевод.
"Нам бы хотелось все-таки, чтобы мы как сельхозтоваропроизводители, у которых есть свое видение, есть свои расчеты, есть свое понимание – нас кто-то услышал, потому что я так понимаю, что эта заявка была принята давно. Вопросы обсуждались, а мы уже на финише только принимаем участие, когда уже почти все решено. Нам бы хотелось все-таки, чтобы у нас была возможность показать свои расчеты вам. Вы видели, что эти цифры, о которых я говорю, 40% себестоимость воды составляет – 80% будет составлять, если тариф примут – не один бизнес это не выдержит, и никакой бюджет не выдержит такого субсидирования. Поэтому мы бы хотели все-таки, чтобы у нас было время вам принести эти расчеты, показать по любому региону, по любому объекту, по любому каналу – мы готовы это вам предоставить официально и дальше вести диалог", – заявил Бисетаев.
Водовороты энергетиков и промышленников
По словам заместителя председателя правления по экономике и финансам Экибастузской ГРЭС-2 Баянгуль Кабжаляловой, электростанция потребляет ежегодно около 2 млн кубов воды. Кроме того, энергетический объект забирает 60-70 млн кубометров в год для подпитки озера-водохранилища на технологические нужды и золоудаление.
Предлагаемый тариф для станции вырастет на 87% в этом году и увеличится на 185% в 2021 году, посчитала финансист. Увеличение расценок на подачу воды будет неподъемным для ГРЭС-2, утверждает она, с учетом собственных тарифов электростанции, регулируемых минэнерго. В условиях, когда тарифы на электричество в стране могут снизиться с введением рынка мощности в 2019 году, из-за роста затрат на воду в структуре расходов электроэнергия энергопредприятия будет неконкурентоспособной. Растущие расходы на воду с 2 млрд до 4 млрд тенге отвлекут финансовые ресурсы, заложенные на ремонты, что в итоге выльется в остановку оборудования, опасается Кабжалялова. Кроме того, рост тарифов может привести к сокращению объемов потребления воды в два раза. Такой сценарий подвергнет опасности работу насосов, которым необходим минимальный уровень объема водохранилища. В целом ГРЭС имеет построенными два энергоблока при восьми ранее спроектированных, хотя водохранилище планировалось и для несостоявшейся Экибастузской ГРЭС-3. В то же время вода нужна поселку Солнечный, который находится рядом со станцией и где проживает 6,5 тыс. жителей и одна тыс. сотрудников ГРЭС, для физлиц тарифы в два раза ниже, чем для промышленных предприятий, пояснила она.
В горно-металлургическом предприятии "АрселорМиттал Темиртау" (АМТ) также разделяют озабоченность повышением тарифов на подачу воды с канала Сатпаева. Компания потребляет 35 млн. кубометров в год, сообщил ее специалист по водопользованию. Она используется не только для нужд комбината, но и на отопление Темиртау через местные ТЭЦ, которые принадлежат предприятию. Таким образом, повысятся отопительные тарифы для населения. Кроме того, затраты АМТ вырастут, и на предприятии обратятся к новым технологиям или будут отказываться от масштабного использования иртышской воды. Сейчас, к примеру, в компании внедряют технологии обратного осмоса для использования воды с Самаркандского водохранилища. Но восполнение воды с Иртыша все еще необходимо на уровне до 15 млн. кубов в год, уточнил представитель "АрселорМиттал".
Субъекты естественных монополий в сфере теплоэнергетики имеют возможность заявить чрезвычайные регулирующие меры (ЧРМ) для повышения своего тарифа, разъяснила официальную позицию регулятора заместитель председателя комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗК) министерства национальной экономики Зарина Ботбаева.
Комментируя заявления энергетиков и промышленников, глава комитета водных ресурсов Ислам Абишев отметил, что в себестоимости затрат этих предприятий повышенный дифференцированный тариф займет не более незначительных 2-3%. Хотя в случае его применения в отношении крестьян, у аграриев он бы занял половину расходов. Чиновник посоветовал предприятиям переходить на новые технологии водосбережения, уменьшая таким образом объемы потребления воды.
