/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 403,19 Brent 36,55
IT-технологии на службе у финансистов

IT-технологии на службе у финансистов

В мае текущего года на форуме SAP NOW Казахстан 2019 отечественная нефтяная компания, АО «Эмбамунайгаз», презентовала проект на основе IT-решений, позволивший ей существенно оптимизировать затраты на транспортное обеспечение.

17:10 26 Июнь 2019 19428

IT-технологии на службе у финансистов

Автор:

На правах рекламы

Об этом проекте и других цифровых технологиях, использующихся сегодня в добывающем секторе казахстанской нефтянки, мы беседуем с заместителем председателя правления по экономике и финансам АО «Эмбамунайгаз» Тасмагамбетовой Рысты Нургалиевной.

– Расскажите нашим читателям о проекте, презентованном на форуме?

– Наш проект «Эффективное использование спецтехники в режиме реального времени на нефтедобывающем предприятии» был представлен в сессии «Производство и управление активами». Сначала поясню, почему данный проект актуален для нашей компании. Дело в том, что АО «Эмбамунайгаз» разрабатывает 33 месторождения в четырех районах Атырауской области. Месторождения разбросаны друг от друга в радиусе 500 км, и, соответственно, транспортные расходы составляют одну из значительных статей бюджета компании. На текущий момент на балансе предприятия состоит около 700 единиц автотранспорта и спецтехники, которые задействованы в основных бизнес-процессах по добыче нефти и газа в качестве вспомогательного оборудования – в текущих ремонтах скважин, в капитальных ремонтах, перевозке рабочего персонала и доставке оборудования на месторождения и многих других производственных операциях. Поэтому у компании была потребность в современном и эффективном инструменте управления транспортными ресурсами, который бы позволил снизить затраты на обслуживание транспорта и повысить прозрачность процессов. С этой целью руководство приняло решение о начале реализации проекта.

В мае прошлого года начались работы в пилотной зоне одного из производственных структурных подразделений – НГДУ «Жайыкмунайгаз», по итогам которых в январе текущего года проект был принят в промышленную эксплуатацию. Благодаря внедренным облачным решениям компания перешла на единую систему управления автотранспортным парком. В результате, сократился объем потребления горюче-смазочных материалов (далее ГСМ), был автоматизирован учет транспортных средств, возросла точность расчетов себестоимости затрат, минимизированы потери на добывающих участках за счет сокращения ожидания спецтехники для проведения ремонтных работ.

На сегодняшний день решения внедрены в шести подразделениях компании, проведена интеграция с уже используемыми IT-системами. По итогам проекта была пересмотрена организационная структура, внесены изменения во внутренние процедуры и в учетную систему, повысилась эффективность использования автопарка, создана единая интегрированная информационная среда на базе IT-решений, которая позволила решить сразу несколько задач: обеспечить прозрачность процессов управления, контроля и учета; снизить время на подготовку регламентной и управленческой отчетности, повысить достоверность данных и минимизировать влияние человеческого фактора.

– Насколько нам известно, компания успешно внедряет и другие IT-решения, позволяющие оптимизировать производственные процессы. Расскажите о них и какие выгоды они принесли компании, в том числе в финансовом отношении?

– Внедрение цифровых технологий сегодня позволяет более эффективно управлять деятельностью компании, в том числе и ее финансовой деятельностью. В 2006 году мы перешли на управление предприятием через методологию ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия. Основным отличием этой концепции является возможность планировать не только производственные, но и иные ресурсы предприятия.

На текущий момент, в компании ведется работа по оптимизации производственных процессов посредством IT-решений. В 2016 г. в АО «Эмбамунайгаз» был реализован пилотный проект «Интеллектуальное месторождение» на месторождении Уаз. Техническое решение было разработано нашими сотрудниками, в том числе финансистами, совместно с казахстанскими специалистами в области IТ и новых технологий. Проект доказал свою эффективность, позволив сократить затраты на потребление электроэнергии до 30%. Среди других выгод от внедрения проекта: сокращение операционных затрат на эксплуатацию оборудования, повышение коэффициента эксплуатации действующего фонда скважин, снижение простоев скважин, оптимизация режима разработки месторождения, минимизация рисков по охране труда, окружающей среды и техники безопасности и др.

По итогам пилотного проекта концепция «Интеллектуальное месторождение» сегодня тиражируется на другие месторождения компании. Эту работу предполагается завершить в 2023 году. Между тем, в связи с тем что цифровые технологии активно развиваются, в 2018 году в АО «Эмбамунайгаз» создана рабочая группа, которая занимается изучением новых решений и реализованных решений международными нефтегазовыми компаниями с целью расширения действующего проекта «Интеллектуальное месторождение».

Также в целях оптимизации затрат в последние годы в компании были внедрены еще ряд проектов. Благодаря проекту «Автоматизация учета ТМЦ, работ и услуг» все процессы планирования, закупа и распределения ТМЦ будут прозрачными. В режиме реального времени пользователи могут видеть актуальную картину своих складов и управлять ими. Соответственно, для поддержки этих проектов были разработаны удобные для пользователей отчеты. Внедрена электронная система поддержки, которая автоматизирует учет заявок, поступающих от пользователей. Также была произведена интеграция данной системы с сайтом ЭЦФ (электронно-цифровая счет-фактура). С октября 2017 г. по текущий момент было обучено около 430 пользователей по разным модулям.

В компании на постоянной основе ведется работа по модернизации имеющихся IT-систем учетных, управленческих, бухгалтерских, логистических, транзакционных, задействованных в работе компании. Внедрение современных IT-технологий позволяет обеспечить более эффективное планирование, повысить результативность учетных подразделений, оперативно управлять и перераспределять ресурсы, оптимизировать производственные функции.

– Как, на Ваш взгляд, применение IT-технологий меняет финансовую деятельность нефтедобывающей компании?

– Финансовая деятельность является одним из важных инструментов управления компанией, связующим звеном между различными направлениями бизнеса. В современном мире появляются новые инструменты, позволяющие с помощью передовых технологий автоматизировать финансовую деятельность. До 2006 года учет в компании производился в программе 1С, и период закрытия финансовой отчетности приходился на следующий квартал после отчетного. Старая система бухгалтерской отчетности не отвечала современным требованиям к полноте, достоверности, оперативности информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений в соответствии с МСФО. После перехода на новое IT-решение сроки сдачи финансовой отчетности значительно сократились. Теперь у нас есть возможность сверять финансовую отчетность на ежемесячной основе и при необходимости влиять на производственную деятельность с целью оптимизации расходов и улучшения финансовых показателей.

Среди других эффективных решений, над внедрением которых сегодня работает финансовая служба компании, – автоматизация процессов налогового учета. Общеизвестно, что деятельность компании, как налогоплательщика и налогового агента, регулируется большим комплексом нормативных правовых актов РК и ратифицированными международными соглашениями. В частности, к ним относятся Налоговый кодекс и законодательные акты, предусмотренные кодексом, законы о введении в действие, о трансфертном ценообразовании, о социальном страховании, о пенсионном обеспечении, соглашения о взимании косвенных налогов, конвенции об избежании двойного налогообложения и многие другие акты.

Несмотря на то, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, обилие специальных норм и положений требует интерпретации в целях налогообложения всех данных из бухгалтерского учета. Это делает необходимым ведение практически параллельного налогового учета для корректного исполнения компанией налоговых обязательств.

Между тем автоматизация налогового учета позволит компании сократить количество времени, расходуемого работниками на ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, оперативно проводить анализ исполнения налоговых обязательств, осуществлять моделирование построения налоговой базы с целью оценки влияния на налоговые обязательства различных схем налогообложения. На сегодняшний день завершается пробная эксплуатация данного проекта, и в ближайшее время он будет принят в промышленную эксплуатацию.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что управление финансами с помощью IТ-технологий сегодня – неотъемлемая часть деятельности компании, которая позволяет видеть в оперативном режиме объективную картину финансового положения предприятия и соответственно предпринимать нужные решения.

На правах рекламы

Нефтегазовый сектор: пит-стоп длиной в квартал

Аналитики «Ренессанс Капитал» считают, что II квартал стал худшим периодом года для производителей и переработчиков нефти: весь сектор накрыл «идеальный шторм», состоящий из упавшего спроса на нефть, резкого снижения цен на сырьевые товары и маржи НПЗ, а также сокращения объемов добычи и переработки.

09 Июль 2020 08:30 240

Нефтегазовый сектор: пит-стоп длиной в квартал

Тем не менее мы считаем, что худшее уже позади, в особенности для перерабатывающего сегмента. В России нашими фаворитами в секторе являются «Роснефть», «Татнефть» и «НОВАТЭК»; в развивающихся странах Европы мы отдаем предпочтение MOL Group, Grupa LOTOS и Tupras.

II квартал оказался слабым для российских нефтяных компаний

Во II кв. 2020 г. целая совокупность негативных факторов, а именно падение цен на нефть и нефтепродукты из-за пандемии и снижение спроса на нефть, способствовали усугублению положения российских нефтяных компаний – сокращению объемов добычи на 11,2% относительно предыдущего квартала ввиду соглашения ОПЕК+. Средняя цена на нефть марки Brent в II квартале составила $31,44/барр., что ниже на 54% г/г и на 38% меньше, чем в I квартале. Цена на нефть марки Urals снизилась на 53% г/г и на 33% кв./кв. Разница в цене Urals/Brent оказалась положительной во II кв. 2020 г. и составила в среднем $0.89/барр. В рублевом выражении цена на марку Urals снизилась на 47% г/г и 28% кв./кв.

Маржа переработки на европейском рынке резко упала во II квартале

Маржа переработки резко снизилась во II квартале после сильных показателей I квартала: отрасль попала под негативное влияние «идеального шторма», состоявшего из сниженного спроса на продукцию, меньших крек-спредов по ключевым нефтепродуктам (дизельное топливо, бензин и авиационный керосин), растущей разницы в цене между марками Urals и Brent и сокращения объема переработки; даже резкое падение средней цены на нефть и крек-спреды по мазуту лучше ожиданий не смогли компенсировать потери. В мае маржа оказалась минимальной, данные за июнь также был слабыми ввиду восстановления цен на марку Brent (+38% м/м), снижения крек-спредов по дизельному топливу (-17% м/м) и мазуту (-17%), а также уменьшения на $0,9/барр. разницы в цене между марками Urals и Brent, которое, однако, оказалось нивелировано ростом на 26% м/м крек-спредов по бензину.

Мы ожидаем более высоких результатов во второй половине 2020 г. и в целом сохраняем прогноз цены на марку Brent в 2020 г.

Мы считаем, что второе полугодие будет более позитивным для всего сектора, и оставляем наш прогноз цен на нефть преимущественно без изменений – в среднем $42/барр. для марки Brent в 2020 г. и $50/барр. далее. Мы полагаем, что восстановление спроса вкупе с сокращением запасов и ожидаемым нами соблюдением договоренностей ОПЕК+ должно обеспечить дальнейшее восстановление цены на нефть марки Brent до уровня, который мы считаем предельными издержками производства, а именно $50/барр. Особо отметим, что заседание ОПЕК+ 6 июня 2020 г. (по итогам которого сокращение добычи было продлено на один месяц) продемонстрировало важную вещь: страны – участницы ОПЕК+ полностью возобновили сотрудничество после мартовской размолвки и продолжают контролировать ситуацию на нефтяных рынках. Решение также создало прецедент пересмотра сокращения объемов добычи на ежемесячной основе и указало на то, что при неблагоприятной динамике цен возможно дополнительно сокращение объемов добычи.

После того как в мае-июне цена Brent восстановилась на 73%, текущая цена на нефть ($42,6/барр.) теперь превышает наш прогноз средней цены на III кв. 2020 г. – $40/барр.; при этом приверженность ОПЕК+ поддержанию равновесия на рынке нефти укрепляет нас в ожиданиях дальнейшего восстановления цен на нефть в среднем до $40/барр. в III квартале и $45/барр. в IV квартале 2020 г. Мы считаем этот уровень достаточным для поддержания адекватного уровня резервных добывающих мощностей в краткосрочной перспективе, которые позволят удовлетворить посткарантинный подъем спроса. При этом мы по-прежнему ожидаем, что в 2021 г. цена на нефть вернется к долгосрочному равновесному значению $50/барр. Наши ожидания роста цен на нефть также поддерживаются существенным уменьшением контанго по фьючерсам на один год, который снизился всего до 5% с пикового значения 80% на 21 апреля 2020 г.

«Ренессанс Капитал»


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

06 Июль 2020 08:24 2164

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram!