Эксперты рассказали премьеру, как повысить конкурентоспособность экономики РК

Аскар Муминов Аскар Муминов
10807

Казахстан не использует на мировом рынке свои конкурентные преимущества. 

Эксперты рассказали премьеру, как повысить конкурентоспособность экономики РК

Группа ведущих казахстанских экспертов-экономистов в составе Жараса Ахметова, Ануара Ушбаева и Галима Хусаинова направила в экспертный совет по экономике при Премьер-министре РК Бакитжане Сагинтаеве результаты собственного исследования о причинах низкой конкурентоспособности казахстанской экономики. Один из авторов доклада, директор компании "Oil Gas Project" Жарас Ахметов сообщил abctv.kz, что в правительстве заинтересовались выводами аналитиков и пообещали детально проанализировать исследование и дать собственную оценку.

В распоряжении abctv.kz оказалось то самое исследование, которое легло на стол премьер-министру. Вывод, к которому пришли его авторы, неутешителен: Казахстан почти не использует свои конкурентные преимущества на мировых рынках.

По словам Жараса Ахметова, в массовом сознании укоренилась точка зрения, что отечественная продукция не может конкурировать с импортом без поддержки государства в виде субсидий и налоговых льгот. По его словам, изменения производительности труда с 1998 по 2015 год показывают, что идет резкое сокращение показателей. Так, если с 1998 по 2009 год производительность труда росла в среднем на 7,3% в год, то с 2010 по 2015 год – на 4,1% в год.

Если посмотреть на динамику изменения фондоотдачи, рассчитанную как отношение суммы ВДС (валовая добавленная стоимость) по отраслям в текущих ценах к балансовой стоимости основных фондов в текущих ценах в эти же периоды, то картина еще более удручающая. В период с 1998 по 2009 год фондоотдача росла в среднем на 2,9% в год, а с 2010-го по 2015-й падала в среднем на 3,7% в год, заметил эксперт.

По его словам, казахстанские предприятия не заинтересованы в списании основных фондов – это ухудшает показатели по собственному капиталу. Но фактически неработающие активы отражены в учете, что искажает общую картину.

Как подсчитали авторы исследования, этим периодам соответствуют и разные темпы роста прибыли предприятий. С 1998 по 2009 год чистая прибыль и смешанные доходы росли в среднем на 14,3% в год, с 2010 по 2015 год смешанные доходы росли на 8,3% в год. Реальные доходы населения так же росли с разной скоростью: в период с 1998 по 2009 год – на 15,3% в год, с 2010-го по 2015-й – на 5,7% в год. Таким образом, после кризиса 2008-2009 годов Казахстан потерял часть потенциала к росту конкурентоспособности, считают эксперты. Падение цен на нефть, начавшееся со второй половины 2014 года, еще более усугубило ситуацию – производительность труда за девять месяцев 2016 года выросла к аналогичному периоду 2015 года только на 1,1%, реальные доходы населения за 10 месяцев 2016-го снизились к аналогичному периоду 2015 года на 4,6%.

Серьезные дефекты на рынке труда
В стремлении придать экономике ускорение после кризиса 2008-2009 года за счет роста инвестиций в основной капитал при принятии инвестиционных решений не принималась во внимание обеспеченность будущих производств трудовыми ресурсами, что и привело к снижению фондоотдачи.

Аналитики предлагают премьер-министру обратить внимание на тот факт, что существуют серьезные дефекты на рынке труда, к которым можно отнести недостаточную мобильность трудовых ресурсов, отсутствие необходимой квалификации, непривлекательные с точки зрения альтернатив и издержек, связанных с переменой места жительства, предложения по оплате труда.

По их словам, проблема снижения фондоотдачи – это проблема "омертвления" капитала, а значит, дополнительных издержек предприятий. Одна из возможных причин – высокая доля незагруженных производственных мощностей.

Например, в такой ключевой для Казахстана отрасли, как добыча нефти и газа, производительность труда и фондоотдача стремительно сокращается. Так, в период с 1998 по 2009 год производительность труда росла в среднем на 12,2% в год, с 2010 по 2015 год она сокращалась на 1,1% в год. Фондоотдача в добыче нефти и газа с 1998 по 2009 год росла на 15% в год, в период с 2010 по 2015 год сокращалась на 2,6% в год.

Эксперты считают, что рост добычи нефти и газа шел в основном за счет роста фонда скважин и наращивания численности персонала. При этом методы интенсификации добычи практически не применялись или применялись с недостаточным эффектом. Старые скважины, скважины с высоким уровнем обводнения, с низким дебитом из эксплуатации не выводились – высокие издержки эксплуатации покрывались высокими ценами на сырье на мировых рынках. Аналитики призвали главу правительства обратить внимание на качество бурения скважин, особенно изоляционных работ: плохая изоляция продуктивных горизонтов ведет к росту обводненности.

Эксперты считают, что картину по фондоотдаче и производительности труда также смазывают мини-НПЗ, работающие нестабильно, и связанные с ними криминальные схемы в переработке нефти и реализации нефтепродуктов. По их словам, существует высокий уровень концентрации в подотрасли – ограниченная конкуренция не способствуют принятию эффективных инвестиционных решений. Бакытжана Сагинтаева призвали обратить внимание на тот факт, что с 2009 года добыча и переработка углеводородного сырья, экспорт которого по-прежнему остается главным источником доходов государства, утрачивают способность к конкуренции по издержкам. Основная причина этого, по словам авторов исследования, ошибочные инвестиционные решения, принимавшиеся без учета рыночных тенденций.

"Можно говорить о том, что не сложились благоприятные условия для подготовки собственных кадров в области добычи нефти и газа. Об этом свидетельствует, во-первых, значительное привлечение иностранной рабочей силы. Во-вторых, одновременное снижение производительности труда и фондоотдачи в добыче нефти и газа, что говорит о дефиците квалифицированных специалистов. Очевидно, что существуют серьезные проблемы в подготовке кадров в подотрасли. Самая высокая, при этом постоянно растущая в номинальном и реальном исчислении среднемесячная заработная плата говорит об избыточном спросе, который не может удовлетворить отечественная система подготовки кадров. В Казахстане практически отсутствует производство оборудования для нефтегазовой и смежной с ней промышленности. Несколько заводов, вроде Актюбинского завода нефтяного оборудования, погоды не делают", – заметил экономист Галим Хусаинов.

По его словам, негибкая система налогообложения и чрезмерно забюрократизированная система контрактов на недропользование затрудняет проведение геологоразведочных работ. Очевидно также несовершенство системы сбора и анализа информации о процессах, происходящих на предприятиях. Другим, косвенным подтверждением существования такой проблемы служит дело о ворованной нефти в Актобе – хищение материальных ценностей возможно только при наличии дефектов внутренней информационной системы.

Ограниченные возможности углеводородов
Рост добычи нефти и газа стимулировал в свое время рост всех смежных подотраслей – от геологоразведки и сервиса по добыче до нефтехимии. Но крепкие экономические связи, когда участники технологических цепочек поддерживают друг друга и стимулируют внедрение улучшений в производственный процесс, в том числе для снижения издержек, не сложились. Так, например, казахстанская нефтепереработка не обеспечила необходимым сырьем производство продукции нефтехимии. Сохраняется высокий уровень импорта услуг по добыче нефти и газа, что означает, что рост добычи не в достаточной мере стимулировал местные сервисные компании. А рост тарифов на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом более чем в четыре раза в 2015 году по отношению к 2008 году явно не был направлен на поддержку предприятий, входящих в сектор.

И хотя сектор углеводородов играет важную роль в экономике Казахстана, но он обладает ограниченной конкурентоспособностью, чему свидетельствует ухудшение производственных показателей после снижения цен на углеводородное сырье на мировых рынках, приходят к выводу авторы исследования.

По их словам, причинами недостаточной конкурентоспособности являются высокий уровень концентрации в секторе, ограниченная конкуренция, система государственной поддержки как фактор, дестимулирующий рост конкурентоспособности и во многом способствующий принятию ошибочных инвестиционных решений: ошибки инициаторов проектов покрываются за счет государства. Также избыточно высокий уровень государственного регулирования, недостаточно благоприятные условия для развития факторов производства, большое число ошибочных инвестиционных решений, принятых из-за дефицита необходимой информации.

Расширить предложения по государственным ценным бумагам
Группа экспертов направила Бакытжану Сагинтаеву свои предложения по повышению конкурентоспособности казахстанской экономики. Среди прочего они предлагают стимулировать рост доли расходов, направляемых на подготовку кадров, повысить ставки КПН с применением повышающего коэффициента для вычета расходов по подготовке кадров и оплате труда, ввести обязательную оплату учебными заведениями производственной практики, произвести санацию кредитного портфеля банков – это позволит понизить стоимость финансирования и увеличить его сроки. Эксперты считают необходимым стимулировать развитие фондов рискового инвестирования, в том числе изменение законодательства об инвестиционных фондах, как с вхождением государства в капитал, так и расширением спектра разрешенных финансовых инструментов. По их словам, необходимо расширение предложения государственных ценных бумаг, ликвидных и надежных бумаг национальных компаний для формирования сбалансированного инвестиционного портфеля.

Авторы исследования предложили премьер-министру активнее стимулировать проведение геологоразведочных работ. Они считают, что развитие государственно-частного партнерства в области геологоразведки по недрам позволит стимулировать прирост запасов по горнорудным отраслям. В качестве механизма правительству предложено рассмотреть схему, при которой любой инвестор, который участвует в геологоразведке, получает два надежных инструмента. Первое – возмещение от государства в размере до 50% от суммы инвестиций в геологоразведку в случае неуспеха, второе – получение вычета по другой деятельности от геологоразведки в качестве налогового щита, что даст потенциальное возмещение в размере 10%. Тогда общее возмещение от государства будет составлять 60%.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться