ЕБРР предостерегает от ошибок

Дина Ермаганбетова Дина Ермаганбетова
14051

Только этот банк кредитует сектор водоснабжения и водоотведения в Казахстане. И потому хорошо знаком с его проблемами.

ЕБРР предостерегает от ошибок

По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), он за два года профинансировал в Казахстане восемь предприятий, работающих в секторе водоснабжения и водоотведения, на сумму 180 млн долларов. В этом году ЕБРР рассчитывает подписать еще несколько соглашений с субъектами естественных монополий, работающих в этом секторе.

Сам сектор не является инвестиционно-привлекательным, поскольку тарифы субъектов естественных монополий регулируются государством и не позволяют выйти на прибыльность. Поэтому они не интересны частным инвесторам, способным улучшить ситуацию. Об этом речь шла на семинаре в Астане, посвященном вопросам водоснабжения и водоотведения в Казахстане.

"Качество активов в секторе водоснабжения и водоотведения ухудшается и требует значительного привлечения инвестиций. Географически Казахстан занимает большую территорию, в связи с чем не везде имеется доступ к пресной воде. Поэтому эксплуатационные затраты на производство одного кубометра воды или доставку воды на одно домохозяйство в целом выше, чем в более маленьких странах или странах с высокой плотностью населения. Основные проблемы сектора: ухудшение качества активов, большие технические потери, низкое качество воды, не везде существует доступ к услугам водоотведения. Конечно, это плохое финансовое состояние многих предприятий, отсутствие стратегии реформирования этих предприятий, а также низкие тарифы, не покрывающие затраты. Одним из исключений является шымкентский водоканал – достаточно прибыльное предприятие, где у нас есть частный инвестор. Существует также ряд других частных инвесторов в Казахстане, но пока участие частного сектора минимальное", - говорит представитель ЕБРР, директор по инфраструктуре по России и Центральной Азии Екатерина Мирошник.

По ее словам, вложенные ЕБРР инвестиции в отрасль водоснабжения и водоотведения в Казахстане – это "очень небольшая сумма по сравнению с теми потребностями, которые есть".

"Наверное, потребность в 10-20 раз больше той суммы, которую мы смогли предоставить. К сожалению, на данном этапе невозможно увеличить финансирование этого сектора, поскольку у компаний водоканалов низкая кредитоспособность. Они реально не могут больше потянуть и не могут больше денег потом вернуть. Что же нужно сделать, чтобы увеличить инвестиции? Это тарифообразование, чтобы оно позволило обеспечить полное покрытие затрат, плюс долгосрочные тарифы. Это поможет и муниципальным предприятиям, а также поможет привлечь частный бизнес в этот сектор", - отмечает г-жа Мирошник.

По словам специалистов ЕБРР, выдача банком пусть небольшого кредита позволяет запустить процесс коммерциализации предприятий ЖКХ.

"Если мы приходим в водоканал, у которого убыточный тариф, то первое, что мы спрашиваем: возможно ли повышение тарифа? И делаем расчеты, до какого уровня нужно их повысить, чтобы водоканал хотя бы немного всплыл из своей пучины безнадежности и вышел в ноль. А дальше обсуждаем: можем ли включить в тариф дополнительно выплату долга в течение 13 лет? Второе – внутренняя экономия, повышение эффективности, усиление менеджмента. На все это три года, кредит в этот период не выплачивается", - рассказывает вице-президент ЕБРР, старший банкир департамента инфраструктуры по России и Центральной Азии Светлана Радченко.

Внедрению механизма ГЧП в секторе водоснабжения и водоотведения также неминуемо будет предшествовать процесс коммерциализации предприятий, отмечает представитель ЕБРР: "Должен быть постепенный, поэтапный переход к привлечению частного сектора. Сначала, возможно, на основе контрактов на управление, чтобы повысить эффективность, а потом уже на каких-то более сложных договорных отношениях".

