/img/tv1.svg
RU KZ
Экологи ВКО призвали прекратить компанейщину

Экологи ВКО призвали прекратить компанейщину

В Восточном Казахстане предложили создать внутренний документ и разработать региональную экологическую политику, согласно которым население сообща с властями и бизнесом сможет решать важные вопросы по охране окружающей среды.

11:20 09 Июнь 2020 2206

Экологи ВКО призвали прекратить компанейщину

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

Ожидаемые поправки в Экологический кодекс, которые касаются того, что плату за эмиссию в окружающую среду от предприятий-загрязнителей направят на природоохранные мероприятия, а сами они будут обязаны внедрять современные технологии, помогут улучшить экологическую ситуацию в регионе. Но остальные блоки вопросов, касающиеся сферы экологии, не реализуются и даже не обсуждаются. Такое мнение выразили общественники на встрече за круглым столом в департаменте экологии ВКО. Одним из инициаторов обсуждения выступил региональный филиал казахстанской Ассоциации «ECOJER» во главе с Еленой Березинской-Абиловой. Более того, на их взгляд, сейчас нет конструктивного диалога между местными исполнительными властями и населением.

Власти хотят закрыться

«Людей, безусловно, волнуют все экологические проблемы, которые есть в городе и области. Основная – это качество атмосферного воздуха. Вторая – это то, что делается в городе под видом благоустройства. Третья – деятельность крупных предприятий, – говорит старший научный сотрудник Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Серикбаева, эколог Даулет Асанов. – На местном уровне хотелось бы, чтобы те проекты, которые непосредственно касаются людей, обсуждали с жителями до того, как будут приступать к их реализации».

По его мнению, благодаря социальным сетям вся информация о действиях местных исполнительных властей быстро расходится, и ничего не скрыть. Это касается и вырубки акиматом Усть-Каменогорска зеленых насаждений в городе, и переноса деревьев с одной из городских площадей в парк «Самал» – без всякой надежды горожан, что они там приживутся. Но их мнения, по большому счету, никто не спрашивает, и им приходится шуметь в социальных сетях.

«У нас пытаются определить мероприятия по озеленению санитарных зон, а в это время местные исполнительные органы вырубают все деревья в санитарной зоне безо всякого на то контроля со стороны общественности, уполномоченного органа. Отсутствие взаимодействия не то что между обществом и исполнительными органами, оно даже внутри госорганов отсутствует. Это тоже касается ухудшения экологической ситуации», – добавил общественный активист Роман Честных.

По мнению Даулета Асанова, принимая те или иные решения, власти должны понимать, что они только увеличивают напряженность.

«Если сейчас мы находим взаимодействие с департаментом экологии, центральными органами, которые более открыты к диалогу, то МИО стараются от людей закрываться. Это основная проблема, считаю», – говорит Даулет Асанов.

Смогут замерить выбросы

Исполняющий обязанности руководителя департамента экологии ВКО Рауан Тураров рассказал, что основные загрязнители окружающей среды – промышленные предприятия ВКО вкладывают большие средства на природоохранные мероприятия.

«За последние пять лет ТОО «Казцинк» затратило на природоохранные мероприятия 12,5 млрд тенге, Усть-Каменогорская ТЭЦ – 4,1 млрд тенге, АО «Ульбинский металлургический завод» – 3,3 млрд тенге, АО «Титано-магниевый комбинат» – 4,7 млрд тенге, Бухтарминская цементная компания – 830 млн тенге», – перечислил Рауан Тураров.

Помимо этого, как информировал эколог, для урегулирования вопросов атмосферного воздуха его ведомство недавно заключило меморандум с промышленными гигантами ВКО, согласно которому в ходе объявления неблагоприятных метеорологических условий в Усть-Каменогорске по договоренности с предприятиями «Казцинк», Усть-Каменогорской ТЭЦ, АО «УМЗ» и Согринской ТЭЦ работники департамента экологии будут делать совместные замеры на источниках. Раньше экологов в дни НМУ, когда в Усть-Каменогорске наблюдается штиль и концентрируются все выбросы в атмосферном воздухе над городом, экологи не могли проводить такие проверки и узнать доподлинно, уменьшили или нет предприятия свои выбросы. Те просто предоставляли им отчеты, что они снизили мощности.

«Но это было на бумаге. А сейчас в связи с заключенным меморандумом мы будем наглядно это видеть. По итогам, если мероприятия, выполняемые предприятиями, будут неэффективными, со стороны департамента экологии остается право внести предложения по улучшению проводимых мероприятий для снижения негативного воздействия на окружающую среду», – резюмировал Рауан Тураров.

По мнению Романа Честных, сами промышленные предприятия в соответствии с международными требованиями, заинтересованы в улучшении экологической ситуации у себя на производстве.

«Но у нас весь спектр недовольства экологической ситуацией сходится именно на предприятиях-загрязнителях. Хотя есть другие факторы, которые в совокупности неблагоприятно воздействуют на окружающую среду: частный сектор с печным отоплением, транспорт, вырубка акиматом Усть-Каменогорска зеленых насаждений в санитарных зонах», – говорит Роман Честных.

И вот здесь принимаемые меры по улучшению экологической ситуации являются неэффективными, считают общественники.

Просто наблюдатели

«Мы в силу каких-то юридических тонкостей оказываемся зачастую только наблюдателями. А общественность хочет конструктива, чтобы она была услышана местными исполнительными органами, чтобы мы могли тоже слышать их аргументы», – убежден Даулет Асанов. – Также считаю, что местные исполнительные власти в пределах своей компетенции должны усиливать работу с крупными предприятиями. Нам говорят, что предприятия направляют немалые средства на природоохранные мероприятия, но если в корне посмотреть, то зачастую технические мероприятия, такие как замена газохода, фильтрующих рукавов, расширение золоотвалов и хранилища опасных отходов, предприятия выдают за природоохранные. Тем не менее эти планы за счет проведения технических работ под видом экологии дают финансовую весомость».

По словам Даулета Асанова, такие планы предприятий тоже должны обсуждаться широко, с привлечением общественности. По его мнению, ранее в законодательстве существовал такой механизм, что крупные предприятия проводили общественные слушания перед тем, как подать свои планы природоохранных мероприятий в уполномоченный орган. В рамках этих слушаний общественность, специалисты, департамент экологии могли дать свои рекомендации, свои пожелания.

«Был хоть какой-то диалог. Но тот курс, который приняло государство по поводу снижения административных барьеров для предпринимательства, исключил из Экологического кодекса многие хорошие вещи. А после внедрения Предпринимательского кодекса руки у экологов более чем обрублены. Они ограничены в своих полномочиях. Предпринимательский кодекс со всех сторон защитил бизнес. А какой нормативно-правовой акт будет защищать простых жителей? Хотелось бы, чтобы диалог с местной исполнительной властью был налажен на должном уровне. Чтобы регулярно проводились слушания, обсуждения и мы бы принимали участие в принятии важных решений», – резюмировал Даулет Асанов.

А Роман Честных напомнил, что сейчас предприятия-загрязнители в ВКО направляют деньги в фонд «Парыз», но они лишь «заполняют дыры», которые имеются в бюджете, и часто к улучшению экологической обстановки не имеют никакого отношения.

«Нам нужно расширить взгляд, выйти на те проблемы, которые влияют на экологию. Надо обсуждать их решение вместе с предприятиями-природопользователями, – считает Роман Честных. – Нужно ввести общественный контроль, без которого неизбежны коррупционные схемы».

Как говорит руководитель ОЮЛ «Гражданский альянс ВКО» Олег Чернышов, в регионе пора создавать структуры, куда общественность должна входить на праве консенсуса.

«И решения должны приниматься только консенсусом. Граждане, избранные в орган, который рассмотрит общественные, будут высказывать свое мнение. Если этот представитель гражданского общества выступит против, то решение не должно приниматься однозначно. Такой механизм есть у нас в Казахстане – Национальный совет заинтересованных сторон. Давайте в области такой создадим, в чем проблема? Тогда вся ситуация покажет, кто есть кто. Тогда власть, депутаты начинают думать: а что надо сделать, чтобы представитель гражданского общества был «за»? – убежден Олег Чернышов.

По словам главного менеджера по маркетингу инжиниринга и инноваций центра маркетинга АО «УМЗ» Бейбита Аринова, общественности, властям и предприятиям надо вместе разработать стратегию жизнедеятельности в разрезе нового законодательства, в которой следует отразить ответственность каждой стороны. Роман Честных добавил, что в регионе невозможно ссылаться только на республиканское законодательство, потому что оно обобщающее. Должен быть нормативный документ внутреннего характера. Для его создания есть полномочия у госструктур области и Усть-Каменогорска.

«Сейчас предприятия могут решить какие-то свои вопросы с местными властями кулуарно, а мы потом только узнаем о том, что будет делаться. Пора прекращать эту компанейщину. Экологическая политика должна четко основываться на регламентированных позициях. Чтобы это были долгосрочные правила игры», – подытожили общественники.

Обозначенные вопросы о возможности создания регионального документа в сфере экологии активисты хотят вынести на заседание Общественного совета ВКО.

Ольга Ушакова

Смогут ли защитить экологи алматинские арыки?

13 Октябрь 2020 08:13 2523

«Зеленая» экономика в деле.

Портал inbusiness.kz продолжает тему экологии. Казахстанские эксперты считают, что в стране уже давно должна появиться партия «зеленых».

Прошлый год продемонстрировал беспрецедентный рост гражданской активности и масштабных экологических протестов. Пусковым механизмом стала публикация подготовленного международной группой экспертов по изменению климата специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 ˚C. Авторы доклада обращают внимание на то, что времени на «раскачку» уже не осталось.

Эксперты понимают, что экологической катастрофы удастся избежать только в том случае, если к 2030 году уровень выбросов в атмосферу двуокиси углерода (CO2) сократится на 45% по сравнению с показателем 2010 года, а к 2050 году и вовсе будет сведен к нулю.

Таким образом, никаких других приемлемых альтернатив переходу к «зеленой» экономике у нас нет. Отечественные эксперты поделились своим видением, как же мы сможем внедрить принципы «зеленой» экономики в Казахстане.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

«Я только начинал учиться в университете, когда в ФРГ появилось новое движение «зеленых», которое выросло в партию. И руководитель этой партии Йошка Фишер затем даже был премьер-министром Германии, руководителем одной из земель.

В Казахстане нет партии «зеленых», зато имеется несколько соответствующих ассоциаций НПО. И, на мой взгляд, им надо дать больше возможностей проведения экологических экспертиз любых законов и нормативных документов.

Например, недавно стало известно, что в Алматы предложили отказаться от использования арыков для стока дождевых вод с улиц города, поменять их на современную закрытую ливневую канализацию. Здесь собака зарыта не в какой-то исторической преемственности, хотя арыки в городе десятилетиями выполняли важные функции, когда особых экологических экспертиз даже не существовало: сток дождевых вод, полив деревьев, охлаждение температуры воздуха и т. д.

Но сегодня в городе увеличивается плотность застройки, авторы же «антиарычной» идеи утверждают, что закрытые системы ливнестока увеличивают площадь земли общественного назначения, способствуют более рациональному землепользованию. Алматы был построен так, чтобы улицы проветривались со стороны гор, но естественную уникальную среду обитания в городе начали менять еще в Казахской ССР, строя некоторые здания перпендикулярно воздушным потокам.

Теперь их проникновению мешают высотные дома в южной части города. Так что, ликвидируя арыки, надо еще подумать об экологических последствиях такого возможного решения.

Вот другой пример, как Европа внедряет экологические проекты. Мы же знаем, что еще недавно многие авиакомпании из стран постсоветского пространства не могли летать над территорией Европейского союза под тем предлогом, что повышенная «шумность» у их самолетов. Децибелы были препятствием для полетов. Это так называемая проблема звукового мусора, над уменьшением которого в Казахстане мало кто работает.

Кроме того, казахстанские «зеленые» могли бы делать экспертизу тех продуктов, которые мы потребляем. Некоторое время назад мой сын потерял сознание в кафе, затем был госпитализирован. Как оказалось, модные газированные напитки, фастфуд привели к накоплению в организме вредных веществ, и молодой организм не выдержал.

