Ответ на этот вопрос пытались найти на круглом столе "Экологическая обстановка в Алматы и права человека" в конце недели. О хаотичной застройке, которая ведет к коллапсу, несоблюдении санитарных зон и дезинформации со стороны госорганов рассуждали экологи и экоактивисты. Председатель ЭО "Зеленое спасение" Сергей Куратов, рассказал, как рядом с жилыми домами построили автобусный парк. Согласно закону, транспортное предприятие имеет третью категорию опасности, это значит, что строить автобусный парк впритык к жилым домам, категорически запрещено, нужна зона защиты как минимум в 300 м.
"Никаких 300 м от автопарка до жилых домов нет. Как только начинается подготовка автобусов к выезду, дома накрывает выхлопными газами", – заявил эколог.
Длительная переписка с различными госорганами не привела к результату.
"Практически все госорганы, в которые мы обратились с запросами, отвечали, либо что не видят нарушений, либо что нарушения есть. При этом никто не принял меры, чтобы нарушения устранить", – сказал Куратов.
Другой пример. Предприятие, которое производит строительные смеси, имеет второй класс опасности и санитарную зону радиусом 500 метров, расположено рядом с жилым массивом. Верховный суд Казахстана в 2013 году выносит решение, что права граждан на благоприятную окружающую среду нарушены. Но это постановление Верховного суда до сих пор не исполнено.
"Жители обращаются к судебным исполнителям, принималось еще 20 промежуточных решений в пользу жителей и два решения суда, также в пользу жителей, накладывается более 1 млн административных штрафов. И какой результат? Никакого", – рассказал Куратов.
Международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович на тему работы городской власти, выразилась довольно четко. По ее мнению, генплановские задачи не выполняются, идет диссонанс между документами городского планирования и реальной жизнью.
"Все стратегии, которые прекрасно расписаны, не работают. Приходит новый аким, и у него свои приоритеты. Кто виноват и что делать?" – задалась вопросом эксперт и сама же ответила, что решение, в общем-то, простое: неукоснительно соблюдать существующие законы.
По ее словам, надо заморозить все проекты, если есть нарушения.
"Нужно соблюдать закон и убирать эти объекты, чего бы городу это ни стоило. Или переселять жителей", – выразила мнение Ерзакович.
Другая проблема, которую затронула эксперт, это ничем не ограниченная, с точки зрения законодательства, покупка личного автотранспорта.
"Я хочу ездить комфортно, но при этом дышать чистым воздухом. Как соблюдать этот баланс интересов? Даже мои соседи не понимают, что вред от автомобиля, потому что автомобиль совсем рядом, касается наших детей. Человек включает двигатель под окном первого этажа и ему кажется, что все нормально, а дети, живущие в квартире на первом этаже, скорее всего, болеют намного чаще, чем дети, живущие на пятом этаже. Конечно, никто у нас в стране таких исследований не проводил и доказательной базы нет. Оперировать можно только данными ВОЗ, согласно которым, вдоль крупных автомагистралей во всем мире фиксируются больше заболеваний. Нужны исследования здоровья детей по территории проживания, по этажности и другим критериям, причем более глубокие, чем обычно".
Экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества "Зеленое спасение" Светлана Спатарь, раскритиковала амбициозную идею посадить в городе миллион деревьев.
"Вроде бы амбициозная идея посадить миллион деревьев в городе, она вроде бы хорошая и мы все должны ее поддерживать, но что мы видим? В отчете сказано, что в прошлом году было посажено 135 тысяч деревьев. То есть мы уже должны жить в зеленом красивом городе и дышать чистым воздухом. Где эти деревья? Здесь можно вспомнить скандальную историю, когда на Кок-Тобе посадили 40 тысяч саженцев, а потом обнаружили, что часть из них была просто выброшена".
Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network и первый в Алматы человек, который отказался от автомобиля и пересел на общественный транспорт по экологическим соображениям, также уверен, что именно непродуманная государственная политика мешает городу дышать чистым воздухом.
"Простой пример, – рассказал эксперт, – есть закон согласно которому запрещено отправлять на свалку макулатуру, пластиковые бутылки и все то, что в нашей стране может быть успешно переработано. Но спустя полгода на государственном уровне принимает другое решение – о запрете вывоза макулатуры из страны. Что произошло? Миллионы килограмм макулатуры гниют по всей стране".
Статистика, приведенная Сергеем Куратовым, подвела символичный итог.
"С 2014 года мы ведем статистику наших запросов и ответов на них. В 2014 году мы получали ответы только на 33% своих запросов. В 2019 году – количество ответов на запросы уже 95%. Прогресс налицо. Одновременно мы проводим статистику содержания этих ответов. В 2014 году недостоверная или неполная информация содержалась в 60% ответов от чиновников. В прошлом году – в 56%. То есть формально одна часть проблемы решена, ответы от госорганов мы получаем все больше и больше. Теперь нужно чтобы и их содержание было на уровне"…
Катерина Клеменкова