Парадоксальная ситуация с земельным участком предпринимателя в Алматы. Здесь один уполномоченный орган признает свою ошибку и обещает ее исправить, а другой настаивает на том, что земельный участок необходимо в кратчайшие сроки изъять.
В 2008 году предприниматель Виктор Анищенко приобрел земельный участок размером 6,7 гектара под строительство коттеджного городка. Какое-то время ушло на поиск инвесторов, и в момент, когда должно было начаться строительство, выяснились интересные факты. В связи с увеличением границ города участок из Карасайского района переместился в Наурызбайский, а назначение земли Анищенко изменилось – теперь его участок оказался в рекреационной зоне – это территория для временного отдыха граждан, а значит, строить на ней здания запрещено. По сути, техническая ошибка, допущенная архитектурой города, которую она признает, но в Управлении по контролю за использованием и охраной земель города Алматы считают по-другому.
"Архитектура признает, что да, произошла ошибка, они прямо буквально так и говорят. Техническая ошибка, они это тоже подтверждают. И в своем отзыве они в суде тоже написали и отметили, что да, вот существует список из 40 человек, которым будет произведена корректировка. Но Управление по контролю прямо настаивает на том, что вот именно изъять у нас этот участок", – комментирует ситуацию представитель инвестора Гульнара Каримова.
"Управление по контролю в области охраны, градостроительного контроля, перед тем как проводить проверку, должно были согласовать. И я вам скажу, из-за технической ошибки архитектуры пострадал инвестор. Одни вовремя не скорректировали, а другие проверили и выявили нарушения. И как теперь защищать инвестора, если из-за халатности чиновников человек лишается своего имущества, своего земельного участка", – негодует эксперт по земельным вопросам Бакытжан Базарбек.
На этом парадоксы не заканчиваются. Если у Виктора Анищенко пытаются непременно отобрать его земельный участок, то построенные вблизи его владений особняки никто особо не трогает. И вот здесь двойные стандарты, как говорится, налицо.
"Здесь стоят коттеджи, элитные особняки, а согласно функциональной зоне, здесь Р1, Р2, то есть рекреационная зона. Как так получается, что одному инвестору отказывают в строительстве, а другие строят здесь абсолютно спокойно и ничего сносить не собираются?" – задается вопросами Бакытжан Базарбек.
"Большой вопрос. Точно такая же рекреационная зона, вот коттеджи стоят, выросли буквально на глазах. То есть, получается, люди самовольно строят, и никак это не запрещено, а нам запрещено априори строить, потому что у нас Р-2 ссылка. И в то же время на нас в суд подали за неосвоение", – продолжает Гульнара Каримова
Странная ситуация. Один госорган говорит: простите, мы ошиблись и до конца года исправим ситуацию. Второй утверждает, что земля не осваивается, а значит, необходимо изымать, причем в срочном порядке. Парадокс, но ответы одного органа прямо противоречат действиям другого.
"На инвестора подан иск, проведена проверка, что участок не освоен, готовится решение суда об изъятии, потому что не освоил. А как бы он освоил, если согласно, планировке, здесь сельхозугодья и рекреационная зона? Правовой казус не позволяет освоить участок земельный. Он может освоить только путем самовольного строительства, а это грозит очередным иском и принудительным сносом", – комментирует Бакытжан Базарбек.
Вот и получается, что некоторые государственные органы готовы пожертвовать иностранными инвестициями ради земельного участка. Взаимодействовать друг с другом они до сих пор не научились, а в большей степени работают вразрез. Другой вопрос – кому понадобилось изъять земельный участок и кто от этого выиграет? Будем следить за развитием событий и обязательно расскажем, чем закончится судебный процесс по этому делу.
Константин Харламов