Среди основных причин гибели стартапов в мировом масштабе их основатели называют отсутствие инвестиций. Согласно исследованиям CBInsights среди более ста закрывшихся компаний, около 30% предприятий обанкротились, потому что у владельцев кончились деньги, и 8% – из-за того, что не было финансирования.
В недавнем российском исследовании "Стартап Барометр 2019" было выявлено, что 14% основателей продолжают финансировать свои стартапы по мере развития из собственных средств. При этом, 63% респондентов назвали основную проблему, которая тормозит развитие бизнеса, – потребность в деньгах.
Мы решили выяснить, где казахстанским стартапам привлекать инвестиции, к чему готовиться, чтобы понравиться инвестору и что могут дать конкурсы и хакатоны.
Аскар Айтуов, руководитель направления акселерации DAR
– Как Вы считаете, где казахстанские стартапы могут получить инвестиции?
– Доступ к финансированию для стартаперов сейчас предоставляется несколькими структурами. Во-первых, государственные – это Techgarden, Astana hub, QazTechVentures, ABC, грантовые программы МОН РК, грантовые программы акиматов. Во-вторых, частные – это различного рода акселераторы (DAR lab, MOST, BeinTech и др.), private equity фонды, такие как Almak Capital, также в последний год в Казахстан начали смотреть международные венчурные фонды (например, Small World Ventures, Seedstars). Хотелось отдельно отметить специализированные фонды – это Centras Ventures в Алматы, ABC I2BF в Нур-Султане, которые имеют хорошие процедуры и сильную команду.
– Вы недавно проводили конкурс среди стартапов Центральной Азии. Что такие конкурсы и хакатоны дают стартапу, помимо материальной поддержки?
– Стоит признать, что популярность хакатонов в последние годы снижается. Но в любом случае конкурсы и хакатоны – это отличный способ наладить нетворкинг, найти соратников, презентовать свой проект и получить обратную связь от потенциальных инвесторов. Здесь главное мера – чтобы это не превратилось в тусовку. Для стартаперов СНГ характерно иногда чрезмерное внимание уделять нетворкинг-ивентам. Тогда как важно сочетать творческую и нетворкинговую составляющую с жесткостью и дисциплиной для реализации непосредственно продуктовой части.
– Для чего ваша компания проводит такие конкурсы?
– В стартаперском мире есть две философские школы. Одна гласит: технологии – это commodity, настоящие инновации сейчас идут от бизнес-модели и маркетинга. Вторая школа утверждает обратное: главное – сделать хороший продукт, а монетизация придет сама собой.
Мы потенциально видим синергию с обоими типами предпринимателей и можем им предложить интересные варианты сотрудничества.
– К чему готовиться стартаперам, чтобы реально получить инвестиции?
– На наш взгляд, нужно глубоко погрузиться в предметную область своего проекта, отдаваться проекту на 100% времени и иметь гармонизированную команду. Внутри компании должен быть жесткий интровертный тип принятия решений. Снаружи компании должна быть налажена воронка клиентов либо хотя бы потенциальных лидов. Такие стартапы – это идеал в глазах любого инвестора.
Историй, где в местный стартап инвестировали зарубежные инвесторы, очень мало
Ержан Мусин, партнер Almak Capital
– Как Вы считаете, где казахстанский стартапер может получить инвестиции?
– Смотря что подразумевается под словом "казахстанский". Если речь идет о принадлежности к стране, где этот стартап будет работать и зарабатывать, то и искать инвестиции, скорее всего, нужно у местных инвесторов. Историй, где в местный стартап инвестировали зарубежные инвесторы, очень мало. Оно и понятно: в глобальном смысле таким стартапам сложно конкурировать с предложениями от более развитых и объемных/денежных рынков.
– Стоит ли участвовать в различных хакатонах и конкурсах и что они дают стартапу, помимо материальной поддержки?
– Естественно, участвовать в конкурсах нужно. Помимо материальной поддержки, это и возможность "заявить о себе", выявить недочеты, ошибки, изъяны, а также получить ценные рекомендации от более опытных коллег, менторов, инвесторов, которые могут направить стартап в правильное русло.
– Ержан, как Вы считаете, как стартапу все же получить деньги инвестора?
– Привлекательность стартапа зависит от многих факторов, зачастую определяющими являются ответы на следующие вопросы: какую задачу решает стартап? Каков объем и перспектива таргетируемого рынка? Насколько сильна, опытна и "одержима" своей основной идеей команда стартапа? Имеются ли конкуренты, кто они? И тому подобные.
Казахстанские реалии отличаются от международных...
Сакен Нигма, сооснователь фонда 7DEALZ
– Сакен, расскажите, пожалуйста, где, по Вашему мнению, казахстанский стартапер может получить инвестиции?
– Объективно все венчурные фонды в Казахстане можно обойти за неделю. Это можно сделать, но выхлоп маловероятный. Лучше искать бизнес-ангелов, то есть одиночек, которые могут самостоятельно инвестировать. Я со своими партнерами сейчас запускаю проект, который постарается соединить стартапера и бизнес-ангела. На нашей площадке мы будем сами делать оценку стартапа/проекта, создавать профиль его команды и рекомендовать индивидуальным инвесторам. Но если стартап плохой, то он, конечно, не попадет на рассмотрение инвесторам.
Если посмотреть на команды, которые привлекают деньги сегодня, то это в первую очередь те, кто уже создавал ранее успешные проекты. В первую очередь инвестор вкладывает деньги в команду, а не в проект.
– По Вашему мнению, когда и для чего стартапу стоит участвовать в хакатонах и конкурсах? И какой результат он может получить, помимо финансового?
– Если проектная команда молодая и сам проект на ранней стадии, то, безусловно, стоит участвовать. Хотя бы для того, чтобы ощутить конкуренцию, научиться презентовать себя и проект, учиться отвечать на вопросы и найти первого ментора, а может, даже и поднять первые $10 000. Поэтому на месте многих молодых команд я бы для начала искал именно ментора, который проконсультирует и поможет с оценкой и road map. В нашей стране есть интересные менторы, и многие из них способны выделять время. Не бойтесь к ним подходить и просить о помощи.
Более опытным командам участвовать в конкурсах не рекомендую. Тем самым вы себя дискредитируете.
– По какому принципу инвесторы выбирают проекты?
– Прежде чем понравиться инвестору, нужно понравиться СМИ. Если на сайте стартапа нет раздела "СМИ о нас", я обычно не смотрю проект. Если команде не удается заинтересовать СМИ, значит, что-то не так с их продуктом либо их CEO не обладает харизмой. Если у команды нет блога на профильных площадках – это можно назвать дурным тоном. Вы должны оставлять историю, чтобы любой потенциальный инвестор зашел на блог и понимал, с чего вы начинали и куда движетесь. Следует публиковать как техническую часть, так и операционную, и жизнь команды, и все ваши достижения.
Не нравятся мне проекты, которые начинаются со слов: "В мире семь миллиардов человек, и из них четыре миллиарда – наша потенциальная целевая аудитория". Это бред. Начинаете проект в Казахстане – пишите про местный рынок с оговоркой, что проект масштабируемый. Пользуетесь аутсорсингом IT – вы не стартап. Пользуетесь аутсорсингом маркетинга у рекламных агентств – вы не стартап.
Взять почти любой стартап сейчас в стране – у всех завышена оценка стоимости. Все хотят по $100-300 тысяч. Следует умерить свой аппетит и запускать продукт с минимальными вложениями. Тогда инвестор уже точно будет понимать вашу мотивацию и есть ли смысл вкладываться. Да, этот подход разнится с международным, но такова реальность в Казахстане. Сегодня у местных инвесторов нет ресурсов для ваших экспериментов. Иначе венчурные инвестиции можно смело называть неким увлечением или хобби, а не профессиональной деятельностью.
Ольга Фоминских