На собрании фракции партии "Нур Отан" в мажилисе парламента РК были рассмотрены текущие вызовы и перспективы в вопросах развития предпринимательства в Казахстане.
"Как отметил глава государства, если бизнес будет сильным, то и государство будет сильным, и благосостояние населения, поэтому рост экономики требует совместного выполнения определенных мер. На этом пути Национальная палата предпринимателей занимает особое место", - сказал, открывая собрание, председатель мажилиса парламента РК Нурлан Нигматулин.
Спикер палаты отметил, что перед страной стоит задача по достижению серьезной цели – 50% доли малого и среднего бизнеса в ВВП к 2050 году.
"Задача масштабная, задача стратегическая, и выполнять ее нужно комплексно: и законодательной, и исполнительной власти, и, конечно же, Национальной палате "Атамекен", и в выполнении этой задачи палате отводится особая роль и особое место… Она (НПП – прим. автора) сегодня состоялась как эффективная диалоговая, экспертная площадка по поддержке и развитию предпринимательства в Казахстане, и сейчас задача, которую перед нами ставит президент, продолжить работу по формированию наилучшей бизнес-среды", - сказал г-н Нигматулин.
Чиновник хочет лоббить и быть лоббимым
Он отметил, что чиновники порой начинают использовать господдержку бизнеса в личных целях.
"Не секрет, что у нас порой государственное регулирование приводит и к нежелательным явлениям. К сожалению, у нас еще бывают случаи, когда нерадивые чиновники используют поддержку бизнеса в личных целях. Есть случаи, когда оказывают преференции или лоббируют те или иные фирмы, что является прямым проявлением коррупции. Конечно, государственная поддержка способствует развитию отечественного производства (и некоторые шаги в этом направлении предприняты) и повышает долю местного содержания. Не надо скрывать – это есть программа фактически импортозамещения", - сказал он.
"Но бывает и так, что в результате подобного вмешательства у нас может иметь место и такой бизнес, который может существовать только в так называемых тепличных условиях, условиях госзаказа, государственных подрядов, лишившись которых в будущем могут быстро потерять конкурентоспособность. Это тоже нам не нужно забывать, потому что Казахстан уже вступил во Всемирную торговую организацию, и продвижение наших товаров, наших услуг будет зависеть от конкурентоспособности. Поэтому надо, на наш взгляд, оказывать не только или не столько прямую поддержку бизнеса, сколько общими усилиями создавать благоприятные условия для его развития. Нам необходимо совместными усилиями выстроить здесь подлинно партнерские отношения между государством и бизнесом, когда господдержка будет эффективна, а бизнес будет конкурентоспособен. Вот это идеальная схема, к которой нам нужно продвигаться", - сказал Нурлан Нигматулин.
Важным направлением сотрудничества парламента и НПП является гуманизация уголовного законодательства, особенно в части экономических преступлений.
"Здесь глава государства прямо поручил проводить дальнейшую работу по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере и декриминализацию экономических составов с невысокой степенью общественной опасности. Ряд мер уже принят, в том числе законодательных, но работа над этим должна продолжаться", - сказал спикер.
Он напомнил, что за рубежом также практикуется выплата значительных, превышающих нанесенный ущерб, штрафов.
"Это гуманно, это экономически оправданно, и самое главное – это работает", - сказал Нурлан Нигматулин.
Сами госорганы до конца не знают всего перечня требований к бизнесу
В свою очередь председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Тимур Кулибаев отметил, что сегодня НПП выполняет задачу, которую глава государства поставил перед "Атамекеном", - обеспечить диалог между бизнесом и властью.
Он напомнил, что в НПП действует 126 аккредитованных ассоциаций.
Глава НПП отметил, что наибольшие вопросы у бизнеса вызывают строительство, архитектура, налоговое администрирование и закупки.
"Мы сегодня подписали соглашение с фракцией "Нур Отан" по взаимодействию, обозначили 20 приоритетных проектов – это 20 приоритетных вопросов. Они очень предметные. Там есть системные вопросы, которые касаются налогового законодательства, других сфер, которые регулируют деятельность бизнеса, и отраслевые вопросы", - сказал Тимур Кулибаев, отметив, что это позволит обеспечить вовлеченность парламента в возникающие у бизнеса вопросы.
НПП проводит совещания совместно с генеральной прокуратурой, чтобы выявить и решить системные вопросы защиты прав бизнеса.
"И генеральная прокуратура берет в работу. Также ведем активную работу с антикоррупционным ведомством, но понятно, что наша задача не ловить коррупционеров. Наша задача – смотреть на практику, где у нас возникают коррупционные нарушения, и делать предложения, в том числе в законодательство, для того чтобы мы могли сократить поле, где может возникать коррупция. Вы знаете, что при вашей поддержке был принят Закон "О разрешениях". Мы сократили разрешения и лицензирование практически в три раза: с 1200 до 450, то есть законодательно закрепили, и теперь любой чиновник, который хочет какое-то новое разрешение сделать, должен прийти и через сито общественных слушаний, через сито парламента, то есть, я думаю, мы поставили хороший заслон, - сказал он. - Мы этот же опыт хотим использовать при анализе контрольно-надзорных функций. Сегодня мы посмотрели, у нас 60 ведомств ведут 28 тыс. контрольно-надзорных функций. Вы понимаете, возможно, крупные компании, в которых есть юридические отделы, в состоянии следить за таким количеством контрольных и надзорных обязательств, но, по сути дела, малый и средний бизнес не в состоянии держать штат сотрудников, а тем более держать в голове такое огромное количество требований. У меня такое ощущение, что сами госорганы до конца не знают всего перечня".
В результате ревизии, например, по санэпидемстанции на число требований было сокращено на 80%.
"Я надеюсь, что по контрольно-надзорным функциям совместно мы сократим на две трети количество контрольно-надзорных функций. Дальше остается вопрос администрирования. Двумя-тремя функциями чиновник может сделать трудной жизнь любому предпринимателю, поэтому те функции, которые останутся, мы также будем смотреть, как их администрировать", - сказал Тимур Кулибаев.
В основном, напомнил он, изменения в законодательстве инициируются государственными органами, которые в дальнейшем будут вести контрольно-надзорные функции.
"Понятно, что есть уклон такой – сам потом буду вести контрольно-надзорные функции, и, конечно, там такой репрессивный уклон по отношению к бизнесу есть. Я хочу сказать, что мы все понимаем, что добросовестный предприниматель, наверное, должен сейчас стоять в центре внимания всего правительства, парламента, общественных организаций", - сказал он.
Законодательство должно поддержать добросовестных предпринимателей
"Мы должны построить законодательство на поддержку добросовестных предпринимателей. Пока у нас многие нормы носят репрессивный характер по отношению к предпринимателям. То есть мы должны работать над этим, и мы как раз-таки будем предлагать эту работу совместно с парламентом для того, чтобы снижать уровень, будем говорить об агрессивности нашего законодательства по отношению к бизнесу, чтобы поддерживать именно добросовестных предпринимателей. Они у нас есть, и их большинство. Конечно, есть те, кто в серой зоне находится. "Атамекен" как раз-таки их не представляет", - сказал Тимур Кулибаев.
В настоящее время членские взносы в НПП должны платить около 22 тыс. предприятий.
"Но, в принципе, 22 тыс. предприятий для одной страны, наверное, мы можем вместе с налоговыми органами следить, чтобы они исправно платили налоги. С учетом развития информационных технологий, того, что сейчас бухгалтерия, и все основные функции уже автоматизированы – это все можно свести. Я думаю, что в течение нескольких лет эту работу мы вместе можем провести", - отметил г-н Кулибаев.
"За три года 55% членов "Атамекена" платят взносы, то есть они тенге подтверждают поддержку действий "Атамекена", то есть мы считаем работу правления положительной, потому что большинство предпринимателей поддерживают работу "Атамекена", и самое главное, когда мы обсуждали по обязательному членству, у нас ведь нет никаких репрессивных мер в отношении тех, кто не платит. Мы только говорим: вот наши услуги, мы предлагаем вам сервисные услуги. Помогаем, они видят нашу работу, и никто лишний тенге никуда не бросит, особенно предприниматель. Для меня это хороший результат нашего управления", - добавил он.
Все индивидуальные предприятия, малые предприятия с оборотом менее 100 млн тенге в год НПП не рассматривает как плательщиков взносов. При этом многие программы поддержки бизнеса направлены на малое предпринимательство.
"Но мы сфокусированы именно на них. И я хочу сказать, что и крупный бизнес наши инициативы поддерживает", - сказал он.
70% замечаний бизнеса были приняты
"Мы за три года работы рассмотрели 12 тыс. законопроектов и изменений в закон. Из них 70% замечаний бизнеса были приняты положительно, то есть я хочу вам доложить, что с правительством у нас налажен очень хороший диалог, хорошее взаимопонимание", - напомнил Тимур Кулибаев.
Аналогичную работу теперь предлагается синхронизировать между правительством, парламентом и бизнесом.
"Например, сейчас по поручению главы государства идет обсуждение изменений в Налоговый кодекс, и премьер-министр дал поручение министру экономики и министру финансов отрабатывать с "Атамекеном". "После того как согласуете, приходите с новыми изменениями к нам". И мы хотим, чтобы при обсуждении сразу и депутаты были вовлечены. Если у депутатского корпуса какие-то замечания и предложения – мы должны их сразу учесть, чтобы качество наших законов уже на обсуждении было высоким. Качество законов позволит нашему законодательству быть стабильным. Для предпринимателей это крайне важно. Мы сегодня всех призываем к инвестиционной деятельности. Инвестиционную деятельность невозможно просчитать, если ты не понимаешь, как будут работать Налоговый, Экологический, Таможенный кодексы", - сказал он.
