Гульнару Каримову решили судить по-взрослому

Аскар Муминов Аскар Муминов
14265

В деле о коррупции с участием Telia прозвучало имя премьер-министра Узбекистана.

Гульнару Каримову решили судить по-взрослому Фото: sputniknews.kz

В Швейцарии начался один из самых громких процессов этого года – по обвинению в коррумпировании со стороны телекоммуникационного гиганта ТeliaSonera (в настоящий момент работает под брендом Telia) дочери первого президента Узбекистана Гульнары Каримовой.

Сама она находится в Ташкенте в заключении по обвинению в отмывании денег и коррупции. Каримовой было предъявлено обвинение по статьям 168, 178, 182, 189, 228 и 243 Уголовного кодекса Узбекистана, и в отношении неё избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на пять лет. Об этом сообщает rbc.ru.

31 июля Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии отклонил её апелляцию по возвращению ей 800 миллионов швейцарских франков. Ранее был получен ордер Федеральной прокуратуры Швейцарии на заморозку указанной суммы денег, принадлежащих Каримовой в местных банках.

В двух ордерах швейцарской прокуратуры, вынесенных 22 мая этого года, говорится о конфискации и возвращении Узбекистану 686,7 миллиона из 800 миллионов франков Гульнары Каримовой, замороженных в 2012 году в банках Женевы и Цюриха.

В поисках компромисса

Адвокат Гульнары Каримовой, Грегуар Манжа, согласно открытым источникам, ранее сообщил, что "для скорейшего завершения уголовных дел в Узбекистане и Швейцарии при соблюдении определённых условий Каримова готова пойти на компромисс".

Нынешний суд в Швейцарии основан на нескольких эпизодах предполагаемых преступлений со стороны Каримовой. 4 и 5 сентября в Стокгольме прошли первые заседания суда, на которых среди ключевых фигурантов масштабного дела о коррупции, кроме самой Каримовой, обвиняются топ-менеджеры телекоммуникационного гиганта Telia (в Казахстане представлена под брендом Kcell).

Дело о коррупции против Каримовой было возбуждено по итогам расследования возможного факта дачи взятки компании Vimpelcom в размере 785 млн долларов за получение лицензии для работы в Узбекистане, также всплыли факты, что за право получить лицензию Каримовой заплатила и шведская компания TeliaSonera. В августе 2015 года власти США обратились к Бельгии, Ирландии, Люксембургу, Швеции и Швейцарии с просьбой арестовать активы Гульнары Каримовой на общую сумму более 1 млрд долларов.

Топ-менеджеры Telia Теро Кивисаари, Ларс Нюберг и Ули Туима проходят по делу о даче взяток Каримовой, и, в случае если их вина будет доказана, они могут сесть за решётку как минимум на шесть лет. Предположительно именно они платили приближенным к Каримовой людям – её гражданскому супругу Рустаму Мадумарову и компаньону Гаяне Авакян взятки за право выхода на рынок Узбекистана. Деньги переводились на счета подставной компании Takilant.

Свет на преступную схему, которую предположительно использовали телекоммуникационный гигант и г-жа Каримова, пролил шведский телеканал SVT, который провёл свое расследование и выяснил подробности масштабной коррупции, в которую в двухтысячные годы была втянута дочь покойного президента Узбекистана. О чём и пишут узбекистанские СМИ.

Примечательно, что сама Telia, 37% акций которой принадлежат шведскому правительству, уже признала свою вину.

Ранее компания заключила досудебное соглашение с Министерством юстиции США и выплатила 965 миллионов долларов штрафа за обман акционеров. Вместе с тем, если в отношении компании издержки покрыты, то западная система правосудия устроена таким образом, что конкретные лица, в отношении которых имеются подозрения в коррупции, не могут избежать суда.

Премьера зовут на дачу показаний

Саму Гульнару Каримову в рамках процесса не допросят, так как она уже осуждена узбекским судом, однако на процесс могут быть вызваны высокопоставленные чиновники из Ташкента. Так, уже озвучено требование допросить в качестве свидетеля действующего премьер-министра Узбекистана Абдуллу Арипову.

Адвокат бывшего главного советника евразийского бизнес-направления телекоммуникационной компании Telia Ули

Туимы, Ханс Станберг, заявил о том, что Арипов должен дать показания в Стокгольме. Юрист подчеркнул, что именно Арипов занимал пост вице-премьера – руководителя комплекса по вопросам информационных систем и телекоммуникаций в момент вхождения телекоммуникационной компании на узбекский рынок.

Примечательно, что в 2012 году, ещё при президентстве Ислама Каримова Генеральная прокуратура Узбекистана возбудила уголовное дело в отношении Арипова, также, согласно открытым источникам, ему вменялась в вину незаконная выдача разрешений на установку дополнительных ретрансляторов для "МТС-Узбекистан", которая в июне 2012 года была обвинена в незаконной эксплуатации свыше 250 базовых станций, нецелевом использовании денежных средств, расхищении имущества, использовании противоправных схем по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения.

Тогда же всплывала информация, что Арипов мог быть замешан и в коррупционной схеме Telia. Впоследствии ташкентский суд прекратил разбирательства в отношении чиновника.

"Мы хотели бы поговорить с ним. Потому что он является одним из важных лиц в данном процессе. Он смог бы объяснить, что никто не давал взяток для получения частот и лицензий", – сказал Ханс Станберг.

В ходе судебного заседания также предполагается допросить главу компании "Узавтосаноат" Шавката Умурзакова, Талгата Даирбекова, казахстанского представителя компании Fintur, которая принимала участие в переговорах TeliaSonera и Каримовой; Абрахама Смита, бывшего исполнительного директора сотового оператора Coscom, бывшего гендиректора принадлежавшего TeliaSonera телекоммуникационного холдинга Fintur Holdings Саркана Элдена и адвоката Толга Исмена.

Получить "благословение сверху"

Прокурор Гуннар Стетлер сообщил, что TeliaSonera ещё в 2007 году предприняла первые попытки зайти на узбекский рынок и приобрела акции американской компании MCT Telecom, которая в тот момент уходила с местного рынка. Однако, помимо этого, потребовалось "благословение сверху" в виде взяток для коррумпирования Каримовой и других высокопоставленных узбекских чиновников.

Независимый политолог Рафаэль Саттаров заметил, что трудно сказать, чем закончится эпопея с "грязными деньгами" Гульнары Каримовой. На эти деньги претендуют несколько стран и организаций. Даже решение прокуратуры Швейцарии по возвращению денег Узбекистану не означает, что они будут возвращены автоматически, так как дело может затянуться надолго.

"Могу сказать одно, что, с одной стороны, для анонсированных социально-экономических реформ президента Мирзиёева требуются финансовые вливания, инвестиции, и эти деньги могли бы внести хоть какую-то лепту. Но, учитывая коррупцию, непотизм, и неэффективность институтов Узбекистана, вряд ли все деньги пойдут на развитие страны. Контроль со стороны международного сообщества и независимых наблюдателей просто необходим. По поводу коррупции можно отметить, что в основном любой инвестор платил за защиту в Узбекистане, так сказать, комиссионные и откат. В противном случае проверки вплоть до конфискации происходили в неизбежном порядке. Можно это посмотреть на примере судьбы турецких, иранских, немецких, американских и российских крупных инвесторов. Боюсь, что такой порядок никуда не делся", – подчеркнул г-н Саттаров.

Предполагается, что процесс продлится до конца года, 11-14 декабря в суде Стокгольма состоится последнее выступление прокуроров и адвокатов, а вердикт будет вынесен в январе или феврале 2019 года.

Каким бы ни был исход, процесс, очевидно, бросит тень на европейский бизнес, так как одно дело – восприятие коррумпированности центральноазиатских элит, что не вызывает ни у кого удивление, другое – признание того факта, что европейский бизнес готов давать взятки и играть по преступным схемам и правилам игры.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться