По данным комитета по статистике, за период с 2017 по 2019 год Казахстан покинули 3499 человек, имеющих медицинское образование. О том, почему происходит утечка мозгов, что необходимо сделать для решения данного вопроса, в интервью Inbusiness.kz рассказал генеральный директор РГП "Республиканский центр развития здравоохранения" министерства здравоохранения Канат Тосекбаев.
Канат Дуйсенбаевич, по данным комстата, за 2017 год Казахстан покинули 1062, в 2018-м – 1225, в 2019-м – 1212 человек с медобразованием. По Вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы специалисты оставались работать в РК?
В первую очередь необходимо обеспечить повышение статуса работников здравоохранения. Медицинские работники покидают отрасль и страну прежде всего из-за отсутствия эффективных механизмов мотивации – недостаточной заработной платы, неэффективной системы надбавок и стимулирующих выплат за расширенный объем работы, дополнительные риски, психоэмоциональную нагрузку, отсутствия возможности для профессионального развития, низкого уровня защиты прав и недостаточных социальных гарантий для медицинских работников.
Кроме того, одной из важных причин утечки мозгов является застоявшаяся командно-клановая система "Бәке – Сәке", плохо работающие карьерные лифты и исходящее из этого отсутствие перспектив для личностного и карьерного роста. Зачастую во многих организациях смена первого руководителя сопровождается тем, что за ним переходит вся команда ключевых специалистов с предыдущего места работы, а работники организации не имеют никаких перспектив для своего карьерного роста.
Что можно сделать в сложившейся ситуации?
Прежде всего поднять уровень зарплаты врача и других медицинских работников. Так, главой государства поставлена задача довести соотношение средней зарплаты врача к средней зарплате в экономике в 2,5 раза к 2023 году. Необходимо поднять статус врача и в целом медицинского работника за счет системы мер социальной поддержки и гарантий (прежде всего для молодых специалистов – выпускников вузов и колледжей) путем предоставления хороших условий для проживания (покупки или съема жилья), нормального уровня подъемных средств. Для уже работающих в отрасли специалистов необходимо создать условия для карьерного роста и профессионального развития.
Кроме того, важно обеспечить защиту медицинских работников и в части введения ответственности к лицам, которые применяют насильственные действия в отношении медицинских работников (по аналогии с полицейскими), и в части введения системы страхования профессиональной ответственности медработников. Суть последней процедуры заключается в том, что медработник не должен нести ответственности за неблагоприятный исход от своих действий, если они не были связаны с халатным или небрежным отношением к своим обязанностям. У нас при любом неблагоприятном или смертельном исходе принято винить врача, но организм человека – это не машина, не программа, которая работает по заданным алгоритмам. Зачастую целый ряд факторов (в том числе связанных с неправильным образом жизни) и условий, о которых врач мог не знать, могут привести к неблагоприятным или смертельным исходам. Если неблагоприятный исход, который, по сути, можно было предотвратить, этот факт должен анализироваться, медицинские работники должны делать выводы и извлекать уроки на будущее, чтобы не допускать подобные случаи в дальнейшем.
Нужно прекратить практику подачи судебных исков против врачей, а ввести систему медиации – каждый случай претензий по поводу неблагоприятного или смертельного исхода должен анализироваться с привлечением медиаторов, и в случае, если имел место медицинский инцидент (когда есть вина медицинского работника или медицинской организации, но это не связано было с халатным или небрежным отношением, а просто в организации не было соответствующего оборудования, медицинский работник не имел достаточного опыта и знаний и т. д.), не связанный с халатностью медработников, пациент должен иметь возможность получить компенсацию. При этом компенсация выплачивается от средств, формируемых в рамках страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Изменение подхода в подготовке кадров
Вы предлагаете изменить систему подготовки медицинских кадров, какие решения Вы здесь видите?
Во-первых, необходимо усилить практическую составляющую в программах подготовки медицинских кадров. Для этого необходимо усилить требования к организациям, реализующим программы по медицинским специальностям, в части ресурсного и кадрового обеспечения. Так, качество подготовки клинических кадров зависит прежде всего от наличия необходимой инфраструктуры клинической подготовки, то есть использования медицинских организаций в качестве баз для практической подготовки. В настоящее время медицинские вузы и колледжи не имеют достаточного доступа к использованию инфраструктуры клинической подготовки. В этой связи необходимо, чтобы все медицинские вузы имели собственные университетские больницы и клиники, на базе которых должны базироваться клинические кафедры, и где бы преподавателям и студентам предоставлялся свободный доступ к пациентам и всему медицинскому оборудованию.
В мире общепринятой практикой допуска врача к клинической практике является окончание программы резидентуры, которая направлена на углубленную клиническую подготовку врача по конкретной узкой специальности в течение от трех до пяти лет после окончания медицинского вуза. В Казахстане же до настоящего времени получить узкую врачебную специальность выпускник медицинского вуза мог за четыре-шесть месяцев в рамках программы переподготовки. О каком качестве клинической подготовки можно говорить при таком подходе?! В рамках принятия нового Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения институт переподготовки полностью ликвидирован. Подготовка врача должна осуществляться с обязательным прохождением обучения в резидентуре, при этом должен быть обеспечен переход к общепринятым в мире принципам реализации программ резидентуры, предполагающим не теоретическое обучение в учебной аудитории, а обучение врача в условиях клинической практики, непосредственно у постели больного, в операционной.
Ключевым механизмом контроля качества по опыту ведущих зарубежных стран должен являться единый сертификационный экзамен, дающий право на получение сертификата специалиста. При этом сертификационный экзамен должен быть обязательным условием допуска не только к клинической практике (для врачей и средних медицинских работников), но и к фармацевтической практике, а также к деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Важным условием поддержания на необходимом уровне компетенций работающих специалистов в отрасли является непрерывное профессиональное развитие на основе программ дополнительного и неформального образования. К сожалению, в последние годы проведение курсов повышения квалификации превратилось в простое зарабатывание денег, рынок данных услуг наполнила масса организаций, не имеющих ни кадрового потенциала, ни необходимой инфраструктуры. В этой связи необходимо усиление требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования по медицинским специальностям, эти программы должны осуществляться только вузами, национальными и научными центрами, научно-исследовательскими институтами, высшими медицинскими колледжами на базе аккредитованных клинических баз, клиник организаций образования в области здравоохранения, университетских больниц.
Есть ли данные о том, сколько ежегодно медиков приходит в профессию и сколько уходит?
На примере текущего года – в отрасль пришли 7891 выпускник медицинских вузов и 22 014 выпускников медицинских колледжей, т. е. порядка 30 тысяч человек пришли в профессию медицинского работника в текущем году. Вместе с тем, по данным обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения РЦРЗ, только за I квартал 2020 года из медицинских организаций уволились 4702 человека врачебного персонала и 9713 человек из числа средних медицинских работников.
Госпланирование подготовки медицинских кадров
Что касается системы госпланирования кадров, имеется ли она в настоящее время или нет? Какие проблемы она позволит решить? В настоящее время есть информация, каких специалистов не хватает больше всего?
К сожалению, приходится констатировать, что система государственного планирования кадров до недавнего времени как таковая не функционировала и выделение грантов на определенные специальности осуществлялось больше с учетом сложившихся традиций или активности руководителей образовательных организаций. Безусловно, казахстанскому здравоохранению требуется эффективная поддержка.
В этой связи с целью прогнозирования потребности отрасли в кадровых ресурсах здравоохранения различной квалификации и последующего государственного планирования подготовки кадров при поддержке ВОЗ была создана Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения, которая находится в структуре РЦРЗ. Государственное планирование подготовки кадров для системы здравоохранения позволяет рационально и обоснованно использовать бюджетные средства на обучение будущих специалистов для отрасли.
Эффективность и достоверность государственного планирования кадров напрямую зависит от наличия объективной информации о текущей кадровой обеспеченности и будущей потребности. Отсутствие единой и оперативно обновляющейся базы (регистра) по существующим кадрам в отрасли является основной причиной существующих недостатков в кадровом обеспечении отрасли.
Сколько сегодня в Казахстане, по примерным оценкам, составляет дефицит кадров?
По данным Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения, по состоянию на I квартал 2020 года дефицит врачей в Казахстане – 5041 штатная единица. Наибольший дефицит наблюдается по следующим специальностям: врачи общей практики (950), анестезиологи-реаниматологи (333), акушеры-гинекологи (273), терапевты (258), педиатры (244), офтальмологи (182), психиатры (172), невропатологи (165), инфекционисты (155), врачи лучевой диагностики (128), неонатологи (110).
Как Вы оцениваете переток кадров из государственных поликлиник в частные клиники?
По опыту ведущих зарубежных стран развитие частной медицины позволяет государственным и негосударственным медицинским организациям конкурировать и за поток пациентов, и за медицинских работников. Тем самым создаются условия и для повышения качества оказания медицинских услуг, и для повышения уровня мотивации медицинских работников. К сожалению, действительно приходится констатировать, что в последние годы уход высококвалифицированных специалистов из государственных медицинских организаций в негосударственные достаточно высокий. И поэтому министерство здравоохранения сейчас предпринимает необходимые меры по созданию необходимых условий для работников государственных организаций здравоохранения. Это касается повышения уровня заработной платы, доплат и надбавок за дополнительные риски и нагрузки, усиления социальной защиты и мер поддержки работников здравоохранения, внедрения страхования профессиональной ответственности медицинских работников и других мер.
Как обстоят дела в регионах? Как показала пандемия, большая нехватка специалистов наблюдается в западных регионах страны.
К сожалению, действительно распределение медицинских работников в разрезе регионов неравномерно. Так, наибольшая обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения отмечается в Нур-Султане (75,9) и Алматы (68,1), в то же время в других регионах обеспеченность врачами варьирует от 24,5 до 46,4. Наименьшая обеспеченность врачами отмечается в Алматинской (24,5), Акмолинской (24,9), Туркестанской (27,9) и Атырауской (28,7) областях. Связано это со многими факторами: развитием сети медицинских организаций (так, наибольшее количество медорганизаций сосредоточено в Нур-Султане и Алматы), созданием условий для закрепления медицинских работников и т. д. Имеется существенный дисбаланс кадровых ресурсов здравоохранения и в разрезе город-село. Пандемия коронавирусной инфекции существенно обострила данную проблему и показала, к каким последствиям может привести дисбаланс кадровых ресурсов здравоохранения. В настоящее время министерство оперативно решает вопросы дефицита кадровых ресурсов в отдельных регионах, направляя в них медицинских работников из регионов с высокой обеспеченностью. Вместе с тем работа по выравниванию дисбаланса кадровых ресурсов должна проводиться на системной основе. Причем здесь должны участвовать и министерство здравоохранения, и местные исполнительные органы. Так, именно от последних зависит предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, условий для проживания медицинских работников и т. д.
Финансирование здравоохранения
Министерство здравоохранения входит в тройку министерств с самым большим бюджетом (помимо минобразования и минтруда), может быть, речь идет о неэффективном использовании средств или, наоборот, их недостаточно?
Вплоть до 2019 года затраты Казахстана на здравоохранение составляли порядка 3,5% ВВП ежегодно. Государства с аналогичным уровнем экономического развития расходуют на здравоохранение почти вдвое больше. Страны ОЭСР – почти втрое. Так, США тратят на здравоохранение 18% ВВП и занимают первое место в мире по расходам на эту сферу. Главой государства была поставлена задача увеличить расходы государства на здравоохранение с текущего года до 5% ВВП. Безусловно, это существенный шаг. Но даже этих средств все-таки недостаточно для эффективного обеспечения охраны здоровья граждан, и надеемся, в ближайшие годы объем расходов государства будет увеличен до уровня, принятого в развитых странах.
Конечно же, рациональность использования бюджетных средств тоже является проблемой, которая требует решения. Дело в том, что медицина – это та сфера, которая постоянно меняется, и со временем происходит переоценка как существующих способов лечения, так и всех иных технологий здравоохранения (например, скрининговых программ, программ вакцинации), поскольку появляются новые технологии с большим медицинским эффектом или менее экономически затратные. При этом соотношение экономический эффект и медицинский эффект может быть различно. Так, многие новые высокотехнологичные разработки, позволяющие лечить ранее неизлечимые или слабоизлечимые заболевания, могут быть по факту более экономически затратными, чем предыдущие. Но в данном случае главным является не стоимость, а возможность спасения или продления жизни пациентов. В этой связи в любой системе здравоохранения должна постоянно проводиться переоценка используемых методов и технологий. Соответственно, корректировки должны вноситься в распределение финансовых средств в отрасли. Поэтому казахстанское здравоохранение нуждается в проведении научного обоснования и оценке эффективности в отношении всех программ и решений в области здравоохранения, в том числе на предмет обоснованности расходования финансовых и человеческих ресурсов. И данная работа должна проводиться на системной основе.
Спасибо за интервью!
Майра Медеубаева
Подпишитесь на наш канал Telegram!