Как бизнес-идеи превратились в прожекты

3258

Почему в Восточном Казахстане тормозят и погибают предпринимательские проекты, разбирались на заседании рабочей экспертной группы Общественного совета ВКО.

Как бизнес-идеи превратились в прожекты Фото: Ольга Ушакова

По данным на 1 апреля, по Восточно-Казахстанской области наблюдается увеличение числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. К аналогичному периоду 2018 года рост составил на 13,1%. Если в прошлом году насчитывалось 81481 субъект, то к апрелю 2019 года – 91227 субъектов.

Хорошая статистика

Объем налоговых поступлений за три месяца этого года тоже увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2018 года на 26,2%. Он составил 15,7 млрд тенге, что на 3,3 млрд больше, чем за январь-март прошлого года. За I квартал 2019 года в сфере малого предпринимательства создано 2318 новых рабочих мест. В прошлом году было 1218. Однозначно, в ВКО есть тенденции к развитию малого бизнеса, и одна из основных причин, по словам главного специалиста отдела по поддержке и развитию частного предпринимательства Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Айгуль Мухамадиевой, является постоянная государственная поддержка.

«По дорожной карте бизнеса есть хорошие результаты. С 2010-го – начала реализации программы – было просубсидировано более тысячи проектов, – говорит она. – Сумма выплаченных государством субсидий – 13,7 миллиарда тенге. 369 проектов получили гарантии, предприниматели получили возможность взять кредит в банках второго уровня при недостаточном залоговом обеспечении. Им помог фонд «Даму». С 2013 года выдано 153 гранта. В ВКО также есть региональная программа льготного финансирования «Акниет», которая реализуется через фонд «Даму», местный бюджет. Также идет поддержка через банки второго уровня – это льготное кредитование под 8,5%».

Однако, по информации председателя рабочей экспертной группы по поддержке малого предпринимательства Общественного совета ВКО Елены Березинской-Абиловой, очень много предприятий МСБ развивается ни шатко ни валко. На очередное заседание группы пригласили двух предпринимателей, которые обратились к общественникам за помощью, потому что находятся на грани отчаяния. Эксперты оценили проекты как интересные, но выявили ряд внутренних и внешних причин, по которым они «заглохли».

«Мы должны фактически понимать состояние предпринимательской среды, деятельности, потому что таких предпринимателей очень много, у них плох менеджмент – управленческий, производственный, технологический. Когда разрабатываются новые госпрограммы поддержки, мы должны учитывать это», – считает Елена Березинская-Абилова.

Рядовая гидропоника

Индивидуальный предприниматель из города Алтая (бывший Зыряновск) Сейлжан Тулеков с 2015 года реализует проект по выращиванию в трехъярусной теплице общей площадью в 250 квадратных метров огурцов, помидоров, зелени и грибов. Метод называется гидропонным, потому что выращивать все это бизнесмен намерен без почвы, на воде. Он вложил в проект уже более 3 млн собственных средств, подвел к теплице электричество и воду.

«С одного квадратного метра можно собрать 35 килограммов огурцов, помидоров – 56 килограммов и около тысячи кило грибов. Продукты без химикатов. Проект социально значимый, высокий уровень доходности, и способен развиваться дальше, – рассказал Сейлжан Тулеков. – Но для того, чтобы завершить проект, нужно еще три миллиона на стройматериалы, отопление и для того, чтобы «дотянуть» в теплицу электричество. Мы не учли, что поликарбонат в шесть миллиметров, который мы купили, будет тонким. Теперь надо еще покрыть сверху слоем этого же материала. Но денег нам никто не дает».

Предприниматель рассказал, что сам составлял бизнес-проект, подготовился к презентации для получения гранта. В 2016 году он пытался получить грантовое финансирование, но ему денег не дали, предложили попытаться вновь. Банки второго уровня отказываются дать кредит, потому что у него нет подходящего залогового имущества. Пока проект не завершен, в теплице растут только зелень и огурцы.

По мнению начальника отдела нефинансовой поддержки предпринимательства Палаты предпринимателей ВКО Марины Мун, гидропоника в ВКО развивается с 1990-х годов, так что такой метод выращивания овощей и грибов вряд ли можно назвать инновационным. Рынок перенасыщен продукцией, которую предлагает владелец теплицы, но он все равно может претендовать на получение гранта для покупки оборудования.

«У нас нередки случаи, когда люди заходят на грант по два-три раза. Жительница поселка Прапорщиково получила грант на проект по выращиванию экзотической зелени, она несколько раз пыталась и в итоге выиграла грант, сумев доказать, что он нужен, выполнила рекомендации комиссии. Под лежачий камень вода не течет. Если верите в свой проект, надо добиваться», – обратилась она к бизнесмену.

Начальник ГУ «Отдел предпринимательства района Алтай» Галия Алпыспаева рассказала, что бизнесмен не смог получить деньги по дорожной карте бизнеса для завершения инфраструктурных сетей из-за дороговизны ПСД.

«Для получения средств по ДКБ есть требование – представить бизнес-план и ПСД, причем сделать их нужно за счет предпринимателя. У нас много проектов, когда мы хотим помочь инфраструктурой, но ПСД тянет на большую сумму. По одному проекту нашего предпринимателя, который хочет построить канатную дорогу в поселке Феклистовка района Алтай, ПСД стоит 21 миллион тенге», – отметила г-жа Алпыспаева.

Что касается банков второго уровня, то они, по ее словам, нередко скрывают от предпринимателей наличие государственных программ, по которым они могут получить кредит со сниженной ставкой рефинансирования и «подсаживают» на кабальные займы. Отсутствие залогового имущества по-прежнему не дает возможности предпринимателю получить кредит в БВУ.

По словам Марины Мун, государство дает много возможностей для предпринимателей, даже если нет залога. К примеру, в прошлом году выпускники «Бастау-Бизнес» в ВКО реализовали свыше 600 проектов через программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

«Когда идете на проекты, читайте нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержку при развитии предпринимательской деятельности. Тогда бы вы смогли по-другому рассчитывать свой проект», – дала рекомендации предпринимателям Марина Мун.

Zhas project и иллюзии

Молодой предприниматель Павел Бельденбаев из Усть-Каменогорска со своими друзьями стал участником знаменитого Zhas project. Ребята организовали фотомастерскую, в которой к тому же проводили обучение всех желающих профессиональным фотосъемкам, флористике. На первый транш грантового финансирования закупили оборудование для курсов декора, профессиональной фотографии, фоны, стройматериалы. Говорит, что желающих обучаться в их студии было хоть отбавляй. В придачу они проводили съемки свадеб, других семейных торжеств. Но произошло несчастье – здание, где находилась их студия, в конце прошлого года было сильно повреждено пожаром. Погибло оборудование. Пришлось потратить деньги, приготовленные на расширение проекта, для аренды нового здания. Второй транш Zhas project ребята потратили на приобретение франшизы фирмы Terrafiori по изготовлению искусственных растений, точно имитирующих живые.

«Аналогов в Усть-Каменогорске таким цветам нет. У нас продаются тканевые или бумажные цветы, быстро выгорает материал, приходит в негодность, а Terrafiori позволяет длительное время использовать материалы», – говорит Павел.

Но свою продукцию ребята продвинуть так и не смогли, у них нет денег на рекламу приобретенной франшизы. Работа с крупными компаниями Усть-Каменогорска не принесла юным бизнесменам прибыли. В лучшем случае они срабатывали «в ноль», только чтобы о них узнали на рынке. А для развития другой части проекта, которая касается обучающей фотостудии, то и здесь есть проблемы: нужно другое помещение, а на его аренду и реконструкцию опять-таки нет средств.

По словам Елены Березинской-Абиловой, по Zhas project сложилась плохая практика. Никто не ведет мониторинг, что стало с участниками этой программы, стали ли они дальше развивать свои проекты. Пока картина такая: освоили деньги, отчитались, а что делать дальше, ребятам никто не объяснил.

«Их мечты разбиваются о скалы. Им бы развиваться, а они попадают в такую ситуацию. Из участников Zhas project 30% остаются в предпринимательстве, но они не готовы двигаться в этой среде и конкурировать», – резюмировала она, предложив Павлу свое менторство на первых порах.

Кредиты и залоги

Айгуль Мухамадиева рассказала inbusiness.kz, что неопытные бизнесмены должны сами сначала проанализировать рынок, будет ли их продукция конкурентоспособна, какие еще сегменты есть на рынке. Задача государства – оказать поддержку, но не лоббировать интересы отдельных хозяйствующих субъектов, не сопровождать проект.

«ВКО по сравнению с другими областями стоит ровно, потому что у нас есть три крупных градообразующих предприятия – АО «УМЗ», ТОО «Казцинк», АО «ТМК», – говорит она. – Мелкие предприятия для них оказывают различные услуги, выполняют определенные виды работ, шьют спецодежду».

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться