Inbusiness.kz уже сообщал, что спрос на доллары по сравнению с февралем упал в 3 раза. Настало время рассмотреть этот вопрос более детально. В этом нам помогут обзоры @DataHub_FCBK.
Итак, отрицательные нетто-продажи по итогам месяца сложились в следующих областях:
- Восточно-Казахстанской (-₸5,1 млрд);
- Алматинской (-₸1,7 млрд);
- Карагандинской (-₸1,7 млрд);
- Павлодарской (-₸1,6 млрд);
- Акмолинской (-₸1,4 млрд);
- Северо-Казахстанской (-₸0,4 млрд).
Так что разговоры о скупающих в Казахстане валюту россиянах не нашли отражения в статистике: в половине приграничных регионов население доллары чаще продавало.
На карте хорошо видна и другая интересная тенденция: чем восточнее, тем ниже спрос на доллар.
Вообще, падение спроса отмечается во всех регионах Казахстана. В 10 он оказался минимальным по крайней мере за последний год; а вот в 7 из них – как минимум с начала 2020 года.
Само собой, почти 60% всего республиканского итогового спроса обеспечили алматинцы: тут нетто-продажи составили ₸38,3 млрд (в 2,1 раза меньше, чем в феврале).
Шымкент, который по уровню спроса обычно идет на втором месте, в марте не впечатлил: нетто-продажи составили ₸4 млрд при февральских ₸30,9 млрд. Вообще в текущем году интерес к американской валюте в городе снизился: показатели нетто-продаж относительно I квартала 2021 года упали почти вдвое.
К слову, и на рубль спрос тоже упал, хоть и не так сильно, как на доллар. Мартовские нетто-продажи составили ₸58,8 млрд против ₸75,4 млрд в феврале. То есть "всего" на 22%. Нынешний уровень вполне соответствует среднему уровню за предыдущие 4 года.
И еще одна порция любопытной информации о приграничных регионах:
- Спрос на валюту РФ в Актюбинской области оказался на минимуме с апреля 2020-го.
- В Западно-Казахстанской и Павлодарской областях спрос упал до минимума с июня 2020-го.
- В Северо-Казахстанской и Костанайской областях нетто-продажи рубля в последний раз были ниже в мае 2021-го.
А где же спрос вырос на российскую валюту?
На юге (в Туркестанской, Жамбылской, Кызылординской и Алматинской областях), западе (Мангистауская и Атырауская) и в центре (Акмолинская и Карагандинская области).
То есть в тех регионах, которые с Россией не граничат. Если переиначить классическую фразу, то можно сказать так: "Нам не дано предугадать, где деньги ваши отзовутся…"
А что там евро и юани?
Спрос на евро опять упал, и катится вниз он уже четвертый месяц подряд. Нетто-продажи по итогам марта составили ₸16,1 млрд, что на ₸3,1 млрд меньше уровня февраля и на ₸6,2 млрд меньше, чем в марте 2021-го.
Но против общего тренда пошли Алматы (рост с ₸5,8 млрд до ₸8,4 млрд) и Западно-Казахстанская область (тут спрос оказался на максимуме по крайней мере с начала 2020 года).
В Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауcкой и Северо-Казахстанской областях евро чаще продавали, чем покупали.
А вот спрос на юани оказался на максимуме с первого полугодия 2017 года, увеличившись за месяц в 9 раз. Но при этом общий объем нетто-продаж остается крайне низким – ₸474,4 млн тенге, что в 137 раз ниже спроса на доллары.
И, само собой, около 70% республиканского "китайского" спроса обеспечил Алматы.
Подведем итог.
Спрос на доллар упал. Причем везде и сильно. И чем восточнее, тем ниже в марте была потребность в американской валюте. А в 6 регионах его вообще чаще сдавали, чем покупали.
Рубль стал немного нужнее в регионах, которые с Россией не граничат. В остальных областях потребность в этой валюте стала меньше.
Таким образом, в сухом остатке остается такой факт: россияне не приезжали в Казахстан закупаться валютой. И казахстанцы в Россию не поехали тоже. Тут, впрочем, могут быть варианты, но без более детальной статистики по сделкам их не проверить.
В целом Казахстан разделился на 2 половины: на юго-западе в марте была нужнее американская валюта, в остальных регионах – российская.
Спрос на евро снижается 4 месяца подряд, но не везде.
Зато юань стал нужнее – нетто-продажи выросли за месяц, напомним, в 9 раз. Но делать долгосрочные выводы не стоит: спрос на доллары во много-много-много раз выше.
Алихан Казбаев