Ожидаемые поправки в Экологический кодекс, которые касаются того, что плату за эмиссию в окружающую среду от предприятий-загрязнителей направят на природоохранные мероприятия, а сами они будут обязаны внедрять современные технологии, помогут улучшить экологическую ситуацию в регионе. Но остальные блоки вопросов, касающиеся сферы экологии, не реализуются и даже не обсуждаются. Такое мнение выразили общественники на встрече за круглым столом в департаменте экологии ВКО. Одним из инициаторов обсуждения выступил региональный филиал казахстанской Ассоциации "ECOJER" во главе с Еленой Березинской-Абиловой. Более того, на их взгляд, сейчас нет конструктивного диалога между местными исполнительными властями и населением.
Власти хотят закрыться
"Людей, безусловно, волнуют все экологические проблемы, которые есть в городе и области. Основная – это качество атмосферного воздуха. Вторая – это то, что делается в городе под видом благоустройства. Третья – деятельность крупных предприятий, – говорит старший научный сотрудник Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Серикбаева, эколог Даулет Асанов. – На местном уровне хотелось бы, чтобы те проекты, которые непосредственно касаются людей, обсуждали с жителями до того, как будут приступать к их реализации".
По его мнению, благодаря социальным сетям вся информация о действиях местных исполнительных властей быстро расходится, и ничего не скрыть. Это касается и вырубки акиматом Усть-Каменогорска зеленых насаждений в городе, и переноса деревьев с одной из городских площадей в парк "Самал" – без всякой надежды горожан, что они там приживутся. Но их мнения, по большому счету, никто не спрашивает, и им приходится шуметь в социальных сетях.
"У нас пытаются определить мероприятия по озеленению санитарных зон, а в это время местные исполнительные органы вырубают все деревья в санитарной зоне безо всякого на то контроля со стороны общественности, уполномоченного органа. Отсутствие взаимодействия не то что между обществом и исполнительными органами, оно даже внутри госорганов отсутствует. Это тоже касается ухудшения экологической ситуации", – добавил общественный активист Роман Честных.
По мнению Даулета Асанова, принимая те или иные решения, власти должны понимать, что они только увеличивают напряженность.
"Если сейчас мы находим взаимодействие с департаментом экологии, центральными органами, которые более открыты к диалогу, то МИО стараются от людей закрываться. Это основная проблема, считаю", – говорит Даулет Асанов.
Смогут замерить выбросы
Исполняющий обязанности руководителя департамента экологии ВКО Рауан Тураров рассказал, что основные загрязнители окружающей среды – промышленные предприятия ВКО вкладывают большие средства на природоохранные мероприятия.
"За последние пять лет ТОО "Казцинк" затратило на природоохранные мероприятия 12,5 млрд тенге, Усть-Каменогорская ТЭЦ – 4,1 млрд тенге, АО "Ульбинский металлургический завод" – 3,3 млрд тенге, АО "Титано-магниевый комбинат" – 4,7 млрд тенге, Бухтарминская цементная компания – 830 млн тенге", – перечислил Рауан Тураров.
Помимо этого, как информировал эколог, для урегулирования вопросов атмосферного воздуха его ведомство недавно заключило меморандум с промышленными гигантами ВКО, согласно которому в ходе объявления неблагоприятных метеорологических условий в Усть-Каменогорске по договоренности с предприятиями "Казцинк", Усть-Каменогорской ТЭЦ, АО "УМЗ" и Согринской ТЭЦ работники департамента экологии будут делать совместные замеры на источниках. Раньше экологов в дни НМУ, когда в Усть-Каменогорске наблюдается штиль и концентрируются все выбросы в атмосферном воздухе над городом, экологи не могли проводить такие проверки и узнать доподлинно, уменьшили или нет предприятия свои выбросы. Те просто предоставляли им отчеты, что они снизили мощности.
"Но это было на бумаге. А сейчас в связи с заключенным меморандумом мы будем наглядно это видеть. По итогам, если мероприятия, выполняемые предприятиями, будут неэффективными, со стороны департамента экологии остается право внести предложения по улучшению проводимых мероприятий для снижения негативного воздействия на окружающую среду", – резюмировал Рауан Тураров.
По мнению Романа Честных, сами промышленные предприятия в соответствии с международными требованиями, заинтересованы в улучшении экологической ситуации у себя на производстве.
