/img/tv1.svg
RU KZ
Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Аналитики перечислили варианты.

08:21 31 Январь 2020 7773

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Автор:

Елена Тумашова

«Роль банковского сектора в развитии экономики снижается с каждым годом», «финансовая система больна» – эти фразы прозвучали в выступлении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства 24 января. Необходимо, не откладывая в долгий ящик, разработать подходы к оздоровлению банковской системы, сказал глава государства, причем поддержка банков должна быть на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Inbusiness.kz спросил аналитиков, нужно ли оздоравливать банковскую систему и как это можно делать без бюджетных средств.

Главное в спасении – для чего оно нужно

«В 2018 году банковский сектор уже был оздоровлен. И, согласно отчету официальных представителей, оздоровление прошло результативно: уровень неработающих займов был снижен, а доходность банковского сектора увеличена», – говорит начальник отдела инвестиционного анализа «Астана Инвест» Серик Козыбаев.

Он напоминает, как выглядело последнее оздоровление банковского сектора.

«Банки выпустили облигации с доходностью ниже, чем доходность гособлигаций, которые были приобретены банками. То есть участники рынка дали в долг под высокий процент, а взяли в долг под низкий процент. Разница между доходностями составила их прибыль. Также БВУ улучшили свой баланс, приобретя гособлигации», – говорит спикер.

Он отмечает, что банки оказались в таком положении из-за «банального воровства денег акционерами и топ-менеджерами».

«Нужно ли поддерживать банковский сектор вновь?!» – задается вопросом эксперт. Он считает, что если это потребуется для развития платежной системы с целью борьбы с теневой экономикой, то это будет позитивным решением, в противном случае не стоит этого делать.

«Лучше ужесточить контроль и наказание за выдачу заведомо невозвратных займов. В конце концов, для этого не потребуется выделение бюджетных средств», – считает собеседник.

Отвечая на вопрос о том, как можно поддержать банковский сектор без бюджетных средств, Серик Козыбаев предполагает в качестве варианта внесение изменений в регулирующие нормы, например, в отношении создания провизий и капитала. Также это может быть контроль объемов беззалогового кредитования и контроль роста потребительского кредитования в целом.

«Большие объемы выданных беззалоговых кредитов это большой риск для банковского сектора», – комментирует он.

На его взгляд, взаимоотношения банков и государства в будущем будут зависеть прежде всего от государства, от того, насколько государство в лице регуляторов готово выслушать и создать конструктивный диалог с банковским сектором.

Все, что должно, и даже больше

«Государство уже сделало все, что должно было, и даже гораздо больше нужного. На помощь банкам, по разным оценкам, ушло до 10-12 млрд долларов, что составляет примерно треть годового республиканского бюджета», – говорит генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.

По его словам, основные проблемы в секторе разрешены. «Кто успел получить господдержку – получили ее, и теперь государство посылает месседж банкам, что помощи больше не будет», – говорит собеседник.

В то же время, продолжает он, проблемы в крупных БВУ или решены, или значительно облегчены, соответственно, вполне вероятно, что государство теперь будет позволять банкам банкротиться или уходить с рынка.

«Хотелось бы добавить, что это послание для акционеров банков и для населения повторялось и транслировалось постоянно. Для акционеров – чтобы понимали, что помощи от государства не будет, для населения – чтобы оно знало, что нужно с умом подходить к выбору банка и не винить государство в случае возникновения у фининститута проблем», – говорит эксперт.

По его мнению, теперь регуляторы в лице Нацбанка и АРРФР будут оказывать давление на акционеров банков, чтобы те капитализировали прибыль либо привлекали новый, дополнительный капитал.

«В результате мы практически неизбежно увидим в этом году новые сделки по покупке и слиянию банков среди средних и мелких либо уход мелких банков с рынка. Мы считаем, что к концу года в стране станет на один-три банка меньше», – прогнозирует Мурат Кастаев.

Он считает, что для оздоровления банковского сектора нужно выстроить в нем рыночную конкуренцию.

«А значит, прекратить кредитовать экономику через квазигоссектор, постепенно свернуть льготные кредиты и субсидии. Нужно отдавать в рыночную среду ипотечное и автокредитование, где доминируют государственные льготные программы», – перечисляет спикер меры, которые помогут обойтись без вливания бюджетных средств в банковский сектор.

Также, на его взгляд, необходимо распределять свободные средства (счета и депозиты) государственного и квазигосударственного секторов на рыночных условиях, позволять банкам конкурировать между собой и позволять неэффективным банкам уходить с рынка.

«Банковский сектор не нужно поддерживать ни бюджетными средствами, ни другими, рынок сам расставит все по местам. Для банков нужно создать условия для конкуренции, нужно значительно, радикально сократить государственное участие в экономике, распустить или приватизировать субъекты, входящие в государственные холдинги (кроме компаний из стратегически важных отраслей). Необходимо продолжать приватизацию, диверсификацию экспорта и импортозамещение», – говорит собеседник.

Без надежды на «белого рыцаря из правительства»

«Оздоровление системе нужно, этот диагноз был поставлен по результатам AQR», – говорит аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Напомним: в конце прошлого года Нацбанк сообщил о завершении первого этапа проверки качества активов в 14 банках. По результатам этой проверки дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценен в 3% от активов, или 450 млрд тенге.

«Другой вопрос, как оздоравливать и за чей счет, – продолжает эксперт. – Это длинная и системная работа, которая требует взвешенного подхода. С одной стороны, надо работать над системой рисков для минимизации неработающих кредитов. С другой – стимулировать отечественный бизнес привлекать средства под рыночный процент. Это будет сделать достаточно трудно, так как базовая ставка у нас высокая (9,25%. – Ред.) и к снижению ее пока нет никаких предпосылок».

В ответ на поручения президента председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, выступая на заседании правительства 28 января, сказала, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.

«У банков есть акционеры и, видимо, руководство агентства, хочет обратиться именно к ним как к одним из основных заинтересованных лиц в спасении системы», – говорит Андрей Чеботарёв. Он приводит в пример Украину, где NPL составляет около 50%.

«Там предлагают узаконить правило, которое позволяет банку выдавать кредиты только на акционерные средства. Это крайняя мера, но достаточно действенная», – считает аналитик.

Можно ли ожидать, что государство резко изменит свою политику в отношении банков, и запрет на использование бюджета для спасения банков будет прописан законодательно, либо регулятор обозначит крайние условия, при которых можно будет потратить средства из казны, а в остальных случаях банки должны будут самостоятельно справляться со сложностями?

Отвечая на этот вопрос, Андрей Чеботарёв высказывает мнение, что запрет выделять средства на спасение и поддержание банков, скорее всего, не будет прописан законодательно.

«Это отрежет путь для такого спасения, а закрывать эту «лазейку» не хочется никому, ни правительству, которое рано или поздно может воспользоваться ею, ни банкам, которые все равно надеются, что в случае беды им помогут», – говорит аналитик.

Но все же он надеется, что изменения произойдут, и государство перестанет предоставлять финансовую помощь банкам, а банки, в свою очередь, перестанут рассчитывать на «белого рыцаря из правительства», который их непременно спасет, и они и дальше будут приносить прибыль акционерам.

Елена Тумашова

Банки – участники программы оздоровления могут выполнить требования по провизиям в 2021 году

Но на эти планы может повлиять пандемия и экономическая ситуация.

29 Сентябрь 2020 13:32 1287

Некоторые оставшиеся в программе оздоровления банки-участники могут выполнить требования по формированию провизий раньше срока. Такое мнение высказал первый заместитель председателя агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков.

В 2017 году в Казахстане была запущена пятилетняя программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Пяти банкам были выделены средства на общую сумму 653,7 млрд тенге.

В феврале 2018 года Нацбанк принял решение завершить реализацию этой программы в части докапитализации. Тогда экс-глава НБ РК Данияр Акишев заявил, что в Нацбанке уже видят, что небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для финансовой стабильности, надеются на участие в программе, и после этого программа была закрыта. Однако в феврале этого года после AQR была запущена вторая часть программы, в которую был добавлен новый игрок – Нурбанк, а планы банков-участников были актуализированы.

Два банка после исполнения обязательств по формированию провизий в объемах, достаточных для покрытия убытков, досрочно вышли из программы в 2018 и 2019 годах. Как пояснил Олег Смоляков, за счет оздоровления, в том числе вливаний со стороны акционеров, эти два финансовых института сформировали провизии в полном объеме, которые требовались на тот момент регулятором, и, соответственно, с точки зрения провизий банки вышли из программы. Но инструмент, который был предоставлен, – это субординированные облигации сроком на 15 лет, остался. Напомним, Казахстанский фонд устойчивости приобрел у банков субординированные облигации с процентной ставкой 4% и обязательством банка погасить их по истечении 15 лет.

По словам Смолякова, за время действия программы оздоровления все участники сформировали дополнительные провизии по займам на общую сумму 767 млрд тенге. На 1 января 2020 года за счет созданных провизий списано с баланса банков проблемных займов на общую сумму почти 1 трлн тенге, из них 769 млрд тенге – займы, включенные в планы мероприятий.

На сегодняшний день в программе остаются четыре банка: АТФ Банк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит и Нурбанк.

«До AQR в рамках программы оздоровления по всем банкам был разработан план действий, рассчитанный на пять лет, и за три года порядка 80-90% требуемых регулятором провизий были ими сформированы. 65% из этих средств банки внесли за счет вливаний акционеров либо операционной прибыли. После проведения AQR (оценка качества активов. – Прим. авт.) произошла актуализация данных, и с марта по конец июня планы на предстоящие годы по созданию провизий были сформированы на треть, это порядка еще 78 млрд тенге», – подчеркнул Олег Смоляков.

«Мы в надзоре выступаем за то, чтобы банки формировали провизии, поэтому рассчитываем, чтобы этот процесс проходил быстрее», – пояснил первый зампред АРРФР.

По его словам, некоторые банки смогут в полной мере сформировать требуемые провизии уже в следующем году, однако на это будет влиять развитие ситуации, связанной с пандемией, и экономическое положение. При этом регулятор разработал несколько сценариев развития финансового рынка в связи с пандемией и приостановкой экономической деятельности в период локдаунов. Однако, согласился Олег Смоляков, отложенный эффект для банковского сектора все же будет.

Антон Жданов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Казахстанские банки не спешат отказываться от филиальных сетей

Одни игроки сокращают число отделений, другие наращивают присутствие.

28 Сентябрь 2020 15:53 1706

Пандемия должна была ускорить переход клиентов банков в онлайн-обслуживание. Сами игроки на фоне закрытых отделений усилили свои удаленные сервисы для бесперебойного обслуживания. Однако, судя по всему, банкиры пока не спешат массово сокращать отделения.

По данным агентства по регулированию и развитию финансового рынка, за восемь месяцев этого года динамика сокращения филиальной сети была ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. С начала 2020 года число филиалов и дополнительных помещений финансовых институтов снизилось на 11 отделений, в то время как за аналогичный период 2019 года их количество сократилось на 45.

Наибольшее сокращение филиалов отмечалось в карантинные месяцы – апреле и июле (снижение на 10 и 14 отделений соответственно). С февраля по март 2020 года, наоборот, отмечался рост отделений, их число увеличилось на 18.

Произошли и изменения локаций банковских офисов, в частности, с начала года в Алматы число отделений снизилось на семь офисов – до 329, в Нур-Султане – минус четыре отделения – до 180, в Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях – по три (на начало сентября 175 и 95 соответственно). Одновременно расширение филиальной сети произошло в Туркестанской области на четыре – до 58, в Шымкенте – на три – до 86, в Кызылординской – на три – до 55 отделений.

Банкиры отмечают, что пандемия существенно подстегнула переход клиентов из офлайна в онлайн. И эта тенденция продолжится. Именно поэтому некоторые игроки оптимизируют свои филиальные сети. Число отделений Jýsan Bank с начала года снизилось на 15, у Kaspi Bank – на 11, у Народного банка – на пять.

Пока одни игроки постепенно оптимизируют филиальные сети, другие наращивают свое присутствие в регионах. Лидером по расширению сети с начала года стал ДБ АО «Сбербанк России», финансовый институт открыл 13 офисов. Банк «ЦентрКредит» увеличил филиальную сеть на семь отделений, сеть Жилстройсбербанка пополнились двумя новыми отделениями с начала года.

Очевидно, что динамика снижения филиальной сети ускорится после лишения лицензии Tengri Bank, который на начало сентября имел 15 филиалов и дополнительных помещений по Казахстану.

В целом пока банкиры не готовы массово отказываться от физического присутствия, параллельно наращивая свои банкоматные сети, и усиливать интернет-обслуживание.

Жанторе Касым


Подпишитесь на наш канал Telegram!