Как изменился рынок корпоративного обучения в период пандемии

4877

Майя Цыганенко – о вызовах для компаний и новых навыках для сотрудников.

Как изменился рынок корпоративного обучения в период пандемии

Пандемия COVID-19 вынудила компании не только перевести персонал на удаленную работу, но и начать активно осваивать цифровое обучение. Как оказалось, не все были готовы к новым условиям, поэтому большую часть года многие организации провели в ожидании снятия карантина и заморозили проекты. Более того, сами сотрудники были обеспокоены, что будет с ними в условиях пандемии и перехода на удаленную работу, и не были готовы обучаться.

Как к новой реальности адаптировались казахстанские компании и произошел ли рост онлайн на рынке дополнительного профессионального образования, Inbusiness.kz рассказала тренер-консультант по организационному развитию, психолог, эксперт по лидерству Майя Цыганенко.

Майя, расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит на рынке бизнес-тренингов и корпоративного обучения Казахстана, состоялся ли переход в онлайн?

Разговоры о постепенном переходе в онлайн в казахстанских организациях начались еще накануне карантина – в конце 2019 года. Тогда ситуация еще выглядела оптимистичной, и у компаний были планы и бюджеты на проведение бизнес-тренингов, но все они сводились к очному формату. И, когда в стране были введены карантинные ограничения, оказалось, что многие казахстанские компании были не готовы к удаленному обучению. 1 марта 2020 года весь рынок корпоративного обучения уже получил сигнал о том, что пора сворачивать очные мероприятия.

Как и многие, я полагала, что максимум через полгода мы вернемся к очному обучению, поскольку компаниям нужно продолжать обучать персонал и осваивать бюджеты, но этого не произошло. Как и не последовало массового перехода в онлайн. Многие компании сопротивлялись переходу на удаленное обучение (и до сих продолжают сопротивляться) и ждали, когда снимут карантин и разрешат проведение мероприятий. Другими словами, организации не урезали бюджеты, а просто их заморозили. К концу года рынок корпоративного образования начал оживать, понимая, что возвращение к нормальной жизни состоится не скоро, а обучение для своих сотрудников проводить нужно. Что интересно, некоторые крупные компании в Казахстане быстро адаптировались к новым реалиям и запустили внутреннее онлайн-обучение, но сотрудники неохотно соглашались на новый формат или вовсе его саботировали.

Почему?

Потому что карантин и чрезвычайное положение, связанные с COVID-19, – это беспрецедентная ситуация неопределённости и психологического давления, которые мы никогда прежде не испытывали. На этом фоне люди были не в состоянии осваивать какие-то новые знания, потому что у них элементарно была нарушена потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Все мы в один момент оказались заложниками без опыта, как реагировать на подобную ситуацию. Добавьте сюда переживания за здоровье своих близких, особенно пожилых родственников, плюс переживания потери прежнего дохода, наличие финансовых обязательства в виде кредитов и прочее. И станет понятно, что для многих людей профессиональное обучение ушло далеко на задний план.

Самим компаниям также требовалось время на то, чтобы переосмыслить и перестроиться на новый формат, поэтому эти шесть месяцев (с марта по сентябрь) мы можем рассматривать как "ступор" – образовался такой провал в корпоративном образовании. Сейчас, когда ситуация стала более или менее предсказуемой, многие компании возобновили свои планы по обучению и, например, у меня, как у тренера, сейчас, с сентября по декабрь, крайне интенсивный рабочий период, когда онлайн-тренинги идут в режиме нон-стоп. Хотя теперь, смотря назад и размышляя о периоде карантина, я предполагаю, что вполне возможно было начать проводить тренинги удаленно еще с весны. Вместо этого к концу года началось активное освоение бюджетов и проведение большого числа онлайн-тренингов.

Изменилась ли сейчас ситуация – готовы ли люди обучаться онлайн?

Людям тоже потребовалось время, чтобы адаптироваться под удаленный формат работы. Но эта ситуация наблюдалась не только у нас, но и за рубежом. Анализ рынка бизнес-образования в США показал, что с начала 2020 года платформы онлайн-образования занимают лишь 5% рынка образования, остальные 95% приходятся на очные тренинги. И, вероятнее всего, такой медленный переход в онлайн связан со страхами, что мы там так и останемся. Однако, на мой взгляд, без дистанционного формата образование развиваться не будет, так как это отличный канал для корпоративного обучения, и его нужно осваивать, использовать и развивать. И не бояться, что не останется места офлайну, так как это взаимодополняющие форматы. Чем еще хорош корпоративный формат онлайн-обучения? Тем, что сотрудники приходят на тренинги по приказу, соответственно, их не спрашивают, готовы они или нет, и уже в процессе они учатся не только в рамках заданной темы, но и осваивают новый для них формат и учатся обучаться онлайн.

Есть ли уже какие-то ожидания по следующему году? Интересует ли компании обучение в 2021 году?

У многих организаций остаются иллюзии, что скоро все откроется и вернется очный формат. Мне поступило несколько предварительных заказов от компаний, которые хотели бы проводить тренинги офлайн. Но, по моим ожиданиям, по крайней мере до лета следующего года это вряд ли произойдет. И такие предположения не случайны, один из уроков карантина, который я вынесла для себя: нужно сейчас в этих непростых условиях готовиться к худшему, а надеяться на лучшее. Если офлайн вернется, я буду только счастлива, но если нет – я буду во всеоружии.

Мне повезло, что я начала активно осваивать онлайн-обучение еще до наступления карантина. В начале этого года я стала преподавать для студентов одного из университетов удаленно, поэтому я была готова к введению этого формата. Не могу сказать, что это было просто. Это был вызов для меня, который помог мне адаптироваться к новым реалиям гораздо быстрее, и сейчас я уже владею тонкостями обучения дистанционным способом. Например, когда преподаешь, очно важно установить доверительную атмосферу, наладить контакт с присутствующими, создать некое сообщество. Но качественное удаленное обучение начинается с другого – с четкого установления норм и правил поведения на тренинге, которые не обсуждаются. Только тогда группа начнет учиться сразу и благодаря регламенту сформируется то самое комфортное доверительное пространство. Если на тренинге, условно говоря, ты играешь в демократию и развиваешь горизонтальные коммуникации, то в онлайне ты для начала запускаешь вертикаль и только потом даешь возможность людям общаться свободно.

Новые навыки и старые бюджеты

Согласно статистике, в период кризисов компании урезают расходы на корпоративное обучение и бизнес-тренинги. Согласно Докладу об индустрии обучения, данные по США во время и после Великой рецессии показали значительное снижение общих расходов на обучение в 2009 и 2010 годах, за которым последовали резкий рост в 2011 году и падение расходов в 2012 году до уровня 2008 года. То есть, если компании сокращают свои бюджеты на обучение сейчас, они только откладывают свои инвестиции, которые понадобятся в будущем.

"Тем более текущий кризис потребует более значительного изменения навыков, чем финансовый кризис 2008 года", – пишет McKinsey.

Майя, многие компании теперь стремительно пытаются развивать новые компетенции своих сотрудников. С какими запросами приходят топ-менеджеры и HR к Вам? Есть ли потребность в освоении каких-то новых знаний?

Да, в этот непростой период усилилась потребность в развитии новых компетенций. В ноябре я запускаю онлайн-курс в одном из университетов, который называется "Четыре К" – креативность, критическое мышление, коммуникации и команда. Это инновационный курс, направленный не столько на академические знания, сколько на освоение прикладных навыков, востребованных в реалиях будущего. Одновременно с этим запросом я получила запрос на курс по критическому мышлению от крупной государственной компании для своего молодежного кадрового резерва.

Почему критическое мышление стало сегодня актуальным?

Потребность в этих знаниях сформировалась задолго до пандемии, но сейчас она актуализировалась. Обучая большое количество людей, я нередко сталкиваюсь с тем, что многие из них не умеют работать с информацией. Думаю, это связано с тем, что падает качество среднего и высшего образования, детей и молодежь не учат тому, как грамотно анализировать информацию, осмысливать ее и интерпретировать, как оставаться критичным и не попадаться на информационные провокации. С другой стороны, количество информации возросло в разы, и сейчас наши дети осваивают потоки, которые во много раз превосходят те, что в их возрасте осваивали мы. Поэтому я считаю отличной инвестицией то, что организация хочет обучать своих сотрудников основам критического мышления. Наравне с критическим мышлением, по моему мнению, важно также обучать творческому мышлению, то есть умению перерабатывать информацию и создавать на ее базе новые, креативные идеи.

Лидерство

Согласно отчету Technavio, в 2020-2024 годах объем мирового рынка обучения корпоративному лидерству вырастет на 26,7 миллиарда долларов. В докладе отмечается, что организации все чаще используют обучение корпоративному лидерству, чтобы преодолеть проблему текучки кадров, особенно на руководящих должностях.

Какие навыки, по Вашему мнению, необходимо развивать предпринимателям, особенно сейчас, в период непредсказуемости?

Думаю, в первую очередь лидерские качества и концептуальное мышление, то есть мыслить целостно, уметь смотреть на ситуацию со стороны и обязательно понимать, куда ты ведешь свой бизнес. Как правило, именно в эпоху перемен на первые роли должны выходить лидеры, потому что их миссия заключается в том, чтобы помочь справиться с этой неопределенностью и показать, каким может быть будущее. Лидер умеет оперировать на уровне ценностей, умеет вдохновить и вселить веру в светлое будущее. У лидера есть четкое видение, куда он идет, и это та черта, которая его отличает от обычного руководителя. И если посмотреть на компании, которые легко преодолевают сегодняшний кризис, которые гибко адаптируются и перестраиваются, несмотря на внешние обстоятельства, то, скорее всего, они возглавляются настоящими лидерами. Однако местные компании боятся обучать лидеров и не понимают, что лидерство – это мощный ресурс, а порой и гарантия, что бизнес устоит. Когда наши предприниматели осознают этот факт, тогда у нас появится спрос на развитие лидерских компетенций, как это происходит сейчас на Западе. Я верю в то, что лидерство спасет меня, мою семью, мой бизнес и мою страну, и обучать предпринимателей лидерству надо обязательно, так как только лидерство позволит компаниям преодолеть кризисы и достичь новых успехов.

Ольга Фоминских

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться