/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 527,22 FTSE 100 7 368,26
KASE 2 334,13 Пшеница 555,20
Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

И как эта ситуация может отразиться на нефтяных ценах.

15 Январь 2020 15:35 4309

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

Автор: Елена Тумашова Фото: rbc.ru

Новости

Все новости

Военное противостояние США и Ирана – двух крупнейших нефтяных держав – несет риски для мирового рынка нефти. «Нам удалось заблокировать 80% экспорта нефти из Ирана, и мы твердо намерены разобраться и с остающимися 20%», – сказал госсекретарь США Майк Помпео.

Иран же теоретически способен перекрыть Ормузский пролив, северный берег которого находится в его владении, а это стратегический для мирового рынка нефти объект, через который Персидский залив соединяется с Мировым океаном.

Как мировой рынок нефти ощущает ситуацию между США и Ираном, и может ли это каким-либо образом коснуться Казахстана? Inbusiness.kz поговорил об этом с советником генерального директора Казахского института нефти и газа Акбаром Тукаевым.

– Акбар Куанышбаевич, как ситуация между Ираном и США повлияет на мировой рынок нефти в долгосрочной перспективе? Пытаются ли США с помощью этого конфликта продвинуть на рынок свою сланцевую нефть?

– Иран и США – это страны из ТОП-10 мира по уровню запасов и добычи нефти. При этом Соединенные Штаты за счет сланцевого сектора являются основным генератором прироста нефтяного предложения на мировом рынке, а Иран играет существенную роль в функционировании ключевой нефтетранспортной артерии мира и на теневом рынке черного золота.

Противостояние этих стран – один из существенных факторов рынка уже 40 лет, с тех пор как крупнейшие транснациональные корпорации США лишились более 5 млн баррелей в сутки добычи нефти в Иране.

В текущих условиях любой намек на новый виток напряжения либо потепление отношений между этими странами способен изменить нефтяные цены, как минимум, на 2-3 доллара за баррель.

Кроме того, не исключено, что, оказывая давление на Тегеран, нынешнее руководство США пытается несколько переконфигурировать мировой рынок, усиливая ориентацию на легкие по плотности сорта нефти и готовя, таким образом, возможности для экспорта сланцевой нефти. В текущем своем виде нефтеперерабатывающие мощности планеты более чем на две трети ориентированы на средние и тяжелые по плотности сорта.

– Сколько нефти Иран сейчас поставляет миру? Какие страны для него являются потребителями, кому будет невыгодно терять Иран как поставщика?

– По имеющимся данным ОПЕК, сейчас Иран добывает около 2,1 млн баррелей в сутки. Текущие объемы нефтепереработки страны составляют около 1,7 млн баррелей в сутки. Таким образом, на внешние рынки Тегеран поставляет окольными путями и теневыми маршрутами порядка 400 тыс. баррелей в сутки, при этом уровень экспорта сократился примерно в пять раз по сравнению с 2017 годом.

Вместе с тем следует учитывать, что возросшие в последние годы мощности НПЗ Ирана позволяют перерабатывать всю добываемую в стране нефть. Полное отсутствие экспорта сырой нефти будет болезненно, но не смертельно для Тегерана.

От санкционных мер против Ирана больше всех пострадали Индия, Южная Корея, Турция и Япония, которые еще в начале 2019 года потребляли в совокупности почти 1 млн баррелей в сутки иранской нефти.

Сейчас в большинстве этих стран в результате вынужденного отказа возникли проблемы недозагрузки НПЗ. Так, к примеру, в Индии, третьем государстве мира по объемам потребления нефти, в 2018 году годовой прирост объемов нефтепереработки составлял 3%, а по итогам 2019 года ожидается минимальный рост показателя с недозагрузкой мощностей более чем на 6%.

Практически единственным крупным потребителем иранской нефти остался Китай. Но и там вследствие санкционного прессинга официальный объем закупаемой иранской нефти сократился за последний год в четыре раза и по последним данным составляет менее 150 тыс. баррелей в сутки. В отличие от Индии, в КНР произошло оперативное замещение иранского импорта поставками из России и Саудовской Аравии.

– Какова вероятность того, что Иран перекроет Ормузский пролив, и, если это произойдет, к чему может привести? Кто сейчас основные пользователи Ормузского пролива в обоих направлениях, какой объем нефти через него проходит в настоящее время?

– На мой взгляд, жесткое блокирование Ормузского пролива произойдет только в случае массированного военного удара по Ирану.

Это самый главный нефтяной пролив в мире, через который проходит порядка 70% нефтяного экспорта ОПЕК и около пятой части потребляемых в сутки объемов сырой нефти и конденсата в мире. В сутки через пролив транспортируется примерно 17 млн баррелей нефти и конденсата, из них около 40% приходится на поставки из Саудовской Аравии, около 15% – из Ирака, по 11% – из Кувейта и ОАЭ. В разрезе стран, куда идет нефть через Ормузский пролив: поставки осуществляются в КНР, Индию, Японию, Южную Корею, США, Сингапур и другие государства.

Таким образом, в случае перекрытия пролива нефтяные цены могут взлететь до 90-100 долларов за баррель.

– Какие риски несет конфликт между Ираном и США для Казахстана как нефтяного экспортера?

– На первый взгляд, противостояние Ирана и США не несет прямой угрозы казахстанской нефтяной отрасли. Порядка 80% экспорта нашей страны идет через систему КТК. Оставшаяся часть тоже далека от рассматриваемого региона напряженности.

Вместе с тем такой конфликт не нужен в целом глобальному рынку. Благодаря соглашению ОПЕК+ в настоящее время баланс спроса-предложения на нефть пришел к более или менее равновесному состоянию. Очень важно, что благодаря текущему уровню цен существенно замедлился рост производства нефти в сланцевом секторе США и глубоководной добыче в Бразилии.

В то же время резкое увеличение цены вследствие геополитических факторов приведет к стремительным всплескам добычи и в Северной Америке, и в Бразилии, и в ряде стран-участников ОПЕК+.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

А была ли диверсия? – 2

Кто заплатит за некондиционную нефть – вопрос, на который до сих пор нет ответа.

10 Февраль 2020 18:02 2989

А была ли диверсия? – 2

Кто виноват?

Удивительная картина складывается вокруг ситуации с «грязной нефтью» в трубопроводе «КазТрансОйла». И национальный оператор в лице «КазТрансОйла», и виновник загрязнения – компания «CNPC – Актобемунайгаз» хранят молчание о том, кто же, наконец, понесет наказание за возникновение этой ЧС.

Напомним, ранее пресс-служба АО «КазТрансОйл» распространила сообщение о том, что 16 января 2020 года при приеме нефти от компании «Актобемунайгаз» в систему магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» по результатам испытаний качества нефти было обнаружено превышение хлорорганических соединений.

Как известно, появление «грязной нефти» отрицательно сказалось на обязательствах Казахстана перед Россией по экспорту ее сырья в соседний Китай. Чтобы не нарушить международные договоренности, минэнерго Казахстана пришлось в спешном порядке менять график загрузки двух казахстанских НПЗ (Шымкентского и Павлодарского).

Поясним, по схеме замещения (СВОП-операции. – Прим. автора) Россия по своему трубопроводу поставляла свою же нефть на Павлодарский НХЗ (со времен СССР технологически был ориентирован на переработку нефти из месторождений Западной Сибири в России. – Прим. автора).

Чтобы не сорвать обязательства перед Россией, те объемы, что предназначались для ПНХЗ, Казахстан напрямую отправлял в Китай.

Параллельно по трубопроводу «КазТрансОйла» до Поднебесной шли определенные объемы чисто казахстанской нефти. Однако из-за ее загрязнения хлором экспорт в Китай, но теперь уже нашей, казахстанской нефти по трубопроводу «КазТрансОйла» был приостановлен.

Министр энергетики Нурлан Ногаев на прошлой неделе на вопрос журналистов об этом затруднился назвать, когда же экспорт нашей нефти в Китай возобновится.

В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой объем «грязной нефти» попал в нефтепровод «КазТрансОйла». Информационный портал inbusiness.kz отправил официальные запросы и в «CNPC – Актобемунайгаз» и в АО «КазТрансойл», в которых были заданы соответствующие вопросы об общем объеме загрязенной нефти и о причинах загрязнения. Полученные ответы и от «CNPC – Актобемунайгаз» и от «КазТрансОйла», мало сказать, разочаровали нас. Ни на один поставленный нами вопрос ответа мы не получили, а лишь обтекаемые формулировки, что, мол, ведется работа над устранением возникшей ситуации.

