/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 427,45 Brent 36,55
Как ЧП повлияло на статистику безработных в РК

Как ЧП повлияло на статистику безработных в РК

И почему выплата 42 500 увеличила число открытых счетов в ЕНПФ.

11:00 16 Июль 2020 4760

Как ЧП повлияло на статистику безработных в РК

Автор:

Татьяна Шестакова

Корреспондент inbusiness.kz попытался оценить состояние рынка труда и столкнулся с полным отсутствием информации по безработице, начиная с марта 2020 года.

Сайт комитета по статистике обычно обновлял данные по занятости раз в квартал. В этом году в связи с пандемией коронавируса сроки сдачи отчетности за II квартал продлили до 17 июля. Однако на официальном сайте комитета stat.gov.kz есть документ, который называется «Основные индикаторы рынка труда по месяцам 2010-2020 гг. (оценочные данные)». В нем ежемесячно обновляют данные по нескольким показателям. Это экономически активное население, занятое население, безработное население и уровень безработицы. В марте 2020 года уровень безработицы составлял 4,8% на 9,2 млн экономически активных казахстанцев. Как изменилась ситуация в апреле-июне?

Чтобы понять реальное положение дел (насколько это возможно), мы обратились к данным по выплатам 42 500 тенге тем, кто лишился дохода в период чрезвычайного положения. По данным, опубликованным на сайте министерства труда и соцзащиты РК, 4,6 млн казахстанцев получили выплаты 42 500 на общую сумму 322 млрд тенге. При этом заявления на получение выплаты в связи с потерей дохода в период чрезвычайного положения подали 8 млн казахстанцев.

В среде экспертов, обсуждавших эти цифры, звучали мнения, что в числе подавших заявление не только казахстанцы из группы «экономически активного населения», но и пенсионеры, студенты, получатели пособий и другие неформально занятые граждане. В общей сложности в числе заявителей в процессе рассмотрения заявок обнаружили более 860 тыс. пенсионеров, получателей пособий, госслужащих и бюджетных работников. Однако, как показала практика, те, кто до ЧП не платил в бюджет ничего, оказались среди получателей 42 500.

Исходя из комментариев, которые давало руководство министерства труда и соцзащиты, можно предположить, что всех пенсионеров, получателей каких-либо пособий, госслужащих, бюджетников и других, имеющих постоянный доход даже в период ЧП, исключили из списка получателей выплаты. Однако остался вопрос с той категорией граждан, кто нигде официально не работал и до пандемии не совершал никаких платежей в бюджет. К примеру, в Костанайской области признали, что количество плательщиков ЕСП в апреле в сравнении с мартом выросло в 15 (!) раз.

Данных, которые бы позволили отследить эту динамику, на сайте Фонда социального страхования найти не удалось, равно как и на порталах министерства труда и социальной защиты населения, а также статистики и Фонда медстрахования. Хотя платежи по линии ЕСП распределяются в определенных пропорциях между несколькими получателями:

  • 10% – индивидуальный подоходный налог (ИПН);
  • 20% – социальные отчисления (СО);
  • 30% – обязательные пенсионный взносы (ОПВ);
  • 40% – отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС).

Единственным источником информации стал ЕНПФ (enpf.kz). Отчеты фонда показывают, что в апреле был серьезный скачок по открытию новых счетов. На 1 июня в фонде открыто 11,5 млн пенсионных счетов. 

В таблице видно, что последние два года средний рост новых индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) был незначительным. В то же время в апреле по сравнению с мартом 2020 года казахстанцы открыли 770 тыс. новых счетов. При этом больший рост показали счета, на которых появились накопления. Разница апреля и мая – почти 814 тыс. счетов. То есть казахстанцы, ранее не участвовавшие в пенсионной системе, вдруг открыли счета либо внесли первые платежи на свои счета. И таких оказалось более 800 тыс. человек. Можно предположить, что в числе тех 8 млн граждан страны, что подали заявку на получение выплаты 42 500, каждый десятый впервые принял участие в пенсионной системе путем оплаты ЕСП.

Судя по тем комментариям, что давали в министерстве труда и соцзащиты, все плательщики ЕСП, которые сделали платеж лишь единственный раз, должны были получить выплату. Это (исходя из числа получателей 800 тыс. человек) около 34 млрд тенге. В бюджет же от этих плательщиков ЕСП поступило от 1 млрд до 2,1 млрд тенге. Ведь сельские жители вносят в виде единого совокупного платежа 1326, а городские 2651 тенге в месяц.

Мы также сравнили данные ЕНПФ в разрезе регионов с теми данными, что озвучивали в министерстве труда и соцальной защиты населения программ по количеству претендентов на выплату 42 500.

Новое заявление о повторной выплате 42 500 вызовет новую волну платежей, если государство поставит такое условие.

В то же время из 4,6 млн получателей выплаты можно вычесть около 800 тыс. человек, которые впервые внесли платежи в бюджет в виде пенсионных взносов. Можно предположить с высокой долей вероятности, что до сих пор их в общей массе занятого населения не учитывали в силу отсутствия этих платежей в бюджет. То есть можно говорить о том, что в апреле без работы в связи с потерей официального заработка остались около 3,8 млн человек по всей стране. Это значит, что уровень безработицы (временной, возникшей в связи с приостановкой предприятий и деятельности отдельно взятых сфер экономики) вырос с 4,8% до 43%.

Редакция допускает, что расчеты возможного уровня безработицы до конца не показывают реальную картину. Мы также предполагаем, что картина после отмены чрезвычайного положения и разрешения на работу целых секторов экономики в сферах производства, торговли, туризма и услуг значительно улучшилась. Однако других данных по состоянию рынка труда Казахстана пока нет.

Данные о созданных рабочих местах в рамках госпрограмм министерство труда и соцзащиты публикует регулярно. По данным на 2 июня, таковых было создано 130 тысяч. Однако значительная часть этих рабочих мест временная, поскольку создана на период реализации бюджетных проектов по ремонту, реконструкции или строительству объектов в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020». Они не покрывают потребности в рабочих местах в связи с приостановкой или прекращением деятельности отдельных предприятий, а также сокращением сотрудников.

Работодатели признают, что, пытаясь удержать цены на свою продукцию, вынуждены экономить на других статьях расходов. Часто секвестируют премиальный фонд и фонд заработной платы. Часть сотрудников отправлены в отпуска без содержания, часть уволены. Однако статистической информации по этим направлениям госорганы не размещают с начала II квартала 2020 года.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Триллион для занятости

На программу занятости выделяются значительные средства, но реальный механизм создания постоянных рабочих мест отсутствует.

04 Август 2020 09:02 3278

Триллион для занятости

Фото: Серикжан Ковланбаев

Обеспечение занятости людей на сегодня является одним из главных социально-экономических вопросов. С учетом введения карантинных мер и приостановления деятельности многих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось количество людей, потерявших работу. Поэтому данный вопрос на самом деле требует своего системного решения. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство приняло специальный комплекс мер по решению вопросов занятости людей.

Однако….

Правительство решило пойти по стандартному пути, выбрав неэффективный инструмент решения вопроса, за счет выделения большой суммы денег и создания рабочих мест за счет вовлечения людей в строительство и реконструкцию школ, больниц, дорог, объектов ЖКХ и благоустройства населенных пунктов. Для этого была разработана программа «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы».

Особую актуальность приобретает общественный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на борьбу с COVID-19, в том числе средств, которые распределяет министерство труда и социальной защиты РК.

Общий бюджет министерства труда и социальной защиты РК на 2020 год с учетом последнего уточнения бюджета в апреле текущего года составляет 4 трлн тенге.

Огромные суммы на меры занятости

В дополнение к уже действующей программе занятости «Енбек», в рамках которой предусмотрены меры по подготовке кадров, развития предпринимательства и активных мер содействия занятости, была разработана еще программа «Дорожная карта занятости (ДКЗ)», которая включает в себя меры по созданию рабочих мест за счет строительства и развития объектов инфраструктуры. По мнению правительства, необходимость запуска двух программ по занятости объясняется разными мероприятиями и тем, что программа ДКЗ антикризисная и временная, т. е. разработана на два года. Вместе с тем реализация двух программ по вопросам занятости является нонсенсом.

По двум программам занятости на этот год выделены огромные средства.

В частности, по программе продуктивной занятости «Еңбек» расходы были увеличены с 30 млрд до 80 млрд тенге. И самое интересное, на программу ДКЗ только на этот год из республиканского бюджета выделено 300 млрд тенге. И плюс к этим средствам за счет выпуска гособлигаций предполагается дополнительно направить 700 млрд тенге. Таким образом, на программу ДКЗ на этот год выделяется 1 трлн тенге и на программу «Енбек» – 80 млрд тенге. В общей сложности в этом году на меры по обеспечению занятости выделено 1 трлн 080 млрд тенге. Насколько это большая сумма? Это просто огромная сумма, при правильном использовании которой можно было бы решить многие накопившиеся проблемы и существенно сократить безработицу.

При этом согласно пункту 3 статьи 212 Бюджетного кодекса РК «Погашение долга местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по выпускаемым государственным ценным бумагам осуществляется в обязательном порядке в установленный обязательствами срок».

В рамках общественного мониторинга мы постарались найти информацию касательно проектов и мероприятий, запланированных в рамках ДКЗ. В открытом доступе такой сводной целостной информации нет. Периодически акиматы регионов публикуют дозированную информацию по проектам в рамках программы занятости. Согласно полученной информации от министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан:

  1. 31% средств по программе ДКЗ, т.е. от 1 трлн тенге, предусмотрено на строительство, ремонт и реконструкцию социально-культурных объектов. Это в основном объекты образования, культуры, спорта, социального обеспечения.
  2. 26% – на объекты ЖКХ. Здесь в основном предусмотрены меры по строительству и ремонту жилья, общежитий, объектов водо-, энерго-, газо-, теплоснабжения и канализации.
  3. 25% – на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. В данное направление входят городские, поселковые дороги, тротуары, подъездные дороги, дамбы и мосты, а также водохозяйственные объекты.
  4. 18% – на благоустройство населенных пунктов. Сюда включено благоустройство дворов, парков и улиц, детских площадок, озеленение, освещение.

Просматривая перечень направлений, можно увидеть, что представлен большой перечень проектов по большому количеству направлений. Вместе с тем сложно определить, насколько нужны и важны те или иные направления. В нескольких местах в списке можно увидеть завуалированное название «инженерно-коммуникационные инфраструктуры» на сумму 18 млрд и 6 млрд тенге. Также несколько раз встречаются строки «проекты министерства обороны» на общую сумму 4,9 млрд тенге. Конечно, чтобы иметь полную картину, лучше проанализировать детальный перечень самих проектов. Но пока, к сожалению, в открытом доступе такая информация отсутствует.

По наиболее востребованным на данный момент объектам здравоохранения предполагается строительство всего 24 единиц, капитальный ремонт 177 объектов, что в пределах страны очень мало. В общем, список объектов на строительство и реконструкцию формировался акиматами поспешно и без учета приоритетов. Акиматы постарались включить в список все свои потребности.

Местные исполнительные органы отбирали необходимые на их усмотрение инфраструктурные проекты, при этом во время отбора учитывали готовность документации (наличие ПСД, прошедшие экспертизу, с готовыми сметами расходов), но… не учитывали вопросы обеспечения занятости.

Сколько планируется рабочих мест?

В рамках программы ДКЗ планируется построить или отремонтировать 6762 объекта и создать 242 тысячи рабочих мест. При этом из этого количества рабочих мест: 81 тыс. рабочих мест будет создано на строительстве объектов, 46 тыс. – на капитальном ремонте, 87 тысяч – на текущем ремонте и 27 тысяч – на реконструкции. То есть большая часть рабочих мест будет создана в сфере ремонта.

И самое интересное, что по итогам всех этих мер планируется создать всего 15 тысяч новых постоянных рабочих мест. Таким образом, результатом использования 1 трлн тенге станет создание 15 тысяч рабочих мест, а не 242 тысяч, которые будут созданы лишь на несколько месяцев. Можно сделать вывод, что программа ДКЗ не направлена на решение проблем занятости, а преследует цель модернизации инфраструктуры.

Что настораживает?

Действующая программа ДКЗ разработана по аналогии с программами ДКЗ 2015-2016 гг., где реализация инфраструктурных проектов была одним из трех направлений. При этом по результатам проверки счетного комитета 2016 г. отмечалось, что на инфраструктурные проекты выделялось 88% средств от всей программы, а в них трудоустраивалось всего 5% от участников. Счетный комитет указывал на низкую эффективность программы ДКЗ по созданию постоянных рабочих мест и отмечал недостижение целевых индикаторов. Получается, что в разработке программы ДКЗ на 2020-2021 гг. не были учтены ошибки прежних программ ДКЗ. Таким образом, приходится «наступать на те же грабли».

Как отмечают жители регионов, при реализации программы ДКЗ зачастую бывают случаи, когда подрядные организации, выполняющие работу, имеют свою рабочую силу и не заинтересованы нанимать дополнительных местных рабочих, ссылаясь на отсутствие необходимых квалификационных навыков у безработных. Акиматы обычно этот вопрос не контролируют.

Еще одна серьезная проблема в рамках ДКЗ – это риск неосвоения огромной суммы. Никогда прежде на эту программу не выделялась такая огромная сумма. Для сравнения, в 2015 году на аналогичную программу ДКЗ было потрачено 37,5 млрд тенге, а в 2016 году – 85 млрд тенге. При этом в 2016 году основная сумма поступила в акиматы в ноябре-декабре, из-за чего многие проекты завершались поспешно и «асфальт укладывали на снег».

Существует также большая вероятность нецелевого использования средств программы, так как контроль за ходом строительства со стороны акиматов осуществляется не на должном уровне. При этом никто не контролирует работу самих акиматов по формированию перечня проектов и целевого использования средств в процессе работы. Контроль проверяющими органами обычно осуществляется после завершения проектов.

Проблемы в программе ДКЗ:

  1. Программа не приводит к системному решению вопросов занятости и направлена лишь на создание временных, а не постоянных рабочих мест.
  2. Отбор проектов по программе осуществлялся без четких критериев и приоритетов.
  3. Средства, выделенные на программу ДКЗ, являются завышенными и необоснованными.
  4. Имеется риск неосвоения бюджетных средств и их неэффективного использования.
  5. Отсутствует четкая система контроля, из-за чего существует риск нецелевого использования выделенных сумм. При этом общественный контроль не осуществляется вообще.

Что предлагается?

Для достижения цели создания постоянных рабочих мест предлагается:

  1. Завершить уже начатые инфраструктурные проекты в рамках программы ДКЗ с распределением не более 20% средств по программе.
  2. Перераспределить большую часть средств программы ДКЗ на создание новых рабочих мест в сфере предпринимательства (50% средств)
  3. Направить часть средств на сохранение рабочих мест у действующих субъектов малого бизнеса (30% средств).

Необходимо будет пересмотреть программу ДКЗ, взаимоувязать меры двух программ занятости – ДКЗ и «Енбек» и перераспределить средства между направлениями, а также обеспечить общественный контроль. Это предлагается осуществить следующим образом. По инфраструктурным проектам:

  1. Создать в каждом населенном пункте общественный контроль за реализацией программ занятости.
  2. Провести инвентаризацию инфраструктурных проектов по программе ДКЗ с участием общественного контроля и определить проекты, которые следует завершить в текущем году.
  3. Обеспечить финансирование только отобранных общественным контролем проектов и остановить финансирование других проектов.
  4. Обязать подрядные организации нанимать местных работников из числа безработных за счет включения соответствующих требований в договоры между акиматами и подрядными организациями. При этом обеспечить подготовку необходимых специалистов для подрядных организаций по наиболее востребованным специальностям в рамках первого направления программы «Енбек».
  5. Провести мониторинг хода реализации проектов и целевого использования средств с участием общественного контроля и офисов антикоррупционной службы «Адалдық алаңы».

По поддержке МСБ:

  1. Увеличить объемы микрофинансирования в рамках второго направления программы «Енбек» с учетом реальной потребности и количества обучившихся по «Бастау Бизнес».
  2. Выделить средства на приобретение скота для поддержки животноводства в сельской местности.
  3. Совместно с представителями бизнеса и общественного контроля определить в каждом населенном пункте бизнес-проекты, в первую очередь перерабатывающие производства, которые бизнес готов запустить и создать новые рабочие места.
  4. Начать подготовку кадров для планируемых бизнес-проектов в рамках первого направления программы «Енбек».
  5. Совместно с НПП «Атамекен» выработать меры по сохранению рабочих мест для действующих субъектов малого бизнеса.

Таким образом, по программе ДКЗ предлагается завершить уже начатые инфраструктурные проекты, перераспределить большую часть средств (70%) на меры создания новых рабочих мест в сфере предпринимательства и сохранения рабочих мест в малом бизнесе. Именно за счет развития новых бизнес-проектов и поддержки действующих субъектов можно будет решить вопрос с созданием постоянных рабочих мест.

Жанат Нургалиев, экономист,
руководитель некоммерческой организации INTEGRITYASTANA

Рынок без труда

Как карантин сказался на занятости в Казахстане?

29 Июль 2020 08:12 3273

Рынок без труда

Фото: Серикжан Ковланбаев

В марте-апреле текущего года в связи с введением карантина без работы временно оказались 4,2 млн казахстанцев, подсчитали в июне в министерстве труда и социальной защиты населения РК. Тогда же глава этого ведомства Биржан Нурымбетов спрогнозировал, что к концу года ожидаемый уровень безработицы может составить 6,1%, при этом он пообещал охватить мерами содействия занятости 1,22 млн человек.

Однако экономисты считают, что реальные цифры по безработице значительно выше. Так, генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает официальную статистику, которая показывает безработицу около 5%, неадекватной.

«Во время режима ЧП адресную социальную помощь в размере 42 500 тенге получило свыше 4 млн человек. Если предположить, что половина из них действительно пострадала непосредственно от пандемии, то оставшаяся часть, состоящая из так называемых самозанятых, и является, на наш взгляд, реальным показателем безработицы в стране. То есть официальный показатель безработицы в стране можно умножать в четыре-пять раз, и показатель в 20-25% безработицы я считаю реалистичным», – поясняет эксперт.

При этом, по его мнению, что бы ни происходило на рынке труда во втором полугодии, официальная статистика этого не заметит и не отразит. «Если не будет еще одной волны пандемии и экономика начнет восстанавливаться, то и рынок труда будет чувствовать себя лучше», – добавляет он.

Больше резюме – меньше вакансий?

Ожидаемо, что в карантинном апреле многие компании поставили на паузу прием новых сотрудников. Согласно данным HeadHunter, в марте-мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года основное снижение числа вакансий пришлось на апрель 2020 года. Уже в конце июня, отмечают в HeadHunter, показатели по числу размещенных вакансий приблизились к докарантинным цифрам.

На сайте электронной биржи труда «Енбек» в апреле было размещено наименьшее число вакансий (25,2 тыс.). В мае же, наоборот, произошел их всплеск в 2,8 раза, до 71,1 тыс. вакансий, который аналитики WDC (Центр развития трудовых ресурсов при минтруда РК) объясняют постепенным ослаблением режима карантина и реализацией программ занятости. В июне число вакансий, размещенных на ЭБТ, составило 66,7 тыс., а заявок на поиск работы – 41,9 тыс. (это в 1,6 раз больше, чем в апреле).

Количество резюме соискателей за последние несколько месяцев резко возросло, соглашается руководитель рекрутинговой компании Antal Kazakhstan Анна Ковинская. Прошла волна сокращений и кандидаты начали активно искать работу. По ее словам, особо остро разница между количеством резюме и открытыми позициями на рынке ощущается именно сейчас.

«Надеемся, что осенью, в традиционный период начала деловой активности, ситуация улучшится. Но это будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране», – добавляет она.

Юлия Устинова, директор ТОО «Бухгалтер24» (в сферу компании входит также подбор кадров для казахстанских компаний), отмечает, что уже наблюдается небольшое оживление на рынке труда. По ее словам, работодатели вернулись к поиску новых сотрудников, но теперь они стараются меньше раздувать штат, отдавая предпочтение «качественному» коллективу, нежели его количеству. Именно поэтому компании более тщательно отбирают кандидатов, например, с опытом работы, чтобы меньше времени тратить на обучение, или со специфическими и дополнительными знаниями.

Скромные запросы

Изменились и требования кандидатов к оплате труда. По данным hh.kz, соискатели, указывающие минимальный размер заработной платы в своих резюме, в апреле стали просить еще меньше. Квалифицированные кадры с большим опытом работы в период карантина свои ожидания по зарплате увеличили.

Анна Ковинская, наоборот, отмечает, что ожидания соискателей по увеличению заработной платы при смене работы стали скромнее.

«При переходе на новое место все меньшее количество кандидатов рассчитывают на весомую прибавку к зарплате. У работодателей появился шанс нанять высококлассных профессионалов за меньшие деньги по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Компании не упускают эту возможность и зачастую увеличивают нагрузку на сотрудников, при этом не увеличивая их зарплату и бонусы», – подчеркивает глава Antal Kazakhstan.

Для того чтобы сохранить сотрудников, многие предприниматели отправили их на удаленную работу – при этом некоторые бизнесмены смогли сохранить докризисные зарплаты, другие вынуждены были понизить.

«Стоит признать, что произошло снижение зарплат даже в стабильных организациях, которые держались в марте-мае, поэтому некоторые компании вынуждены были сократить зарплату в два раза, чтобы не сокращать людей», – рассказывает Юлия Устинова.

Изменилось и отношение потенциальных кандидатов к денежному вознаграждению, считает она. В сегодняшних условиях для кандидатов на первом месте не зарплата, а отношение работодателя к работнику, в частности лояльность, социальный пакет, возможность удаленной работы и прочие факторы.

Помогут ли госпрограммы безработным?

В Казахстане реализуются программы по снижению безработицы, а также запущена дорожная карта занятости. Однако, по мнению Мурата Кастаева, госпрограммы не могут справиться с проблемой безработицы.

«Властям нужно усвоить одну истину – стабильные и доходные рабочие места создает бизнес, частный сектор. Поэтому для борьбы с безработицей нужно помогать (вернее, не мешать) частному бизнесу. Для этого нужно сокращать участие государственного и квазигосударственного сектора в экономике, сократить или ликвидировать госхолдинги вроде «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро», сокращать расходы бюджета и снижать налоговую нагрузку на средний бизнес, вводить налоговые каникулы для микро- и малого бизнеса, усиливать борьбу с коррупцией и административно-коррупционные издержки бизнеса. Чем меньше в бизнесе государства – тем больше жизненного пространства для частного бизнеса», – отмечает он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Все новости