Ермек Курманаев: «Через сто лет солирующим инструментом станет контрабас»

Ермек Курманаев: «Через сто лет солирующим инструментом станет контрабас»

15:46 25 Ноябрь 2020 19380

Ермек Курманаев: «Через сто лет солирующим инструментом станет контрабас»

Автор:

Ольга Власенко

На сцене филармонии имени Жамбыла Almaty Symphony Orchestra представил программу «Чайковский live», посвященную 180-летию великого композитора, в которой принял участие виолончелист мирового уровня Ермек Курманаев.

Выпускник аспирантуры Московской Государственной консерватории им. Чайковского, лауреат республиканских и международных конкурсов, таланту которого аплодировала публика по всему миру, дал эксклюзивное интервью нашему изданию.

Ермек, что Вы скажете, о выборе прозвучавших произведений? Какова роль наследия Чайковского сегодня?

На мой взгляд, Чайковский относится к тем мировым композиторам, чья музыка всегда будет звучать актуально. Она светлая, чудесная и наполнена любовью и обладает непреходящей гуманистической ценностью. Выбор произведений – всецело задумка менеджеров оркестра. Особенность коллектива в том, что каждый из участников может сам оказаться на месте солиста. Оркестр руководствуется девизом «если душа просит – не сдерживайся».

Вы играли «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. В чем особенность исполнения этого произведения? Каков был замысел автора и как его можно интерпретировать?

Сам автор произведения, Петр Ильич Чайковский написал вариации по-другому, в другой последовательности. Первым его исполнил профессор Московской консерватории и друг Чайковского Вильгель Фитценгаген. Он выступил с оркестром под управлением Рубинштейна в симфоническом собрании Московского отделения Русского музыкального общества в ноябре 1877 года.

Музыкант предложил свою редакцию произведения. Чайковскому она понравилась. В оригинальной авторской редакции произведение состоит из вступления, темы, сочиненной композитором, и восьми вариаций на эту тему. В редакции Вильгельма Фитценхагена была удалена последняя вариация и изменен порядок следования других. На мой взгляд, Фитценгаген внес важные коррективы и логично закончил сочинение вариацией номер семь, которая раньше обозначалась другим номером и исполнялась в середине.

Следует заметить, что всего за полтора года до начала работы над этим сочинением Чайковский в своей статье высказался, что «виртуозное процветание виолончели так приходит к последнему фазису упадка... его репертуар в продолжение уже многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями». Видимо, он решил внести свой весомый вклад в поддержку инструмента.

Расскажите, как виолончель попала к Вам в руки? Когда Вы стали чувствовать и осмысленно воспринимать этот инструмент?

Действительно, без виолончели не обходится ни один симфонический оркестр и струнный ансамбль. Если скрипку называют королевой оркестра, то виолончель имеет право называться его королем. Осмысление этого инструмента пришло ко мне позже, уже после детства. При помощи игры на нем музыканты выражают свои эмоции и чувства.

Можно ли говорить о современном звучании классики? Есть ли здесь место эксперименту?

Я считаю, что классическая музыка помогает осознать не только современность, прошлое и будущее, но и вечность. Она уже живет и еще будет жить долгими веками. Вполне можно говорить о современном звучании классики. У наших современников есть много возможностей и средств выражения, появились новые техники исполнения. Все стало виртуознее.

Уже в далеком прошлом истории развития музыки виолончели стали уделять особое внимание, когда из оркестра она выделилась в сольный инструмент. Для нее стали писать серьезные произведения. Думаю, что через сто лет таким солирующим инструментом станет контрабас.

Almaty Symphony Orchestra организует серию концертов с молодыми и яркими звездами Казахстана. В декабре публике будет представлена концептуальная программа Recomposed by Max Richter: Vivaldi, The Four Seasons, которая соединит музыку эпохи барокко и произведения XX века. Ее кульминацией станет исполнение «Времен года» Макса Рихтера, современного композитора, в 2012 году переосмыслившего знаменитый цикл Антонио Вивальди. На одной сцене с ASO выступит Еркебулан Сапарбаев – солист Казахской Государственной филармонии им. Жамбыла и лауреат Фонда Первого Президента Республики Казахстан в области культуры, один из ярких и талантливых представителей молодого поколения исполнителей Казахстана. А также солируют участники оркестра, лауреаты республиканских и международных конкурсов Зуфина Бекмолдинова, Евгений Угай и Муса Керимбаев.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

edinoe-okno-zakupok-itogi-raboty-za-god

aktivy-bankovskogo-sektora-kazahstana-v-oktyabre-prevysili-30-trln-tenge

kazahstansko-belorusskoe-proizvodstvo-vetpreparatov-namereny-sozdat-v-kazahstane

golovkin-i-sheremeta-poderutsya-v-gollivude

v-kazahmys-vybrali-luchshie-resheniya-po-bezopasnosti-truda

загрузка

×