/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
ЕБРР ищет интересные проекты в ЮКО

ЕБРР ищет интересные проекты в ЮКО

Европейский банк не готов рассматривать стартапы и беззалоговые проекты.

17:41 26 Апрель 2018 6196

ЕБРР ищет интересные проекты в ЮКО

Автор:

Мира Бахытова

В Шымкентском филиале НПП «Атамекен» организовали круглый стол представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с представителями бизнеса Южно-Казахстанской области (ЮКО). Цель встречи – презентация банка и его финансовых продуктов именно в Южном Казахстане, который банк рассматривает привлекательным регионом в плане развития промышленности, туризма и сельского хозяйства. За исключением торговли, оружия и производства крепкого алкоголя, Европейский банк реконструкции и развития готов финансировать любую сферу бизнеса, сообщили представители ЕБРР предпринимателям ЮКО. В приоритете проекты по «зеленой» экономике – повышению энергоэффективности и ресурсосбережений, повышению энергоэффективности зданий, ВИЭ, адаптации к изменениям климата и улучшению экологи, только в этом секторе можно получить льготное финансирование. Уже много лет ЕБРР сотрудничает с шымкентским водоканалом.

«ЕБРР защищает от определенных политических рисков, поэтому иностранные инвесторы любят к нам идти, они доверяют нам, идут в неизвестную страну. Для местных предпринимателей интересно, потому что некоторые виды проектов мы финансируем по более льготным ставкам. Это все, что связано с альтернативной энергетикой, экологией. Потом мы предоставляем гранты для развития малого бизнеса. Например, если вы компания, в которой работает не более 250 человек, и в бизнесе хотя бы два года, вы можете получить у нас грант на то, чтобы дальше развивать свою компанию, до 10 тысяч евро. Но требуется небольшое софинансирование от компании. Компания вкладывает какую-то сумму денег, и мы даем грант», – пояснила заместитель директора, глава представительства в Астане ЕБРР Анар Омарова.

ЕБРР выдает кредиты не только в валюте, но и в тенге, однако ставка привязана к инфляции, в итоге проценты по кредитам достигают 12,5%. Банкиры говорят о финансировании малого и среднего бизнеса, однако минимальный кредит, на который может рассчитывать заемщик ЕБРР, – 2 млн долларов (с пересчетом в тенге). Большинство пришедших на встречу предпринимателей отметили, что такая большая сумма им и не нужна. Мало того, требуется залог и денежное обеспечение, превосходящее сумму кредита. То есть банк готов профинансировать лишь 50-60% от общей стоимости проекта. Генеральный директор сети шымкентских столовых «Каравай» Адхам Умаров привел в пример собственный опыт, рассказав, что бизнес вырос и расширился исключительно благодаря кредитам.

«Когда бизнес разрастается – нужны деньги, готовы ли вы рассмотреть инвестиции в мои будущие проекты? Мне надо понять. Если кредит 5 млн долларов, мне надо заложить 7 млн долларов, но у меня нет 7 млн долларов залога, тогда разговор не получается? У меня все вложено в мое предприятие и у меня нет на стороне денег, чтобы вложить еще в новый проект», – сказал предприниматель Адхам Умаров.

Банкиры подчеркнули, что рассматривают каждый проект индивидуально, поэтому это и занимает обычно от шести месяцев до года, однако впервые обратившимся дают только кредиты. И лишь в будущем, если компания растет и вовремя отдает долги, ЕБРР может рассмотреть финансирование в акционерный капитал.

«А если вы прогорите, кто нам вернет те деньги, которые мы вложили? А мы же берем деньги у пенсионного фонда Казахстана. Вот вы нам не вернете деньги, а мы не вернем деньги в пенсионный фонд. Если мы идем в проект, у нас идет несколько видов страхования, но в первую очередь чтобы он был рентабельный», – подчеркнула Анар Омарова.

Она также привела пример. Банк развития Казахстана (БРК), который после грянувшего в 2008 году кризиса списал 2 млрд долларов проблемных кредитов. То есть схема будущих потоков не заработала, а кризис предугадать невозможно. Разочарованным остался и другой участник встречи – бизнесмен Кенес Турекулов, ТОО «Кыдырбай-Ата-12» из села Казыгурт. Предприниматель рассказал о высокорентабельном, по его словам, заводе по выпуску касторового масла, который он построил и запустил в 2016 году. Однако из-за недостатка свободных средств для модернизации производства – теперь по международным стандартам требуется масло рафинировать и дезодорировать – завод простаивает уже полтора года.

Получить кредит в других банках и по госпрограммам бизнесмену не удалось.

«Сейчас 80 процентов потребностей земного шара в касторовом масле обеспечивает Индия. Там 5-10 процентов китайцы и южноамериканцы. А мы в сутки можем 30 тонн масла производить. Нам, чтобы рафинировать и отбеливать, нанимать лаборанта, технолога, нужно где-то 300 миллионов тенге, вы сможете это финансировать, или мы должны эту землю, на которой выращиваем, сами в бизнес-план добавить, и тогда получится 2 млн долларов, и окупается за два года или даже за один сезон. Беготня по всем банкам, программа «Даму» – это я не верю, я уже набегался полтора-два года. Если бы у меня было 600 миллионов тенге залог, зачем мне такой завод строить?!» – вопрошает бизнесмен.

Учитывая, что это производство на 100% экспортно ориентированное, касторовое масло закупают Китай, Россия, заинтересована в поставках даже Мексика, директор филиала НПП ЮКО Аскар Аубакиров предложил помочь предпринимателю другим способом, через компанию «Казахэкспорт», которая выделяет беззалоговые кредиты. Почему-то в ЮКО такие займы не пользуются популярностью, отметил Аубакиров.

«Если компания экспортно ориентированная и ей нужны деньги только на оборотный капитал… Например, по дорожной карте бизнеса 30 процентов на оборотный капитал можно взять, остальное – на инвестиции. Но, если продукция компании идет на экспорт, до ста процентов на пополнение можно взять, – спросил Аскар Аубакиров.

«В АПК (агропромышленный комплекс) мы даем только на оборотный капитал, но в другие сектора – в зависимости от случая. Объемы от 2-2,5 миллиона долларов, и ставки такие же, в тенге максимум 12,5 процента, но мы предоставляем на оборотный капитал длинный кредит – от трех-четырех лет. Долгосрочный кредит обычно на оборотный капитал предоставляют на год», – отметил банкир Омонуллахожа Саъдуллахожаев.

ЕБРР финансирует проекты для малого бизнеса до 5 млн долларов. Более крупные предприятия могут рассчитывать на кредиты до 20 млн долларов и более. Помимо ВИЭ и проектов по энергосбережению, о которых говорилось выше, ЕБРР рассматривает проекты на финансирование в сфере фармации, целлюлозно-бумажной промышленности, в агропромышленном комплексе – это растениеводство, торговля сырьевыми товарами: зерном, маслом, шротом. Поддержка деятельности для сельскохозяйственных культур – семена, удобрения, производство продуктов питания, розничная торговля, также все, что связано с текстильной промышленностью. Информационные и телекоммуникационные технологии, транспортно-логистические услуги. Банкиры подчеркнули, что в ЕБРР не интересуются стартапами, кроме сферы IT-технологий, для этого в банке существует определенный фонд.

Мира Бахытова

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 563

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 457

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!