Такое мнение высказали участники онлайн-конференции, организованной на площадке ассоциации ECOJER. В ней приняли участие представители министерства экологии, геологии и природных ресурсов, а также ведущих промышленных и экологических ассоциаций страны.
По словам генерального директора ассоциации KAZENERGY Болата Акчулакова, нефтегазовая отрасль принимала активное участие в обсуждении проекта нового Экологического кодекса. Однако, по его мнению, до сих пор остается открытым вопрос экономических стимулов для внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий (НДТ).
"Даже если пандемия и карантин закончатся, прогнозы говорят о том, что экономическая ситуация начнет выправляться примерно к 2022 году. Для того чтобы цены на нефть восстановились до прежнего уровня, уйдет очень много времени, а значит, компании нефтегазовой отрасли будут подсчитывать свои убытки. В свою очередь, внедрение новых технологий – это миллиардные вложения, поэтому вопрос экономических стимулов остается открытым. Мы за экологические реформы. Но в столь непростых экономических условиях нельзя бросать предприятия на произвол судьбы. Сейчас, на мой взгляд, нужно использовать период большой рецессии, чтобы еще раз аккуратно посчитать и попытаться объединить Экокодекс вкупе с Налоговым и другими кодексами. Лишь после завершения всех расчетов вносить в правительство пакет предложений, отражающий меры экономического стимулирования", – заявил Болат Акчулаков.
Он подчеркнул, что озвученные предложения не имеют прямого отношения к пандемии коронавируса. Представители крупного бизнеса и ранее поднимали эти вопросы в рамках рабочей группы по разработке Экокодекса. И уже тогда заявляли о том, что уровень инвестиций, требуемый для внедрения наилучших доступных технологий, будет превышать финансовые возможности предприятий. Особенно если учесть, что с коммерческой точки зрения некоторые проекты НДТ невозвратные.
Болат Акчулаков отметил, что предприятия-недропользователи являются основными источниками пополнения бюджета и Национального фонда страны, и для повышения конкурентоспособности отрасли необходимо учитывать существующие проблемы.
"Нынешняя ситуация с коронавирусом лишь усилила и, как лакмусовая бумага, проявила проблему. Никто не использует пандемию как предлог для отказа от экологических реформ. Но именно сейчас необходимо сфокусироваться на антикризисных мерах и использовать это время для детального обсуждения вопросов, связанных с экономикой реализации новых норм Экологического кодекса", – резюмировал генеральный директор ассоциации KAZENERGY Болат Акчулаков.
Спикеры высказались о том, что проведенный до карантина технический аудит состояния нефтеперерабатывающих заводов показал практически полное соответствие европейским справочникам НДТ. Таким образом, это доказывает, что при комплексном подходе и поддержке государства у нас есть все шансы провести модернизацию промышленности и защитить окружающую среду.
Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Аскарбек Куанышбаев высказался о необходимости переходного периода между разработкой справочника наилучших доступных технологий и их внедрения на предприятиях. В противном случае это может сказаться на тарифах.
"Очень много вопросов именно к разработке справочников НДТ, так как многие предприятия энергосектора устаревшие, им по 60-70 лет. Без справочников предприятия не смогут сказать, сколько нужно инвестиций и как они отразятся на тарифах. Некоторые выражают опасения, что цена на электроэнергию может быть неконкурентоспособной. Поэтому наше предложение – ввести переходный период между разработкой НДТ и их внедрением, чтобы успеть за это время внести соответствующие изменения в закон об электроэнергетике и закон о естественных монополиях. Никто не против Экокодекса, но хочется, чтобы он был реализуем", – отметил Аскарбек Куанышбаев.
Позицию энергетиков поддержала председатель правления Ассоциации практикующих экологов Казахстана Лаура Маликова.
"Сектор энергетики сильно зависит от внутренних тарифов, поэтому считаем, что нужно пересмотреть экономическую часть. Сейчас, насколько мне известно, нет сопутствующих изменений в закон об электроэнергетике, и опасения касательно тарифов и расходов мы считаем объективными. Уже сейчас в этой сфере наблюдается отток кадров, которые испытывают чемоданные настроения", – отметила Лаура Маликова.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что рынок электроэнергетики считается конкурентным, станции имеют предельный тариф, который устанавливается министерством энергетики.
Согласно действующему законодательству предельный тариф на электрическую энергию устанавливается на семь лет и включает в себя затраты на производство электрической энергии, покупку электроэнергии возобновляемых источников и фиксированную прибыль. Текущие семилетние предельные тарифы установлены с нулевой прибылью для станций, а это означает, что в тарифах не заложены деньги для экологической модернизации.
Вместе с тем, согласно приказу министра энергетики, при расчете затрат на производство электроэнергии учитывается плата за эмиссии в окружающую среду.
Другими словами, станция может учесть в тарифе деньги за экологическое загрязнение, но не за экологическую модернизацию. На практике это приведет к тому, что без реформирования системы тарифообразования энергосектора электростанциям будет проще платить повышенные ставки за эмиссии в окружающую среду, чем пытаться внедрять НДТ. Ведь плата за эмиссии учтена в тарифе, а значит, ляжет на плечи потребителей.
Выслушав имеющиеся опасения, министерство экологии в лице вице-министра Ахметжана Примкулова подтвердило готовность вернуться к рассмотрению экономических мер поддержки компаний, переходящих на НДТ, и обсуждению их с экономическим блоком правительства.
Очевидно, что экологическая реформа затрагивает развитие всей экономики Казахстана и предполагает мультипликативный эффект. В этой связи правительству необходимо сформировать единую позицию, которая будет отражать мнения всех заинтересованных ведомств. Без преувеличения: эффективная реализация экологической реформы – это успешное развитие экономики будущих поколений.
Айнур Омиралина