Несмотря на ежегодное увеличение бюджетных средств, выделяемых на финансирование государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), карманные расходы казахстанцев на услуги здравоохранения продолжают расти. Только в 2017 году они составили 678 млрд тенге.
"Доля карманных расходов достигла 41% от общих расходов здравоохранения, что вдвое выше предельного уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (20%). При этом более 30% частных расходов направляется на приобретение платных медицинских услуг, декларированных в рамках ГОБМП. Это связано в первую очередь с определенной недофинансированностью ГОБМП, которая по оценке составляет на сегодняшний день более 360 миллиардов тенге", – разъяснил министр здравоохранения Елжан Биртанов членам правительства в ходе еженедельного заседания.
По словам министра, этот факт сильно сказывается на социально уязвимой категории граждан, которые недостаточно защищены от финансовых рисков, связанных со здоровьем. И выход из этой ситуации он видит только один: пересмотр подходов к формированию перечня ГОБМП и пакету медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Предусмотренные же с 2020 года перечни, по мнению чиновника, несут высокие риски социальной напряженности ввиду наличия слабых сторон. Одна из них – это лишение доступа к плановой стационарной помощи "незастрахованных" пациентов. С введением ОСМС не участвующие в системе граждане, как оказалось, смогут обратиться за первичной медико-санитарной помощью (ПМСП) только при наличии социально значимого заболевания. Однако установление диагноза осложнится отсутствием доступа к базовой медицинской помощи.
"Это нарушает стандарт всеобщего охвата медуслугами Всемирной организации здравоохранения. Кроме того, данные ограничения не стимулируют вовлечение неформально занятого населения в системы медицинского страхования", – поделился своим мнением чиновник.
Выразив при этом недоумение: "почему одни вынуждены оплачивать и налоги, и взносы в систему ОСМС, в то время как "незастрахованные" будут получать медицинскую помощь на иждивенческой основе".
Елжан Биртанов также высказался о необходимости актуализации ГОБМП, напомнив членам правительства, что текущий перечень существенно не пересматривался с 2009 года.
"С тех пор появились новые технологии, изменились стандарты лечения и управления заболеваниями, численность населения Казахстана увеличилась на 2,1 миллиона человек, ожидаемая продолжительность жизни выросла на 3,5 года, изменился половозрастной состав населения", – заметил он.
Глава профильного ведомства заверил правительство, что предотвратить возможные риски можно. Но только сформировав трехуровневую систему медицинского обеспечения, то есть внедряя новые модели ГОБМП и системы ОСМС поэтапно. Так, на первом этапе министерством предлагается провести полную ревизию пакета ГОБМП для детализации и оптимизации медицинской помощи путем приоритезации и лимитирования неприоритетных медицинских услуг.
В планах министерства значится: сокращение количества заболеваний, подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, ввиду слабого социально-экономического эффекта. Динамическое наблюдение планируется осуществлять только по 25 группам заболеваний, управление которыми на уровне ПМСП необходимо для профилактики осложнений, требующих дорогостоящего лечения. Консультативно-диагностическую помощь планируется оптимизировать путем исключения 16 консультаций профильных врачей, 959 устаревших и неэффективных услуг, в том числе услуг, не пользующихся спросом и финансово необеспеченных, а также установления лимитов их потребления. Помимо этого, министерство намерено перенести с круглосуточного стационара на уровень дневного стационара 769 диагнозов и 529 операций и манипуляций.
"В результате будет сформирован детализированный перечень медицинских услуг с указанием условий и лимитов потребления, который позволит сократить дефицит ГОБМП с 362,5 миллиарда до 238,8 миллиарда тенге, или на 34 процента", – подсчитал министр.
Соответствующий проект постановления, по словам Елжана Биртанова, в настоящее время разработан и находится на стадии согласования.
"Поэтапное внедрение новой модели ГОБМП и переход к системе ОСМС предлагается реализовать путем принятия детализированного перечня ГОБМП и соответствующего законопроекта, которые согласованы всеми заинтересованными сторонами, а также местными исполнительными органами, рассмотрены на общественном совете, заседаниях межведомственных комиссий и на коллегии министерства. В случае одобрения предлагаемых подходов по поэтапному внедрению новой модели ГОБМП будет проведена дополнительная работа по корректировке трехлетнего бюджета, в том числе в части расходов государства на здравоохранение. Прошу поддержать", – обратился к членам правительства министр.
На втором этапе министерством планируется сформировать новую модель ГОБМП и перечень услуг в системе ОСМС, гарантирующие базовые медицинские услуги для всех граждан, включая целевые скрининги, наблюдение беременных и патронаж детей, динамическое наблюдение населения с хроническими и социально значимыми заболеваниями. Предполагается, что консультативно-диагностическая помощь в рамках ГОБМП будет включать: постановку диагноза заболевания, подлежащего динамическому наблюдению, или социально значимого заболевания, консультирование больных с хроническими заболеваниями, управляемыми на уровне ПМСП, и лечение социально значимых заболеваний, дорогостоящие услуги для социально уязвимых групп населения (молекулярно-генетическое исследование беременных, диагностика наследственных и орфанных заболеваний).
В рамках системы ОСМС консультативно-диагностическая помощь будет включать: профилактический специализированный осмотр здоровых взрослых и детей, стоматологию для детей до 18 лет, инвалидов, пенсионеров, многодетных матерей, прием специалистов 35 профилей, исследования и диагностика (228 услуг), расширенный перечень хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению, лабораторную диагностику, в том числе дорогостоящие услуги.
Амбулаторное лекарственное обеспечение в рамках нового пакета ГОБМП будет направлено на: лечение хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению (25 групп заболеваний), лечение социально значимых заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция, психические расстройства и расстройства поведения, злокачественные новообразования), обеспечение специализированным питанием. В рамках системы ОСМС амбулаторным лекарственным обеспечением будут охвачены заболевания, не подлежащие динамическому наблюдению на уровне ПМСП и не вошедшие в ГОБМП.
Стационарозамещающая помощь в рамках ГОБМП будет включать: лечение основных хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению (25 групп заболеваний), лечение социально значимых заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция, психические расстройства и расстройства поведения, злокачественные новообразования), гемодиализ, перитонеальный диализ, помощь в приемных отделениях круглосуточных стационаров.
В рамках системы ОСМС будет финансироваться стационарозамещающая помощь при острых и хронических заболеваниях, а также плановых амбулаторных хирургических операциях и манипуляциях для преимущественного лечения в дневном стационаре, по перечню, определенному Минздравом.
Стационарная помощь в рамках ГОБМП будет оказываться: по экстренным показаниям для всех граждан, при основных хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению, при социально значимых заболеваниях, лечение инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. А вот плановая госпитализация в стационар по показаниям будет осуществляться в рамках системы ОСМС.
В рамках ГОБМП, по словам министра, будет оказываться медицинская реабилитация лицам, перенесшим туберкулез, а также паллиативная помощь по отдельным направлениям (туберкулез, онкология, хронические заболевания в терминальной стадии, лицам, не способным к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном уходе). Реабилитация в рамках ОСМС будет включать медицинскую реабилитацию второго и третьего этапа взрослым и детям в специализированных центрах (отделениях реабилитации), а также медицинскую реабилитацию для детей и инвалидов, в амбулаторных условиях и санаториях.
Данный этап, по мнению министра, будет характеризоваться с одной стороны определением четких границ обязательств государства по ГОБМП и дальнейшим обеспечением политики, направленной на профилактику и приоритетное развитие ПМСП, с другой – полномасштабным переходом к системе ОСМС и дальнейшим его развитием.
На третьем этапе министерством предполагается регулярно обновлять перечни ГОБМП и ОСМС с учетом развития медицинских технологий.
По предварительным расчетам министра, общее финансирование ГОБМП и ОСМС достигнет 1 505,5 млрд тенге, в том числе 650 млрд тенге, или 42,4 тыс. тенге на одного "застрахованного" человека. В результате пакет ГОБМП с пакетом ОСМС "застрахованного" человека составит более 88 тыс. тенге (45,8 тыс. тенге и 42,4 тыс. тенге), или на 42,4 тыс. тенге больше по сравнению с пакетом ГОБМП. Как заверил Елжан Биртанов, это станет существенным стимулом для участия в системе ОСМС.
Алина Альбекова