Что делать?

Не получив вразумительного ответа официально, inbusiness.kz попытался выяснить причины появления «грязной нефти» из своих источников (читайте в ранее опубликованном материале «А была ли диверсия?»).

Напомним, осведомленные собеседники из нефтегазовых кругов пояснили корреспонденту inbusiness.kz, что причина «грязной нефти» кроется в бесконтрольном нарушении технологии использования различных присадок при добыче нефти.

Напомним, что, по словам нашего источника, «при извлечении нефти из скважин некоторые компании злоупотребляют с химреагентами (необходимы при очистке нефти. – Прим. автора)».

По словам специалистов, хлорорганические соединения нередко используются при добыче нефти для повышения нефтеотдачи пласта или борьбы с отложениями парафина в скважине.

«Вторая причина – это дешевые химреагенты. А дешевое хорошим не бывает – общеизвестное правило. И качество приобретаемых химреагентов – это тема отдельного разговора, так как рынок этот неконтролируемый, предложений много. И это тоже чей-то большой бизнес», – сообщил нам один из наших источников при работе над предыдущим материалом.

Другой наш источник из нефтегазовых кругов также подтвердил, что «на «CNPC – Актобемунайгаз» (компания в 1997 году была полностью выкуплена крупнейшей корпорацией Китая – CNPC. – Прим. автора) закупали дешевые присадки у другой китайской компании».

Кстати, аналогичная чрезвычайная ситуация произошла весной прошлого года в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», когда большие объемы нефти, что шли на экспорт в Беларусь, Польшу Венгрию, Чехию, Германию, имели высокую концентрацию хлорорганических соединений.

Многие покупатели из европейских стран и Беларуси тогда отказались от покупки «грязной нефти». Высокое содержание хлора в сырье приводит к сильной коррозии оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. Отказы обернулись большими финансовыми потерями для «Транснефти».

Так, в общем объеме «грязной нефти» оказалось 699 тысяч тонн от казахстанских компаний. По данным агентства Reuters, «Транснефти» пришлось выплатить казахстанским компаниям компенсацию в размере 76 миллионов долларов США.

Руководство «Транснефти» заявило тогда, что экспортируемую нефть умышленно загрязнили хлорорганическими соединениями. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, четыре человека тогда были отправлены под домашний арест.

В июле 2019 года был задержан бывший гендиректор компании ООО «Самаратранснефть-терминал» Роман Ружечко, подозреваемый российскими следователями в причастности к загрязнению нефтепровода. После задержания стало известно, что Ружечко обратился к властям Литвы за политическим убежищем.

Узнав, как жестко подошли в России к наказанию тех, кто оказался виновным в возникновении «грязной нефти», возникает еще несколько неудобных вопросов, как для руководства «CNPC – Актобемунайгаз», так и для «КазТрансОйла»: «Кто же у нас понесет наказание за грязную нефть и возникновение нештатной ситуации на Павлодарском НХЗ?»

Кульпаш Конырова

Казахстан возобновит экспорт нефти в Китай в ближайшее время

Экспорт нефти в КНР был приостановлен, сообщает inbusiness.kz.

04 Февраль 2020 11:33 2282

Казахстан возобновит экспорт нефти в Китай в ближайшее время

Фото: azh.kz

По словам министра энергетики Нурлана Ногаева, Казахстан планирует возобновить экспорт нефти в Китай через трубопроводы "КазТрансОйла".

"Пока экспорта в Китай нет. Вообще нет. Остановлен. В ближайшие дни мы планируем его восстановить", – сказал он.

Отметим, что экспорт был приостановлен из-за распространения загрязненной хлорорганическими соединениями нефти за пределы трубопроводной системы страны. Это было обнаружено 16 января текущего года. В результате экспорт казахстанской нефти в Китай и замещен российскими транзитными ресурсами.

По словам Ногаева, комиссия продолжает работать, и предварительных объемов загрязненной нефти у министерства пока нет.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: