Как полицейские на депутатов обиделись

Лилия Ахметова Лилия Ахметова
3002

Депутаты предлагают отменить требование о включении фар в населенных пунктах в дневное время.

Как полицейские на депутатов обиделись

Мажилис возобновил работу над поправками в закон "О дорожном движении". Несмотря на то, что буквально два года назад депутаты дружно голосовали за ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения, сейчас они предлагают новые поправки - уже более либеральные.

В среду на первом после парламентских каникул заседаний рабочей группы ее руководитель - депутат Канат Мусин сообщил, что сейчас мажилисменами внесено уже 60 поправок в законопроект. "Нисколько не умаляя важность других законов, хотелось бы отметить, что значение этого проекта закона трудно переоценить, ибо применяется он каждый день, каждый час и в эту самую минуту. Его обязаны исполнять без преувеличения каждый человек в нашей стране и даже самые маленькие казахстанцы, едва научившись ходить, становятся субъектами регулирования поскольку приобретают статус пешехода. Именно поэтому работа над этим законопроектом ведется максимально взвешено и открыто, с учетом всех мнений", - подчеркнул он.

Конференц-зал, где проходило заседание рабочей группы, действительно был полон. Мажилисмены пригласили не только чиновников, но и общественность - от политических партий, не входящих в парламент, и правозащитных организаций до независимых юристов. И на удивление - всем давали право высказаться.

Одна из самых бурных дискуссий развернулась по поправкам, предложенным мажилисменом Мухтаром Тиникеевым. Он предложил снизить размеры штрафов за нечитаемый госномер, за незначительные нарушения ПДД и отменить требование о включенных в дневное время фарах в городе.

"В городской зоне, я думаю, что не обязательно включать фары. За городом – да, необходимо оставить это требование. Но в городе, у нас, в основном, более 60% автомобилей – устаревшие, лампочки горят как семечки, многие старики просто не могут позволить себе эти лампочки. И из-за старой системы проводок может произойти самовозгорание", - считает г-н Тиникеев.

Штраф за грязные госномера депутат тоже предлагает как минимум снизить. Аргумент у него таков - номера не читаются не потому, что водители грязнули, а потому, что состояние дорог плохое: "Вы в таком случае сначала наведите порядок на улице, уберите мусор с этих дорог. В дождливую погоду водитель проезжает, у него через 100 метров знак будет не читаем и что он должен заплатить за упущение коммунальных служб штраф? Я считаю, это нонсенс! Поэтому я и предлагаю снизить в данном случае размер штрафов или вообще его исключить".

Представители правоохранительных органов с такими предложениями не согласились. Вице-министр внутренних дел Рашид Жакупов уверенно заявил: "Само по себе снижение размеров налагаемого штрафа - это не решение проблемы. Но в то же время мы еще раз хотим сказать, что именно благодаря ужесточению ответственности за нарушение правил дорожного движения мы констатируем, что на протяжении трех лет идет стабильное движение. Те санкции, которые были введены, они действительно оказали свое положительное действие".

Г-н Тиникеев в ответ привел новые данные: штрафные санкции, налагаемые сотрудниками полиции, не исполняются. "Только за полгода поступило на исполнение 389 374 документа, всего 828 899 документов на сумму 16 млрд тенге. Исполнено в полном объеме 210 237 документов на сумму 3,8 млрд тенге. Вопрос: для чего штрафуют сотрудники полиции, если исполнять некому? Это значит, что 829 тыс. граждан подверглись штрафу со стороны сотрудников полиции, не считая тех людей, которые "разводили" за мзду. Через год эти штрафы аннулируются, но злость и недовольство останется. Когда министр МВД заявляет, что идет снижение правонарушений - идет не снижение правонарушений, это просто развод на месте", - гневно заявил мажилисмен.

"У нас кодекс об административных правонарушениях и в целом его правила применяются при умышленном нарушении правил дорожного движения. Никоим образом эта ситуация не распространяется, и она оспариваемая в тех случаях, когда это действие произведено не умышленно вследствие создания какой-то аварийной ситуации другими участниками дорожного движения. И говорить о том, что сотрудники органов дорожной полиции только спят и видят в своем желании выбежать, наказать нарушителей правил дорожного движения, наверное, неправильно. Я абсолютно согласен, что, наверное, каждый из нас имеет право высказывать ту или иную точку зрения, но, наверное, не совсем корректно подозревать и говорить о том, что мы все нацелены на получение поборов со стороны водителей и вся система дорожно-патрульной службы сегодня занимается только поборами", - возразил вице-министр внутренних дел.

Что же касается поборов, г-н Жакупов напомнил, что МВД "не скрывало и не скрывает, что те сотрудники, которые нарушают и которые ставят своей целью нажиться на служебных обязанностях, это все порицается и выявляется самим министерством". "И эти сотрудники привлекаются к ответственности. Я бы попросил не распространять это на всю систему, на всех сотрудников органов внутренних дел, что наши сотрудники спят и видят, как заниматься поборами с участников дорожного движения", - уже жестче сказал он.

Тиникеев в ответ предложил вообще убрать "сотрудников ГАИ". "Оставим меньшую часть, пусть стоят фото-, видеофиксаторы, с которыми нельзя договориться. Сейчас во дворах никто преступников не ловит, все на дорогах стоят", - язвительно добавил он.

За подчиненных вступился глава комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха: "Я хотел бы внести ясность, что уже три года нет понятия, как "гаишники". У нас есть дорожно-патрульная полиция, ее основная цель - недопущение преступлений, раскрытие преступлений, и с этими задачами они справляются успешно. И когда Мухтар Бакирович (Тиникеев – прим. автора) предлагает убрать этих людей с улиц, имейте в виду, что это люди, которые будут заниматься вашей охраной в вечернее время, которые задерживают правонарушителей".

С трудом спор между депутатом и представителями МВД удалось приостановить председателю рабочей группы. Он предложил выслушать мнение опытного юриста и правозащитника, председателя совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности Евгения Жовтиса. Который неожиданно привел аргументы в пользу предложения депутата Тиникеева.

"Является ли размер штрафов эффективным средством обеспечения безопасности? Нет. Для тех, кто богат – не проблема ни 3, ни 5, ни 7, ни 10 МРП штрафа, - констатировал он и поделился личным опытом. - Даже больше скажу, за 2,5 года моего пребывания в известных местах в Усть-Каменогорске я не видел ни одного богатого человека в зоне. Ни один не отбывал наказание за ДТП. Даже среднего достатка. Либо разводят, либо еще что-то".

Г-н Жовтис предложил взглянуть на проблему с другой точки зрения. Размер штрафов должен быть "разумным", но сама "линия законодательства должна быть направлена на ликвидацию безнаказанности, обеспечения четкого единого применения, на устранение коррупции и на обеспечении ясности этих правил, чтобы все было в них предусмотрено". "Тогда вопрос безопасности будет более решаем, чем надежда на то, что чем больше мы ужесточим, тем меньше будут совершать. К сожалению, это не работает", - подытожил он.

Позицию министерства внутренних дел поддержала и вице-министр юстиции Зауреш Баймодина. Она начала было объяснять по каждой поправке, почему минюст не согласен с депутатской идеей, но председатель рабочей группы попросил ее озвучить итоговую позицию "по существу". "Мы с позицией МВД солидарны", - суммировала вице-министр.

Еще одну дискуссию вызвало предложение мажилисмена Омархана Оксикбаева запретить курить водителям. "Когда водитель отвлекается, чтобы закурить, он снижает уровень внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть, и сам процесс курения оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а это еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отвлечение", - объяснил он.

"Я думаю, это частное право человека - курить или нет. В таком случае нужно повысить штраф за выкинутую в окно сигарету, вот это вот борьба", - возразил ему г-н Тиникеев.

Независимый юрист Сергей Уткин также высказался против. "Вы знаете, что даже спать не запрещается водителям. Нигде не написано. Тогда надо есть, пить запретить, некоторые даже сексом занимаются во время движения. То есть куча запретов наводить, но, наверное, в этом нет смысла. То есть как бы итак водителю запрещается отвлекаться, в принципе, он должен соблюдать ПДД. Если мы этими запретами его обложим, при нашем уровне коррумпированности полицейских, к сожалению, будет в другую сторону играть", - уверен он.

Директор Гражданского альянса Казахстана Эльдар Катенов напомнил, что у нас практически не работает и норма о запрете на разговоры по мобильному телефону за рулем. Кроме того, он обратил внимание, что нет в стране и достоверной статистики о том, как много ДТП случается из-за курящих за рулем водителей.

Юристы напомнили и о конституционных правах граждан - право человека решать: курить ему или нет. Автор поправки г-н Оксикбаев не согласился: "Когда говорят, что это ущемляет конституционные права граждан, я считаю, что это не тот предмет, когда можно говорить, что это нарушение конституционных прав граждан. Здесь больше забота о гражданах, их безопасности. <...> Если они так не могут без сигарет, пусть остановятся, и потом наслаждаются своими сигаретами. Но не несут в себе угрозу участникам дорожного движения".

Председатель Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова призналась, что она "как женщина против курения вообще". Но как юрист предложила все-таки более детально изучить вопрос. А вот президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов, в прошлом сам курильщик, с предложением депутата согласен: "При 70% случаев дым от сигарет попадает в глаза, что полностью дезориентирует водителя".

Вице-министр юстиции напомнила, что в стране уже есть запрет на курение - в общественных местах, есть штраф за выброс окурков. И заявила, что министерство это предложение не поддерживает. "Как вы смотрите, когда ваш водитель курит за рулем?"? - тут же спросил ее депутат Оксикбаев. "Я сама в машине не курю, водитель служебной машины тоже не курит в машине. Но это - этические правила", - ответила г-жа Баймолдина. На этой ноте руководитель рабочей группы поспешил свернуть дискуссию, напомнив, что все поправки еще не раз будут обсуждаться в дальнейшем - также с широким участием общественности.

Лилия Ахметова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться