После "горячего" понедельника, когда цены на доллар в обменных пунктах опробовали отметку 400 тенге, а цены на нефть на мировом рынке упали к 31 доллару за баррель, Нацбанк поднял базовую ставку с 9,25% до 12% с расширением процентного коридора с +/-1 п. п. до +/– 1,5 п. п. Решение, внеочередное и неожиданное для многих с точки зрения уровня, на который базовую ставку повысили, – антикризисная мера против внешних рисков и способ сохранения финансовой стабильности в стране. Окажет ли она нужный эффект?
Марат Каирленов, к. э. н., директор "Улагат Консалтинг Групп":
– Повышение базовой ставки приведет только к повышению стоимости денег в экономике. Вырастут ставки по кредитам, кредитование сожмется еще больше.
Насколько эта мера повлияет на инфляцию – вопрос. Проблема в том, что из Китая будет все меньше товаров поступать, и это фактор инфляционного давления. Это один момент.
Второй – как это повлияет на девальвационные ожидания. Если станет ясно, что ситуация с нефтью это действительно надолго, если цены на энергоресурс продержатся на уровне $30-35 за баррель в течение одного-двух месяцев и даже в случае договоренностей ОПЕК+ не поднимутся выше $40 за баррель сорта Brent, то тенговые депозиты будут просто переворачивать в доллары. Повышением базовой ставки с учетом нарастания инфляции и прочих рисков этот процесс вряд ли остановится.
Третий момент: если цены на нефть закрепятся на текущем уровне и достаточно долго будут восстанавливаться, тенге придется девальвировать. Потому что, как мы знаем, сырьевой сектор – это дойная корова для нашей экономики. Для того чтобы экспортеры нефти и металлов не банкротились, придется их поддерживать. И здесь пути два.
Первый – за счет субсидий. Но мы видим, как у нас субсидии выдаются. Тот же банковский сектор десять лет закачивали деньгами, а результата нет. Второй – как раз за счет девальвации национальной валюты, частично этот механизм будет использован. При этом, если отпустить курс тенге, продуктовая инфляция может очень сильно ударить по доходам населения. А социально-экономические потрясения в текущих условиях могут очень дорого обойтись власти. Думаю, курс будут отпускать, но мягко.
Меры, безусловно, принимать надо было, и Нацбанку пришлось выбирать между "плохим" и "очень плохим" решением. Насколько выбор удачен и озвученные меры будут действенными, – большой вопрос.
Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа "Астана Инвест":
– Обвал нефтяных цен, который произошел в ночь с воскресенья на понедельник из-за того, что Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о добыче нефти, на 25% за день, думаю, для всех был неожиданным.
Принятие решения по базовой ставке лично для меня тоже было неожиданным. Ожидалось, что правительство с Нацбанком примут определенные меры. Например, проведут валютные интервенции на торгах 10 марта для исключения резких, панических скачков. 400 тенге за доллар – психологический уровень, полагаю, в 11.00 мы увидим что-то в районе 390-395 тенге за доллар (забегая вперед, отметим, что средневзвешенный курс на это время составил 393,50. – Ред.).
Думаю, НБК сохранит ставку на уровне 12% до тех пор, пока цена на нефть и ситуация на валютном рынке не стабилизируется.
Риск для экономики кроются не в самом по себе резком повышении базовой ставки, так как это ответная мера, а в таких факторах, как столь резкое падение цены на нефть, какое мы наблюдали в понедельник.
Все знают, что наша экономика крайне зависима от стоимости черного золота. И все понимают, что при низких ценах деньги в бюджет просто могут перестать поступать. Ухудшение экономической ситуации в стране повлечет за собой ухудшение во всех секторах экономики. Поэтому президент и провел экстренное совещание (в понедельник, 9 марта. – Ред.), на котором был принят ряд решений.
Повышение ставки означает, что деньги стали дороже, поэтому это одна из мер для контроля инфляции. Казахстан, надо заметить, мало что производит, цены на импортные товары поднимутся, но не сразу. Поднимутся, если произойдет ослабление тенге.
Помогут ли принятые решения – покажет время. Я думаю, что текущая цена на нефть кому-то выгодна. Ни России, ни американским сланцевикам, ни даже арабским нефтедобытчикам. Падение котировок было паническим. Но надо признать, что если Россия все-таки не договорится с саудитами о сокращении, то предложение на рынке будет большим.
В то же время Китай рано или поздно вернется на экономическое пространство и начнет покупать нефть. Поэтому цена в $40-45 за баррель до конца года вполне реальна.
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management:
– Повышение базовой ставки было ожидаемым, удивила только оперативность принятия решения. Мы ожидали, что НБК до конца недели будет проводить интервенции для стабилизации валютного рынка, а решение по ставке объявит по графику, 16 марта.
Решение по ставке верное, в результате привлекательность тенговых инструментов выросла, что поддержит спрос на национальную валюту.
Вместе с тем, повышение базовой ставки влечет за собой удорожание стоимости заемных средств и сокращает спрос на них. Резкое удорожание нанесет удар по кредитованию, которое и так не растет (а в некоторых отраслях сокращается) в последние два года, активность есть только в потребительском и ипотечном сегментах. Насколько замедлится кредитование, покажет ежемесячная банковская статистика, первые эффекты мы увидим уже к концу весны.
Новый процентный коридор базовой ставки (+/– 1,5 п.п. – Ред.) означает, что БВУ смогут занимать ликвидность у Нацбанка под 13,5% и размещать свою избыточную ликвидность под 10,5%. Если посчитать среднюю процентную маржу банков в 4%, то это означает, что кредиты на рыночных условиях не могут стоить дешевле 17,5%, стоимость заемных средств растет, и спрос на кредиты снижается.
Расширение процентного коридора базовой ставки частично компенсирует банкам второго уровня выпадающие от снижения кредитования доходы и, таким образом, косвенно поддерживает и их, ведь банки теперь могут размещать избыточную ликвидность под безрисковые 10,5%.
Одновременно с этим рост базовой ставки подразумевает и рост процентных ставок по депозитам: вклады станут доходнее.
Как долго значение будут держать на уровне 12%, будет напрямую зависеть от ситуации на мировых рынках. Если текущий шок на нефтяном рынке окажется краткосрочным, то начать понижение ставки можно будет уже в апреле (что, однако, маловероятно) или июне. Стоит только отметить, что снижение ставки должно быть не таким резким и одномоментным.
Также стоит наблюдать за поведением инфляции, но мы считаем, что при всех усилиях НБК в текущем году ее не удастся удержать в коридоре 4-6%, и она будет выше. Насколько – можно будет прогнозировать ближе к лету.
Текущая реальная доходность (базовая ставка минус годовая инфляция) тенговых инструментов выросла с 3,5% до 6,5%, по мере стабилизации рынков при приемлемом уровне инфляции базовую ставку можно будет постепенно понижать с целью возврата к реальной доходности в 3-3,5%.
Сейчас все зависит от мировых рынков, делать даже среднесрочные прогнозы очень и очень малоэффективно. Действия правительств и центробанков должны быть оперативными и адекватными внешней ситуации. Пока наш базовый прогноз таков, что к концу года базовая ставка вернется в коридор 9-10%.
Если говорить о нацвалюте, то нужно отметить, что Нацбанк обладает более чем достаточными ресурсами для удержания курса на тех уровнях, которые ему нужны. Мы ожидаем, что сегодня (во вторник, 10 марта) объемы торгов превысят $500 млн, пока валютный рынок нервничает, но сильной паники нет.
Цена на нефть немного отыграла свое падение и сохраняется вероятность, что падение было шоковым и цены постепенно восстановятся. Стоит отметить, что на курс тенге сильнее влияет не глубина падения цен на нефть, а ее продолжительность. То есть нефть может подешеветь и до $20-25 за баррель, а потом восстановиться – и это окажет меньший эффект, чем скажем, снижение до $30-35, при сохранении этих цен в течение года.
Внеочередное, неожиданное
На уровне 12% базовая ставка, основной инструмент денежно-кредитной политики Нацбанка, была установлена в сентябре 2015 года, причем процентный коридор тогда составлял +/– 5 п.п. На этом значении она продержалась месяц, и затем ее повысили до 16%, в феврале 2016-го – до 17%. Такой ставка оставалась до мая 2016 года, когда ее установили на отметке 15%. После этого значение только снижалось – до минимума в 9% в июне 2018 года. С тех пор базовую ставку меняли только в пределах 9% – 9,25%.
Нынешнее решение – внеочередное. Согласно установленному графику его должны были озвучить 16 марта.
Однако накануне – в понедельник, 9 марта, – правительство и Нацбанк выпустили совместное обращение, в котором указывалось: увеличение базовой ставки может быть применено как мера, необходимая для обеспечения стабильности цен. Вместе с проведением "адекватной курсовой политики" это "ограничит ускорение инфляции, позволит не допустить чрезмерной волатильности курса национальной валюты".
Решение повысить до 12% НБК объясняет резко изменившейся ситуацией в мировой экономике. Расширение географии распространения коронавируса Covid-19 ухудшило перспективы экономического развития Китая и Европейского союза – основных потребителей казахстанского экспорта. Также резко упали мировые цены на нефть: в понедельник, 9 марта, котировки Brent находились на уровне $31-36,5 с максимальным снижением в течение дня более чем на 30%.
На ситуацию с черным золотом тенге отреагировал значительным ослаблением. При установленном на 9 марта официальном курсе 382,05 тенге за доллар, в большинстве обменных пунктов продажа к середине дня дошла до 394,5 тенге за доллар, до этого поднималась вплоть до 400 тенге за доллар.
В совместном обращении Нацбанк не исключил валютных интервенций для поддержания тенге: достаточный объем золотовалютных активов для этого имеется. Есть и необходимые инструменты, включая регуляторные, для предотвращения спекулятивных операций с обменным курсом тенге.
Курс чуть выше вчерашнего
Поэтому все ждали начала торгов на KASE во вторник, 10 марта, с открытием после праздничного дня. Финансовый аналитик Арман Бейсембаев, накануне комментируя ситуацию для inbusiness.kz, предположил, что обменные пункты еще в понедельник, 9 марта, заложили в свои цены возможное повышение официального курса доллара после проведения торгов.
Итог торгов по состоянию на 11.00 по времени Алматы: средневзвешенный курс составил 393,50 тенге за доллар при объеме торгов $319,5 млн. По инструменту USDKZT_TOM биржа применила франкфуртский аукцион, также обновила риск-параметры по инструментам рынка иностранных валют и фондового рынка "в связи с повышенной волатильностью на финансовых рынках".
Между тем, в обменных пунктах Алматы, согласно информации kurs.kz, до начала торгов на бирже курс доходил до 395, в обменных пунктах Нур-Султана – до 398 тенге за доллар. Позже, ко времени 11.50, в алматинских обменниках курс продажи сравнялся с тем, что предлагали столичные пункты, – 398 тенге за доллар. К 13.00, максимальное значение в обоих городах опустилось до 397,5. Однако к 14.30 некоторые обменные пункты Алматы все же вернулись к 398, кто-то продавал по 397,7, кто-то – по 397,5 и ниже. В Нур-Султане же, наоборот, цены на доллар чуть снизились – до 396,5 тенге.
К 16.30 максимальное значение продажи в обменниках Алматы достигало 397, в обменниках Нур-Султана сохранилось на отметке 396,5 тенге за доллар.
Елена Тумашова