DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Аналитики перечислили варианты.

31 Январь 2020 08:21 6042

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Автор:

Елена Тумашова

«Роль банковского сектора в развитии экономики снижается с каждым годом», «финансовая система больна» – эти фразы прозвучали в выступлении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства 24 января. Необходимо, не откладывая в долгий ящик, разработать подходы к оздоровлению банковской системы, сказал глава государства, причем поддержка банков должна быть на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Inbusiness.kz спросил аналитиков, нужно ли оздоравливать банковскую систему и как это можно делать без бюджетных средств.

Главное в спасении – для чего оно нужно

«В 2018 году банковский сектор уже был оздоровлен. И, согласно отчету официальных представителей, оздоровление прошло результативно: уровень неработающих займов был снижен, а доходность банковского сектора увеличена», – говорит начальник отдела инвестиционного анализа «Астана Инвест» Серик Козыбаев.

Он напоминает, как выглядело последнее оздоровление банковского сектора.

«Банки выпустили облигации с доходностью ниже, чем доходность гособлигаций, которые были приобретены банками. То есть участники рынка дали в долг под высокий процент, а взяли в долг под низкий процент. Разница между доходностями составила их прибыль. Также БВУ улучшили свой баланс, приобретя гособлигации», – говорит спикер.

Он отмечает, что банки оказались в таком положении из-за «банального воровства денег акционерами и топ-менеджерами».

«Нужно ли поддерживать банковский сектор вновь?!» – задается вопросом эксперт. Он считает, что если это потребуется для развития платежной системы с целью борьбы с теневой экономикой, то это будет позитивным решением, в противном случае не стоит этого делать.

«Лучше ужесточить контроль и наказание за выдачу заведомо невозвратных займов. В конце концов, для этого не потребуется выделение бюджетных средств», – считает собеседник.

Отвечая на вопрос о том, как можно поддержать банковский сектор без бюджетных средств, Серик Козыбаев предполагает в качестве варианта внесение изменений в регулирующие нормы, например, в отношении создания провизий и капитала. Также это может быть контроль объемов беззалогового кредитования и контроль роста потребительского кредитования в целом.

«Большие объемы выданных беззалоговых кредитов это большой риск для банковского сектора», – комментирует он.

На его взгляд, взаимоотношения банков и государства в будущем будут зависеть прежде всего от государства, от того, насколько государство в лице регуляторов готово выслушать и создать конструктивный диалог с банковским сектором.

Все, что должно, и даже больше

«Государство уже сделало все, что должно было, и даже гораздо больше нужного. На помощь банкам, по разным оценкам, ушло до 10-12 млрд долларов, что составляет примерно треть годового республиканского бюджета», – говорит генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.

По его словам, основные проблемы в секторе разрешены. «Кто успел получить господдержку – получили ее, и теперь государство посылает месседж банкам, что помощи больше не будет», – говорит собеседник.

В то же время, продолжает он, проблемы в крупных БВУ или решены, или значительно облегчены, соответственно, вполне вероятно, что государство теперь будет позволять банкам банкротиться или уходить с рынка.

«Хотелось бы добавить, что это послание для акционеров банков и для населения повторялось и транслировалось постоянно. Для акционеров – чтобы понимали, что помощи от государства не будет, для населения – чтобы оно знало, что нужно с умом подходить к выбору банка и не винить государство в случае возникновения у фининститута проблем», – говорит эксперт.

По его мнению, теперь регуляторы в лице Нацбанка и АРРФР будут оказывать давление на акционеров банков, чтобы те капитализировали прибыль либо привлекали новый, дополнительный капитал.

«В результате мы практически неизбежно увидим в этом году новые сделки по покупке и слиянию банков среди средних и мелких либо уход мелких банков с рынка. Мы считаем, что к концу года в стране станет на один-три банка меньше», – прогнозирует Мурат Кастаев.

Он считает, что для оздоровления банковского сектора нужно выстроить в нем рыночную конкуренцию.

«А значит, прекратить кредитовать экономику через квазигоссектор, постепенно свернуть льготные кредиты и субсидии. Нужно отдавать в рыночную среду ипотечное и автокредитование, где доминируют государственные льготные программы», – перечисляет спикер меры, которые помогут обойтись без вливания бюджетных средств в банковский сектор.

Также, на его взгляд, необходимо распределять свободные средства (счета и депозиты) государственного и квазигосударственного секторов на рыночных условиях, позволять банкам конкурировать между собой и позволять неэффективным банкам уходить с рынка.

«Банковский сектор не нужно поддерживать ни бюджетными средствами, ни другими, рынок сам расставит все по местам. Для банков нужно создать условия для конкуренции, нужно значительно, радикально сократить государственное участие в экономике, распустить или приватизировать субъекты, входящие в государственные холдинги (кроме компаний из стратегически важных отраслей). Необходимо продолжать приватизацию, диверсификацию экспорта и импортозамещение», – говорит собеседник.

Без надежды на «белого рыцаря из правительства»

«Оздоровление системе нужно, этот диагноз был поставлен по результатам AQR», – говорит аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Напомним: в конце прошлого года Нацбанк сообщил о завершении первого этапа проверки качества активов в 14 банках. По результатам этой проверки дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценен в 3% от активов, или 450 млрд тенге.

«Другой вопрос, как оздоравливать и за чей счет, – продолжает эксперт. – Это длинная и системная работа, которая требует взвешенного подхода. С одной стороны, надо работать над системой рисков для минимизации неработающих кредитов. С другой – стимулировать отечественный бизнес привлекать средства под рыночный процент. Это будет сделать достаточно трудно, так как базовая ставка у нас высокая (9,25%. – Ред.) и к снижению ее пока нет никаких предпосылок».

В ответ на поручения президента председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, выступая на заседании правительства 28 января, сказала, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.

«У банков есть акционеры и, видимо, руководство агентства, хочет обратиться именно к ним как к одним из основных заинтересованных лиц в спасении системы», – говорит Андрей Чеботарёв. Он приводит в пример Украину, где NPL составляет около 50%.

«Там предлагают узаконить правило, которое позволяет банку выдавать кредиты только на акционерные средства. Это крайняя мера, но достаточно действенная», – считает аналитик.

Можно ли ожидать, что государство резко изменит свою политику в отношении банков, и запрет на использование бюджета для спасения банков будет прописан законодательно, либо регулятор обозначит крайние условия, при которых можно будет потратить средства из казны, а в остальных случаях банки должны будут самостоятельно справляться со сложностями?

Отвечая на этот вопрос, Андрей Чеботарёв высказывает мнение, что запрет выделять средства на спасение и поддержание банков, скорее всего, не будет прописан законодательно.

«Это отрежет путь для такого спасения, а закрывать эту «лазейку» не хочется никому, ни правительству, которое рано или поздно может воспользоваться ею, ни банкам, которые все равно надеются, что в случае беды им помогут», – говорит аналитик.

Но все же он надеется, что изменения произойдут, и государство перестанет предоставлять финансовую помощь банкам, а банки, в свою очередь, перестанут рассчитывать на «белого рыцаря из правительства», который их непременно спасет, и они и дальше будут приносить прибыль акционерам.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

За что регуляторы Казахстана, России и Беларуси отзывали у банков лицензии?

«Эксперт РА» сравнило сектора трех стран.

25 Май 2020 13:47 638

За что регуляторы Казахстана, России и Беларуси отзывали у банков лицензии?

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» сравнило банковские сектора трех крупнейших стран СНГ по уровню ВВП на душу населения (Россия, Казахстан, Беларусь) и выяснило, что, несмотря на общее прошлое, банковские рынки существенно отличаются друг от друга по многим аспектам.

Несмотря на более чем десятикратное различие в количестве игроков на банковских рынках трех стран (менее 30 организаций в Казахстане и Беларуси и почти 400 – в России), структура этих рынков при первом рассмотрении кажется похожей. Так, на 1 января 2020 г. в каждой из трех стран около трети активов всей банковской системы аккумулирует один крупнейший банк, а доля пяти крупнейших банков колеблется от 63% до 73%.

«Если расширить оценку с пяти до десяти крупнейших участников рынка, то выявляется страна-«антилидер» по уровню концентрации: топ-10 банков покрывают 93% всех активов банковского сектора Беларуси при 80-85% в России и Казахстане. Это наблюдение еще раз подтверждается сравнением значений индекса Херфиндаля-Хиршмана – это индекс, который оценивает позиции каждого участника банковского рынка и степень концентрации рынка. Согласно значению индекса, рынок Беларуси можно отнести к высококонцентрированному, в то время как рынки России и Казахстана характеризуются скорее умеренной концентрацией. При этом наиболее благоприятная с точки зрения конкуренции среда отличает банковскую систему Казахстана», – отмечается в исследовании «Эксперт РА».

Еще больше различий в структуре банковских рынков трех стран аналитики обнаружили при сравнении позиций банков с преимущественно государственным, иностранным и частным капиталом. Так, например, в Беларуси и Казахстане достаточно значимую долю (около трети и около пятой части всего рынка соответственно) занимают иностранные банки. При этом без учета присутствия российских «дочек» доля рынка, приходящаяся на банки с иностранным капиталом, во всех трех странах составляет около 9-10%.

Почти три четверти всего банковского рынка Казахстана приходится на частные банки, что сильно контрастирует с белорусским и российским рынками, где наиболее значимыми конкурентными преимуществами обладают банки с госучастием.

«Говоря о значимых позициях на рынке Беларуси банков с государственным капиталом (более 60% банковского сектора), стоит отметить, что достигнуты они были во многом благодаря претворению в жизнь государственных программ и мероприятий по так называемому директивному кредитованию двумя крупнейшими банками страны. Задолженность по таким кредитам на 1 января 2019 г. составляла около половины выданных кредитов клиентам Беларусбанка и Белагропромбанка и около 17% активов всей банковской системы. В настоящее время страна идет по пути сокращения ежегодных лимитов директивного кредитования (так, с 2016 по 2020 г. ежегодный лимит по директивному кредитованию снизился более чем в три раза), однако полностью не отказывается от этого инструмента», – подчеркивают аналитики.

Интересно, что в России крайние регулятивные меры в виде отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности применяются регулятором чаще, чем национальными банками Казахстана и Беларуси. Аналитики подсчитали, что за последние пять лет в Беларуси всего пять организаций лишились права заниматься банковской деятельностью, при этом все – за период до 2017 г. В Казахстане отзывы лицензий происходили с большей регулярностью (в 2016-2018 гг. отзывалось хотя бы по одной банковской лицензии), однако в 2019 г. также не было отмечено ни одного случая.

Однако оценивать активность по «чистке» банковского рынка лучше не по абсолютному числу отозванных лицензий (из-за несопоставимости числа участников рынка), а по тому, какая часть банков за пятилетний период потеряла право заниматься профильной деятельностью. Так, в Казахстане вынужденно прекратил свою деятельность каждый седьмой банк, в Беларуси – каждый пятый, в России – каждый третий.

В России причины отзыва лицензий достаточно многообразны, как правило, это проведение высокорискованной кредитной политики, нарушении «антиотмывочного законодательства» или проблемы с капиталом.

В Беларуси именно недостаток капитала (при отказе собственников сменить форму деятельности на небанковскую кредитно-финансовую организацию) послужил причиной отзыва большинства лицензий.

В Казахстане, помимо недостаточной капитализации, лицензии отзывались за нарушение пруденциальных нормативов и невыполнение платежных обязательств перед контрагентами. При этом Национальный банк РК может предварительно (иногда многократно) приостанавливать отдельные виды банковских лицензий (как правило, на прием депозитов физических и юридических лиц), с обязательной публикацией таких решений на своем сайте.

«Инструментарий Банка России тоже включает санкции в виде запрета на привлечение средств клиентов, однако до 2020 г. такие решение принимались конфиденциально», – отмечают аналитики рейтингового агентства.

В Казахстане санация, например, осуществляется средствами и под надзором государства, и только после оздоровления банк может быть продан новому частному инвестору. Россия обладает наибольшим опытом в применении санации: в российской банковской истории санации проводились и частными лицами, и кредитными организациями, и непосредственно государством.

Законодательство Беларуси не предусматривает применение к банкам механизма санации – вероятно, в числе прочего потому, что частный банковский сектор в стране существенно уступает в позициях государственному, а поддержка государственных банков оказывается иными методами, от прямых вливаний в капитал до выкупа специально созданными для этого структурами проблемных активов. Тем не менее в ближайшем будущем ситуация должна измениться, так как Национальный банк Республики Беларусь объявил о разработке с технической помощью Всемирного банка национального института санации проблемных банков.

Важной особенностью национальных рынков являются различия в подходах к исполнению обязательств перед вкладчиками после отзыва лицензии. Так, в России обязательному возмещению подлежит сумма депозита, не превышающая 1,4 млн рублей, в Казахстане – 15 млн тенге, что почти в два раза больше. В Беларуси возмещению подлежит вся сумма вклада, какой бы она ни была, включая начисленные проценты.

Жанторе Касым

Банкам РК нарастят кредитный лимит до 1 трлн тенге

Бюджет госпрограммы поддержки экономики длинным тенговым кредитом в 600 млрд тенге увеличен в 1,7 раза, часть средств из которых пойдет из ЕНПФ.

25 Май 2020 09:36 625

Банкам РК нарастят кредитный лимит до 1 трлн тенге

Объем выделяемых средств в рамках обеспечения экономики Казахстана долгосрочной тенговой ликвидностью увеличен с 600 млрд до 1 трлн тенге. Соответствующие поправки в постановление правительства «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидностью для решения задачи доступного кредитования» вступили в силу еще 20 апреля текущего года.

Источником финансирования будут собственные средства Национального банка, а также средства, находящиеся под его управлением, как, например, пенсионные накопления граждан. А механизм предоставления включает в себя выкуп долгосрочных облигаций банков по ставке до 11% годовых, хотя изначально средства банкам из пенсионного фонда предоставлялись по 12%.

По расчетам inbusiness.kz на основе отчетности АО «ЕНПФ», с августа 2018 года на текущий момент в рамках данной облигационной программы с изначальным лимитом в 600 млрд тенге из АО «ЕНПФ» было задействовано 155,4 млрд тенге. Претендовать на данные деньги могли банки с капиталом свыше 60 млрд тенге, а также АО «Аграрная кредитная корпорация».

Крупнейшими получателями пенсионных средств стали банки – участники программы оздоровления финсектора, а именно: АО «АТФ Банк» (продало ЕНПФ облигации на 30 млрд тенге), Банк «ЦентрКредит» (24,35 млрд тенге), Евразийский банк (21 млрд тенге), «Нурбанк» (15 млрд тенге) и Bank RBK (15 млрд тенге). Другими получателями пенсионных денег стали Kaspi Bank (19,678 млрд тенге), ХоумКредит Банк (12,647 млрд тенге), АО ДБ «Сбербанк» (8,02 млрд тенге), а также АО «Альфа-Банк» (7,5 млрд тенге).

В результате апрельских поправок в постановление кабмина лимит на каждый из банков вырос с 70 млрд до 104 млрд тенге. Согласно обсуждаемым уже новым поправкам, привлечение средств в рамках программы для АО «Аграрная кредитная корпорация» предполагается ограничить до 170 млрд тенге.

Согласно апрельским новеллам, изменилась и отраслевая структура госфинансирования. Если раньше до 400 млрд тенге планировалось выделить на обрабатывающий сектор и услуги и по 100 млрд на переработку и производство в АПК, то теперь лимиты по направлениям кредитования и поддержки разделены из пропорции 500 млрд тенге – производство в АПК; 200 млрд тенге – переработка в АПК; еще 300 млрд тенге – обрабатывающая промышленность и услуги.

Ранее inbusiness.kz писал о размерах господдержки и стоимости кредитных ресурсов, механизме выделения средств, а также отраслевом спектре господдержки.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: