/img/tv1.svg
RU KZ
Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Кто виноват в том, что алматинцы дышат грязным воздухом, обсуждали экологи и активисты.

08:21 23 Февраль 2020 2216

Грязное небо: экологическая ситуация в Алматы более чем критичная

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

Ответ на этот вопрос пытались найти на круглом столе «Экологическая обстановка в Алматы и права человека» в конце недели. О хаотичной застройке, которая ведет к коллапсу, несоблюдении санитарных зон и дезинформации со стороны госорганов рассуждали экологи и экоактивисты. Председатель ЭО «Зеленое спасение» Сергей Куратов, рассказал, как рядом с жилыми домами построили автобусный парк. Согласно закону, транспортное предприятие имеет третью категорию опасности, это значит, что строить автобусный парк впритык к жилым домам, категорически запрещено, нужна зона защиты как минимум в 300 м.

«Никаких 300 м от автопарка до жилых домов нет. Как только начинается подготовка автобусов к выезду, дома накрывает выхлопными газами», – заявил эколог.

Длительная переписка с различными госорганами не привела к результату.

«Практически все госорганы, в которые мы обратились с запросами, отвечали, либо что не видят нарушений, либо что нарушения есть. При этом никто не принял меры, чтобы нарушения устранить», – сказал Куратов.

Другой пример. Предприятие, которое производит строительные смеси, имеет второй класс опасности и санитарную зону радиусом 500 метров, расположено рядом с жилым массивом. Верховный суд Казахстана в 2013 году выносит решение, что права граждан на благоприятную окружающую среду нарушены. Но это постановление Верховного суда до сих пор не исполнено.

«Жители обращаются к судебным исполнителям, принималось еще 20 промежуточных решений в пользу жителей и два решения суда, также в пользу жителей, накладывается более 1 млн административных штрафов. И какой результат? Никакого», – рассказал Куратов.

Международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович на тему работы городской власти, выразилась довольно четко. По ее мнению, генплановские задачи не выполняются, идет диссонанс между документами городского планирования и реальной жизнью.

«Все стратегии, которые прекрасно расписаны, не работают. Приходит новый аким, и у него свои приоритеты. Кто виноват и что делать?» – задалась вопросом эксперт и сама же ответила, что решение, в общем-то, простое: неукоснительно соблюдать существующие законы.

По ее словам, надо заморозить все проекты, если есть нарушения.

«Нужно соблюдать закон и убирать эти объекты, чего бы городу это ни стоило. Или переселять жителей», – выразила мнение Ерзакович.

Другая проблема, которую затронула эксперт, это ничем не ограниченная, с точки зрения законодательства, покупка личного автотранспорта.

«Я хочу ездить комфортно, но при этом дышать чистым воздухом. Как соблюдать этот баланс интересов? Даже мои соседи не понимают, что вред от автомобиля, потому что автомобиль совсем рядом, касается наших детей. Человек включает двигатель под окном первого этажа и ему кажется, что все нормально, а дети, живущие в квартире на первом этаже, скорее всего, болеют намного чаще, чем дети, живущие на пятом этаже. Конечно, никто у нас в стране таких исследований не проводил и доказательной базы нет. Оперировать можно только данными ВОЗ, согласно которым, вдоль крупных автомагистралей во всем мире фиксируются больше заболеваний. Нужны исследования здоровья детей по территории проживания, по этажности и другим критериям, причем более глубокие, чем обычно».

Экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь, раскритиковала амбициозную идею посадить в городе миллион деревьев.

«Вроде бы амбициозная идея посадить миллион деревьев в городе, она вроде бы хорошая и мы все должны ее поддерживать, но что мы видим? В отчете сказано, что в прошлом году было посажено 135 тысяч деревьев. То есть мы уже должны жить в зеленом красивом городе и дышать чистым воздухом. Где эти деревья? Здесь можно вспомнить скандальную историю, когда на Кок-Тобе посадили 40 тысяч саженцев, а потом обнаружили, что часть из них была просто выброшена».

Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network и первый в Алматы человек, который отказался от автомобиля и пересел на общественный транспорт по экологическим соображениям, также уверен, что именно непродуманная государственная политика мешает городу дышать чистым воздухом.

«Простой пример, – рассказал эксперт, – есть закон согласно которому запрещено отправлять на свалку макулатуру, пластиковые бутылки и все то, что в нашей стране может быть успешно переработано. Но спустя полгода на государственном уровне принимает другое решение – о запрете вывоза макулатуры из страны. Что произошло? Миллионы килограмм макулатуры гниют по всей стране».

Статистика, приведенная Сергеем Куратовым, подвела символичный итог.

«С 2014 года мы ведем статистику наших запросов и ответов на них. В 2014 году мы получали ответы только на 33% своих запросов. В 2019 году – количество ответов на запросы уже 95%. Прогресс налицо. Одновременно мы проводим статистику содержания этих ответов. В 2014 году недостоверная или неполная информация содержалась в 60% ответов от чиновников. В прошлом году – в 56%. То есть формально одна часть проблемы решена, ответы от госорганов мы получаем все больше и больше. Теперь нужно чтобы и их содержание было на уровне»…

Катерина Клеменкова

Казахстанская компания поможет России ликвидировать последствия экологической катастрофы

На место уже отправлены специалисты и оборудование.

17 Сентябрь 2020 17:19 2435

Казахстанская компания «BSG Technology», специализирующаяся на очистке нефтяных отходов, в ближайшее время будет работать с российским «Норникелем» и поможет ему в ликвидации последствий разлива дизельного топлива, произошедшего в мае этого года. Они прошли жесткий отбор среди компаний со всего мира.

Как пояснили в казахстанской компании первый этап очистки уже прошел и теперь необходимо переработать собранные отходы.

«Первый этап очистки – это сбор разлитого дизельного топлива с поверхности реки различными средствами. Пока он проходил, менеджеры компании «Норникель» стали искать фирмы, которые могли бы осуществить второй этап. Был проведен анализ рынка и среди заявок со всего мира отобрали иностранную компанию и нас.

Наша задача – разделить собранную жидкость на дизтопливо, воду и грязь с мусором. Это сложная работа и не каждый может ее выполнить. Мы подавали заявку, где приложили наш опыт работы, наши технические возможности и подготовку специалистов», – рассказал заместитель директора по развитию бизнеса «BSG Technology» Серик Баймуханбетов.

У казахстанской фирмы есть не только достаточное количество специальных установок и квалифицированные специалисты, но и соответствующий опыт работы.

Более того, в «BSG Technology» интересный подход к обработке отходов. Как рассказал Баймуханбетов, компания может отделить и вернуть заказчику весь объем нефтепродуктов из отходов.

Он добавил, что необходимые установки и специалисты уже отправились на место работы, несмотря на сложности, связанные с пандемией COVID-19.

«Мы прошли все согласования. Хотим выразить благодарность Акимату Мангистауской области и правительственной комиссии за содействие в оформлении разрешения на выезд.

Для нас это очень важный заказ. Прежде всего, мы рады оказать свою профессиональную помощь исторически братскому народу, а также для нас это означает выход на международный рынок и возможность работать с такой большой мировой компанией, как «Норникель», – заявил Серик Баймуханбетов.

В заключении он отметил сложные условия работы, ведь на месте работ очень рано приходит холодная зимняя погода. Но в компании предусмотрели работу при минусовых температурах и подготовились к суровым климатическим условиям.

Напомним, катастрофа, произошедшая неподалеку от Норильска, была признана чрезвычайным происшествием федерального масштаба и ее последствия, особенно для экосистемы арктической зоны, до сих пор неизвестны. Более 20 тысяч тонн топлива вылилось из резервуара и попало в реку Далдыкан, далее в реку Амбарную и озеро Пясино.

На правах рекламы


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Сенат одобрил возврат Кок-Жайляу нацпарков

Данные изменения вызваны необходимостью сохранения природных комплексов и объектов природно-заповедного фонда, сообщает inbusiness.kz.

17 Сентябрь 2020 10:33 1726

Фото: Серикжан Ковланбаев

По словам сенатора Романа Кима, изменения вносятся в два законодательных акта – Земельный кодекс и Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

«Это точечные нормы, направленные на упрощение процедуры возврата в состав особо охраняемых природных территорий земель запаса, ранее выведенных из их состава для развития туризма и в настоящее время не используемых в указанных целях», – сказал он.

Депутат отметил, что эти изменения в основном связаны с возвратом урочища Кок-Жайляу, земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка и части земель государственного национального природного парка Бурабай.

«Данные изменения вызваны необходимостью сохранения природных комплексов и объектов природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность и расположенных на возвращаемых земельных участках», – пояснил он.

Как добавил Ким, решение о переводе таких земель будет приниматься в зависимости от категории особо охраняемой природной территории без разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Дана Карина


Подпишитесь на наш канал Telegram!