Тимур Кулибаев отметил, что в КоАП за последние три года внесено 500 изменений, в Налоговый кодекс за девять лет –2500 изменений, в Экологический кодекс – 500 изменений.
"И так далее можно продолжать. Понятно, что в таких условиях планировать долгосрочные инвестиции практически невозможно. Конечно, когда мы говорим о стабильности контрактов недропользователей, да, правительство слышит – недропользователь вкладывает средства и ему нужна какая-то стабильность по контракту, но любая инвестиция требует понимания, как будет выглядеть экономическая среда в будущем, и, конечно, это требует хорошего экономического видения правительства", - сказал он.
"Байтерек" финансирует "Самрук"
Он отметил, что правительство должно давать бизнесу долгосрочное видение бюджетной, тарифной, налоговой политики, а Центральный банк – свое видение по кредитно-денежной политике.
"Сегодня наши большие усилия по тому, чтобы создать условия для бизнеса в стране, наталкиваются на дорогие кредиты, недоступность финансирования бизнеса. Понимаете? И глава государства уже озадачил Центральный банк в своем послании. Он сказал, что Центральный банк отвечает в том числе и за экономический рост в стране. Это о чем говорит? Это говорит о том, что экономический рост невозможен без расширенного финансирования, инвестиций. И здесь это то узкое горлышко для бизнеса, которое у нас сегодня существует. Да, у нас есть институты развития, "Байтерек", есть крупные государственные холдинги, но это действительно очень узкое горлышко", - сказал г-н Кулибаев.
"И мы смотрим на те проекты, которые через них прошли, насколько там много успешных, и на самом деле они сами себя финансируют. Там "Байтерек" финансирует "Самрук", чтобы без риска – они отвечают завтра и так далее. Есть коммерческие банки, готовы финансировать. Для этого нужна нормальная, понятная денежно-кредитная политика. Мы разговариваем с Центральным банком. У нас хороший диалог есть", - добавил он.
В вопросе фондирования, полагает Тимур Кулибаев, надо учитывать все имеющиеся денежные ресурсы.
"Допустим, по пенсионным ресурсам. Пенсионные ресурсы во всех странах – источник долгосрочных инвестиций через фондовый рынок, через другие инструменты. И когда мы принимали решение по созданию накопительной пенсионной системы, одним из факторов в пользу создания такой системы было именно то, что это будет ресурс для расширенного воспроизводства, для инвестиций. И что мы видим теперь? Действительно, были проблемы с управляющими компаниями, которые нарушали законодательство по управлению пенсионными накоплениями. Были такие факты, но вообще-то это говорит о слабости надзора, то есть в то время, когда Национальный банк вел надзор, они должны были с управляющими компаниями работать", - сказал он.
"Собрали все (пенсионные активы – прим. автора) в ЕНПФ. Было обоснование, что коммерческие банки не могут управлять, там балуются. Собрали все в ЕНПФ. И куда ЕНПФ эти деньги разместил? Два инструмента: госдолг и депозиты коммерческих банков, то есть, у кого забрали, опять тем и отдали на управление. Только вместо длинных денег отдали уже на депозиты, на краткосрочное финансирование. Так что такие вопросы, чтобы мы понимали, как будет работать кредитно-денежная политика", - отметил г-н Кулибаев.
Вместе с тем есть и положительные моменты. В частности, бизнесу стало понятно курсообразование.
"Теперь мы уже видим, что у нас граница с Российской Федерацией на большой товарооборот, есть большое влияние российского рубля, особенно в приграничных районах. Это все уже наши предприниматели учитывают. Но ставка рефинансирования. Мы разговариваем про инфляцию – у нас ставка рефинансирования выше, чем инфляция. Когда мы говорим, что у нас в инфляции немонетарная составляющая инфляции намного выше, мы это все знаем, и на самом деле, чтобы заниматься инфляцией, нам надо заниматься импортозамещением, в первую очередь продуктов питания, товаров первой необходимости, тех товаров, которые входят в потребительскую корзину", - сказал председатель президиума НПП.
Но для того, чтобы развить производство этих продуктов в Казахстане, требуется длинное финансирование.
"Например, по продуктам питания. Вы знаете, что Россия из-за санкций серьезно занималась продуктовой безопасностью. Они этот вопрос закрыли. Все мы помним, что в 1990-х годах Казахстан поставлял зерно в Российскую Федерацию, а сегодня Россия производит на экспорт больше в два раза, чем Казахстан сегодня. 30 млн тонн они в этом году будут поставлять на экспорт. То есть у них капитальная поддержка, и на селе чудес не бывает. Там нет сверхрентабельности. У них есть специальные институты для финансирования: Россельхозбанк, другие инструменты, которые сегодня позволяют продукции российских товаропроизводителей быть конкурентоспособной. Они сегодня свою продукцию начали поставлять за рубеж, и мы уже будем конкурировать с ними на том же китайском рынке, потому что они ту же продукцию поставляют: зерно и все остальное", - резюмировал Тимур Кулибаев.
Жанболат Мамышев