У этих трех стран есть свои особенности, определившие данный выбор, а также нечто общее, позволяющее спрогнозировать дальнейший рост добычи нефти странами ОПЕК в 2017-2018 гг.
Что ж, нефтяные котировки преподнесли неприятный сюрприз, снизившись после провального октябрьского совещания с 52-53 долларов за баррель до 46, то есть за неделю падение составило почти 13%! Но отсутствие результатов встречи усугубили и "утечки" о том, что по итогам октября страны ОПЕК вновь увеличили добычу нефти до 34,02 млн баррелей в сутки по сравнению с рекордным показателем сентября в 33,39 млн б/с.
Иранская "тема", пожалуй, известна всем: страна выходит из-под санкционного давления, стремясь нарастить добычу до уровня 2008-2009 годов. На пике своего "золотого века" в 1973-1977 годах Иран добывал рекордные для себя 5,7-6 млн баррелей в сутки (почти в 4 раза больше текущей добычи Казахстана!), однако затем добыча снижалась до почти 2 млн б/с, и лишь в начале 2000-х вернулась к среднегодовым значениям свыше 3 млн б/с. Затем последовал постепенный рост и перед началом санкционной блокады страны добывала свыше 4,4 млн б/с, санкционное давление подкосило добычу почти на 1,7 млн б/с.
При этом Иран продемонстрировал фантастические темпы роста добычи и эспорта нефти после снятия ряда ограничений в относительно короткие сроки: если в 2014 году средненебная добыча составляла 2,78 млн б/с, то по итогам сентября 2016 года она выросла до 3,67 млн б/с, то есть на 32% менее чем за 2 года! Многие не верили в то, что Иран сможет так быстро "восстановиться".
Позиция Ирана проста: до санкций страна добывала свыше 4 млн б/с, за время санкций остальные страны ОПЕК нарастили свою добычу, фактически "захватив" долю Исламской Республики. Официальные лица профильного министерства неоднократно заявляли - Иран должен восстановить свои позиции, а остальные члены картеля - снизить.
В целом, можно прогнозировать дальнейший уверенный рост добычи в 2017-2018 гг. Точнее, восстановление добычи. Интересна и ситуация с запасами нефти ИРИ. На конец 2015 года доказанные запасы нефти страны составляют 157,8 млрд баррелей - больше, чем у России или ОАЭ, которые добывают и экспортируют больше Ирана. По сути, страна обладает колоссальными запасами достаточно легкой нефти, доступом к морю/заливу, однако добыча явно не соответствует этому статусу. Сможет ли Иран увеличить добычу до 5-6 млн б/с? Уверенно, да. Тем более, что еще до отмены санкций в ИРИ устремились главы всех крупнейших мировых нефтяных компаний, готовые предложить передовые технологии.
Теперь обратим взгляд на Ирак, который мало знаком широкой аудитории. До войны в Персидском заливе в 1990 году страна добывала 2,1 млн б/с, после чего упала почти на 1,9 млн б/с! Различные политические события приводили к существенному снижению производства нефти, ситуация начала выправляться относительно недавно. В 2015 году среднедневная добыча составила чуть выше 4 млн б/с, но уже по итогам сентября текущего года добыча возросла до 4,46 млн б/с.
Доказанные запасы нефти Ирака превышают 143 млрд баррелей, страна славится своими нефтяными запасами и низкой себестоимостью (что и считается основной причиной такого пристального внимания со стороны всех мировых сверхдержав). Следует напомнить, что Ирак озвучивал планы нарастить добычу до рекордных 12-13 млн б/с, опередив традиционных лидеров - Саудовскую Аравию и Россию. В настоящее время достаточно трудно оценить реализацию этих планов, однако страна вполне способна показать в ближайшие годы дальнейший прирост добычи.
И теперь о Ливии. В 2009-2010 годах страна добывала почти 1,7 млн б/с (что сопоставимо с казахстанским докризисным показателем), однако военные действия и "феодальная раздробленность" привели к катастрофическому снижению до 432 тыс. б/с по итогам 2015 года. То есть добыча упала почти в 4 раза. Взглянув на свежие данные ОПЕК, можно увидеть, что ситуация продолжает ухудшаться - по итогам сентября производство нефти снизилось до 363 тыс. б/с. Доказанные запасы нефти Ливии составляют 48,4 млрд баррелей, что почти в 1,5 раза больше доказанных запасов РК. К конкурентному преимуществу Ливии (по сравнению с остальными странами ОПЕК) следует отнести географическое положение - страна находится у Средиземного моря - транспортное плечо и время доставки до европейских портов - минимально.
Способна ли страна вернуться на довоенные показатели? В целом, да. При условии прекращения боевых действий и возврата иностранных нефтяных компаний. Гипотетически Ливия смогла бы "поставлять" на рынок дополнительный 1 млн б/с (предполагаемый срок "возвращения" на мировые рынки занял бы около 2-3 лет).
И эти страны, столь разные по составу и численности населения, размеру экономик и "стартовым" условиям 2015-2016 гг. могут преподнести нефтяному рынку еще много сюрпризов и открытий.
Самое главное, что объединяет эти страны - низкая себестоимость добычи, существенные нефтяные запасы и необходимость притока нефтедолларов для восстановления экономик. Те мировые цены на нефть, которые мы видим сейчас, для них являются вполне приемлемыми. Ну, и конечно, не обойдется и без "Игры нефтяных престолов" - и Иран, и Ирак будут стремиться потеснить традиционно процветающие и известные на весь мир Саудовскую Аравию, ОАЭ и др. страны, которые извлекли существенную выгоду от нестабильности в этих странах.
Таким образом, отказ Ирана, Ирака и Ливии поддержать заморозку добычу логичен и понятен. Как в этих условиях поведут себя другие страны ОПЕК? Ближневосточную "пальму первенства" никто уступать не захочет, а это значит, что 2017-2018 годы пройдут под знаком обновления исторических максимумом производства нефти: "Добывай, пока можешь"…
Олжас Байдильдинов