Сама процедура передачи активов в частные руки должна быть на конкурсной основе на прозрачных и конкурентных условиях, а договоры должны учитывать в равной степени интересы двух сторон – бизнеса и государства, отмечает г-жа Радченко. В противном случае, по ее словам, предприятие ЖКХ не будет застраховано от рисков и, как следствие, будет испытывать сложности с привлечением финансирования.

Опыт Камбоджи в пример Казахстану
На семинаре приводился опыт столицы Камбоджи – Пномпеня. В 1993 году город обеспечивала водоснабжением единственная госкомпания. Ее услугами было охвачено только 25% жителей, только 48% потребителей оплачивали счета, потери воды составляли 72%, тарифы были ниже себестоимости, распределительные сети были изношены. Доходы компании покрывали менее 50% операционных расходов.

В 1996 году компании международные финансовые институты, ПРООН предоставили гранты и займы, которые были направлены на меры по коммерциализации предприятия. За счет комплексной программы оздоровления клиентская база с 26 тыс. человек в 1993 году поднялась до 202 тыс. человек в 2010 году, или в более 750 раз. Тарифы увеличились в несколько раз, обслуживанием охвачено 95% населения. При этом доступ к воде получили малоимущие: для них введены субсидии до 100% от размера тарифов. Оплачивают по счетам 99,9% потребителей, потери воды сократились до 6%. Компания с 1995 года вышла на прибыль, которая в 2011 году достигла 31,9 млрд риелей (по текущему курсу это более 8 млн долларов).

Специалисты ЕБРР отмечают, что по такой же схеме возможны реформы в секторе водоснабжения и водоотведения Казахстана.

"В Камбодже тариф на воду – 25 центов за кубометр. В Казахстане средний тариф примерно такой же и чуть выше. Но есть регионы, где тариф составляет 10-20 центов, например в Кызылорде: это, в принципе, мало. Хотя в Казахстане в сравнении с Камбоджей другой уровень жизни, и, возможно, население готово платить больше. Понятно, что это социальный вопрос, его нужно исследовать и понять, каким образом сделать так, чтобы и населению было приемлемо. Мы пропагандируем сделать единый тариф, но беднейшим слоям населения платить субсидию. Мировая практика показывает, что именно сектор водоснабжения и водоотведения окупаем через тариф. Водоканал может получать нормальные деньги, покрывать свои затраты, и у него будут деньги и по кредитам расплачиваться, и еще дополнительно инвестировать", - говорит Екатерина Мирошник.

В настоящее время, по ее словам, Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей изучает возможность повышения тарифов по ряду услуг субъектов ЖКХ и введения механизма субсидирования социально уязвимых слоев населения.   

"Мы сейчас КРЕМу даем гранты на консультантов, чтобы помочь разработать систему субсидирования. Работа ведется по тарифообразованию в пяти секторах – водоснабжение, теплоснабжение, электричество, порт и аэропорт. Мы хотим рассчитать по новой методологии, каким должен быть тариф, и дальше КРЕМ решит, как это внедрять и в каких регионах", - отмечает г-жа Мирошник.

Сроки завершения этой работы, как и возможные ее результаты, представитель ЕБРР предпочла не комментировать. Однако присутствовавшие на семинаре должностные лица от министерства финансов высказали позицию, что в настоящее время правительство готово "рассматривать проекты ГЧП в любом виде".

"Министерство финансов и министерство национальной экономики сейчас очень заточены на реализацию проектов ГЧП, в каком бы виде они ни были. Сейчас это наша отдушина. Мы закрываем займы, деньги в бюджете ограничены, поэтому должны двигать частный сектор, чтобы они вливали деньги. И понятно, мы должны гарантировать им возврат и рентабельность инвестиций. Если вы внесете это предложение, мы тоже его рассмотрим. И думаю, что все это возможно", - сказал директор департамента государственного заимствования Минфина Руслан Мейрханов, отвечая на вопрос г-жи Мирошник о возможности введения долгосрочных тарифов в секторе ЖКХ.

Специалисты ЕБРР, поскольку хорошо знакомы с проблемами отрасли ЖКХ в Казахстане, не исключают, что частные операторы в ней появятся, но только в отдаленной перспективе.

Дина Ермаганбетова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться