Управление туризма и внешних связей Восточно-Казахстанской области предлагает создать в Казахстане общественный фонд по поддержке развития туристической отрасли, основой формирования уставного капитала которого могли бы стать средства, которые как бюджет, так и международные организации тратят на проведение различных семинаров и обучающих программ, касающихся этой отрасли.
То, что идея создания ОФ проистекает именно из Восточного Казахстана, неслучайно: в этом регионе с 2012 года действует аналогичная структура, цель которой – финансовая поддержка молодых предпринимателей, не имеющих залогового имущества. В силу этого они не могут получить кредиты в коммерческих банках. Но даже если залоговое имущество имеется, при оценке рисков банки зачастую приходят к выводу, что процентную ставку молодые бизнесмены не потянут.
Вот тогда на выручку молодым предпринимателям и приходит ОФ по развитию молодежного предпринимательства, выдающий беспроцентные займы сроком на два-три года с жесткой целевой привязкой использования этих средств. Опыт создания этого фонда и предлагает спроецировать на туристическую отрасль руководитель управления туризма и внешних связей акимата Восточно-Казахстанской области Жасулан Сарсебаев, который в пору своей деятельности руководителем управления по вопросам молодежной политики данного региона поспособствовал созданию ОФ по развитию молодежного предпринимательства.
Общественный фонд вместо конференций и семинаров
История создания общественного фонда в ВКО проста и незатейлива: управление по вопросам молодежной политики просто предложила ПРООН направить средства этой международной организации на реальную поддержку бизнеса вместо проедания их на различных семинарах и конференциях.
"На предыдущей работе (управление по вопросам молодежной политики акимата ВКО) мы проводили большую работу с программой ПРООН и создали общественный фонд развития молодежного предпринимательства, - сказал Жасулан Сарсебаев в ходе выступления на секции "Региональное развитие туризма" межрегионального форума по вопросам регионального развития и практики управления в пятницу. - У молодежного предпринимательства, в принципе, схожая с туризмом проблема, потому что никто не хочет давать деньги из-за того, что иногда имущества нет, иногда предприниматели процентные ставки не могут вытянуть. Но на начальном этапе у ПРООН было достаточно много средств, порядка 100 миллионов тенге, потом они эту сумму увеличили. Они хотели все это потратить на семинары, на конференции – а мы отказались от этого, все деньги консолидировали в одном общественном фонде, который эти деньги выдает под проекты на безвозмездной основе".
При этом свой оборотный капитал этот фонд не проедает – по словам руководителя управления туризма ВКО, деньги на заработную плату сотрудников фонда и прочие административные расходы выделяют местные исполнительные власти в формате грантов государственного социального заказа. В результате оборотный капитал ОФ к настоящему времени приблизился к 250 миллиардам тенге, которые находятся в постоянном обороте – один предприниматель возвращает свой беспроцентный займ, другой – берет новый. Абы кому деньги не выдаются: "Конечно, есть угроза, что какие-то проекты не встанут на ноги, но как раз для этого мы подключили Евросоюз, чтобы они нам подобрали правильных экспертов, которые умеют оценивать риски бизнеса, - пояснил Жасулан Сарсебаев. – Общественный фонд возглавляет лидер молодежной организации, он выигрывает госсоцзаказ, пишет авторские проекты, управление внутренней политики выделяет суммы на его административные расходы. Он оценивает проекты не один, он подключает фонд развития предпринимательства "Даму", банки, управление предпринимательства, международных экспертов, которые в составе совета решают, выдавать деньги или не выдавать".
Еще одним плюсом такой организационной формы поддержки бизнеса в любой отрасли как общественный фонд, выдающий беспроцентные займы, является полное освобождение его от налогов – прибыли-то фонд не извлекает, пополняется по факту из источников, которые можно охарактеризовать как спонсорские средства. В общем, уверены в ВКО, этот опыт следует спроецировать и на туристическую отрасль. "Инициатива такая, что на уровне республики необходимо рассмотреть вопрос создания какого-то резервного фонда для развития финансирования сферы туризма, - подчеркнул Жасулан Сарсебаев. - Тандем может быть не с госзаказом, может быть, другое направление, но консолидировать в таком фонде можно международные деньги. Создание такого механизма приемлемо, тем более, что экспертов Евросоюза мы можем в дальнейшем использовать для оценки туристических проектов с точки зрения устойчивости, рентабельности, возвратности, окупаемости", - добавил он.
Почему кто о чем, а туризм – о деньгах
По словам руководителя управления туризма, проблема нехватки оборотных средств в отрасли туризма является (как и в любой другой отрасли казахстанской экономики в настоящее время) системной проблемой № 1. "У нас есть такая проблема, что якорные инвесторы к нам не идут из-за того, что нет потока туристов, а потока туристов нет потому, что нет крупных инфраструктурных проектов", - обрисовал он замкнутый круг. Вырваться из него местные власти планируют не только за счет создания общественного фонда. "Мы оценили, где мы можем взять этот поток - мы можем взять это у соседей, у китайцев. Для сведения – рынок СУАР – 70 миллионов посетителей в год, 150 миллиардов (долларов) доходов на рынке, для сравнения – ВКО зарабатывает порядка 10 миллионов долларов в год, посещаемость – 500 тысяч, это потолок, - сказал Жасулан Сарсебаев. - Поэтому если даже пару процентов китайского рынка на нас переориентировать, это очень хорошее и рыночное решение, для нас это очень приемлемо, и мы сразу практически все условия создали – через посты Бахты и Майкапшагай открыли отдельные окна для беспрепятственного прохождения туристов китайских. Мы ожидаем достаточно большой поток китайских туристов в июле, поскольку подписан контракт с китайским туроператором", - заявил он.
Однако если рассчитывать на этот поток в качестве постоянного, а не разового источника извлечения прибыли для местного бюджета и местного туристического бизнеса, то необходимо решать не только вопрос оборотки для субъектов местного рынка. Представитель ВКО отметил, что работа по привлечению в регион китайских туристов вскрыла проблему с качеством туроператоров отечественных. "Я хотел бы рекомендовать министерству (по инвестициям и развитию – прим. авт.) сделать их лицензии срочными, а не бессрочными, и периодически, скажем, каждые пять лет проводить какую-то их аттестацию, потому что они в свое время понабрали лицензии, не закрываются, и этот балласт у нас во всех списках, - заметил Жасулан Сарсебаев. - При этом нормальных турмаршрутов у многих нет, сейчас начинаешь к ним обращаться - они все прикрываются необходимостью защиты частного бизнеса, и, по сути, мы этот балласт держим ни для чего. Мне кажется, лучше иметь конкретных 10–15 туроператоров, которые имеют реальные возможности, и продвигать их, чем распыляться на 100 без соответствующего качества. При этом большинство из них не хочет брать на себя правовую ответственность. Сейчас работа с китайцами вскрыла эту проблему – из 70 порядка туроператоров реально тех, кто прошел по нашим параметрам, всего девять".
Туристу "Фигаро" не указ
Наконец, еще одной системной проблемой отрасли является та информационная работа, которая проводится госорганами и квазигосударственным сектором в лице "KAZNEX Инвест" по продвижению идеи туристической привлекательности Казахстана за рубежом: руководитель профильного управления областного акимата охарактеризовал ее как "слабую".
"Проблема в том, что достаточно много средств "KAZNEX Инвест" и государство тратят на пиар нашей страны в Европе, так, стоимость одной полосы газеты "Фигаро" – 100 тысяч евро на один выход. При этом мы просчитали рентабельность наших затрат, и оказалось, что мы тратим эти деньги не совсем в умеренных размерах. Но туристам неважно, сколько ты раз крутишь ролик, им важно – будет ли тебя рекомендовать европейский туроператор, потому что европейский турист покупает в основном путевки через туроператоров, который гарантирует страховку и безопасность, - сказал Жасулан Сарсебаев. - Поэтому мы пошли чуть по-другому пути – мы обучаем заинтересованных туроператоров китайских и европейских правильно продавать наш продукт".
При этом, признал он, последние события в Актобе, где приверженцы нетрадиционных религиозных течений 5 июня совершили нападения на оружейные магазины и на войсковую часть, "немножко положили тень на стабильность в плане безопасности Казахстана". "И мы должны вести целевую пропаганду, чтобы не потерять рынок, который сейчас теряет Турция – порядка 30 % из-за аналогичных событий, - считает представитель акимата ВКО. - Я хотел бы рекомендовать проработать с министерством информации возможность размещения госзаказа на нашем телевидении для наших туристических регионов. Потому что мы говорим о развитии внутреннего туризма много, но, мне кажется, разные регионы не совсем много знают друг о друге, и туристы не знают фактически, что происходит на востоке, что наши санатории не хуже зарубежных".
В ВКО, по его словам, власти "заточены" на создание медицинского вида туризма. Причем одним из его ответвлений может стать работа с онкобольными: "У нас есть центр онкологических заболеваний, наш регион занимает по ним первое место в стране, у нас большой опыт функционирования Семипалатинского ядерного полигона, и мы ориентируемся на этот сегмент рынка, если можно так сказать, - сказал Жасулан Сарсебаев. – А с учетом последнего поручения по развитию культурно-туристического проекта "Жемчужина Алтая", мы в этом году начали масштабные раскопки совместно с управлением культуры по пяти курганам, которые должны сделать научные открытия. На основе этого мы будем пропагандировать и дальше развивать уже историко-культурное направление". Таким образом, потенциал у области в туризме большой – осталось разомкнуть вышеупомянутый замкнутый круг, когда туристов нет, потому что нет денег, а денег нет, потому что нет туристов…
Игорь Воротной, Астана