Как минэнерго решает вопросы с небольшими НПЗ | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 265,00 Пшеница 465,40
$ 379.36 € 424.47 ₽ 5.88
Погода:
+23Астана
+23Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 265,00 Пшеница 465,40
Как Минэнерго решает вопросы с небольшими НПЗ

Как Минэнерго решает вопросы с небольшими НПЗ

В министерстве задумались о коммерциализации проекта.

Как Минэнерго решает вопросы с небольшими НПЗ , Минэнерго РК, НПЗ, модернизация НПЗ, Асет Магауов, Нефтепродукты, Бензин, Дизтопливо, Авиатопливо, нефть

3368 24 Апрель 2019 10:55 Автор: Кульпаш Конырова

Благодаря завершившейся модернизации трех крупнейших НПЗ республики Казахстан из страны, которая долгие годы импортировала бензин, превращается в страну – экспортера нефтепродуктов, считает вице-министр энергетики Асет Магауов.

Однако до сих пор проблемным остается вопрос с поставками сырья и цены на него для еще одного НПЗ на западе Казахстана.  Речь идет о небольшом заводе АО «Конденсат», который, как и три крупных НПЗ, также производит нефтепродукты экологического класса К5. В эксклюзивном интервью inbusiness.kz вице-министр рассказал свое видение решения проблемы.

– Асет Маратович, в 2018 году завершилась модернизация трех крупных НПЗ в Казахстане. Как это повлияло на текущую ситуацию на рынке нефтепродуктов и баланс различных видов топлива на внутреннем рынке?

– Как известно, в прошлом году все основные НПЗ страны (Атырауский, Павлодарский и Шымкентский НПЗ) завершили модернизацию. Это позволило увеличить мощности заводов на 20% и увеличить глубину переработки нефти до 80-90%.

Таким образом, в Казахстане выросло производство нефтепродуктов, соответствующих экологическому классу К4, К5. Так, рост по бензину составил 70%, дизельного топлива – 20%, авиатоплива – в 2,4 раза. Соответственно, значительно снизилось производство темных видов нефтепродуктов. Нам также удалось наладить производство нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.

В итоге мы закрыли потребности страны в светлых видах нефтепродуктов экологического класса К4 и К5 в полном объеме. Казахстан из страны, которая долгие годы импортировала бензин, превращается в страну-экспортера нефтепродуктов.

В 2019 году объем потенциального экспорта составит порядка 500 тысяч тонн. При этом экспорт дизельного топлива не предусматривается.

– В СМИ, кроме основных НПЗ, которые вы отметили, регулярно упоминается нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат», который, как и остальные заводы, провел модернизацию и вырабатывает нефтепродукты экологического класса К5.

– Немного предыстории. Это малотоннажный завод, который был запущен в эксплуатацию в августе 1998 года и предназначен для переработки нестабильного конденсата Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.

Действительно, в 2017 году он увеличил свои мощности по переработке нефти и газового конденсата с 600 тысяч до 850 тысяч тонн. При этом технологическое оборудование на НПЗ по-прежнему рассчитано на переработку легкой нефти или конденсата, что даже ниже плотности дизельного топлива.

В частности, на заводе нет установки каталитического крекинга либо гидрокрекинга – одного из главных элементов переработки нефти, нет системы подогрева нефти при сливе из железнодорожных цистерн. Кроме того, имеются ограничения по предельным параметрам установок.

Это требования  лицензиаров по качеству нефти, которые не позволяют перерабатывать более тяжелую нефть. Вместе с тем плотность нефти с большинства западноказахстанских месторождений, расположенных в непосредственной близости к заводу, или поставляемой из системы магистральных нефтепроводов, намного выше.

Иными словами, при проведении работ по увеличению мощностей на этом заводе не были изучены такие основные моменты, как: источники сырья для загрузки НПЗ, качественные параметры нефти, добываемой в данном регионе, и инфраструктура для бесперебойной поставки сырья. Завод увеличил свои мощности по переработке, не имея долгосрочных договоренностей на поставку нефти.

– Как влияет на показатели переработки небольшого производства поставка более тяжелой нефти?

– Учитывая эти недоработки в технологической оснащенности завода, при переработке смеси западноказахстанской нефти не может обеспечить приемлемый выход светлых видов нефтепродуктов.

В сравнении с основными тремя НПЗ страны при переработке смеси западноказахстанской нефти этот небольшой завод, производит малое количество светлых нефтепродуктов (только бензин и дизельное топливо) и большое количество темных видов нефтепродуктов (более 60%), которые, в свою очередь, являются остаточными продуктами и экспортируются, не обеспечивая потребности внутреннего рынка страны в светлых нефтепродуктах.

А на трех основных НПЗ страны производится более широкая линейка нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и авиатопливо), а выход светлых нефтепродуктов составляет более 60%.

Этот завод может достичь заявленного высокого выхода светлых видов нефтепродуктов только при переработке легких сортов нефти или газового конденсата, например, с Карачаганакского месторождения. Поэтому, учитывая полную обеспеченность внутреннего рынка в нефтепродуктах, а также низкую глубину переработки, дополнительные поставки именно смеси западноказахстанской нефти на этот завод являются нецелесообразными.

– Весь вопрос в качестве сырья. Чтобы выпускать нефтепродукты экологического класса К5 в необходимом объеме, завод должен загружаться только легкой нефтью?

– Все верно, но вопрос качества поставляемой нефти не единственная проблема этого НПЗ. С июля 2018 года для загрузки завода Министерство энергетики включило его в ежемесячный график поставок нефти. Однако недпропользователи периодически не доставляли сырье в полном объеме.

В связи с этим по просьбе завода в августе 2018 года министерство провело совещание с участием недропользователей, где обсуждались основные причины неисполнения нефтедобывающими компаниями графика поставки нефти.

Как поясняют недропользователи, существенной проблемой при поставке нефти является отсутствие подводящего нефтепровода к НПЗ, соединенного с системой магистральных нефтепроводов. Единственным вариантом поставки нефти остается железная дорога, которая увеличивает затраты при транспортировке.

Несмотря на большое количество недропользователей в данном регионе, только у считанного количества из них имеются наливные железнодорожные эстакады, и лишь у двух-трех недропользователей есть легкая нефть, запрашиваемая НПЗ.

У всех остальных недропользователей имеется доступ только к системе магистральных нефтепроводов, которая позволяет поставлять нефть на основные НПЗ страны с меньшими затратами и потерями, но в усредненном качестве.

Кроме того, есть сложности по приему нефти на самом заводе. Это срыв со стороны НПЗ поставок железнодорожных цистерн, а также несоответствие предлагаемых этим заводом цен на нефть коммерческим интересам недропользователей.

Для повышения коммерческой привлекательности поставок нефти и загрузки завода необходимым количеством нефти министерством были даны рекомендации работать в режиме переработки давальческого сырья.

Такой режим переработки позволяет недропользователям переработать свою нефть на НПЗ и самим реализовывать полученные нефтепродукты, а им получать выручку за услуги по переработке нефти.

Однако недропользователей не устроил избирательный подход НПЗ. Так получалось, что выход нефтепродуктов для каждого недропользователя был разным, а также этот показатель часто менялся уже в процессе переработки.

В настоящее время эти вопросы там сохраняются, на других НПЗ такие проблемы отсутствуют. Стоит отметить, что вопросы, связанные с ценами и прочими коммерческими условиями поставки нефти, выходят за рамки полномочий министерства и должны решаться непосредственно между недропользователями и этим НПЗ.

– А как сейчас поставляется нефть на завод?

– Первый вариант – это отгрузка сырья с месторождения при наличии наливной эстакады. Остальные недропользователи могут отправлять нефть с месторождений по нефтепроводу до нефтеперекачивающей станции имени Касымова (недалеко от АНПЗ), далее переваливать сырье в железнодорожные цистерны и поставлять на завод. Этот маршрут поставки является стандартным в настоящее время.

– Тогда почему бы не поставлять нефть на НПЗ с Карачаганакского месторождения? Таким образом, решились бы все вопросы по инфраструктуре.

– В рамках окончательного соглашения о разделе продукции по Карачаганакскому месторождению (ОСРП) нет обязательств по поставке нефти на внутренний рынок. Согласно ОСРП, карачаганакское сырье должно реализовываться по направлениям, обеспечивающим наибольшую выручку. Данным направлением для проекта является трубопроводная система КТК.

Как вы знаете, на сегодняшний день экспорт через КТК обеспечивает самую высокую цену. Изредка небольшие объемы карачаганакской нефти экспортируются через трубопровод Атырау – Самара. Поставки газового конденсата на НПЗ осуществляются во время ремонтных работ на Карачаганакском перерабатывающем комплексе (КПК), в небольшом количестве по приемлемым ценам. 

Однако во время ремонтных работ на Карачаганакском перерабатывающем комплексе (КПК) были поставки незначительных объемов газового конденсата на АО «Конденсат» по приемлемым ценам. При этом по мере постепенного снижения производства жидких углеводородов с увеличением добычи газа из скважин на Карачаганакском месторождении такие поставки на завод сокращаются.

Кроме того, в январе 2019 года завершился проект модернизации системы подготовки нефти на КПК. Соответственно, объем нестабильного газового конденсата, который ранее направлялся на НПЗ, стал незначительным. Ожидается, что после проведения планово-предупредительных работ осенью 2019 года производительность КПК по переработке нестабильного конденсата возрастет.

Для устойчивых поставок нестабильного конденсата на этот НПЗ по низким ценам необходимо согласие инвесторов Карачаганакского проекта (компании Shell, Chevron, ENI, «Лукойл» и НК «КазМунайГаз»), а также решение Правительства, так как это может привести к снижению денежных поступлений от проекта. При этом в рамках текущих переговоров с карачаганакским консорциумом достигнута принципиальная договоренность о возможных поставках нефти на местный НПЗ на коммерческих условиях.

– То есть вновь возникает вопрос цены на сырье?

– По примерным оценкам, если поставлять 800 тысяч тонн из экспортных ресурсов Карачаганакского месторождения на этот НПЗ, упущенная выгода государства более чем в шесть раз превысит предполагаемые налоговые поступления от нефтепродуктов и составит более 19 миллиардов тенге в год, без учета упущенной выгоды остальных акционеров Карачаганакского проекта.

– Какие перспективы решения вопроса загрузки НПЗ?

– Минэнерго рассмотрело все возможные варианты обеспечения нефтью НПЗ «Конденсат», с учетом требований по качеству нефти, а также наличия возможности доставки нефти железнодорожным транспортом. Полагаем, что вопрос по обеспечению нефтью должен решаться с учетом комплексного обеспечения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах и технических возможностей нефтеперерабатывающего завода.

По нашему мнению, здесь может быть несколько вариантов решения вопроса. Первый: для обеспечения стабильной загрузки конденсатом с Карачаганакского месторождения необходимо решить вопрос экспорта бензина и дизельного топлива с адекватным уровнем экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты.

Это позволит увеличить закупочные цены на сырье и компенсировать затраты других недропользователей при поставках железнодорожным транспортом, повысив тем самым их заинтересованность. Министерство уже обсуждает этот вопрос с заинтересованными государственными органами.

Во-вторых, самому заводу необходимо устранить «узкие места», связанные с железнодорожной логистикой, а также провести экономическую оценку по строительству дополнительных установок, позволяющих вести переработку более тяжелых сортов нефти, а также подводящего трубопровода от магистрального нефтепровода.

Кульпаш Конырова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK