/img/tv1.svg
RU KZ
Госслужба претерпит изменения

Госслужба претерпит изменения

Казахстанских госслужащих ждет достойная зарплата, кнут вместо пряников и карьерная лестница.  

17:48 20 Январь 2018 13685

Госслужба претерпит изменения

Автор:

Алина Альбекова

Регионы получат надбавку

Казахстан пойдет по пути стран ОЭСР и обеспечит своих госслужащих «достойной» заработной платой. Если раньше оклад сотрудников государственных органов зависел исключительно от стажа и занимаемой должности, новой системой оплаты труда будет учитываться сложность выполняемой ими работы, а также эффективность.

Гарантированный должностной оклад теперь будет основываться на факторно-балльной методике, которую агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции разрабатывало на протяжении последних двух лет совместно с экспертами международной консалтинговой компании Hay Group. По словам заместителя председателя агентства Айгуль Шаимовой, для получения полноценной картины по каждой должности в системе госслужбы были задействованы все уровни госаппарата – от центра до регионов, а интервью проводились не только с руководителями госорганов, но и с исполнителями.

«Нынешний реестр должностей состоит из пяти групп, где в каждой предусмотрено еще по пять-шесть категорий. В предложенном нами механизме все должности госаппарата разделены на 15 уровней, исходя из функциональных направлений деятельности. Причем уровни определяются в зависимости от необходимых знаний для выполнения конкретной должности, степени ответственности за принимаемые решения и конечный результат. С внедрением новых подходов мы отойдем от выплат госслужащим равной зарплаты, независимо от их вклада в деятельность госоргана. Это обеспечит стабильность госаппарата, привлечение лучших кадров из негосударственного сектора, конкурентоспособность заработной платы госслужащих с оплатой труда на рынке», – уверена она.

По аналогичной схеме работают госаппараты в США, Новой Зеландии, Франции и Германии, а вместе с ними 174 компании Казахстана, частного и квазигосударственного секторов. С этого года новую методику оплаты труда апробируют и четыре госструктуры: агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, как уполномоченный орган и разработчик системы, министерство юстиции, у которого большая разветвленность на территориальные органы, а также изъявившие желание акиматы Астаны и Мангистауской области. О сроках внедрения проекта в масштабе республики, уточнили в ведомстве, станет известно по завершению пилота.

К слову, в Казахстане на сегодняшний день работает свыше 90 тысяч госслужащих. При этом фонд оплаты труда составляет 170 миллиардов тенге. В рамках пилотного проекта агентство по делам госслужбы и акимат Астаны получат из республиканского бюджета дополнительно по два миллиарда тенге. Тогда как министерство юстиции и акимат Мангистауской области будут внедрять систему без каких-либо дополнительных средств со стороны бюджета.

Главным отличием новой системы от действующей Айгуль Шаимова назвала сокращение диспропорции в оплате труда между центром и регионами, где сегодня работает около 90% всех госслужащих. Так, минимальный размер зарплаты ведущих специалистов областного акимата, предположительно, увеличится с 62 тысяч до 117 тысяч тенге. Тогда как зарплата сотрудника на аналогичной позиции в центре повысится с 84 тысяч до 136 тысяч тенге.

«В ежедневной деятельности они так же, как и в центре, принимают решения, от которых напрямую зависит качество жизни населения. Между тем размер их заработной платы значительно отличается от оклада работников министерств. К примеру, главный специалист аппарата областного акимата получает на 70 процентов меньше, чем главный эксперт в центре. С внедрением нового механизма мы сократим эти диспропорции до 10 процентов, что позволит нам сократить отток кадров из регионов. Это одна из важнейших задач на сегодняшний день – обеспечить стабильность госаппарата и усилить в целом кадровый потенциал на местах», – отметила зампред АДГСПК.

Кроме того, новая система будет учитывать как общий стаж работы на госслужбе при продвижении и поступлении на госслужбу, так и опыт работы на конкретной должности при начислении заработной платы. Причем в этот опыт будет включаться и период занятия аналогичных позиций в других госорганах. К примеру, при переходе главного специалиста канцелярии из одного госоргана в другой опыт его работы на предыдущем месте будет учтен при начислении заработной платы уже по новому месту работы.

В перспективе при продвижении по службе формирование оклада будет осуществляться с учетом опыта наработанного стажа на нижестоящей должности, пообещали в агентстве по делам госслужбы. Так, если служащий отработал на должности главного специалиста какое-то время, при назначении его руководителем этот опыт также будет учитываться при исчислении оклада.  

14 лет спустя

Традиционных праздничных премий больше не будет, сообщили в агентстве.  

«В настоящее время сотрудники госорганов получают стимулирующие выплаты в виде премий, которые зависят от наличия экономии у госоргана. Как правило, это приводит к тому, что на сельском и районном уровнях госслужащие практически не получают их, и, соответственно, возникают определенные вопросы. Эта система была внедрена более 14 лет, и за это время не подвергалась концептуальным изменениям до сегодняшнего дня», – напомнила Айгуль Шаимова. 

Преимущество новой системы в том, отметила она, что вместо премиальных выплат к праздникам теперь результативные служащие всех уровней будут гарантированно получать по итогам года бонусы в размере четырех окладов. Причем при переходе служащего из одного госоргана в другой за ним будет сохраняться право их получения.

Для оценки результативности, как разъяснили в антикоррупционном ведомстве, каждому госслужащему с учетом особенностей его работы и функциональных обязанностей будут установлены измеримые индикаторы. Среди них: количество и характер документов, которые госслужащий будет закрывать, подготовка ответов на запросы, учет количественных показателей, а также уровень служебной исполнительской дисциплины работником. Систематическое нарушение дисциплины будет отражаться на итоговой оценке деятельности сотрудника.

Эффективность каждого из сотрудников, по словам зампреда агентства, будет отражаться на размере бонусного фонда, который каждый госорган будет формировать самостоятельно.

«Все индикаторы, поставленные перед сотрудниками, будут четко взаимоувязаны со стратегической целью госоргана и будут декомпозироваться с целями, которые будут установлены для руководителей соответствующих подразделений. Соответственно, и руководители, и госслужащие исполнительного звена будут нести солидарную ответственность за достижение конечного результата. От этого будет зависеть бонусный фонд госоргана. Если госорган будет достигать поставленных перед ним целей, он будет получать бонусы в полном объеме. Если будет зафиксировано недостижение того или иного результата, бонусный фонд будет корректироваться и уменьшаться в соответствующем размере», – прокомментировала зампред агентства по делам госслужбы.

И добавила при этом: неэффективные работники бонусы получать не будут. А в случае, если госслужащий не получает хорошую оценку по результатам двух лет, его и вовсе ждет увольнение.  

Такой подход к системе оплаты труда Айгуль Шаимова назвала более справедливым. Она уверена: теперь каждый госслужащий будет заинтересован в достижении результатов.

Из корпуса в корпус

Реформы госслужбы задели не только материальную часть, но и «профессиональную». Впервые аттестация госслужащих в 2017 году была проведена масштабно, охватив всех служащих корпуса «Б». В агентстве уверили, что прозрачность ее проведения была обеспечена на всех этапах. К слову, в состав аттестационных комиссий входили представители от общественных советов, научно-экспертной, академической среды и общественных объединений.

Отметим, по результатам аттестации, в которой приняли участие 66853 госслужащих, соответствие занимаемым должностям доказали 61115 человек. К повышению в должности были рекомендованы 4851 человек, из которых 1405 госслужащих заняли вышестоящие должности. К понижению были рекомендованы 747 человек. Без работы остались 140 госслужащих.

Как отметили в пресс-службе АДГСПК, аттестация дала возможность госслужащим проявить профессиональные навыки и доказать свою состоятельность. По их мнению, она положительно повлияла на профессионализацию кадров и укрепление принципа меритократии на госслужбе.

Помимо оценки профессиональных навыков, госслужащие прошли тестирование на оценку личных компетенций, что позволило определить уровень этичности, честности, беспристрастности, ориентацию на потребителя услуг, предполагающую способность выявлять потребности и решать проблемы населения в рамках закона и иные важные для служения государству и обществу качества. Результаты показали: среди служащих высшего управленческого звена центральных государственных органов наиболее развиты компетенции «Принятие решений» и «Ориентация на потребителя услуг», в то время как у управленцев местных исполнительных органов в большей степени выражены компетенции «Стрессоустойчивость» и «Информирование потребителей услуг».

При этом было выявлено, что работники министерств недостаточно проявляют компетенцию «Сотрудничество», то есть выстраивание конструктивных взаимоотношений с заинтересованными сторонами. В то время как у региональных служащих зачастую не хватает компетенции «Саморазвитие».

Путь к всеобщей добропорядочности

Ректор Академии государственного управления при президенте Фатима Жакыпова дополнила: у госслужащих в рамках тестирования было выявлено также невысокое проявление такой важной компетенции, как «Добропорядочность». По ее словам, это говорит о том, насколько госслужащий привержен своей работе, насколько он честен и соблюдает принцип верховенства закона.

Академия, как уточнила ректор, намерена внести свою лепту в формирование «добропорядочной» госслужбы. Для этого даже были специально разработаны программы по развитию личных компетенций в зависимости от уровня управления, или так называемое проектное управление.

«Этим инструментом уже обучены свыше тысячи госслужащих, как центральных государственных, так и местных исполнительных органов. При этом все они получили не просто теоретическое обучение, а консалтинг по применению проектного инструментария», – подытожила Фатима Жакыпова.

И если раньше госслужащие могли обучаться по этой программе только на базе Академии, то с этого года проектные офисы должны заработать по всему Казахстану.

«Центр развития проектного менеджмента в госуправлении обеспечивает профессиональное развитие госслужащих путем обучения их стратегическому и проектному менеджменту, анализу больших данных, принятию решений, основанных на фактах. Особое внимание уделяется развитию таких компетенций, как ориентация на потребителя госуслуг, информирование потребителя, оперативность, стрессоустойчивость, добропорядочность, управление деятельностью. Важно, чтобы госслужащие выстраивали свою деятельность в максимально новом формате», – отметила ректор.

По ее мнению, формула «сильный регион – сильная страна» с этого года приобретет новый импульс.

Алина Альбекова  

Уровень экономической активности населения в РК снизился за год с 70,1% до 69,2%

Численность работников за год сократилась почти на 1%. При этом фонд заработной платы вырос на 11%.

07 Сентябрь 2020 09:30 2180

Фото: Максим Морозов

Фонд заработной платы за II квартал 2020 года составил более 2,2 трлн тг – на 3,9% больше по сравнению с прошлым кварталом и на 11,1% больше, чем за II квартал 2019-го, сообщает портал finprom.kz.

Более половины ФЗП приходится на образование (543,4 млрд тг), промышленность (496,8 млрд тг) и государственное управление и оборону, а также обязательное социальное обеспечение (213,3 млрд тг).

Самый заметный годовой рост объема ФЗП был отмечен в сферах образования (+35,5%), здравоохранения и социальных услуг (+28,3%) и госуправления (+19,7%).

Наибольшее сокращение объема ФЗП за год зафиксировано в сферах финансовой и страховой деятельности (-17,5%), операций с недвижимым имуществом (-10,6%), а также строительства (-8,4%).

Списочная численность работников за год сократилась на 0,6%, до чуть менее 3,8 млн человек.

Больше всего работников соответственно числится в тех же сферах, где наблюдаются самые большие объемы ФЗП: в сегментах образования (1 млн человек), промышленности (640,4 тыс. человек), здравоохранения и социальных услуг (457,1 тыс. человек).

При этом по годовому росту лидируют сферы искусства, развлечений и отдыха, а также здравоохранения – по 2,6%. Самое заметное сокращение численности работников было зафиксировано в сфере строительства: на 8,7%, до 171,5 тыс. человек.

В целом в Казахстане проживает почти 9,2 млн экономически активного населения. Численность сократилась на 0,5% за год. Из них занятые – 8,7 млн человек, на 0,7% меньше, чем в прошлом году.

Уровень экономической активности* в РК сократился с 70,1% до 69,2%. При этом в городах показатель снизился с 69% до 68,7%, в селах – с 71,6% до 69,8%.

Среднемесячная заработная плата по стране выросла на 13,7%, до 212 тыс. тг. Напомним: президент РК поручил упразднить институт ответственных секретарей при министерствах, чьи заработные платы в среднем варьируются от 685 тыс. до 830 тыс. тг, в зависимости от стажа, сообщает официальный канал PrimeMinister.kz.

* Отношение численности экономически активного населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Какие перспективные отрасли помогут восстановлению экономики в текущих кризисных реалиях?

В текущем году пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на рынок труда.

02 Сентябрь 2020 09:17 2533

Фото: Серикжан Ковланбаев

Серьезную роль сыграло введение карантинных мер, в том числе различных режимов ограничения или полного закрытия компаний, особенно уязвимых отраслей, сообщает портал ranking.kz. Приостановлена деятельность крупных и мелких предприятий, сократилась продолжительность рабочего времени, часть персонала была уволена. Закрытие торговых центров и ресторанов, отмена авиарейсов и бронирования гостиниц, переход предприятий на удаленную работу многих ставят на грань краха. При этом первыми работу теряют зачастую те, у кого она и так не была стабильной: продавцы, официанты, кухонный персонал, грузчики, уборщики, то есть работники с низкой квалификацией.

Кризис может привести к росту мировой безработицы почти на 25 миллионов человек. Сегодня подавляющее большинство работников в мире – 93% – проживают в странах, где по-прежнему действует тот или иной режим закрытия рабочих мест. Их общемировая доля остается относительно неизменной с середины марта, но принимаемые меры заметно смягчаются. По оценкам Международной организации труда (МОТ), потери рабочего времени в первом полугодии 2020 года усугубились. Непосредственно во II квартале текущего года продолжительность рабочего времени в мире сократилась на 14%, что равнозначно потере 400 миллионов рабочих мест на условиях полного рабочего времени. Эти цифры гораздо выше тех оценок и расчетов, которые приводились ранее.

Непосредственно в Казахстане пандемия COVID-19 также внесла свои коррективы на рынке труда, значительно ослабив активность в сфере занятости. В целом из-за влияния пандемии уровень безработицы в стране увеличился с 4,8% в I квартале текущего года до 5% во II квартале. Численность безработных увеличилась на 2,6%, до 454 тыс. человек. Наблюдается уменьшение количества занятого населения почти во всех регионах страны. Непосредственно во время введения чрезвычайного положения весной текущего года временно остались без работы около 4,4 млн человек, им были назначены соцвыплаты из ГФСС в связи с потерей доходов. Наибольшее количество назначений в разрезе регионов произведено для жителей:

  • Алматинской области – 646,9 тыс.;
  • Туркестанской области – 528,9 тыс.;
  • города Алматы – 433,7 тыс.

Можно считать, что именно в этих регионах наибольшее количество казахстанцев осталось без работы во время ЧП. При этом стоит отметить, что значительная часть жителей Алматинской области работает именно в финцентре. В общей сложности в Алматы и Алматинской области во время введения ЧП весной текущего года остались без работы более 1 млн человек, или 55,6% от занятого населения этих регионов.

Во II квартале 2020 года численность занятого населения города Алматы снизилась на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом, в то время как в целом по стране она сократилась на 1%. При этом в отдельных регионах РК наблюдалось сокращение количества занятых более чем на 2,5%. Основная причина сокращения в Алматы – то, что более половины всех рабочих трудятся в самых пострадавших отраслях, таких как оптовая и розничная торговля, услуги по проживанию и питанию, операции с недвижимым имуществом, а также в сфере искусства, развлечений и отдыха и др. Благодаря слаженной работе местного исполнительного органа и непосредственно Центра занятости удалось минимизировать негативное влияние пандемии на рынок труда. С начала года по 1 сентября 2020 года ЦЗ города Алматы проконсультировал 60 384 человека, на постоянные рабочие места было трудоустроено 23 398 жителей.

Кроме того, пандемия коронавируса открыла новые ниши и послужила толчком для развития таких отраслей, как ИКТ и смежные направления; медицина и производство фармацевтики, медицинских изделий; инфраструктура по обеспечению продовольственной безопасности (торговая инфраструктура, ОРЦ, производство продуктов питания и др.); строительство и строительная индустрия. К примеру, с введением карантинного режима значительно возросла значимость Интернета и, соответственно, онлайн-услуг и электронной торговли. Также наблюдается постепенное адаптирование населения к условиям работы в онлайн-режиме. В связи с наблюдающимся повышенным спросом на фармацевтические товары и медицинские изделия все большую роль играет медицинская инфраструктура. А сфера строительства стала одним из драйверов роста экономики мегаполиса.

Благодаря новым сформированным нишам экономика Алматы постепенно адаптируется к условиям жизни во время пандемии, создавая возможности для развития экономики и трудоустройства граждан. Так, за первое полугодие объем услуг в сфере информации и связи в городе вырос на 8,7% за год, а в отрасли строительства – на 4,1%. Кроме того, наблюдается рост числа занятых в сфере здравоохранения (+4,4% за квартал); обрабатывающей промышленности (+0,2%), в том числе в фармацевтической отрасли; в финансовом секторе (+4,4%); в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (+2,7%) и других отраслях.

Учитывая преимущественно высокую концентрацию квалифицированных специалистов в Алматы в сравнении с другими городами стран Центральной Азии и регионов страны, мегаполис имеет все шансы дальнейшего развития перспективных отраслей, которые стали наиболее актуальными в нынешних реалиях. Так, в Алматы во II квартале на электронной бирже труда в части квалифицированного труда было размещено 22,5 тыс. вакансий. Это намного больше, чем в других регионах страны. Из них 7,5 тыс. вакансий – для рабочих промышленности, строительства, транспорта и других родственных занятий, 4,2 тыс. вакансий – для специалистов-техников и иного вспомогательного профессионального персонала, почти 1,7 тыс. вакансий – для служащих в области администрирования, и т. д. В целом в мегаполисе количество вакансий в сфере квалифицированного труда намного превышает количество резюме, опубликованных на ЭБТ. Самыми дефицитными профессиями в городе стали дорожный рабочий, социальный работник, бетонщик, каменщик, плотник и другие.

Востребованность квалифицированного труда в городе открывает возможность для трудоустройства граждан. Актуальным вопросом становится переквалификация кадров и работников для трудоустройства в отраслях с дефицитными рабочими местами. Для этого Центр занятости города Алматы проводит профориентационную работу с безработными гражданами, а также направляет на обучение и предоставляет гранты, стимулируя уровень занятости в регионе. В текущем году 876 безработных граждан направили на краткосрочные профессиональные курсы по 27 специальностям, среди которых автоэлектрик, каменщик, арматурщик, веб-дизайнер, визажист, маляр, оператор ЭВМ и другие. К примеру, в 2019 году более 60% граждан, обучившихся на краткосрочных курсах, устроились на работу по новой профессии. Продолжительность обучения составляет от одного до шести месяцев, с ежемесячной выплатой стипендии в размере 20 949 тенге. По окончании обучения выдается сертификат, оказывается помощь в трудоустройстве.

Таким образом, несмотря на пандемию и карантинные меры, в регионе проводятся максимально эффективные мероприятия для стимулирования уровня занятости населения.


Подпишитесь на наш канал Telegram!