Северо-Казахстанская область производит свыше 3 млн тонн пшеницы, 20% которой отправляется на производство муки, со ссылкой на информационные материалы о состоянии агропромышленного комплекса РК передает inbusiness.kz. Казалось бы, еще каких-то десять лет назад в регионе открывались первоклассные мельницы, а сфера зернопереработки манила инвесторов. Однако теперь все постепенно сходит на нет. Уже как 5 лет наблюдается отрицательная динамика по экспорту муки. Узбекистан, Афганистан и Туркменистан — некогда основные покупатели казахстанской сельхозпродукции — постепенно снижают свои запросы.
''Узбекистан применяет меры неравного доступа зерна и муки на свой рынок, освобождает от уплаты таможенных пошлин зерновую продукцию, вводит дифференцированные ставки импортных пошлин на ввозимое зерно — 0%, на ввозимую муку — 10%. Устанавливают разный железнодорожный тариф для внутренних и транзитных перевозчиков, разница составляет порядка 20 долларов США на тонну муки (за транзит 1 тонны муки плата казахстанским экспортерам составляет от 50 до 53 долларов США)'', – говорится в свежем сборнике о состоянии АПК Республики Казахстан.
Куда выгоднее Узбекистану завозить в свою страну именно зерно. Они сами перерабатывают пшеницу и экспортируют ее в Афганистан, тем самым замещая там казахстанских мукомолов. В сборнике также отмечается, что такой ситуацией пользуется и сам афганский бизнес, инвестируя в строительство мельниц на территории более близкого географически Узбекистана.
При этом складывается парадоксальная ситуация. Завозить нашу муку Узбекистан не хочет, но вот использовать бренды казахстанских производителей — пожалуйста. Речь идет о подделке готовой продукции. В сборнике информационных материалов о состоянии АПК РК этот момент указывается как еще одна важная проблема.
''Для сохранения позиций по экспорту муки необходимо создать равный доступ казахстанских товаров на рынок Узбекистана. В частности, речь идет об урегулировании высоких тарифов при транзите наших товаров через Узбекистан и равных таможенных пошлин на всю ввозимую продукцию в Узбекистан'', — говорится в сборнике.
Также там отмечается, что необходимо рассмотреть возможность субсидирования экспортеров в части затрат на транспортировку муки. Сейчас в Казахстане не предусмотрены меры господдержки, которые были бы направлены на снижение себестоимости продукции, удешевление транспортных расходов и возмещение затрат на модернизацию мукомольных предприятий.
Нелегко, кстати, не только экспортерам муки. В России, например, предъявляются высокие критерии и требования к североказахстанским молочным изделиям и колбасной продукции. И все бы ничего, но присутствующие на границе мобильные посты Россельхознадзора и ветеринарии слишком долго проверяют документацию на ввозимые товары. Для натуральной продукции, производимой в СКО, сроки хранения и реализации составляют всего 5-7 дней. Простои естественно бьют по бизнесу. При этом, судя по обилию на полках североказахстанских магазинов полуфабрикатов и молочки от российских производителей, у соседей с пересечением границ проблем куда меньше.
Петр Акутионов