В Шымкентском филиале НПП "Атамекен" организовали круглый стол представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с представителями бизнеса Южно-Казахстанской области (ЮКО). Цель встречи – презентация банка и его финансовых продуктов именно в Южном Казахстане, который банк рассматривает привлекательным регионом в плане развития промышленности, туризма и сельского хозяйства. За исключением торговли, оружия и производства крепкого алкоголя, Европейский банк реконструкции и развития готов финансировать любую сферу бизнеса, сообщили представители ЕБРР предпринимателям ЮКО. В приоритете проекты по "зеленой" экономике – повышению энергоэффективности и ресурсосбережений, повышению энергоэффективности зданий, ВИЭ, адаптации к изменениям климата и улучшению экологи, только в этом секторе можно получить льготное финансирование. Уже много лет ЕБРР сотрудничает с шымкентским водоканалом.
"ЕБРР защищает от определенных политических рисков, поэтому иностранные инвесторы любят к нам идти, они доверяют нам, идут в неизвестную страну. Для местных предпринимателей интересно, потому что некоторые виды проектов мы финансируем по более льготным ставкам. Это все, что связано с альтернативной энергетикой, экологией. Потом мы предоставляем гранты для развития малого бизнеса. Например, если вы компания, в которой работает не более 250 человек, и в бизнесе хотя бы два года, вы можете получить у нас грант на то, чтобы дальше развивать свою компанию, до 10 тысяч евро. Но требуется небольшое софинансирование от компании. Компания вкладывает какую-то сумму денег, и мы даем грант", – пояснила заместитель директора, глава представительства в Астане ЕБРР Анар Омарова.
ЕБРР выдает кредиты не только в валюте, но и в тенге, однако ставка привязана к инфляции, в итоге проценты по кредитам достигают 12,5%. Банкиры говорят о финансировании малого и среднего бизнеса, однако минимальный кредит, на который может рассчитывать заемщик ЕБРР, – 2 млн долларов (с пересчетом в тенге). Большинство пришедших на встречу предпринимателей отметили, что такая большая сумма им и не нужна. Мало того, требуется залог и денежное обеспечение, превосходящее сумму кредита. То есть банк готов профинансировать лишь 50-60% от общей стоимости проекта. Генеральный директор сети шымкентских столовых "Каравай" Адхам Умаров привел в пример собственный опыт, рассказав, что бизнес вырос и расширился исключительно благодаря кредитам.
"Когда бизнес разрастается – нужны деньги, готовы ли вы рассмотреть инвестиции в мои будущие проекты? Мне надо понять. Если кредит 5 млн долларов, мне надо заложить 7 млн долларов, но у меня нет 7 млн долларов залога, тогда разговор не получается? У меня все вложено в мое предприятие и у меня нет на стороне денег, чтобы вложить еще в новый проект", – сказал предприниматель Адхам Умаров.
Банкиры подчеркнули, что рассматривают каждый проект индивидуально, поэтому это и занимает обычно от шести месяцев до года, однако впервые обратившимся дают только кредиты. И лишь в будущем, если компания растет и вовремя отдает долги, ЕБРР может рассмотреть финансирование в акционерный капитал.
"А если вы прогорите, кто нам вернет те деньги, которые мы вложили? А мы же берем деньги у пенсионного фонда Казахстана. Вот вы нам не вернете деньги, а мы не вернем деньги в пенсионный фонд. Если мы идем в проект, у нас идет несколько видов страхования, но в первую очередь чтобы он был рентабельный", – подчеркнула Анар Омарова.
Она также привела пример. Банк развития Казахстана (БРК), который после грянувшего в 2008 году кризиса списал 2 млрд долларов проблемных кредитов. То есть схема будущих потоков не заработала, а кризис предугадать невозможно. Разочарованным остался и другой участник встречи – бизнесмен Кенес Турекулов, ТОО "Кыдырбай-Ата-12" из села Казыгурт. Предприниматель рассказал о высокорентабельном, по его словам, заводе по выпуску касторового масла, который он построил и запустил в 2016 году. Однако из-за недостатка свободных средств для модернизации производства – теперь по международным стандартам требуется масло рафинировать и дезодорировать – завод простаивает уже полтора года.
Получить кредит в других банках и по госпрограммам бизнесмену не удалось.
"Сейчас 80 процентов потребностей земного шара в касторовом масле обеспечивает Индия. Там 5-10 процентов китайцы и южноамериканцы. А мы в сутки можем 30 тонн масла производить. Нам, чтобы рафинировать и отбеливать, нанимать лаборанта, технолога, нужно где-то 300 миллионов тенге, вы сможете это финансировать, или мы должны эту землю, на которой выращиваем, сами в бизнес-план добавить, и тогда получится 2 млн долларов, и окупается за два года или даже за один сезон. Беготня по всем банкам, программа "Даму" – это я не верю, я уже набегался полтора-два года. Если бы у меня было 600 миллионов тенге залог, зачем мне такой завод строить?!" – вопрошает бизнесмен.
Учитывая, что это производство на 100% экспортно ориентированное, касторовое масло закупают Китай, Россия, заинтересована в поставках даже Мексика, директор филиала НПП ЮКО Аскар Аубакиров предложил помочь предпринимателю другим способом, через компанию "Казахэкспорт", которая выделяет беззалоговые кредиты. Почему-то в ЮКО такие займы не пользуются популярностью, отметил Аубакиров.
"Если компания экспортно ориентированная и ей нужны деньги только на оборотный капитал… Например, по дорожной карте бизнеса 30 процентов на оборотный капитал можно взять, остальное – на инвестиции. Но, если продукция компании идет на экспорт, до ста процентов на пополнение можно взять, – спросил Аскар Аубакиров.
"В АПК (агропромышленный комплекс) мы даем только на оборотный капитал, но в другие сектора – в зависимости от случая. Объемы от 2-2,5 миллиона долларов, и ставки такие же, в тенге максимум 12,5 процента, но мы предоставляем на оборотный капитал длинный кредит – от трех-четырех лет. Долгосрочный кредит обычно на оборотный капитал предоставляют на год", – отметил банкир Омонуллахожа Саъдуллахожаев.
ЕБРР финансирует проекты для малого бизнеса до 5 млн долларов. Более крупные предприятия могут рассчитывать на кредиты до 20 млн долларов и более. Помимо ВИЭ и проектов по энергосбережению, о которых говорилось выше, ЕБРР рассматривает проекты на финансирование в сфере фармации, целлюлозно-бумажной промышленности, в агропромышленном комплексе – это растениеводство, торговля сырьевыми товарами: зерном, маслом, шротом. Поддержка деятельности для сельскохозяйственных культур – семена, удобрения, производство продуктов питания, розничная торговля, также все, что связано с текстильной промышленностью. Информационные и телекоммуникационные технологии, транспортно-логистические услуги. Банкиры подчеркнули, что в ЕБРР не интересуются стартапами, кроме сферы IT-технологий, для этого в банке существует определенный фонд.
Мира Бахытова