Успешность экологической реформы зависит от активности гражданского общества – EcoJer

2398

Что изменится с принятием нового Экологического кодекса?

Успешность экологической реформы зависит от активности гражданского общества – EcoJer

Как казахстанцы на себе ощутят преобразования в экологической политике – об этом в программе телеканала ATAMEKEN BUSINESS «Время говорить» рассказала председатель совета Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив EcoJer Лаззат Рамазанова.

По ее словам, в проекте Экологического кодекса усиливается роль гражданского общества, документ нацелен на предупреждение рисков для окружающей среды, а не на сбор штрафов.

«Чем разительно отличается проект от действующего кодекса? Если ранее крупные предприятия-загрязнители применяли мировые стандарты качества окружающей среды по желанию, то теперь будут внедрять в обязательном порядке. Это повлияет на снижение эмиссий, ведь львиная доля различных выбросов идет именно от них», – говорит в эфире программы председатель EcoJer.

Государство создаст максимально некомфортную среду для тех, кто не выполнит эти требования.

Немаловажным моментом, по мнению Лаззат Рамазановой, является значимость общественного контроля. «Сейчас предприятия ведут свой внутренний мониторинг по воздействию на окружающую среду, проводят исследования на своих либо чужих лабораториях, и эта информация не разглашается. Поэтому радует, что в проекте предусмотрен общественный мониторинг за этими процессами», – пояснила она.

Кроме того, внедряется процедура стратегической экологической оценки (СЭО). В частности, принятие решения о строительстве индустриальных предприятий или реализация какой-либо отраслевой программы будут рассматриваться через призму экологии. Общественники смогут еще на стадии идеи строительства высказать свои опасения о том, как повлияет новое производство на экологическую безопасность региона. Инвестор, в свою очередь, обязан предоставить ответ, какие меры он предпримет, чтобы минимизировать ущерб для экологии и заложить эти меры в проект предприятия. Это позволит избежать различных протестов и народного недовольства по строительству заводов.

Меняется и подход к эффективному природопользованию на уровне регионов. Если ранее экологические штрафы расходовались местными властями по усмотрению, то теперь перед ними ставится задача сформировать свои отраслевые показатели по экобезопасности.

«Я уверена, что эту реформу получится успешно реализовать, ведь Министерство экологии теперь не будет распыляться, как раньше, и отслеживать деятельность всех природопользователей, а их почти 1,5 млн, а будет работать более точечно – сфокусируется на крупных предприятиях. Их не более трех тысяч, но именно на них приходится порядка 80% всех загрязняющих выбросов в атмосферу», – говорит наша собеседница.

Вместе с тем, есть над чем работать, чтобы соблюсти баланс между экономикой и экологией. Ведь если предприятия в одночасье перейдут на наилучшие доступные техники (мировые стандарты качества), это скажется на росте тарифов, а значит, и на кошельке потребителей. Поэтому здесь понадобятся меры по экономическому стимулированию предприятий, считает Лаззат Рамазанова.

Пока все вышеперечисленные нововведения остаются на бумаге, как кодекс будет работать на практике – еще вопрос. Однако для его эффективного применения EcoJer намерена через свои советы обеспечить тесную связь с регионами, чтобы сообща решать экологические проблемы, выстраивая эффективный диалог между государством, бизнесом и обществом.

«К любому изменению должно быть готово не только государство, но и гражданское общество. Меня как председателя экологической ассоциации радует, что Казахстан не рассматривает вопрос индустриализации и экономического роста вопросом любой цены, а ставит во главу угла вопросы экологически комфортной ситуации для своих граждан», – добавила она.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться