/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Как коронавирус в Казахстане отразится на договорах бизнес-партнеров

Как коронавирус в Казахстане отразится на договорах бизнес-партнеров

Правовые последствия неисполнения обязательств при наступлении форс-мажора.

15:33 26 Март 2020 4256

Как коронавирус в Казахстане отразится на договорах бизнес-партнеров

Автор:

Карина Алимова

Чрезвычайное положение и карантин в Казахстане, действующие из-за распространения коронавируса, серьезно повлияли на возможность ведения предпринимательской деятельности. Исполнение многих договоров оказалось существенно осложненным или невозможным. В этих условиях актуальным стал вопрос определения правовых последствий наступления форс-мажора для сторон договора, сообщается на ombudsmanbiz.kz.

Освобождение от имущественной ответственности по причине неисполнения обязательств по договору

В соответствии с п. 2 ст. 359 Гражданского кодекса РК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, к которым относятся стихийные явления, военные действия и тому подобное.

Ограничительные меры, введенные вследствие пандемии и введения чрезвычайного положения, являются обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). В этой связи наступление данных обстоятельств влечет возможность освобождения от имущественной ответственности стороны договора – от возмещения убытков и уплаты неустойки.

Вопрос освобождения от имущественной ответственности должен рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю. Сторона договора должна доказать, что исполнение обязательств оказалось невозможным по причине пандемии и введенного чрезвычайного положения.

Отказ от исполнения обязанностей по договору при невозможности исполнения договора

П. 2 ст. 359 ГК РК хотя и дает возможность освободиться от имущественной ответственности, но не дает возможность отказаться от исполнения самих обязанностей по договору при форс-мажоре.

Имеются случаи, когда из-за введения чрезвычайного положения наступила невозможность исполнения обязанности по договору вследствие приостановления деятельности торгово-развлекательных центров, непродовольственных торговых рынков, торговых домов, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей, запрета проведения зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий, ограничение на въезд на территорию РК, ограничения на передвижение и въезд/выезд. Например, для ТРЦ – арендодателя и владельца бутика – арендатора стало невозможным сдавать и пользоваться помещением бутика.

В этих случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало невозможным, если иное не предусмотрено законодательством или договором, вправе уведомить вторую сторону договора об освобождении от исполнения обязанности по договору на основании ст. 361, п. 2 ст. 374 ГК.

При этом освобождение от исполнения договорных обязанностей не обязательно влечет прекращение самого договора, если договор является долгосрочным или договор содержит иные обязанности.

В соответствии со ст. 361 ГК если в договоре исполнение для одной стороны стало невозможным вследствие обстоятельства, за которое ни одна сторона не отвечает, то ни одна из сторон, поскольку в законодательном акте или договоре не предусмотрено иное, не вправе требовать исполнения договора.

В соответствии с п. 2 ст. 374 ГК в случае невозможности исполнения стороной обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни она, ни другая сторона не отвечают, она не вправе требовать от другой стороны исполнения по обязательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Частичное или полное прекращение договора при невозможности исполнения договора

Если сторона договора столкнулась с невозможностью исполнения и желает прекратить договор, то в соответствии с п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК она может требовать прекращения договора полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Действие настоящего правила не распространяется на денежные обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 375 ГК, если в результате издания акта государственными органами, включая местные представительные и исполнительные органы (публичного акта), исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Так как в этой норме нет соответствующей оговорки, действие настоящего правила распространяется и на денежные обязательства. Однако необходимо доказать, что исполнение денежных обязательств стало невозможным.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК одна из сторон вправе отказаться от исполнения договора в случаях невозможности исполнения обязательства, основанного на договоре (статья 374 настоящего Кодекса). При этом, если отказ от договора происходит в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 и п. 1 ст. 374 ГК, сторона должна предупредить об этом другую сторону не позднее, чем за месяц, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или соглашением сторон.

Отказ от исполнения обязанностей по договору при серьезной затруднительности исполнения договора

Имеются случаи, когда с учетом пандемии и введенного чрезвычайного положения исполнение обязанности стало серьезно затруднительным (но возможным) для одной из сторон договора, что существенно отрицательно влияет на равновесие договорных обязательств сторон. Например, для арендатора, арендующего помещение кафе, которому вследствие значительного сокращения посетителей стало существенно невыгодно платить арендную плату в прежнем размере с учетом иных расходов, в том числе на персонал, коммунальные услуги.

Частным случаем таких ситуаций второй группы является случай, когда заемщик не может выплатить банку очередной платеж вследствие неполучения доходов из-за эпидемии и чрезвычайного положения. В этом случае платеж, по сути, возможен, например, путем привлечения нового займа или продажи своего имущества, но серьезно отрицательно будет влиять на имущественное положение заемщика.

В указанных случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало серьезно затруднительным, может направить второй стороне предложение об изменении договора (например, путем освобождения от исполнения обязанности, исполнения обязанности в меньшем объеме, переноса срока исполнения обязанности) или о прекращении договора.

При этом сторона не может без решения суда односторонне вносить изменения в договор или отказываться от его исполнения.

При отказе второй стороны от указанного предложения, потерпевшая сторона может обратиться в суд для принудительного одностороннего внесения изменений в договор в отношении исполнения соответствующей обязанности или одностороннего прекращения договора на основании общих принципов добросовестности и разумности.

В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 8 ГК граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики, а действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением, не допускаются.

Суду предлагается рассмотреть, насколько серьезными являются затруднения стороны для исполнения договора и насколько существенно меняется равновесие договорных обязательств из-за возрастания для стороны стоимости исполнения или уменьшения ценности получаемого стороной исполнения. Если для восстановления равновесия это необходимо, то суд принимает решение о внесении изменений в договор или его прекращении.

Карина Алимова

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1326

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 789

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!