Ирригация нарастет с юга
Между тем, аграрии Павлодарского региона, которые получают воду из канала Сатпаева, полагают, что в их регионе каких-либо работ по модернизации водного хозяйства не ожидается, констатировал Бисетаев.
"Они ведутся где-то в другом регионе, но тариф повышается у нас. Если мы правильно поняли закон о субъектах естественных монополий, то там есть инвестиционный тариф – если какой-то проект новый осуществляется на каком-то новом массиве – туда устанавливается какой-то новый инвестиционный тариф, который должен обслуживать тот кредит, который под этот проект получается. Но какое к нему имеют другие субъекты, которые не используют эти деньги, которые рассчитаны на этот проект? Поэтому эта политика распределения на всех тех обязательств, который несет отдельный какой-то массив, я думаю, это, наверное, не совсем правильно", – заявил глава овощеводческой ассоциации.
Он также обратил внимание аудитории на тот факт, что согласно заявке на механике "Казводхоз" планирует заработать в пределах всего 5,5 млрд тенге, а на самотеке, где тариф находится в районе 1 тенге за куб формируется 26 млрд тенге. При этом тариф является нежизнеспособным, так как опрошенные крестьяне на юге жалуются, что частично не получают воду по такой ставке из-за потерь на разрушенных системах ирригации и готовы платить в два-три раза больше за ее действительную доставку, указал овощевод.
"Если можно, мы тоже хотели бы поучаствовать в формировании этих тарифов, расчетов. Потому что те расчеты, которые мы сегодня получили – там анализируется сельхозтоваропредприятия, которые находятся на юге, там, где самотечная вода и там себестоимость 1,5-2% всего составляет в структуре себестоимости – это правильно, но это там. А повышается тариф-то у нас, а наш анализ никто не делал", – обратился с просьбой к регулятору Бисетаев.
На это предложение Ислам Абишев ответил, что все цифры и тарифы рассматриваются в проекте со стороны КРЕМЗК. По его информации, сельхозтоваропроизводители в Павлодарском регионе берут воду на 7,8 тыс. га, а не 15 тыс., как утверждают в ассоциации овощеводов. В первом случае требуется 11 млн. кубов воды, что составляет 1,5 тыс. кубометров на га в зависимости от погоды. При субсидировании тарифа в 30 тенге на 85% ставка получается 4,5 тенге, что выливается в 6,5 тыс. тенге расходов аграриев на га. При расходе картофелеводов на га в размере 800 млн. тенге ежегодно, затраты на воду мизерны, определил Абишев.
В использовании самотечной воды на юге в зависимости от погоды и почвы в среднем затраты составляют 18 тыс. тенге на гектар, что значимо в общей структуре затрат в 500 тыс. тенге на га, установил глава комитета водных ресурсов. При этом он выразил готовность обсудить тарифные ставки с любым сельхозтоваропроизводителем, представителем промышленности и энергетики, чтобы посчитать и сопоставить затраты на воду в общей структуре расходов любого предприятия.
Он также отметил, что тарифы на воду не поднимались долгие годы, хотя энергетики, предприятия ЖКХ и промышленности повышали свои тарифные ставки и расценки на продукцию неоднократно за годы независимости. Из-за этого был потерян почти миллион гектар орошаемых земель, и сейчас КВР хочет частично восстановить около 600 тыс. га через рыночный механизм, а не только за счет бюджетных инвестиций, как это делается в случае с водохранилищами, отметил глава комитета. По его информации, правила субсидирования подачи воды находятся на утверждении в министерстве юстиции и будут опубликованы в ближайшее время. В случае принятия тарифной заявки "Казводхоза" фермеры Павлодарского региона смогут заключить дополнительное соглашение с каналом имени Сатпаева, согласно которому водополучатели будут иметь возможность оплатить субсидируемую часть сбора за поливную воду после получения дотаций. За субсидии комитет водных ресурсов будет бороться, пообещал Абишев.
Стоит отметить, что на слушаниях не присутствовало ни одного представителя самого министерства сельского хозяйства, который мог бы четко рассказать сельхозтоваропроизводителям о перспективах получения субсидий на подачу воды.
В свою очередь, фермеры из Павлодарской области предложили на слушаниях вообще сделать единый тариф по всей стране как для самотечной, так и для механизированной подачи воды для сельхозпроизводителей, чтобы все они были в равных условиях. Хотя по информации руководителя управления регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения КРЕМЗК Айнур Ибраевой комитетом уже утверждена методика, предусматривающая дифференциацию тарифов по группам потребителей. Единый тариф может привести к росту расценок на воду для сельхозтоваропроизводителей в регионах с минимальным тарифом, подчеркнула она.
Вместе с тем, представитель компании "Kaz Minerals Бозшаколь" Татьяна Ширшикова попросила регулятора прояснить причину, почему объединенный инвестиционный тариф ложится на экибастузский регион, который не затронут проектом модернизации. Присутствующие на слушаниях представители Павлодарской области в целом посетовали, что за счет региона будут улучшаться условия водопользования других территорий.
"Это касается всех регионов. "Казводхоз" одно юридическое лицо. У одного юридического лица должен быть единый тариф. В целом проект охватывает 13 регионов. Общая сумма по регионам 277 млрд тенге регулярного орошения, 17 млрд лиманного орошения. В том числе Павлодарская область 36 млрд тенге ожидается. Кызылординская чуть меньше, 33 млрд Жамбылская область. И если так посмотреть самое большое вложение пойдет в ЮКО – 48 млрд. и потом идет Павлодарская область. Но на первом этапе начаты проекты ИБР, ЕБРР, по которым были готовы документы, и они прошли. Следующим этапом пойдет 428 тыс. гектар, в том числе сидит Павлодар, на сегодня Павлодарской области почти на 20 млрд тенге подготовлено проектно-сметной документации. Так что инвестиции к вам тоже пойдут", – пояснил глава комитета водных ресурсов Ислам Абишев.
По словам руководителя управления регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения КРЕМЗК Айнур Ибраевой, изначально "Казводхоз" совместно с антимонопольным комитетом просчитывал возможность утверждения тарифа для филиалов. Однако, утверждение тарифов по регионам, привело бы к значительному росту тарифов в регионах где предусмотрена реализация проектов с привлечением займов ИБР и ЕБРР констатировала она.
Региональные круги по воде
В ходе дискуссии представитель общественного совета Экибастуза Самат Рамазанов обратился с инициативой конкретизировать по затратам причины повышения тарифа для местного бизнеса и пригласил обсудить его повышение на 145% с жителями его региона, где доходы населения низки. Кроме того, увеличение тарифной ставки повлияет на экономику таких предприятий как разрез "Богатырь", "Восточный", железнодорожные предприятия "Проммашкомплект" и Казахстанскую вагоностроительную компанию, будущий кремниевый завод, считает экибастузец.
Более того, исполнительный директор водоканала Экибастуза Ляззат Бекбергенова высказала предположение, что увеличение тарифа на подачу воды, отразится на ценах на водоснабжение, экибастузский уголь, электричество и тепловой энергии. Присутствующая на слушаниях представитель городских электросетей Экибастуза в свою очередь подтвердила, что повышение тарифа на воду повлечет рост отпускной цены на электричество, в основном для юрлиц. Хотя в последние три года местной РЭК не позволяли поднимать тарифы для инвестиционных нужд выше уровня инфляции.
В своем спиче Бекбергенова также отметила, что с каждым годом вода, поставляемая с канала Сатпаева, становится все хуже по качеству, что генерирует дополнительные затраты на ее очищение. Тариф КИКС увеличится на 83% с начала августа, а в 2022 году на 313% в случае утверждения заявки "Казводхоз", посчитала представитель экибастузского водоканала. Вместе с тем, тариф для населения сейчас составляет 77 тенге за куб, где подача воды занимает 12 тенге, уточнила она.
"Как нам объяснить нашим потребителям? Если бы были направлены какие-то инвестиции на улучшение качества подаваемой воды – мы бы, конечно, как-то объяснили нашим жителям. Это наш единственный источник. Но в данном случае мы видим, что инвестиции не направляются на модернизацию канала. Нам кажется, не надо усреднять тариф, нужно увеличивать его там, куда идут инвестиции", – полагает Бекбергенова.
