На внутреннем рынке Китая сегодня наблюдается серьезный дефицит угля, который возник из-за снижения общего объема импортных поставок этого продукта, заявил ведущий аналитик Argus Уильям Ван (William Wang), выступивший с обзором рынка угля Китая на международной конференции "Argus. Уголь России – 2021. СНГ и глобальные рынки".
"Выработка электроэнергии в Китае с начала года по апрель выросла на 17 процентов. "На носу" очень жаркое лето, и, естественно, потребление электроэнергии будет только расти (охлаждение и кондиционирование. – Прим. автора), и соответственно, будет расти спрос на уголь", – сказал г-н Ван.
Эксперт перечислил ряд причин возникновения дефицита на рынке угля Китая. Первая причина – это тотальная инспекция китайских шахт на предмет безопасности, которая проводится в преддверии 100-летнего юбилея Компартии Китая. Также экологические инспекции заполонили морские порты страны. В настоящее время около 55 танкеров, а это примерно шесть миллионов тонн угля, скопились в очереди на разгрузку в морских портах. И это привело к тому, что на востоке Китая возник острый дефицита угля, а это, в свою очередь, привело к сбоям в производстве электроэнергии.
Вторая причина дефицита угля – политическая. Из-за взаимных запретов в рамках "санкционных войн" приостановлены поставки в Китай самого дешевого в мире австралийского угля.
"Китайско-австралийский экономический диалог приостановлен, и мы не знаем, когда он будет возобновлен. И нам неизвестно, какими будут дальнейшие действия центрального правительства Китая и каким образом на это отреагирует рынок угля. Развитие ситуации не только с углем, но и с металлами, рудами, а также прочими импортными поставками будет зависеть от того, каким будет взаимодействие Китая с его партнерами в будущем", – отметил г-н Ван.
Спикер, опираясь на две выше названные причины, назвал основные торговые потоки угля на рынок Китая в 2021 году.
"В связи с тем, что были отсечены поставки дешевого угля из Австралии (примерно 40 долларов США за тонну), в настоящее время растут поставки российского угля, несмотря на установленные ранее квоты на импорт этого товара в Китай. Я полагаю, что эта тенденция (импорт угля из России. – Прим. автора) продолжится, так как спрос на уголь высок в нашей стране", – отметил г-н Ван.
Он добавил, что средняя цена на уголь в России за последние пять лет составляет 69 долларов США за тонну. В Китае же этот показатель за последние пять лет составил почти 93 доллара США за тонну.
"На фоне возникшего дефицита угля на внутреннем рынке Китая текущая цена угля колеблется в диапазоне от 93 долларов США до 150 долларов США за тонну", – добавил он.
Эксперт не исключает, что центральное правительство Китая может пойти на такой шаг, как временно убрать импортную пошлину на российский уголь, чтобы закрыть недостающие объемы австралийского угля.
В то же время, по его информации, конкуренцию российскому углю может составить африканский, цена за тонну которого чуть выше 60 долларов США. Еще один канал поставок угля на внутренний рынок Поднебесной – это соседние страны Юго-Восточной Азии (Тайвань, Япония), которые могут покупать дешевый австралийский уголь и перепродавать его не только Китаю, но и Индии, правда, со своими накрутками.
"Какой будет цена на уголь в будущем, предсказать не может никто. И ни у кого нет четкого понимания, какая цена на этот товар сегодня оправданна. Но факт остается фактом: в стране возник дефицит угля и центральное правительство Китая, заинтересованное в сохранении стабильности на энергетическом рынке страны, рано или поздно вынуждено будет предпринять адекватные шаги", – резюмировал г-н Ван.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!