По официальным данным, за 25 лет независимости средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась на семь лет – с 65 до 72,5 года. И этот показатель, как выяснилось, значительно превысил мировой, где за последние 70 лет увеличение произошло на 23 года – с 48 лет до 71 года.
Наука дошла до "мозгов"
Рост продолжительности жизни, по мнению ученых, был бы невозможен без достижений научно-технического прогресса. Некоторыми из них в ходе одной из панельных сессий Астанинского экономического форума "Бессмертие начинается сегодня" поделился директор института восстановительной медицины Wake Forest Энтони Атала. По его словам, выращивание печени, моделирование мышц мочевого пузыря или создание камеры сердца с помощью 3D-принтера давно уже не фантастика, а практическая реальность. Ученые научились выращивать человеческие органы, включая человеческий мозг.
Регенерация клеток и трансплантация органов, по словам зарубежного эксперта, это лишь небольшая часть того, на что способна современная восстановительная медицина. Еще один, не менее интересный метод, разработанный учеными, связан с развитием протеинов и белковым балансом.
"Я работал над проблемой изнашиваемости кровеносных сосудов. Вместо того чтобы помещать искусственно выращенные клетки в эти сосуды, мы пошли другим путем – стали вводить туда соответствующие белковые растворы, которые действовали наподобие магнита и помогали кровеносной системе самостоятельно регинирировать пропускную способность артерий и вен. То есть сердце справлялось с проблемой естественным образом и начинало нормально функционировать", – рассказал он.
Помимо этого, институт восстановительной медицины Wake Forest совместно с агентством Министерства здравоохранения и социальных служб США (FDA) разработали методику воздействия на генетику человека еще до его рождения. Чтобы предотвратить развитие такого заболевания, как гемофилия, теперь достаточно будет просто "починить" соответствующий ген. Все эти технологии, по словам Энтони Атала, будут доступны людям в ближайшее десятилетие.
Мир стремительно стареет
Современная медицина, научившаяся справляться с самыми сложными заболеваниями и продлевать тем самым жизнь людей во всем мире, к сожалению, пока не способна бороться со старостью. Причиной тому, по словам члена совета директоров краудфандинговой платформы Lifespan.io и Фонда содействия продлению жизни Елены Миловой, дороговизна клинических испытаний. Если один экспериментальный тест на мышах обходится науке от 30 тысяч до 100 тысяч долларов, испытание на человеке исчисляется десятками миллионов долларов.
"Нам известно более 200 лекарств, у которых есть потенциал замедлять процессы старения, но они не прошли клинические испытания, и поэтому мы с вами не можем их применять с целью замедления старения", – отметила эксперт.
Между тем вместо инфекционных заболеваний, которые когда-то являлись первопричиной смерти в развитых странах, на первый план вышли возрастные заболевания.
Оценивая картину заболеваемости за 2015 год в Казахстане, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сделала вывод: развитие ситуации по европейскому сценарию неминуемо. Среди первопричин смертности казахстанцев выделены: ишемическая болезнь сердца, инсульт, онкология, заболевания органов дыхания и почек, приобретенный сахарный диабет и болезнь Альцгеймера. К слову, от "эпидемии" Альцгеймера в США страдают тысячи человек.
Согласно отчету по народонаселению ООН за 2017 год, количество людей в возрасте 60 лет и старше в мире стремительно возрастает: к 2050 году оно составит 2,1 млрд человек, а к 2100 году – 3,1 млрд. В развитых странах, по данным организации, их количество уже приблизилось к 20-25% от общего населения, к 2100 году ожидается рост до 37-38%.
По словам Елены Миловой, это показатель потребности в поддержке людей пожилого возраста к общему числу трудоспособных людей в конкретной стране. И чем он выше, тем больше пожилых людей будет востребовать ресурсы из общества, тем больше нагрузка будет на людей трудоспособного возраста и в целом на экономику.
"Это означает, что каждые два трудоспособных человека должны будут поддерживать одного пожилого человека. И это достаточно большая нагрузка, ведь у трудоспособных людей есть не только пожилые родители, о которых надо заботиться, но еще и семья, дети, не говоря уже о непосредственных трудовых обязанностях. Рост доли пожилых людей опасен для экономики тем, что вызывает отток рабочей силы с рынка труда. Люди вынуждены заниматься проблемами своих пожилых родителей, что предполагает большие временные затраты, поэтому зачастую не могут официально работать. Иными словами, возрастные заболевания для всех нас создают проблемы", – поделилась своим видением Елена Милова.
В Еровпе или в той же Японии, где доля пожилого населения уже превысила 30% и один трудоспособный человек поддерживает одного пожилого, эта проблема стоит остро. В Казахстане же, по мнению эксперта, проблемы, связанные со старением населения, начнут сказываться на обществе и экономике несколько позже. Так, по прогнозам ООН, доля людей "за 60 лет", составлявшая на 2015 год всего 10%, только к 2020 году подойдет к значениям Европы, и только к 2100 году – к значениям Японии.
Старение: от обузы к новым возможностям
Панельная дискуссия "Долголетие как новая отрасль экономики", собравшая зарубежных и казахстанских экспертов на одной площадке, дала ответы на главный вопрос Астанинского экономического форума: "Почему так важно инвестировать в борьбу со старением?".
"Старение наносит колоссальный экономический ущерб мировой экономике, который исчисляется миллиардами долларов и при этом продолжает расти. Мы рассматриваем пожилых людей как обузу, тем не менее, это прекрасные работники и налогоплательщики, которые к тому же чаще молодежи делают сбережения. Кроме того, снижение тяжелых возрастозависимых заболеваний, как инсульт, инфаркт или рак, снижает затраты на медицину, как на личном, так и на страновом уровне, тем самым способствуя росту экономики", – поделилась своим мнением заведующая отделением профилактики факторов риска Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" российского Министерства здравоохранения Дарья Халтурина.
К слову, за последние 10 лет количество пациентов, которым необходима трансплантация органов, увеличилось в два раза. До 90% в списке трансплантированных органов занимают почки.
"Бремя заболевания ложится не только на самого пациента, но и на членов семьи, на все общество. Например, в США средние затраты на пациента, получающего услуги гемодиализа при хронической недостаточности почек, ежегодно составляют четверть миллиона долларов, то есть 250 тысяч. Потому что эти пациенты должны получать диализ три раза в неделю, они получают 150 курсов в год. Это довольно дорогостоящее лечение. Помимо медицинских расходов, здесь можно говорить и об общих экономических затратах. Этот пациент, которого нужно рассматривать как вкладчика в развитие социума, не может вести продуктивную жизнь. Его качество минимально, потому что три раза в неделю он должен находиться на диализе, что его сильно истощает. Получается, что они живут только один день в неделю. И государство вместо вкладчика получает человека, которого нужно поддерживать", – высказал свое мнение Энтони Атала.
Самым "дорогостоящим" для любого человека является последний год жизни, когда всем хотелось бы продлить любыми путями и средствами. Такими данными поделилась Дарья Халтурина. По ее словам, многие государства, понимая этот тренд, начали открывать программы или исследования проблем старения либо разработки средств антистарения. Россия и Казахстан, как выяснилось, в этом плане передовые.
"Если говорить о России, у нас есть национальная технологическая инициатива по направлению "здоровое долголетие", и российское государство готово давать деньги жизнеспособным стартапам на разработку средств для борьбы с этой проблемой. Это политика. По сравнению со странами Запада, я считаю, это огромный шаг вперед. Тем не менее, похожие программы, как минимум на уровне исследования, существуют по всему миру – в США, Израиле, во всем Евросоюзе. Это уже стало глобальным трендом", – заметила она.
По мнению российского эксперта, это открывает новые возможности для предпринимательства и инвесторов, а также формирует новые рынки лекарств и БАДов, продуктов регенеративной медицины и клиническо-диагностических услуг. Однако она попросила не забывать о важности клинических исследований, а также о запрете псевдонаучных средств, начиная от различных антивозрастных кремов на полке за 200 долларов или дороже, заканчивая шарлатанскими методами. Все это, по ее мнению, должно быть строго запрещено и расцениваться как введение в заблуждение и мошенничество.
"На мой взгляд, государства должны поддерживать клинические исследования в борьбе со старением, производство антивозрастных препаратов. Очень много жалоб сейчас со стороны наших западных партнеров о дороговизне клинических исследований на Западе. Более миллиарда долларов стоит вывести на рынок препарат. Но почему бы все три фазы клинических испытаний не проводить в странах Евразийского экономического сотрудничества по самым лучшим и признаваемым на Западе стандартам и по адекватным расценкам, где производство препарата будет стоить миллион долларов, а не миллиард. Сложные клинические исследования геннотерапевтических продуктов можно у нас пройти качественно за 10 миллионов долларов, а затем уже регистрировать у себя на Западе", -–высказала свою позицию эксперт.
Команда международного альянса за продление жизни, как оказалось, уже добилась определенных результатов, точнее, внесения изенений в международную классификацию болезней ВОЗ, которая вот-вот должна быть утверждена. Благодаря новым кодам возрастных заболеваний разработчики лекарственных средств смогут подавать заявки на регистрацию, а пациенты – использовать.
Пожилые люди – интеллектуальная элита нации
Технологии, способные продлевать жизнь и бороться с возрастными заболеваниями, по данным Елены Миловой, начнут выходить на рынок в ближайшие пять-семь лет. И та страна, которая первой сумеет внедрить комплексный подход к профилактике старения у людей, по ее словам, получит массу преимуществ, связанных с трудоспособностью своего населения.
Однако готовиться к этому эксперт предложила начать уже сейчас. Во-первых, подготовить население к принятию этих технологий и их использованию. Во-вторых, подготовить само медицинское сообщество и усовершенствовать клинические протоколы, на основании которых врач сможет назначать лекарства. В-третьих, сделать, чтобы эти технологии и лекарства для борьбы со старением были доступными для людей и как можно быстрее распространялись, внедрялись, давали возможность профилактировать всевозможные заболевания.
"Я нашла в вашем законодательстве много замечательных идей. Мне понравилось, что у вас поставлены амбициозные цели по повышению продолжительности жизни, что вы активно занимаетесь продвижением здорового образа жизни в молодежной среде, потому что дети – это наше будущее, и они вырастут в ответственных взрослых. Но давайте не будем забывать, что пожилые люди – это интеллектуальная элита любой нации, и сместим немного фокус внимания на эту группу тоже. Физическая активность для них очень важна. Еще мне понравилась ваша программа по модернизации общественного сознания. Человек, который ответственно относится к своей жизни, стремится к саморазвитию и самореализации, который обладает критическим мышлением, будет гораздо лучше заботиться о своем здоровье и своих близких", – заметила Елена Милова.
Российский эксперт попросила также уделить больше внимания образованию пожилых людей. Учитывая, что эти люди умеют думать и работать, а также имеют большой бэкграунд и профессиональную квалификацию, она уверила: государство получит только "плюс" в виде высококвалифицированной рабочей силы.
Алина Альбекова