В водоканале Караганды также собираются выйти с заявкой по чрезвычайной регулирующей мере (ЧРМ) в случае, если тарифы на подачу воды повысятся, сообщила его представитель в конце слушаний. Таким образом, естественная монополия будет запрашивать повышение своих собственных тарифов у КРЕМЗК из-за независящих от нее причин. В водоканале Экибастуза также планируют прибегнуть к такой экстраординарной мере из-за неподъемности роста тарифа "Казводхоза". Известно, что тарифы в рамках ЧРМ обычно могут заявляться до конца действия тарифного периода, притом, что водоканалы могут получить субсидии, покрывающие разницу возросших ставок, пояснила в ходе обсуждения Айнур Ибраева. Поэтому население рост расценок на услуги водоснабжения может и не ощутить, хотя его могут прочувствовать юрлица.
В ответ на заявления о рисках повышения тарифов на водоснабжение в Павлодарской и Карагандинской областях, Ислам Абишев предложил передать в коммунальную собственность водоканалы в Аксу и Караганде. Это позволит, по его словам, не повышать цены на воду для населения после увеличения ставок канала Сатпаева из-за возможности оптимизации затрат. При этом он привел пример водоканала Усть-Каменогорска, который сейчас работает безубыточно после национализации.
По данным КРЕМЗК, расходы на реновацию канала Сатпаева в инвестиционной заявке "Казводхоз" заложены из собственных средств водного оператора, помимо привлекаемых займов международных финансовых организаций. В обновление инфраструктуры КИКС запланировано вложение почти на 4 млрд тенге, уточнил Ислам Абишев.
Проработка без повтора
Между тем, по сведениям представителя ТОО "KazMinerals Бозшаколь" Татьяны Ширшиковой, в прошлом году канал получил 880 млн тенге прибыли при заложенных 500 млн тенге. Сейчас горно-металлургическая компания платит 27 тенге за кубометр подаваемой воды, а с 1 августа в случае утверждения инвестзаявки "Казводхоз" со стороны КРЕМЗК тариф повысится до 73 тенге. Ширшикова также отметила, что подготовка к публичным слушаниям проводилась не на должном уровне, уведомления о них были получены предприятием поздно, а документы для качественного анализа тарифной сметы и инвестпрограммы заранее не были предоставлены, притом, что на слушаниях не была обеспечена детальная разбивка инвестиционных затрат.
"Все-таки прозрачность должна была быть обеспечена. Больше информации надо было предоставлять дополнительно потребителям, чтобы качественные публичные слушания были. С таким ростом тарифа мы не согласны как промышленное предприятие", – отметила она в своем выступлении.
Представитель медной компании обратилась с просьбой к комитету водных ресурсов и КРЕМЗК привлечь специалистов "Kaz Minerals Бозшаколь", как потребителей, к экспертизе тарифной сметы заявки "Казводхоз" в формате рабочей группы, который ранее предложил Ислам Абишев. Более того, Татьяна Ширшикова выступила с инициативой провести повторные слушания по тарифной заявке "Казводхоз", чтобы потребители могли более качественно подготовиться к ее обсуждению и анализу. Однако зампред КРЕМЗК Зарина Ботбаева сообщила, комментируя вопрос abctv.kz, что повторные слушания по заявке "Казводхоз" не ожидаются. Срок ее утверждения намечен на 18 июля.
"С нашей стороны в любом случае мы документацию в управлении водоснабжения и водоотведения смотрим. В соответствии с законодательством уровень тарифов будет уже отличный от проекта субъекта. Смету мы рассматриваем – это проект субъекта. Это субъект подал, это его видение, а уполномоченный орган уже в соответствии с законодательством, методиками, расчетами выйдет к обоснованному уровню тарифа. В соответствии с законодательством уполномоченный орган обязан привлекать независимых экспертов, потребителей, субъектов при рассмотрении проекта тарифа. Поэтому, чтобы не создавать повторно публичные слушания, предлагаем желающим участвовать при экспертизе тарифа, созвониться с сотрудниками управления КРЕМЗК, прийти и вместе, с участием комитета водных ресурсов провести экспертизу тарифа", – резюмировала заместитель председателя КРЕМЗК.
Данияр Сериков