"Но у нас весь спектр недовольства экологической ситуацией сходится именно на предприятиях-загрязнителях. Хотя есть другие факторы, которые в совокупности неблагоприятно воздействуют на окружающую среду: частный сектор с печным отоплением, транспорт, вырубка акиматом Усть-Каменогорска зеленых насаждений в санитарных зонах", – говорит Роман Честных.
И вот здесь принимаемые меры по улучшению экологической ситуации являются неэффективными, считают общественники.
Просто наблюдатели
"Мы в силу каких-то юридических тонкостей оказываемся зачастую только наблюдателями. А общественность хочет конструктива, чтобы она была услышана местными исполнительными органами, чтобы мы могли тоже слышать их аргументы", – убежден Даулет Асанов. – Также считаю, что местные исполнительные власти в пределах своей компетенции должны усиливать работу с крупными предприятиями. Нам говорят, что предприятия направляют немалые средства на природоохранные мероприятия, но если в корне посмотреть, то зачастую технические мероприятия, такие как замена газохода, фильтрующих рукавов, расширение золоотвалов и хранилища опасных отходов, предприятия выдают за природоохранные. Тем не менее эти планы за счет проведения технических работ под видом экологии дают финансовую весомость".
По словам Даулета Асанова, такие планы предприятий тоже должны обсуждаться широко, с привлечением общественности. По его мнению, ранее в законодательстве существовал такой механизм, что крупные предприятия проводили общественные слушания перед тем, как подать свои планы природоохранных мероприятий в уполномоченный орган. В рамках этих слушаний общественность, специалисты, департамент экологии могли дать свои рекомендации, свои пожелания.
"Был хоть какой-то диалог. Но тот курс, который приняло государство по поводу снижения административных барьеров для предпринимательства, исключил из Экологического кодекса многие хорошие вещи. А после внедрения Предпринимательского кодекса руки у экологов более чем обрублены. Они ограничены в своих полномочиях. Предпринимательский кодекс со всех сторон защитил бизнес. А какой нормативно-правовой акт будет защищать простых жителей? Хотелось бы, чтобы диалог с местной исполнительной властью был налажен на должном уровне. Чтобы регулярно проводились слушания, обсуждения и мы бы принимали участие в принятии важных решений", – резюмировал Даулет Асанов.
А Роман Честных напомнил, что сейчас предприятия-загрязнители в ВКО направляют деньги в фонд "Парыз", но они лишь "заполняют дыры", которые имеются в бюджете, и часто к улучшению экологической обстановки не имеют никакого отношения.
"Нам нужно расширить взгляд, выйти на те проблемы, которые влияют на экологию. Надо обсуждать их решение вместе с предприятиями-природопользователями, – считает Роман Честных. – Нужно ввести общественный контроль, без которого неизбежны коррупционные схемы".
Как говорит руководитель ОЮЛ "Гражданский альянс ВКО" Олег Чернышов, в регионе пора создавать структуры, куда общественность должна входить на праве консенсуса.
"И решения должны приниматься только консенсусом. Граждане, избранные в орган, который рассмотрит общественные, будут высказывать свое мнение. Если этот представитель гражданского общества выступит против, то решение не должно приниматься однозначно. Такой механизм есть у нас в Казахстане – Национальный совет заинтересованных сторон. Давайте в области такой создадим, в чем проблема? Тогда вся ситуация покажет, кто есть кто. Тогда власть, депутаты начинают думать: а что надо сделать, чтобы представитель гражданского общества был "за"? – убежден Олег Чернышов.
По словам главного менеджера по маркетингу инжиниринга и инноваций центра маркетинга АО "УМЗ" Бейбита Аринова, общественности, властям и предприятиям надо вместе разработать стратегию жизнедеятельности в разрезе нового законодательства, в которой следует отразить ответственность каждой стороны. Роман Честных добавил, что в регионе невозможно ссылаться только на республиканское законодательство, потому что оно обобщающее. Должен быть нормативный документ внутреннего характера. Для его создания есть полномочия у госструктур области и Усть-Каменогорска.
"Сейчас предприятия могут решить какие-то свои вопросы с местными властями кулуарно, а мы потом только узнаем о том, что будет делаться. Пора прекращать эту компанейщину. Экологическая политика должна четко основываться на регламентированных позициях. Чтобы это были долгосрочные правила игры", – подытожили общественники.
Обозначенные вопросы о возможности создания регионального документа в сфере экологии активисты хотят вынести на заседание Общественного совета ВКО.
Ольга Ушакова