/img/tv1.svg
RU KZ
Госдеп США предупредил, каким товарам будет закрыт вход на американский рынок

Госдеп США предупредил, каким товарам будет закрыт вход на американский рынок

Официальный представитель госдепа США Андреа Калан (Andrea Kalan) объяснила, что запрет коснется продукции тех компаний, которые сотрудничают с китайскими предприятиями, использующими принудительный труд этнических мусульман.

16:02 30 Сентябрь 2020 2413

Госдеп США предупредил, каким товарам будет закрыт вход на американский рынок

Автор:

Кульпаш Конырова

Фото: Кульпаш Конырова

Госдеп предупреждает

США вновь подняли тему притеснения и жестокого обращения с этническими казахами и уйгурами, проживающими на территории Китая. Недавно на «полях» очередной Ассамблеи ООН президент страны Дональд Трамп и госсекретарь Майк Помпео напомнили мировой общественности о проблеме мусульман в Поднебесной.

Эти напоминания подкрепляются конкретными решениями американских властей, которые могут коснуться не только китайского бизнеса, но и тех, кто связан с ними торговыми и коммерческими отношениями. Об этом не лишне будет знать и казахстанским бизнесменам, которые имеют самые тесные контакты и сделки с китайскими компаниями.

«Что касается частного бизнеса, то те, кто хочет сотрудничать с китайскими компаниями, должны знать о возможных рисках. В частности, если они сотрудничают с теми китайскими партнерами, которые используют принудительный труд этнических мусульман, проживающих на территории Китая, они должны знать, что такие товары не будут запускаться в США», – заявила г-жа Калан, отвечая на вопрос корреспондента inbusiness.kz в ходе онлайн пресс-конференции, организованной по инициативе посольства США в Казахстане.

Она напомнила, что 1 июля 2020 года госдепартамент США вместе с министерством финансов США, министерством торговли США и министерством внутренней безопасности США выпустил бизнес-рекомендацию, предупреждающую компании о рисках, связанных с нарушениями прав человека в цепочках поставок, включая принудительный труд, в Синьцзяне и других районах Китая.

Таможня США не даст добро

Также стало известно, что небезызвестная на казахстанском рынке компания Н&M разорвала отношения с производителем крашеной пряжи Huafu, владеющей фабрикой на западе Китая и использующей принудительный труд этнических мусульман, проживающих в этой стране.

«Компании, потенциально подверженные в своей цепочке поставок риску связей с Синьцзяном или объектами за пределами Синьцзяна, использующими принудительный труд из Синьцзяна, должны осознавать репутационные, экономические и потенциальные юридические риски соучастия в получении прибыли от участия в организациях, которые совершают нарушения прав человека. Эти нарушения и включает принудительный труд при производстве товаров, предназначенных для внутреннего и международного распространения», – уточнила г-жа Калан.

По ее информации, «таможенная и пограничная служба США издала приказы об удержании, запрещающие импорт определенных товаров, произведенных несколькими компаниями, работающими в Синьцзяне, на основании информации, которая обоснованно указывает на использование принудительного труда в их деятельности». Представитель госдепа также сообщила, что особую озабоченность вызывает новый крупномасштабный план правительства Китая, известный как программа «взаимопомощи», – план стоимостью в несколько миллиардов китайских юаней на строительство заводов в Синьцзяне.

«Некоторые из них напрямую связаны с использованием труда узников лагерей для интернированных», – подчеркнула она.

По ее информации, госдеп располагает достоверной информацией о том, что в настоящее время уйгуров и представителей других этнических меньшинств массово перемещают из Синьцзяна на заводы по всему Китаю, в том числе в условиях принудительного труда.

Позиция Китая

Ранее посол Китая в Казахстане Чжан Сяо, выступая на пресс-конференции в Нур-Султане, назвал дезинформацией сообщения о заключении этнических казахов в «лагеря перевоспитания» в китайском регионе Синьцзян.

«Обращайтесь, пожалуйста, по любым вопросам в госдепартамент США», – заявил тогда посол Чжан Сяо. Напомним, Китай, который сначала отрицал существование «лагерей», позже признал наличие таких учреждений и назвал их центрами профессиональной подготовки. Создание этих учреждений Пекин объяснил борьбой с экстремизмом и терроризмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). В прошлом году ООН заявила, что около миллиона этнических уйгуров и представителей других тюркоязычных групп Синьцзяна принудительно удерживаются в «центрах по борьбе с экстремизмом», миллионы направлены в «лагеря политического перевоспитания». В сентябре государственный секретарь США Майк Помпео заявил, что проводимая властями Китая в Синьцзяне кампания вопреки заявлениям китайских властей не имеет ничего общего с борьбой с терроризмом и является попыткой «стереть» идентичность этнических меньшинств. Информация о массовых задержаниях в Синьцзяне уйгуров, а затем казахов, татар и представителей других этнических меньшинств, в основном исповедующих ислам, и о создании там «лагерей политического перевоспитания» поступает с середины 2017 года.

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Воронка торговой войны США и КНР расширяется

В ее орбиту войдут не только прямой импорт из Китая, но и продукция из третьих стран, где в производственных цепочках присутствует китайский подсанкционный компонент.

17 Октябрь 2020 16:24 2345

Отследить всю цепочку 

Госдеп США, объявивший о санкциях в отношении Китая, еще в прошлом году предупредил, каким именно товарам будет закрыт вход на американский рынок. В частности, запрет коснется продукции всех компаний (не только непосредственно из КНР, но и из других стран мира), которые сотрудничают с китайскими предприятиями, использующими принудительный труд этнических мусульман, просиживающих на территории Синьцзяна.

Что надо знать международному бизнесу, в том числе казахстанскому, который широко вовлечен в сотрудничество с китайскими компаниями (особенно в нефтегазовом секторе), ответили представители госдепа США в ходе онлайн-брифинга, организованного при содействии посольства США в Нур-Султане.

«Мы хотим послать четкий сигнал о том, что продукты или товары, изготовленные с использованием принудительного труда, не будут допущены к ввозу в Соединенные Штаты», – заявил посол по особым поручениям  госдепа Джон Коттон Ричмонд (John Cotton Richmond, Ambassador-at-Large to Monitor and Combat Trafficking in Persons).

Он отметил, что сегодня Китай внедряет эти продукты, изготовленные с использованием принудительного труда, в глобальные цепочки поставок через свой экспорт. 

«И, поскольку правительственная практика Китая по использованию принудительного труда продолжает распространяться за пределы Синьцзяна, международным компаниям становится все труднее отслеживать, какие продукты в их цепочке поставок производятся с использованием принудительного труда, и вовлечены ли поставщики или другие организации, с которыми они работают в этих злоупотреблениях. Но мы не позволим этим продуктам выйти на рынки США», – предупредил г-н  Ричмонд.

Руководство к действию

Чтобы свести к минимуму этот риск, 1 июля 2020 года госдепартамент США вместе с министерством финансов США, министерством торговли США и министерством внутренней безопасности США выпустил бизнес-рекомендацию, предупреждающую компании о рисках, связанных с нарушениями прав человека в цепочках поставок, включая принудительный труд, в Синьцзяне и других районах Китая. 

А в прошлом месяце госдеп США выпустил специальное руководство, в котором дает конкретные рекомендации американским компаниям, как им избежать нарушений в связи с санкциями против Китая. 

По словам другого спикера, помощника госсекретаря Роберта Дестро (Robert Destro, Assistant Secretary for the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor), в частности, перед заключением контрактов предприятиям следует проводить комплексную проверку соблюдения прав человека в своих цепочках поставок и деловых партнеров. 

Для этого предлагается использовать систему специальных наблюдений, провести мониторинг поставок сырья, отлеживать все свои транзакции. 

«Уже созданы технологии, которые позволят узнать, где добываются определенные минералы или руда. Но самый простой и самый плодотворный способ сделать это – обратиться к  самим компаниям, которые занимаются импортом, и побудить их действительно погрузиться в глубину своей цепочки поставок и выяснить, что и откуда они получают. Мой опыт общения с американскими компаниями показывает, что большинство из них хотят поступать правильно, но не знают, как попасть и отследить всю эту цепочку поставок», – рассказал г-н Дестро.

В качестве примера он привел ситуацию с хлопком. 

«Это невероятно сложно, особенно когда вы имеете дело с чем-то вроде хлопка, который несколько раз пересекает границы разных стран. Сначала сырье отправляют на обработку, потом из него делают пряжу или ткань, и потом уже шитье. Так что это довольно сложный вопрос», – подчеркнул он. 

Также госдеп, по словам г-на  Дестро, предлагает правительствам других стран взаимодействовать со своими компаниями и ограничивать импорт товаров, произведенных с использованием принудительного труда.

Руководство госдепа не обошло и потребителей, которым предлагает побеспокоиться по поводу того, что деньги, которые они тратят на покупку одежды, электроники или продуктов питания, идут в карманы нарушителей прав человека.

«Продукт, который производится подневольными рабочими, не должен конкурировать с продуктами, которые производятся законным методом», – резюмировал г-н Дестро. 

Таможня США не даст добро

Напомним, что США вновь подняли тему притеснения и жестокого обращения с этническими казахами и уйгурами, проживающими на территории Китая. Недавно на «полях» очередной Ассамблеи ООН президент страны Дональд Трамп и госсекретарь Майк Помпео напомнили мировой общественности о проблеме мусульман в Поднебесной. 

Эти напоминания подкрепляются конкретными решениями американских властей, которые могут коснуться не только китайского бизнеса, но и тех, кто связан с ними торговыми и коммерческими отношениями.

Как сообщалось ранее, «таможенная и пограничная служба США издала приказы об удержании, запрещающие импорт определенных товаров, произведенных несколькими компаниями, работающими в Синьцзяне, на основании информации, которая обоснованно указывает на использование принудительного труда в их деятельности». 

Позиция Китая 

Ранее посол Китая в Казахстане Чжан Сяо, выступая на пресс-конференции в Нур-Султане, назвал дезинформацией сообщения о заключении этнических казахов в «лагеря перевоспитания» в китайском регионе Синьцзян.

«Обращайтесь, пожалуйста, по любым вопросам в госдепартамент США», – заявил тогда посол Чжан Сяо. 

Напомним, Китай, который сначала отрицал существование «лагерей», позже признал наличие таких учреждений и назвал их центрами профессиональной подготовки. Создание этих учреждений Пекин объяснил борьбой с экстремизмом и терроризмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). 

В прошлом году ООН заявила, что около миллиона этнических уйгуров и представителей других тюркоязычных групп Синьцзяна принудительно удерживаются в «центрах по борьбе с экстремизмом», миллионы направлены в «лагеря политического перевоспитания». 

В сентябре государственный секретарь США Майк Помпео заявил, что проводимая властями Китая в Синьцзяне кампания вопреки заявлениям китайских властей не имеет ничего общего с борьбой с терроризмом и является попыткой «стереть» идентичность этнических меньшинств. 

Информация о массовых задержаниях в Синьцзяне уйгуров, а затем казахов, татар и представителей других этнических меньшинств, в основном исповедующих ислам, и о создании там «лагерей политического перевоспитания» поступает с середины 2017 года.

Кульпаш Конырова

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«В Голливуде такой невообразимый уровень конкуренции, что все сидят как минимум на антидепрессантах»

Год назад режиссер, сценарист, руководитель киношколы Action, известный казахстанский журналист Тулеген Байтукенов уехал в Лос-Анджелес. Он рассказал Inbusiness.kz, зачем его пригласили в США и чем он там занимается.

08 Сентябрь 2020 10:29 4857

Мы побеседовали с Тулегеном о его жизни в Америке, о том, сколько получают голливудские сценаристы, почему им запрещено спорить с продюсерами и на что в Голливуде может рассчитывать мигрант из Казахстана.

Тулеген, Вас пригласили на съемки документального фильма о родстве казахов и индейцев, что с картиной?

Она в процессе подготовки, мы уже должны были начать снимать, но помешал коронавирус.

Вы оказались в Америке в довольно интересное время – коронавирус, расовые протесты, наверное, сейчас не совсем уютно даже в Городе ангелов?

Думаю, что сейчас везде достаточно тревожно, Калифорния в этом смысле мало чем отличается от других мест на планете.

Меня интересует другое – каково жить на чужбине, когда приходили тревожные новости с родины, вся эта ситуация с коронавирусом… Не хотелось все бросить и уехать в Казахстан, чтобы быть с родными?

Во-первых, все международные рейсы были отменены, небо было закрыто, и уехать попросту было невозможно. Во-вторых, я понимал, что если мы уедем сейчас, то в силу многих обстоятельств обратно вряд ли вернемся. В-третьих, все наши родные нас поддерживали и говорили, что слава богу, что вы сейчас не в Казахстане – такая высокая тогда была заболеваемость. Переживания, конечно, были, ведь у меня COVID перенесли близкие родственники, маме даже пришлось покупать кислородный концентратор, но, несмотря на их болезнь, было понимание, что все под контролем. Мой зять – врач, и во многом благодаря его заботе и опеке все обошлось. Плюс ко всему из-за современных средств связи у нас нет ощущения, что мы живем вдали от дома и своей семьи. Сейчас же все изменилось. Вот сейчас мы разговариваем с вами, сидя в разных частях света, у вас уже ночь, а у нас только начинается утро дня, который у вас уже почти завершен.

Почему в Америке такое большое количество больных коронавирусом?

Недавно вышла статья в New York Times, в которой пытались найти причины такого большого распространения вируса и почему в США из всех развитых стран самая плохая ситуация с COVID-19, ведь он продолжает распространяться четыре месяца и спада не видно. Такого нет ни в одной из стран с высоким уровнем дохода. Один из экспертов объяснил это тяготением американцев к индивидуализму, американцы не хотят петь в хоре, не готовы к ограничениям и хотят нести ответственность за свое здоровье сами и, как мы видим, несут. Вторая причина, называемая экспертами, – это недостаточно эффективные государственные меры, государство не может применять слишком жесткие меры, опасаясь волны протестов по отношению к действующей власти. Чиновники здесь находятся между двумя огнями, с одной стороны, нужно вроде бы и людей спасти, с другой – не разочаровать электорат. Но американские власти сейчас под гнетом критики, многие пишут, что действующая администрация плохо работает и не может справляться с критическими ситуациями.

Но, по Вашим сторис в соцсетях, такое ощущение, что коронавирус давно покинул Америку, во всяком случае, Лос-Анджелес, маски у вас носят?

Носят в обязательном порядке, в магазины и рестораны не пускают без них, везде санитайзеры, за этим очень следят. И, хотя у посетителей нередко возникают конфликты со служащими магазинов, большинство все же вынуждены подчиняться – таковы правила. Мы спокойны, в нашем ближайшем окружении здесь заболевших нет, к тому же мы с супругой переболели чем-то похожим в декабре, с сухим кашлем, затрудненным дыханием и ужасным конъюнктивитом, и надеемся, что у нас уже есть антитела.

Говорят, что в Америке не дай бог заболеть – это одна из самых дорогих медицин мира?

Да, это так, здесь сложная система медицинского обслуживания, и к ней много вопросов, поэтому здесь все боятся попадать в госпиталь. У нас есть страховка, но мы стараемся ею не пользоваться. Если что-то беспокоит, мы начинаем что-то предпринимать сами в надежде, что это пройдет, и слава богу, это проходит.

То есть США – это страна для здоровых?

Да, и, наверное, это хорошая мотивация, чтобы не болеть. Если есть проблемы со здоровьем или вы привыкли в случае чего бежать в госпиталь, то нужно выбрать другую страну для проживания, с менее дорогой медициной и более доступными медицинскими учреждениями. Да, медицина в Америке крайне затратная вещь, но у выходцев из постсоветских стран есть одно большое преимущество – мы можем улететь к себе на родину и сделать там полный и качественный чек-ап за гораздо меньшие деньги. Это наша суперспособность!

Мне кажется, что сценарист, который живет и работает в Голливуде, может обращаться к нашей медицине только из творческого любопытства, иначе чревато. Кстати, после того как Вы переехали в Америку, цены на Ваши услуги выросли?

Не могу сказать, что мои гонорары сильно выросли, но работы стало больше. По большей части из-за того, что я теперь стараюсь участвовать в самых разных проектах, не замыкаясь на чем-то одном. У Джоан Борстен, вдовы русского актера Олега Видова, которая снимает о нем документальный фильм, я был на проекте консультантом. У Адильхана Ержанова на двух фильмах – "Черный, черный человек" и "Желтая кошка" – ассоциированным продюсером. Снимал и снимаю рекламные ролики, пишу сценарии, делаю скриптдокторинг, и так далее. Сейчас я чувствую себя гораздо более востребованным, чем когда жил в Казахстане.

А почему тогда рынок не нуждался в Ваших услугах, а сейчас нуждается?

Не знаю, может, стечение обстоятельств, а может, после моего географического перемещения меня стали воспринимать как игрока глобального рынка, а не как сценариста из Алматы. К примеру, не так давно мы работали с режиссером из России, если бы я жил в Казахстане, то вряд ли бы наше сотрудничество состоялось, мы бы с ним элементарно не познакомились.

Вы писали, что по большому счету успех в Голливуде зависит даже не от таланта, а от способности сотрудничать, от того, насколько вы дружелюбный и приятный человек и насколько хорошо вы умете завязывать контакты?

Да, и это даже не теория, это факт. Сценарист в Голливуде должен не только иметь писательский талант, но и уметь взаимодействовать с командой – продюсером, режиссером. От того, как хорошо он ладит с людьми, насколько он отзывчив и коммуникабелен, будет зависеть количество его работы. Сами подумайте, с кем бы работал продюсер – с очень талантливым писателем, считающий себя гением, который всегда недоволен, вечно бубнит, шипит и злится, либо со средней руки писателем, который приветлив, дружелюбен, умеет вас слушать и, главное, претворять ваши хотелки в сценарий? Работая на разных кинопроектах, я понял, что люди делятся на две категории: есть те, кому ты даешь задание и они его выполняют, при этом не принося никаких проблем, а есть вторые, которые начинают доказывать свою правоту и говорить, что "да так не делается" и попросту "выносят мозг".

То есть в Америке у любителей "выносить мозг" нет шансов?

Именно. Во-первых, в США все кино продюсерское и сценарист работает на продюсера, а если он не понимает и не чувствует, чего хочет продюсер, то как он будет работать? В американском кино мало хорошо писать, нужно соответствовать всем требованиям и удовлетворять все сценарные пожелания продюсера, а если нет, то – до свидания, тебе быстро найдут замену. Если же будешь настаивать на своей правоте, занесут в black-list как очень конфликтного и упертого человека, с которым не стоит работать. Правила работы в Голливуде для всех таковы, конечно, если ты не Аарон Соркин.

Получается, сценарист и в Голливуде это самая востребованная и одновременно самая недооцененная профессия?

Да, путь сценариста – это дорога, омытая слезами. Если хочешь писать сценарии, то первое, от чего нужно отказаться, – так это от своего эго. Амбиции должны быть, а эго нужно убить. Надо уметь выслушивать и быть готовым всегда внести изменения. Думаю, поэтому все успешные в Голливуде люди сидят на антидепрессантах или на чем-то потяжелее. Из-за невообразимого уровня конкуренции нужно все время быть со всеми nice, а если ты живой человек, то делать это 24/7 попросту невозможно. Поэтому здесь все ходят к психологам.

Сценарист – это человек, который придумывает уникальные истории и "продает" свою непохожесть на других, но, получается, работая, ему нельзя проявлять индивидуальность…

Видите ли, у людей, которые дают деньги на кино или находят их, всегда есть свои представления о том, как это должно выглядеть. Бывает, что рассказываешь историю, она понравилась продюсеру, ты берешься за нее, улучшаешь ее, улучшаешь и в какой-то момент приходишь к точке, когда надо сравнить полученное со своей первоначальной задумкой. И часто может получиться так, что именно этот первый сырой набросок более искренен и цепляет вас больше, чем готовый сценарий, сделанный по всем законам. В первом драфте ты чувствуешь искру, а после всех улучшений материал может стать пресным и неинтересным продуктом. Но надо смириться с тем, что сценарист – это портной, его задача – пошить костюм так, чтобы он нигде не жал продюсеру. О цвете, фасоне и всем другом тот позаботится сам.

И продюсерам, как конечным продавцам этого фильма, все равно виднее...

Да, вот вам пример – я познакомился с одним английским продюсером, который придумал проект про молодого Чингисхана, который встретил в степях европейского рыцаря. Я прочитал сценарий, это был трешевый, дешевенький проект категории B-movie. Я хотел его улучшить, придать ему глубины и начал предлагать свои идеи, но продюсер сразу после этого разговора пропал, и теперь я понимаю почему. Он уже знал, что снимать, и ему нужен был портной для ушивки, а не самовлюбленный дизайнер одежды с уникальным взглядом на мир.

На какие заработки в Голливуде может рассчитывать сценарист?

Строгих расценок нет. Ты можешь продать сценарий и за доллар, и за шестизначные суммы. О гонорарах сценаристов можно лишь догадываться, и то если человек – член Гильдии сценаристов. Средний заработок у них около 75 тысяч долларов в год.

Так мало за такую адскую работу?

Да, не много, я тоже был удивлен, но это еще надо быть членом гильдии. Может быть, заработки у них не фантастические, но у них есть какой-то соцпакет, в том смысле, что профсоюз защищает их интеллектуальный труд от воровства, отстаивает права сценариста, если ему мало заплатили, не посчитали роялти и т. д.

А Вы – член Гильдии?

Нет, пока я не вижу смысла в членстве. К тому же для нерезидентов США – особые условия приема в гильдию. Например, нужно быть действующим членом авторитетной писательской организации в своей стране. То есть члены Союза писателей РК могут смело подаваться в WGA, а мне еще рано.

Еще совсем недавно Америка была охвачена расовыми протестами. Говорят, что после коронавируса в США появились антиазиатские настроения?

Может, и были, но я с этим не сталкивался, на меня здесь никто косо не смотрит. Впрочем, Лос-Анджелес не показателен и по нему нельзя делать выводы о всей Америке, ведь в LA собрано невероятно количество самых разных расовых типов, кого только нет.

Но я же у Вас читала пост о том, как повезло Пон Чжун-Хо – он успел совершить корейский прорыв на "Оскаре" как раз до антиазиатских настроений…

Сейчас вспоминаю, да – что-то такое настороженное мы чувствовали, когда только вирус появился и Трамп его назвал китайским, мы ведь внешне похожи. Но с уменьшением паники это прошло.

Помнится, Вы написали в Facebook неоднозначный пост на эту тему. Вы считали, что лозунг расовых протестов – Black lives matter – уж слишком однобокий. Потом пост был удален, почему?

На тот момент мне захотелось выразить свое мнение, но позже я понял, что это неэтично. Представьте, если какой-нибудь иностранец, условно итальянец вроде Сона Паскаля, приехав в Казахстан, пожив немного и пообтершись, начнет писать о взаимоотношениях казахов и узбеков, или уйгуров, или дунган. Это глупо и беспардонно. Придя в гости, не делают замечания хозяину о его домашнем хозяйстве, особенно если он вас к себе не звал.

Наверное, нам трудно это понять, потому что рабства как тотального явления у нас не было…

У каждого народа свое горе. В 1930-е от голода погибло до 40 процентов казахского населения страны – невосполнимые потери. Миллионы погибли, миллионам пришлось откочевать. Роберт Киндлер в "Сталинских кочевниках" пишет, что голод не просто сократил количество населения, он разрушил ментальный мир казахов, деконструировал национальную идентичность. Мы до сих пор не можем оправиться от этой глобальной психотравмы, до сих пор носим в себе страх перед голодом и никак не можем насытиться. Я считаю, что казахи как носители уникального национального кода погибли в 1930-е. Все, кто остался и живет сейчас, – это уже другая нация с тем же названием.

По-Вашему, расовый вопрос – это на самом деле не что иное, как психотравма?

Помню, когда учился в UCLA, у меня были две сокурсницы, черные девушки, обе написали за год по два сценария, и все четыре их проекта были посвящены проблемам черного населения. Тогда я понял, что это настолько глубоко в них сидит и настолько сильно волнует, что мы не способны этого оценить. Там настоящая боль. Представьте, что в США еще в 1950-е годы сохранялась сегрегация, черных не запускали в одни помещения с белыми, или у них были отдельные входы и специальные туалеты, которые им разрешали посещать. Их нещадно избивали из-за цвета кожи, и все это было не в средневековье, а в новейшей истории! Я понял, что не имею морального права влезать в эту тему и высказываться о таком сложном вопросе, ведь с этим я не могу разобраться, даже когда пишу свои сценарии. Вот, к примеру, я прописываю диалог между черным мужчиной средних лет и молодой белой девушкой лет 20, какой он будет? Я не знаю, я ведь понятия не имею, в какой части Америки они оба выросли, какой у них бэкграунд и так далее. Так что правдивого я могу о них написать? Понимаете, это как американец, который пытался шутить на тему казахских свадеб.

По Вашей логике, в Америке Вы можете писать сценарии только на мигрантскую тему или про русскую мафию, все остальное ведь Вы не знаете?

Да, я могу писать свои истории, и если они понравятся, то их могут адаптировать для американского рынка, а написать историю белого американского клерка родом из Мичигана с кризисом среднего возраста я не смогу.

А чем жизнь американского клерка отличается от жизни казахского клерка, если главная проблема – это кризис среднего возраста?

У нас другие культурные коды, которые они просто могут не считать. Вот почему, когда я говорю: «Это хорошие сапоги, надо брать» – вы понимаете, что это шутка, а они нет? Знаете, есть такой пример – как будет выглядеть конфликт отцов и детей в разных странах? Если в России мать, желая наказать ребенка, кричит ему: «Из дома больше не выйдешь!», то японская мать скажет: «Ты больше в этот дом не войдешь». Вроде и та, и другая хочет наказать, но делают они это кардинально разными способами.

Получается, что все сценаристы, кто не родился в Америке, обречены? Как же делают голливудскую карьеру, например, мексиканцы?

Для этого региона латиноамериканский – второй по размеру кинорынок после американского. В их голосе нуждаются, и это ведь простые экономические взаимоотношения: есть рынок – им нужен свой режиссер. К тому же мексиканское правительство довольно активно поддерживает своих людей, которые пытаются сделать карьеру в Голливуде.

А может, Иньяритту, Дель Торо и Куаронс просто талантливы? И могут делать какие-то международные, наднациональные истории?

Да, они талантливы, и того же Иньярриту сначала признали в Европе, прежде чем это сделал Голливуд, но ведь интересы латиноамериканского или испаноязычного мира нельзя отрицать? Взять Дженнифер Лопес, ее слушают все, но испаноязычный мир симпатизирует больше всех. Или Бейонсе – она поп-звезда мирового уровня, но черные ей симпатизируют больше остальных. Поверьте, если казахов в Калифорнии или всей Америке жило бы 50 миллионов, то на шоу Джимми Феллона сидел бы и улыбался какой-нибудь парень из Шымкента.

Но в ближайшие 100 лет казахов там вряд ли будет такое количество. Тогда на что может претендовать казахский сценарист и режиссер в Голливуде?

Я пробовал писать истории с американскими фамилиями, но выглядело это псведоамерикански, в это было трудно поверить. Мой мастер из UCLА сказал, что мне обязательно нужен американский соавтор. Я могу придумать историю, конфликт, сюжетные перипетии, но для того, чтобы вдохнуть в сценарий американский дух и адаптировать материал для их рынка, нужен местный сценарист. Сам я ничего не знаю об этой стране. Понимаете, мы все живем представлениями об Америке, которые мы почерпнули из американских фильмов, причем в русском переводе. Как сказал английский путешественник Питер Ватсон про Японию: "Если вы пробыли в Японии шесть недель, вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены". То же самое я могу повторить про Америку.

Галия Байжанова


Подпишитесь на наш канал Telegram!