В Алматы значительная часть горожан страдает аллергией. Все это следствие плохого воздуха, вредной пищи. Я не уверен, что большая часть овощей и фруктов, которые продаются у нас, имеют необходимую проверку.

Так, что резюмируя выше сказанное, считаю, что как на республиканском, так и на городском уровнях сегодня, как никогда, необходимы общественный контроль, экспертиза, чтобы ни одна инициатива, ни одно решение, потенциально влияющие на экологию, не принимались без консультации со специалистами».

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан»:

«Тема арыков в Алматы стала показательной, когда от них некие урбанисты предложили отказаться, предложив закатать их в асфальт. Но станет ли город от этого чище? При этом горожане любят арыки – это часть истории Алматы, особенность окружающего пространства, они не могут превратиться в проблему.

Такие предложения – демонстрация утилитарного сознания, потребительского отношения к экологии, которая сейчас охватывает все сферы жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

С подобным подходом можно найти массу других проблем. Допустим, в городе растет много деревьев. У них есть одна особенность – осенью они начинают сбрасывать листву, которую не всегда убирают. Самые «вредные» из этих деревьев в Алматы – столетние семиреченские дубы, с них опадают не только листья, но и желуди. Можно их спилить, и тогда ничего не будет с них осыпаться.

Я застал еще то время, когда алматинские арыки были не бетонные, а облицованы камушками. И нас приучали с детства чистить арыки. Сегодня нам навязывают мысль о том, что легче их убрать, чем решить проблему экологического сознания людей, научить их соответствовать городской культуре, уважать место, где все мы живем.

Соглашусь, что без привлечения неправительственных организаций эти проблемы экологии никогда не решатся ни в общественном сознании, ни в масштабе государства.

Вспомните битву за урочище Кок-Жайляу. Если бы не экологические и общественные организации, их многолетняя активность, там бы построили горнолыжный курорт. Но этого не произошло именно благодаря гражданской инициативе, к которой власти все же прислушались.

Экология сегодня становится причиной социального недовольства, и стремительно политизируется. Если бы на Западе, прежде всего в Германии, 40 лет назад партия «зеленых» во главе с Йошкой Фишером не ворвалась на политическую сцену, то сегодня политика Европейского союза была бы иной в отношении экологии. Когда-то «зеленые» вызывали усмешки, ныне их рейтинг не сильно уступает традиционным партиям. Именно то, что общественность сумела сформировать в своей среде консолидированные организации, в том числе политические партии, вывело западные страны в лидеры, с которых все берут пример. Основным политическим принципом у «зеленых» считается устойчивое развитие не только в сфере экологии, но и в других областях, в том числе безопасности или экономики.

Что же касается вопросов, связанных с загрязнением воздуха Алматы, противники перевода городских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с угля на газ не раз заявляли, что это ударит по карману горожан, у которых в коммунальных счетах появятся большие суммы. Но здоровье дороже.

Алматы входит в число городов мира с самым загрязненным воздухом, поэтому борьба идет не зря. С учетом перевода ТЭЦ на газ через несколько лет планируется, что снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух южной столицы сократится почти в три раза».

Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан:

«Сама идея перехода к «зеленой» экономике ни у кого уже сопротивления не вызывает, однако вопросы возникают на уровне ее реализации. Например, давно назрела необходимость пересмотра принципов деятельности промышленных предприятий. Однако многие из них не готовы к изменению технологического процесса. Для этого следует изменить принципы хозяйственной деятельности. Речь идет о внедрении в Казахстане стратегической экологической оценки. Ранее экологическая составляющая при разработке различных программ, дорожных карт и т. д. не учитывалась, результаты воздействия на окружающую среду можно было увидеть уже в процессе реализации программы или после ее завершения.

Новые подходы имеют превентивный характер. Для любых программ, разрабатываемых в рамках землепользования, сельского хозяйства, водного хозяйства, лесоводства, рыболовства, транспорта, промышленности, энергетики, туризма, проведение стратегической экологической оценки обязательно».

Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center:

«Обсуждая те или иные инициативы, несущие экологическую угрозу, легко впасть в раздрай. К примеру, вопрос по арыкам. С одной стороны, я, как коренной алматинец, испытываю к ним любовь, вспоминаю даже легенды о форели, которая иногда попадалась в этих самых арыках.

Но во что сейчас они превратились и почему их хотят убрать с глаз долой? К сожалению, на сегодняшний день значительная часть арыков выполняет функцию свободных урн, не везде по ним течет вода. Я не сторонник уничтожения арыков, но логику инициаторов понимаю.

Что касается создания новых контролирующих органов по экологии, то есть сомнения; Много их существует, но они ничего не гарантируют. Потому что, во-первых, коррупция еще не истреблена. Во-вторых, всегда возникает вопрос: те люди, которым дадут власть, чтобы делать экспертизу, – кто они будут?

Не факт, что ими окажутся известные и транспарентные эксперты. Могут назначить удобных, лояльных, да еще и дальних родственников. Сядут они в кресла и назовутся экологической полицией. Есть уже органы экологического контроля. Это же большая проблема существующего госаппарата.

Когда мы говорим об экологии, нужен баланс, чтобы не нагромоздить в системе новых полицейских. Я говорю не конкретно о служащих МВД, а обо всех, у кого есть какие-то контролирующие функции. Много кто что-то контролирует, но бывает так, что в итоге не контролирует ничего. Соответствующие органы часто воспринимаются как натуральная кормушка, где есть возможность обогащения.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Экология как новая политика» – 2

13 Октябрь 2020 07:34 2119

Эксперты прогнозируют, что в Казахстане не будет резкого подъема «зеленой» энергетики. Так, по мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, возможно, что и к 2050 году мы не достигнем запланированных 50% доли ВИЭ в генерации, но на 20-30% выйти вполне реалистично. 

Г-н Домнин, вопрос создания «зеленой» экономики давно уже на повестке дня во многих странах мира, озабоченных изменением климата и связанным с ним природными катастрофами. Давайте поговорим о том, какие тренды существуют сейчас в мире и как на это повлиял коронакризис?

Когда говорят о «зеленой» экономике, обычно подразумевают два больших блока. Во-первых, низкоуглеродное развитие, сокращение выбросов. Во-вторых, ресурсосбережение. Кстати, хочу напомнить, что докторская диссертация первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как раз о ресурсосбережении.

В результате коронакризиса мы видим два тренда – один связан с необходимостью восстановления экономики, а другой – со стремлением сделать ее более «зеленой». Как ни странно, очень жаркое лето 2019 года в Европе подтолкнуло дискуссии в европейских обществах на эту тему. И стимулировало разного рода регуляторы предпринимать такие дружественные по отношению к «зеленой» энергетике решения. 

Так, Европейский центробанк разработал программу по выкупу ценных бумаг на 750 млрд евро, чтобы поддержать экономику во время пандемии коронавируса. 250 млрд евро из них предлагается пустить в поддержку «зеленого» развития. Это важный момент. Дешевое финансирование хорошо стимулирует различные технологии, что показывает мировая практика.

В последние годы к возобновляемым источникам энергии обращаются даже крупные углеводородные предприятия, компании, консорциумы. Например, в 2018 году ВИЭ примерно на 500 МВт совокупной мощности купила ExxonMobil. Это не так много, например, сопоставимо с объемом, который дает один блок Экибастузской ГРЭС-1, но тем не менее. В нынешнем году примерно такой же объем мощности ВИЭ приобретает Chevron. 

Давайте поговорим о Казахстане, который взял обязательства увеличивать год от года долю ВИЭ в своей энергетической корзине. Как конкретно обстоят «зеленые» проекты у нас в стране?

В Казахстане в проекты «зеленой» энергетики часто входят электроэнергетические компании, которые в основном связаны с угольной генерацией. Например, недавно премьер-министр Аскар Мамин был в ветропарке «Астана Expo 2017», который построен компанией, акционеры которой также контролируют ЦАЭК.  Есть в периметре проектов и казахстанские коммунальные системы с «зеленой» генерацией, которых немало. 

В Казахстане некоторые проекты довольно конкурентны даже без тех условий поддержки, которые им предоставляет правительство. В частности, в ноябре прошлого года на аукционе победил проект ВЭС в Туркестанской области, в поселке Шаульдер. Объект получил тариф 12,5 тенге за 1 кВт. Угольная энергия Экибастузской ГРЭС сейчас стоит 5,6 тенге за 1 кВт. 

В конечном итоге в основе перспективных проектов всегда лежит финансирование. Однако льготное финансирование в казахстанских условиях не предоставляется банками второго уровня. Деньги, как правило, выделяют институты развития. Несколько проектов ВИЭ есть у Банка развития Казахстана, достаточно активен Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 

Теперь о перспективах. В Казахстане есть такая организация, как Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Центр много критикуют за неэффективность, но, с другой стороны, одно из направлений его деятельности – «зеленое» развитие. В нынешнем году МФЦА договорился с ЕБРР о совместных проектах. Вполне возможно, что, двигаясь на этой «зеленой» волне, деньги пойдут в Казахстан по льготным ставкам. 

Почему Вы используете слово «возможно», что несет долю сомнения в успешной реализации «зеленого» развития при льготном финансировании от того же ЕБРР совместно с МФЦА?

Так как есть и сдерживающие моменты. Допустим, страны вроде Дании легко решаются отказаться от углеродных источников и переходят на строительство «зеленых» электростанций. У них процесс идет быстро. Или Германия, которая решила сократить до предела угольную генерацию и отказаться от атомной энергетики. 

В Казахстане же экономика такая, что большую часть генерации, если не ошибаюсь, около 40%, потребляют 30-35 крупных энергоемких предприятий. 

Соответственно, перейти на «зеленые» источники энергии одномоментно не получится, это длинный путь, на котором не нужно спешить. 

Представить, что через 10 лет Казахстан будет весь «зеленым», страшно: это означает коллапс современной казахстанской экономической модели, основанной на тяжелой промышленности. 

Поэтому прогноз такой: в стране не будет резкого подъема «зеленой» энергетики. Возможно, что и к 2050 году мы не достигнем запланированных 50% доли ВИЭ в генерации, но на 20-30% выйти вполне реалистично. 

С учетом наших особенностей, богатства углем и другими полезными ископаемыми, потенциала развития атомной энергии со временем увеличится разнообразие источников электроэнергии. Одни доступны, другие дешевы, третьи экологичны. И в каждом конкретном случае необходимо выбирать ключевое преимущество того или иного топлива с учетом местных особенностей. 

Что Вы имеете в виду под местными особенностями?

Например, недавно крупнейший государственный многопрофильный энергетический холдинг Казахстана «Самрук-Энерго» выбрал вариант модернизации алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 путем перехода с угля на газ, чтобы решить проблему смога. Судя по всему, тариф для потребителей станет значительно дороже, чем если бы теплоэнергия производилась на угле, но с применением современных технологий очистки. Однако компания видит решение в смене вида топлива, это для нее приоритет. 

Вы часто говорите на тему сотрудничества в рамках ЕАЭС. Как обстоят дела в сфере «зеленой» энергетики в рамках этого объединения?

Ответить на Ваш вопрос о том, какие могут быть области сотрудничества если не в рамках ЕАЭС, то хотя бы в двусторонних отношениях Казахстана и России по «зеленой» энергетике, непросто. Если перебирать цепочку добавленной стоимости, видно, что «зеленые» технологии производятся точно не у нас. 

Как правило, это технологии датские, немецкие, оборудование может быть китайское. «Зеленые» для наших стран – это больше инструменты финансирования. На перспективу как совместные для стран ЕАЭС можно рассматривать проекты кооперации, когда будут локализовываться предприятия по производству двигателей, лопастей ветродвигателей, фотоэлектрического оборудования, солнечных панелей. 

Тут перспективы видны больше в плане «зеленого» финансирования и производства «зеленой» энергии, а не выпуска основных средств для «зеленой» энергетики. И потом тут возникнет интересный и важный вопрос с торговлей выработанной электроэнергией. В ЕАЭС он пока тяжело решается даже в условиях модели традиционной энергетики. 

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!