Судя по тому, как часто стали появляться в СМИ сообщения о возбуждении уголовных дел против чиновников разного ранга по фактам коррупции, мы видим, как власти Казахстана активно демонстрируют борьбу. Самой любимой "дойной коровой" для коррупционеров всех мастей и уровней является бизнес, причем, не важно какой – крупный или мелкий.
Тема коррупционной составляющей была затронута на встрече руководства НПП "Атамекен" с представителями дипломатических миссий. В рамках дискуссий посол ЕС Свен-Олов Карлссон подтвердил намерение европейского сообщества поделиться наработанным опытом со странами Центральной Азии.
Редакция информационного агентства inbusiness.kz побеседовала с послом ЕС об инициативах и опыте.
– Представители ЕС на разных уровнях не раз говорили о своей готовности предоставить свою помощь Казахстану в борьбе с коррупцией. Расскажите подробнее, о чем именно идет речь?
– Ну, во-первых, начну с главного: Европейский союз выделил 8 млн евро для новой региональной программы по укреплению верховенства закона для Центральной Азии, которая будет осуществляться Советом Европы.
Программа нацелена на облегчение доступа правительствам стран Центральной Азии, включая Казахстан, к региональным сетям и тренингам.
Кроме этого, мы окажем поддержку центральноазиатским республикам в создании антикоррупционных практик. Поделимся методами оценки рисков и, что очень важно, механизмами защиты осведомителей.
В то же время эта программа призвана содействовать прозрачности и подотчетности правительства и принятию мер против экономических преступлений.
– Какие-то шаги уже предприняты в рамках новой программы ЕС в Центральной Азии?
– Да, борьба с коррупцией находится в списке важнейших пунктов нашего двустороннего сотрудничества. Первый шаг сделан был самим Казахстаном.
Так, на последнем заседании Совета сотрудничества ЕС – Казахстан, которое состоялось в Брюсселе 20 января 2020 года, ЕС поздравил Казахстан с ратификацией 4 января 2020 года соглашения с Советом Европы в отношении привилегий и иммунитетов представителей членов Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Антикоррупционной мониторинговой организации Совета Европы.
И уже в феврале текущего года в рамках платформы диалога высокого уровня ЕС – Казахстан по вопросам экономики и бизнеса под председательством премьер-министра Казахстана Аскара Мамина мы рассмотрели вопрос соблюдения нормативных правил.
Согласитесь, что на уровне компании невыполнение нормативных правил может нанести ущерб как самой компании, так и ее клиентам. На национальном уровне несоблюдение законов, нормативных актов и стандартов может иметь более значительные последствия. Следовательно, соблюдение правил очень важно как для бизнеса, так и для государства.
Поэтому именно соблюдение норм и правил является одним из важных условий для предотвращения коррупции. И чем меньше коррупции, тем меньше требуется усилий для устранения ее последствий.
Таким образом, ЕС приветствует вступление Казахстана в ГРЕКО в качестве его 50-го члена в январе текущего года и расценивает это как важный шаг для установления доверия среди бизнеса и инвесторов. Это дает возможность ЕС и представителям частного бизнеса проводить сравнения и делиться опытом в области соблюдения нормативных требований.
– Что, на Ваш взгляд, мешает развитию бизнес-контактов ЕС и Казахстана?
– ЕС является крупнейшим инвестором и торговым партнером Казахстана. У нас установлены тесные деловые связи с Казахстаном, и мы хотим развивать их дальше.
Мы приветствуем открытость правительства Казахстана к экспертным оценкам и мнениям относительно продолжения структурных реформ и экономической политики, ориентированной на внешние рынки.
В связи с этим в июле прошлого года ЕС и Казахстан создали платформу высокого уровня по вопросам экономики и бизнеса под председательством премьер-министра Аскара Мамина. Мы обсудили тогда вопросы, представляющие общий интерес для бизнеса ЕС и Казахстана.
Речь идет об установлении сотрудничества в области инвестиционного климата и деловой среды, а также о снижении барьеров в торговле, налогообложении, государственных закупках и верховенства закона.
К дискуссиям в рамках этой платформы были привлечены деловые ассоциации и компании, работающие в Казахстане. Нам в первую очередь важно было услышать их мнения и их проблемы.
– Могли бы Вы все-таки перечислить главные барьеры в инвестклимате Казахстана?
– Нередко можно услышать, что инвестиции в Казахстане часто связаны с лоббированием в государственном и частном секторах. В результате существуют значительные барьеры по вхождению на местный рынок и проблема защищенности секторов.
Существуют также проблемы в применении соглашений об избежании двойного налогообложения и проведении тендеров. Преференции государства и субсидии также являются мерами, которые напрямую влияют на деловой климат. Еще одним важным элементом ведения бизнеса в вашем регионе является признание международного арбитража.
Уверен, что многие европейские компании (особенно малый и средний бизнес) инвестировали бы, если бы у них действительно имелись текущие проекты или хорошо налаженная торговля. Присутствие малого и среднего бизнеса европейских стран в Казахстане значительно ниже своего потенциала.
Причин такой ситуации несколько. Во-первых, здесь относительно небольшой рынок и экономика, которая все еще сильно зависит от углеводородов. Кроме этого, имеет место зависимость к колебанию цен на нефть, в том числе в заказах на госзакупки.
Многие компании, прежде чем прийти на казахстанский рынок со своими инвестициями, обращают внимание на верховенство закона и соблюдение правил. А компании, работающие в сфере высоких технологий и высокой стоимости, учитывают уровень защиты интеллектуальной собственности и риски параллельного импорта.
Еще одна немаловажная проблема – это кадровый вопрос. Европейские компании сегодня, особенно новые инвесторы, сталкиваются с такими вопросами, как разрешение на работу иностранцам, сложность административных процедур, гражданские и коммерческие судебные процедуры.
Евросоюз поддерживает рекомендации ОЭСР по снижению все еще очень большой роли государства в экономике. На наш взгляд, можно получить значительные выгоды от открытия для конкуренции сетей и инфраструктуры, от оптимизации регулирования цен и тарифов, снижения барьеров в торговле и инвестициях с целью создать дополнительные стимулы для инновационной, конкурентоспособной и гибкой экономики.
Словом, мы видим большой потенциал по вовлечению ЕС в развитие Казахстана и региона. Мы считаем, что настало время претворить наши амбициозные экономические и политические обязательства в нечто более конкретное, в то, что жители региона могут действительно увидеть и почувствовать.
Большие надежды связываем с еще одним конкретным шагом: с 1 марта текущего года вступает в полную силу Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (СРПС).
Документ охватывает сотрудничество в 29 областях и направлен на создание улучшенной нормативно-правовой базы для бизнеса в таких областях, как торговля услугами, создание и функционирование компаний, движение капитала, сырье и энергетика, права интеллектуальной собственности.
СПРАВКА inbusiness.kz: ЕС является первым торговым партнером Казахстана, на долю которого приходится более трети внешней торговли страны и больше половины всех прямых инвестиций в Казахстане. В 2018 году общий товарооборот между ЕС и Казахстаном составил более 26 миллиардов евро, в то время как в 1999 году он составлял всего 2,2 миллиарда долларов. За первые девять месяцев 2019 года товарооборот между двумя странами достиг почти 20 миллиардов евро.
Казахстан поставляет 75% своей нефти в страны ЕС (около 6% общего импорта ЕС) и является третьим крупнейшим поставщиком ЕС среди стран, не являющихся членами Организации стран – экспортеров нефти. Казахстан импортирует из ЕС машинное и транспортное оборудование, лекарственные препараты, а также химическую продукцию, пластмассовые изделия, медицинское оборудование и мебель.
Кульпаш Конырова