Европейский рынок стали не терпит пустоты. Место сдающего позиции Китая в ЕС занимают Индия, Турция и Южная Корея. 6 марта в своем пресс-релизе EUROFER заявила, что резкий рост экспорта из этих стран рискует подорвать прогресс, достигнутый в развертывании "металлургической ЕвроПРО", защитных мер для стабилизации металлургической промышленности против массового демпинга из Китая.
В 2016 году ЕС достиг определенного успеха в выстраивании новой Линии Мажино, защищая Старый Свет от нашествия китайского демпинга.
Защищаться было от чего. Например, в феврале 2014-го горячекатаные рулоны made in Europe стоили 415 евро за тонну, а в то время как стоимость рулонов made in China – 362 евро.
28 июля 2016 года Еврокомиссия сроком на пять лет ввела ввозную пошлину на китайский прокат в среднем (в зависимости от производителя) в 57%, сообщила eur-lex.europa.eu.
"Европейской комиссии, применяя инструменты торговой защиты, удалось охладить массовый всплеск китайского экспорта в ЕС, который наводнил рынок в 2015-2016 годы. Тем не менее ЕК должна также решать вопрос с ростом демпингового импорта из других стран. Импорт в настоящее время составляет 25% рынка ЕС. Иностранным торговым партнерам нужно запретить получать прибыль за счет Европы в обход правил свободной и справедливой торговли", - заявил глава EUROFER Аксель Эггерт.
Всего же в прошлом году ЕС импортировал 24,69 млн тонн углеродистой стали, что на 9,2% больше, чем в предыдущем году, и почти вдвое – на 90,9% превышает уровень 2012 года.
"Несправедливый" экспорт, например, только иранской стали в Европу с 2013 года вырос почти в восемь раз и в 2016 году превысил 1,1 млн тонн в год, выйдя на третье место после Индии – 1,9 млн тонн, и Китая – 5,7 млн тонн.
Согласно данным EUROFER, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом импорт углеродистой стали из Китая сократился на 18,5% и составил 5,44 млн тонн. Но одновременно возросли поставки в Европу из других стран:
- Кореи – на 35,8%, до 2,47 млн тонн;
- Турции – на 53,8%, до 2,15 млн тонн;
- Индии – на 78%, до 1,74 млн тонн.
Действительно взрывной – на три четверти – рост индийского экспорта в Европу всего за год не случаен. Как сообщает в своем отчете S&P Global Platts, в течение ближайших полутора лет Индия обгонит Японию и станет вторым по величине производителем стали в мире.
Кстати, первыми "экспортерами" индийской стали и технологии ее производства были македоняне, утверждает официальный сайт МГТУ им. Баумана.
"Еще Аристотель в своих трудах упоминает индийскую булатную сталь, называя её "феррум-кандидум" – "белое железо". Такое железо ценилось очень высоко и продавалось в виде небольших круглых разрезанных пополам лепешек, называемых "вутцами". Вутцы хорошо ковались, обрабатывались и полировались. Из одного вутца получался один меч или кинжал. После походов Александра Македонского крупнейшим центром производства индийской стали и оружия из нее становится город Дамаск в Сирии, куда македонцы вывозили всех мастеров, которых только могли найти в странах Востока".
По данным World Steel Association, в 2016 году вторая по численности страна выплавила 95,6 млн тонн стали, тогда как Япония – 104,8 млн тонн.
В январе 2017 года сталевары Индии дали 12%-ный рост, произведя 8,4 млн тонн. Это при том, что металлургические мощности загружены всего на 68%.
По информации индийского Joint Plant Committee (JPT), в феврале текущего года национальные металлургические компании экспортировали около 750 тысяч тонн стальной продукции, что в 2,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Впервые за три года экспорт индийских стали превысил импорт.
Согласно данным JPT за первые 11 месяцев текущего индийского финансового года (апрель 2016/март 2017), экспорт увеличился на 77,48%, до 6,62 млн тонн, а импорт снизился на 65,2%, до 6,59 млн тонн.
Ведущие металлургические компании страны SAIL, Tata Steel, JSW Steel, Essar Steel не только расширяют зарубежные поставки, но и наращивают выпуск импортозамещающей продукции, в частности автолиста.
16 марта, министр металлургической промышленности Индии Чаудхари Бирендер Сингх заявил, что государственная SAIL и ArcelorMittal до конца мая текущего года разрешат противоречия, связанные с созданием СП по выпуску автолиста, сообщает Timesofindia.com. Данный проект предусматривает строительство стана холодной прокатки и линий дальнейшей финишной отделки мощностью до 1,2 млн тонн в год и стоимостью 897 млн долларов.
Возвращаясь к теме современных европейских страхов относительно экспансии индийской стали, к ним следует добавить и запуск к концу 2017 года МТК "Север – Юг".
Международный транспортный коридор Хельсинки – Москва – Астара – Бендер-Аббас – Мумбаи протяженностью 7200 км составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал и значительно удешевит перевозки. Тем самым индийская сталь прямиком попадет в Северную Европу, да еще со сниженным на 50% тарифом за транзит по железным дорогам Ирана, Азербайджана и России.
Как сообщает Mehr News, официальный представитель RAI – "Железных дорог Ирана" – Хоссейн Ашури заявил, что в первые 11 месяцев 1395 иранского календарного года (начался 20 марта 2016 года ), RAI транспортировал 950 000 тонн транзитных грузов.
У МТК "Север – Юг" имеется также и Восточная ветка, которая была построена в 2014 году через Болашак: напрямую из Казахстана в Туркменистан с выходом на Иран по пограничному переходу Этрек – Горган.
Учитывая вышеизложенное, возникает вопрос: "Стоит ли и Казахстану бояться индийской экспансии на стальной рынок РК, тем более с учетом ведущихся переговоров по вступлению Индии в зону свободной торговли с ЕАЭС?"
Ответ abctv.kz дал главный эксперт Центра отраслевого анализа АО "Казахстанский институт развития индустрии" Турар Жолмагамбетов: "Сегодня объем производства стали Индии приближается к 100 млн тонн, 90% которого потребляется внутри страны. Дополнительно правительством Индии ведется реализация проекта новой национальной стальной политики до 2030 года, согласно которой производство стали к этому времени должно достичь отметки 300 млн тонн в год. Целью данного проекта является обеспечение стальной продукцией растущий внутренний рынок, который к 2030 году, согласно оценкам, может достичь 250 млн тонн. Этому будет способствовать активное развитие экономики страны, процесс урбанизации в мегаполисах, что в итоге потребует огромного количества металла, в том числе стали как основного материала инфраструктуры. Соответственно, приоритет развития сталелитейной промышленности Индии – это внутреннее обеспечение".
Турар Жолмагамбетов не исключает увеличения экспорта индийской стали в долгосрочной перспективе. Тем более, как показывает практика КНР, при возможном замедлении темпов экономики страны возможна реализация сценария агрессивного экспорта стали на мировой рынок, в том числе через господдержку.
"Тем не менее, по нашему мнению, рынок Казахстана для экспорта стали индийских производителей является экономически нецелесообразным по двум объективным причинам: дорогая логистика. Ввиду отдаленности географического расположения стран, а также учитывая стальную продукцию как крупнотоннажную, с относительно низкой стоимостью и маржей, экспорт в Центральную Азию через схему "море – суша – море" будет менее выгодным, чем экспорт в Юго-Восточную Азию или другие регионы.
Маленький рынок. Рынок Казахстана с ежегодной емкостью всего 3-3,5 мл тонн в год также является неприоритетным для прогнозируемого экспорта индийской стали в объеме 20-30 млн тонн", - заявил эксперт.
Олег И. Гусев