/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 21 417,80 Hang Seng 23 182,08
KASE 2 209,51 FTSE 100 5 418,28
РТС 1 053,79 Золото 1 632,70
Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Кто виноват в том, что алматинцы дышат грязным воздухом, обсуждали экологи и активисты.

23 Февраль 2020 08:21 1295

Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

Ответ на этот вопрос пытались найти на круглом столе «Экологическая обстановка в Алматы и права человека» в конце недели. О хаотичной застройке, которая ведет к коллапсу, несоблюдении санитарных зон и дезинформации со стороны госорганов рассуждали экологи и экоактивисты. Председатель ЭО «Зеленое спасение» Сергей Куратов, рассказал, как рядом с жилыми домами построили автобусный парк. Согласно закону, транспортное предприятие имеет третью категорию опасности, это значит, что строить автобусный парк впритык к жилым домам, категорически запрещено, нужна зона защиты как минимум в 300 м.

«Никаких 300 м от автопарка до жилых домов нет. Как только начинается подготовка автобусов к выезду, дома накрывает выхлопными газами», – заявил эколог.

Длительная переписка с различными госорганами не привела к результату.

«Практически все госорганы, в которые мы обратились с запросами, отвечали, либо что не видят нарушений, либо что нарушения есть. При этом никто не принял меры, чтобы нарушения устранить», – сказал Куратов.

Другой пример. Предприятие, которое производит строительные смеси, имеет второй класс опасности и санитарную зону радиусом 500 метров, расположено рядом с жилым массивом. Верховный суд Казахстана в 2013 году выносит решение, что права граждан на благоприятную окружающую среду нарушены. Но это постановление Верховного суда до сих пор не исполнено.

«Жители обращаются к судебным исполнителям, принималось еще 20 промежуточных решений в пользу жителей и два решения суда, также в пользу жителей, накладывается более 1 млн административных штрафов. И какой результат? Никакого», – рассказал Куратов.

Международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович на тему работы городской власти, выразилась довольно четко. По ее мнению, генплановские задачи не выполняются, идет диссонанс между документами городского планирования и реальной жизнью.

«Все стратегии, которые прекрасно расписаны, не работают. Приходит новый аким, и у него свои приоритеты. Кто виноват и что делать?» – задалась вопросом эксперт и сама же ответила, что решение, в общем-то, простое: неукоснительно соблюдать существующие законы.

По ее словам, надо заморозить все проекты, если есть нарушения.

«Нужно соблюдать закон и убирать эти объекты, чего бы городу это ни стоило. Или переселять жителей», – выразила мнение Ерзакович.

Другая проблема, которую затронула эксперт, это ничем не ограниченная, с точки зрения законодательства, покупка личного автотранспорта.

«Я хочу ездить комфортно, но при этом дышать чистым воздухом. Как соблюдать этот баланс интересов? Даже мои соседи не понимают, что вред от автомобиля, потому что автомобиль совсем рядом, касается наших детей. Человек включает двигатель под окном первого этажа и ему кажется, что все нормально, а дети, живущие в квартире на первом этаже, скорее всего, болеют намного чаще, чем дети, живущие на пятом этаже. Конечно, никто у нас в стране таких исследований не проводил и доказательной базы нет. Оперировать можно только данными ВОЗ, согласно которым, вдоль крупных автомагистралей во всем мире фиксируются больше заболеваний. Нужны исследования здоровья детей по территории проживания, по этажности и другим критериям, причем более глубокие, чем обычно».

Экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь, раскритиковала амбициозную идею посадить в городе миллион деревьев.

«Вроде бы амбициозная идея посадить миллион деревьев в городе, она вроде бы хорошая и мы все должны ее поддерживать, но что мы видим? В отчете сказано, что в прошлом году было посажено 135 тысяч деревьев. То есть мы уже должны жить в зеленом красивом городе и дышать чистым воздухом. Где эти деревья? Здесь можно вспомнить скандальную историю, когда на Кок-Тобе посадили 40 тысяч саженцев, а потом обнаружили, что часть из них была просто выброшена».

Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network и первый в Алматы человек, который отказался от автомобиля и пересел на общественный транспорт по экологическим соображениям, также уверен, что именно непродуманная государственная политика мешает городу дышать чистым воздухом.

«Простой пример, – рассказал эксперт, – есть закон согласно которому запрещено отправлять на свалку макулатуру, пластиковые бутылки и все то, что в нашей стране может быть успешно переработано. Но спустя полгода на государственном уровне принимает другое решение – о запрете вывоза макулатуры из страны. Что произошло? Миллионы килограмм макулатуры гниют по всей стране».

Статистика, приведенная Сергеем Куратовым, подвела символичный итог.

«С 2014 года мы ведем статистику наших запросов и ответов на них. В 2014 году мы получали ответы только на 33% своих запросов. В 2019 году – количество ответов на запросы уже 95%. Прогресс налицо. Одновременно мы проводим статистику содержания этих ответов. В 2014 году недостоверная или неполная информация содержалась в 60% ответов от чиновников. В прошлом году – в 56%. То есть формально одна часть проблемы решена, ответы от госорганов мы получаем все больше и больше. Теперь нужно чтобы и их содержание было на уровне»…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Топ-3 загрязнителей воздуха в Казахстане

Гиппократ утверждал: «Мы то, что мы едим». Одно важное дополнение: сегодня мы еще и то, чем мы дышим. Между тем воздух в Казахстане не становится чище. Ежегодно объем выбросов вредных веществ в атмосферу увеличивается в среднем на 100 тысяч тонн. В 2019 году показатель достиг отметки в 2,5 млн тонн.

01 Апрель 2020 10:00 373

Топ-3 загрязнителей воздуха в Казахстане

Фото: Максим Морозов

Самый большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия теплоэнергетического и нефтегазового сектора, горнодобывающей и горноперерабатывающей отрасли, черной и цветной металлургии, сообщает nur.kz.

Основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Казахстане – крупные промышленные предприятия, автотранспорт и отопительные системы частных жилых домов. Причем последние наносят окружающей среде урон не меньше, чем огромные заводы или дизельные двигатели в больших масштабах – в безобидном на первый взгляд печном дыме содержится целый коктейль опасных химических соединений: угарный газ, диоксид азота, тяжелые металлы, формальдегид, бензол и многое другое.

Что уж говорить об автотранспорте и выделяемых им токсичных веществах – выхлопных газах, которые считаются основными вредителями воздуха в городах.

Но, тем не менее, в нашей стране основная доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на промышленные предприятия.

В разрезе регионов по этому показателю лидирует Карагандинская область, второе место в топе занимает Павлодарская, и третье – Актюбинская.

В 2019 году МЭГПР РК утвержден максимально допустимый лимит по выбросам в объеме 4,9 млн тонн в год. По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, с 2017 года отмечается тенденция увеличения заявляемых природопользователями выбросов на 52 тыс.тонн, или на 1,2%. При этом за последние пять лет наметилась тенденция к их снижению на 156 тысяч тонн, или на 2,2%. То есть если в 2015 году лимит составлял 4,4 млн тонн выбросов, то в 2019-м уже 4,3 млн тонн. Такая динамика объясняется тем, что предприятия предпринимают меры по снижению эмиссий, придерживаясь плана природоохранных мероприятий. И это притом, что год из года вводятся новые предприятия, а действующие мощности растут.

По словам руководителя управления государственной экологической экспертизы и разрешений Ерлана Тасбаева, на сегодняшний день значительная часть выбросов обусловлена истощением рудно-сырьевой базы, использованием топлива низкого качества, отсутствием оборудования по контролю за уровнем загрязнения.

Очевидно, что промышленность – мощный источник загрязнения. Для того чтобы стимулировать предприятия к снижению уровня выбросов, в Казахстане готовится к принятию новый Экологический кодекс. Так, например, одна из мер, предлагаемых документом, – внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Но, по мнению Ерлана Тасбаева, учитывая, что практически все казахстанские промышленные предприятия являются постсоветским наследием, для большинства из них переход на НДТ подразумевает полное перевооружение предприятий, изменения вплоть до технологий производства. А в этом случае большие затраты с их стороны неизбежны, считает эксперт.

Нетрудно предположить, что в условиях надвигающегося кризиса эти обязательства могут стать неподъемной нагрузкой для предприятий. Напомним, что казахстанская экономика напрямую зависит от сырья, и давление экологических норм может повлечь за собой уже совсем другую проблему – экономические потрясения промышленного сектора.

Таким образом, остается найти такой компромисс, чтобы и экологию уберечь, и экономику не погубить. Все нужно делать с умом.

Что спасет экологию Павлодарской области?

Последние годы регион стабильно остается казахстанским «лидером» по количеству выбросов в атмосферу.

12 Март 2020 10:56 1165

Что спасет экологию Павлодарской области?

Антирекорд

Во время недавней отчетной встречи аким Павлодарской области Абылкаир Скаков сообщил, что в 2019 году регион совершил экологический антирекорд. В прошлом году количество выбросов загрязняющих веществ в регионе составило более 717 тыс. тонн. Однако сомнительное достижение не появилось на ровном месте. В Прииртышье местные промышленные предприятия ежегодно выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных веществ.

Например, в 2018 году, по данным комитета по статистике, двумя самыми «грязными» регионами традиционно стали Павлодарская и Карагандинская области. Их объем выбросов составил 709,3 тыс. и 587,5 тыс. тонн соответственно. Это более половины общереспубликанских выбросов.

Вместе с этим, просматривая официальную статистику последних лет по объемам вредных выбросов в атмосферу, можно обнаружить интересную тенденцию. Если раньше Павлодарская область постоянно соревновалась с Карагандинской за сомнительное звание наиболее загрязняющего региона, то в последние четыре года Павлодар прочно занял место лидера. За это время объем выбросов вырос более чем на 150 тыс. тонн – с 542,7 тыс. тонн в 2016 году до 709,3 тыс. тонн в 2018 году. В Караганде за это время, несмотря на все проблемы с «АрселорМиттал Темиртау», общий объем выбросов даже немного снизился.

Наилучшие доступные технологии

По словам Скакова, появление в Казахстане нового Экологического кодекса может благоприятно сказаться на окружающей среде Павлодарской области. В первую очередь благодаря внедрению так называемых наилучших доступных технологий, или НДТ.

«В Европе такой опыт помог сократить выбросы на 94%, и мы будем стремиться к этому же. Предприятия, которые введут НДТ, обнуляют плату за эмиссию в окружающую среду. Для тех, кто не введет, ставки будут расти. В министерстве экологии отобрали топ-50 компаний для первоочередного внедрения «наилучших доступных технологий», и в их числе промышленные предприятия нашей области», – говорил аким Павлодарской области на отчетной встрече с населением.
В то же время, по мнению Светланы Могилюк, одного из главных экологов Павлодара и руководителя общественного объединения «ЭКОМ», пока рано возлагать такие большие надежды на новый Экологический кодекс и «наилучшие доступные технологии» в частности. 20 февраля эколог присутствовала на первом заседании рабочей группы в парламенте РК по новому Экологическому кодексу, где, помимо прочего, рассматривали вопрос по внедрению НДТ.

«Вызывает сомнение сам подход по предоставлению производствам так называемого льготного периода, в конце которого мы якобы получим какие-то улучшения. На самом деле мнение общественных организаций заключается в том, что льготы надо предоставлять только после того, как эти «наилучшие технологии» будут введены. Потому что все это так и может окончиться обещаниями, а спустя некоторое время льготного периода промышленники скажут, что ничего не получилось», – сообщила inbusiness.kz Светлана Могилюк.

К тому же, по словам эколога, на данный момент вся эта система сырая – отсутствует список «наилучших доступных технологий», нет единых стандартов. Поэтому сейчас общественники ратуют за принятие действенных мер здесь и сейчас. Потому как, пока все ждут улучшений от старых предприятий, в той же Павлодарской области продолжают строить новые грязные производства вроде завода по производству кальцинированной соды.

«Там будут сбросы воды с растворенными в ней большими объемами загрязняющих веществ, впоследствии превращающимися в сухой остаток. В итоге такие новые предприятия создают еще большую нагрузку на окружающую среду», – считает эколог.

Последствия

Стабильное лидерство по выбросам в атмосферу вылилось для Павлодара не менее стабильным местом в тройке «лидеров» по распространенности онкологии среди регионов Казахстана. По итогам 2018 года в Павлодарской области показатель заболеваемости онкологическими заболеваниями составил 263 случая на 100 тыс. населения. Больше только в Северо-Казахстанской (289) и Костанайской (268) областях. В настоящее время онкологическая больница Павлодарской области насчитывает более 11 тыс. человек. Ежегодно врачи могут регистрировать более 2 тыс. пациентов. Наиболее распространенными являются рак кожи, молочной железы, желудка, легких, толстой кишки.

Напомним, в конце прошлого года в Павлодаре состоялось открытие нового онкологического диспансера. Стоимость проекта составила 11,8 млрд тенге. Новое оборудование, по словам медиков, позволит значительно улучшить диагностику заболеваний, а также прохождение терапии.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: