/img/tv1.svg
RU KZ
Как полицейские на депутатов обиделись

Как полицейские на депутатов обиделись

Депутаты предлагают отменить требование о включении фар в населенных пунктах в дневное время.

20:05 07 Сентябрь 2016 1862

Как полицейские на депутатов обиделись

Автор:

Лилия Ахметова

Мажилис возобновил работу над поправками в закон «О дорожном движении». Несмотря на то, что буквально два года назад депутаты дружно голосовали за ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения, сейчас они предлагают новые поправки - уже более либеральные.

В среду на первом после парламентских каникул заседаний рабочей группы ее руководитель - депутат Канат Мусин сообщил, что сейчас мажилисменами внесено уже 60 поправок в законопроект. «Нисколько не умаляя важность других законов, хотелось бы отметить, что значение этого проекта закона трудно переоценить, ибо применяется он каждый день, каждый час и в эту самую минуту. Его обязаны исполнять без преувеличения каждый человек в нашей стране и даже самые маленькие казахстанцы, едва научившись ходить, становятся субъектами регулирования поскольку приобретают статус пешехода. Именно поэтому работа над этим законопроектом ведется максимально взвешено и открыто, с учетом всех мнений», - подчеркнул он.

Конференц-зал, где проходило заседание рабочей группы, действительно был полон. Мажилисмены пригласили не только чиновников, но и общественность - от политических партий, не входящих в парламент, и правозащитных организаций до независимых юристов. И на удивление - всем давали право высказаться.

Одна из самых бурных дискуссий развернулась по поправкам, предложенным мажилисменом Мухтаром Тиникеевым. Он предложил снизить размеры штрафов за нечитаемый госномер, за незначительные нарушения ПДД и отменить требование о включенных в дневное время фарах в городе.

«В городской зоне, я думаю, что не обязательно включать фары. За городом – да, необходимо оставить это требование. Но в городе, у нас, в основном, более 60% автомобилей – устаревшие, лампочки горят как семечки, многие старики просто не могут позволить себе эти лампочки. И из-за старой системы проводок может произойти самовозгорание», - считает г-н Тиникеев.

Штраф за грязные госномера депутат тоже предлагает как минимум снизить. Аргумент у него таков - номера не читаются не потому, что водители грязнули, а потому, что состояние дорог плохое: «Вы в таком случае сначала наведите порядок на улице, уберите мусор с этих дорог. В дождливую погоду водитель проезжает, у него через 100 метров знак будет не читаем и что он должен заплатить за упущение коммунальных служб штраф? Я считаю, это нонсенс! Поэтому я и предлагаю снизить в данном случае размер штрафов или вообще его исключить».

Представители правоохранительных органов с такими предложениями не согласились. Вице-министр внутренних дел Рашид Жакупов уверенно заявил: «Само по себе снижение размеров налагаемого штрафа - это не решение проблемы. Но в то же время мы еще раз хотим сказать, что именно благодаря ужесточению ответственности за нарушение правил дорожного движения мы констатируем, что на протяжении трех лет идет стабильное движение. Те санкции, которые были введены, они действительно оказали свое положительное действие».

Г-н Тиникеев в ответ привел новые данные: штрафные санкции, налагаемые сотрудниками полиции, не исполняются. «Только за полгода поступило на исполнение 389 374 документа, всего 828 899 документов на сумму 16 млрд тенге. Исполнено в полном объеме 210 237 документов на сумму 3,8 млрд тенге. Вопрос: для чего штрафуют сотрудники полиции, если исполнять некому? Это значит, что 829 тыс. граждан подверглись штрафу со стороны сотрудников полиции, не считая тех людей, которые «разводили» за мзду. Через год эти штрафы аннулируются, но злость и недовольство останется. Когда министр МВД заявляет, что идет снижение правонарушений - идет не снижение правонарушений, это просто развод на месте», - гневно заявил мажилисмен.

«У нас кодекс об административных правонарушениях и в целом его правила применяются при умышленном нарушении правил дорожного движения. Никоим образом эта ситуация не распространяется, и она оспариваемая в тех случаях, когда это действие произведено не умышленно вследствие создания какой-то аварийной ситуации другими участниками дорожного движения. И говорить о том, что сотрудники органов дорожной полиции только спят и видят в своем желании выбежать, наказать нарушителей правил дорожного движения, наверное, неправильно. Я абсолютно согласен, что, наверное, каждый из нас имеет право высказывать ту или иную точку зрения, но, наверное, не совсем корректно подозревать и говорить о том, что мы все нацелены на получение поборов со стороны водителей и вся система дорожно-патрульной службы сегодня занимается только поборами», - возразил вице-министр внутренних дел.

Что же касается поборов, г-н Жакупов напомнил, что МВД «не скрывало и не скрывает, что те сотрудники, которые нарушают и которые ставят своей целью нажиться на служебных обязанностях, это все порицается и выявляется самим министерством». «И эти сотрудники привлекаются к ответственности. Я бы попросил не распространять это на всю систему, на всех сотрудников органов внутренних дел, что наши сотрудники спят и видят, как заниматься поборами с участников дорожного движения», - уже жестче сказал он.

Тиникеев в ответ предложил вообще убрать «сотрудников ГАИ». «Оставим меньшую часть, пусть стоят фото-, видеофиксаторы, с которыми нельзя договориться. Сейчас во дворах никто преступников не ловит, все на дорогах стоят», - язвительно добавил он.

За подчиненных вступился глава комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха: «Я хотел бы внести ясность, что уже три года нет понятия, как «гаишники». У нас есть дорожно-патрульная полиция, ее основная цель - недопущение преступлений, раскрытие преступлений, и с этими задачами они справляются успешно. И когда Мухтар Бакирович (Тиникеев – прим. автора) предлагает убрать этих людей с улиц, имейте в виду, что это люди, которые будут заниматься вашей охраной в вечернее время, которые задерживают правонарушителей».

С трудом спор между депутатом и представителями МВД удалось приостановить председателю рабочей группы. Он предложил выслушать мнение опытного юриста и правозащитника, председателя совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности Евгения Жовтиса. Который неожиданно привел аргументы в пользу предложения депутата Тиникеева.

«Является ли размер штрафов эффективным средством обеспечения безопасности? Нет. Для тех, кто богат – не проблема ни 3, ни 5, ни 7, ни 10 МРП штрафа, - констатировал он и поделился личным опытом. - Даже больше скажу, за 2,5 года моего пребывания в известных местах в Усть-Каменогорске я не видел ни одного богатого человека в зоне. Ни один не отбывал наказание за ДТП. Даже среднего достатка. Либо разводят, либо еще что-то».

Г-н Жовтис предложил взглянуть на проблему с другой точки зрения. Размер штрафов должен быть «разумным», но сама «линия законодательства должна быть направлена на ликвидацию безнаказанности, обеспечения четкого единого применения, на устранение коррупции и на обеспечении ясности этих правил, чтобы все было в них предусмотрено». «Тогда вопрос безопасности будет более решаем, чем надежда на то, что чем больше мы ужесточим, тем меньше будут совершать. К сожалению, это не работает», - подытожил он.

Позицию министерства внутренних дел поддержала и вице-министр юстиции Зауреш Баймодина. Она начала было объяснять по каждой поправке, почему минюст не согласен с депутатской идеей, но председатель рабочей группы попросил ее озвучить итоговую позицию «по существу». «Мы с позицией МВД солидарны», - суммировала вице-министр.

Еще одну дискуссию вызвало предложение мажилисмена Омархана Оксикбаева запретить курить водителям. «Когда водитель отвлекается, чтобы закурить, он снижает уровень внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть, и сам процесс курения оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а это еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отвлечение», - объяснил он.

«Я думаю, это частное право человека - курить или нет. В таком случае нужно повысить штраф за выкинутую в окно сигарету, вот это вот борьба», - возразил ему г-н Тиникеев.

Независимый юрист Сергей Уткин также высказался против. «Вы знаете, что даже спать не запрещается водителям. Нигде не написано. Тогда надо есть, пить запретить, некоторые даже сексом занимаются во время движения. То есть куча запретов наводить, но, наверное, в этом нет смысла. То есть как бы итак водителю запрещается отвлекаться, в принципе, он должен соблюдать ПДД. Если мы этими запретами его обложим, при нашем уровне коррумпированности полицейских, к сожалению, будет в другую сторону играть», - уверен он.

Директор Гражданского альянса Казахстана Эльдар Катенов напомнил, что у нас практически не работает и норма о запрете на разговоры по мобильному телефону за рулем. Кроме того, он обратил внимание, что нет в стране и достоверной статистики о том, как много ДТП случается из-за курящих за рулем водителей.

Юристы напомнили и о конституционных правах граждан - право человека решать: курить ему или нет. Автор поправки г-н Оксикбаев не согласился: «Когда говорят, что это ущемляет конституционные права граждан, я считаю, что это не тот предмет, когда можно говорить, что это нарушение конституционных прав граждан. Здесь больше забота о гражданах, их безопасности. <...> Если они так не могут без сигарет, пусть остановятся, и потом наслаждаются своими сигаретами. Но не несут в себе угрозу участникам дорожного движения».

Председатель Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова призналась, что она «как женщина против курения вообще». Но как юрист предложила все-таки более детально изучить вопрос. А вот президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов, в прошлом сам курильщик, с предложением депутата согласен: «При 70% случаев дым от сигарет попадает в глаза, что полностью дезориентирует водителя».

Вице-министр юстиции напомнила, что в стране уже есть запрет на курение - в общественных местах, есть штраф за выброс окурков. И заявила, что министерство это предложение не поддерживает. «Как вы смотрите, когда ваш водитель курит за рулем?»? - тут же спросил ее депутат Оксикбаев. «Я сама в машине не курю, водитель служебной машины тоже не курит в машине. Но это - этические правила», - ответила г-жа Баймолдина. На этой ноте руководитель рабочей группы поспешил свернуть дискуссию, напомнив, что все поправки еще не раз будут обсуждаться в дальнейшем - также с широким участием общественности.

Лилия Ахметова

О фейках и мировой практике ограничений

Министр информации представил в парламенте поправки в закон о СМИ. 

28 Июнь 2017 09:58 5193

Фото: bnews.kz

Министерство информации и коммуникаций представило в мажилисе пакет поправок в законодательство по вопросам информации и коммуникаций. Некоторые предлагаемые новшества вызвали у журналистов немало вопросов, однако министр Даурен Абаев назвал их международной практикой. 

В целом законопроект включает более 200 поправок в четыре кодекса и 12 законов. Министр, презентуя документ, подчеркнул, что работа над ним проходила в максимальной открытости, проводились общественные обсуждения, принимались предложения от общественных объединений, журналистов и простых граждан, и в целом 70% этих предложений учтены в законопроекте. 

«Для министерства было важно предусмотреть нормы, направленные на обеспечение прав наших граждан», – отметил господин Абаев. 

В частности, разработчики сочли, что в действующем законодательстве недостаточно четко был прописан порядок досудебного разрешения споров в рамках опровержения опубликованной в СМИ информации. Практика, по словам министра, показывает, что зачастую после публикации в СМИ порочащих честь и достоинство сведений бремя доказательства обратного ложится на гражданина.

«Считаем, что в данный процесс должны быть вовлечены обе стороны», – сказал он.

Предлагается законодательно урегулировать порядок публикаций в СМИ изображения и персональных данных ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий.

«В настоящее время этот вопрос никак не урегулирован, в то время как появившиеся в Интернете сведения могут в дальнейшем отрицательно сказаться на жизни ребенка», – сказал господин Абаев, добавив при этом, что «уже сейчас мы добились понимания многих СМИ, использующих технические средства, позволяющие скрыть личность таких детей». 

В качестве послаблений для самих СМИ предлагается исключить меры административного взыскания в виде приостановки деятельности СМИ и конфискации тиража по таким незначительным нарушениям, как невыполнение требований о размещении выходных данных и предоставлении обязательного экземпляра. Также предложено отказаться от бумажной версии обязательного экземпляра печатного издания, которую СМИ обязаны направлять в министерство. В ведомстве решили, что вполне достаточно будет электронной версии. 

В законопроекте, по словам министра, расширен перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности (если они ссылаются на официальное или обязательное сообщение, а также информацию от уполномоченных лиц или структурных подразделений по взаимодействию со СМИ). При этом расширяется само понятие «официальное сообщение» – с включением в число авторов подобных сообщений юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств.

«Это направлено на обеспечение информационной доступности указанных организаций. Кроме того, предлагается обязать государственные органы обеспечить наличие в своей структуре уполномоченного лица либо уполномоченного подразделения по взаимодействию со СМИ», – подчеркнул господин Абаев. 

По мнению министра, это будет способствовать открытости госорганов и улучшит работу журналистов. В первую очередь за счет того, что на запрос СМИ, связанный с официальным сообщением, изданию обязаны будут ответить в течение двух дней. Если же журналистский запрос не связан с темой официальных сообщений, то тут срок ответа увеличивается до 15 дней, чтобы госорган смог ответить более качественно. 

Вводится обязанность журналистов получить согласие от лица или его законного представителя на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, коммерческой, банковской и других тайн. Некоторых депутатов эта норма удивила: как тогда бороться с коррупцией, особенно если учесть, что чаще о взятках сообщают именно журналисты в своих расследованиях. Министр заверил, что на борьбе с коррупцией эта норма никак не отразится. 

«Это мешать борьбе с коррупцией не будет. Мы исходили из нормальной мировой практики. Персональные данные, личные данные должны быть опубликованы только с согласия. Если мы этот вопрос снимем, то будет, наверное, не очень корректно, когда все будут обращаться и узнавать номера банковских счетов. Мы долго думали, изучили мировой опыт и пришли к тому, что на персональные данные нужно согласие гражданина», – заявил господин Абаев. 

Уже в кулуарах журналисты сами пытались прояснить у министра, как он себе представляет действие этой нормы. Министр объяснил так:

«Появился фейковый сайт, который опубликовал фото депутата или министра через фотошоп, повесили на главной странице. Недоброжелатель мог придумать эту информацию. Но вы же должны будете у депутата или министра спросить – твой дом или нет». 

«Меня удивляет, что у вас вызвало вопрос то, что вы должны проводить нормальное расследование. Вы хотели получить информацию и просто разместить на своём сайте, не проверяя? Это же противоречит и этике журналиста, и профессиональному долгу. Вы же тем и отличаетесь от обычного гражданина, который может написать на «Фейсбуке»: «Вот депутат купил остров». У вас высокий статус, которому вы должны соответствовать», – заявил он журналистам.

Предлагается также обязать журналистов проверять полученную информацию и получать официальное подтверждение сообщениям очевидцев. Присутствовавшие на презентации репортеры вспомнили прошлогодние теракты, когда сообщения от официальных лиц поступали лишь через несколько часов после случившегося. Министр тоже вспомнил об этих же ситуациях, но с другой стороны. 

«С этой точки зрения мы внимательно посмотрели. Посмотрели первые реакции в Ницце, властей в Лондоне. Какая была реакция и через сколько они ответили? Каждый из них с помощью «Твиттера» отвечал. В Ницце, по-моему, ответили через 40 минут. Но общество правильно отреагировало, оно не сеяло панику. У нас же, к сожалению, прошлогодний теракт когда был, мы получили немного другую ситуацию. Когда один так называемый стрелок в Алматы вызвал сумасшедший переполох, когда люди начали писать, что на вокзале захватили. Один человек внёс такую сумятицу, потому что люди начали фейковые новости выставлять. Мы думаем об этом и понимаем, что правило «золотого часа» уже не работает. Если раньше в течение часа госорган отвечал, сейчас мы эти механизмы в той или иной степени отработали. Жизнь покажет, насколько мы правильно это сделали», – заявил он. 

Ирина Севостьянова 

Парламент возьмется за госзакупки

Законодательство о госзакупках будет скорректировано для защиты интересов бизнеса.

28 Апрель 2017 17:42 9981

Государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора могут стать драйвером для развития обрабатывающей промышленности в стране. Однако на деле принятые несколько лет назад критерии по госзакупкам с учетом «казахстанского содержания» фактически превратились в головную боль для отечественных производителей.

По словам заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нуржана Альтаева, действующие меры поддержки предприятий уже не оказывают желаемого эффекта, причем отчасти из-за внешних факторов.

«Мы считаем, что обрабатывающей промышленности Казахстана нужно придать новый импульс, увеличив в первую очередь спрос на товары отечественного производства. Мы опрашивали предприятия последние 2-3 года. Основной вопрос, который ставится новыми предприятиями, это сбыт продукции. Такой спрос мог бы быть обеспечен в первую очередь за счет возможности максимального участия отечественных товаропроизводителей в государственных и квазигосударственных закупках, а также в закупках недропользователей», - сказал он, выступая на собрании фракции «Нур Отан» по вопросам предпринимательства в мажилисе парламента.

Господин Альтаев сравнил размеры средств, выделяемых на поддержку бизнеса, с суммами закупок – разница колоссальная: десятки миллиардов – в первом случае и триллионы – во втором. Только в 2016 году объем закупок составил 8,3 трлн тенге.

«Это огромная сумма! Если грамотно на системном уровне использовать этот ресурс, то это станет мощнейшим стимулом для развития местного производства. Госрегулирование, инструменты, нормативная база – все это должно работать в первую очередь на поддержку отечественных товаропроизводителей», - убежден он.

Безусловно, весь импорт отечественные производители заместить не сумеют. Согласно анализу НПП, есть 8 отраслей, которые уже сейчас конкурентоспособны, могут продукцию импортировать и поставлять на внутренний рынок. Объем закупок в этих отраслях составляет порядка 1,5 трлн тенге, причем речь здесь идет исключительно о товарах, тогда как закупаются еще работы и услуги.

«Три четверти от этого объема (более 1 трлн тенге) приходится на закупки товаров машиностроения, металлообработки, продукции нефтепереработки. Самая минимальная сумма составляет 12,6 млрд тенге – на закупку мебели, но даже эта сумма является для наших отечественных товаропроизводителей очень весомой», - подчеркнул господин Альтаев.

Однако участвовать в закупках производителям сегодня очень сложно. Во-первых, отсутствует какой-либо план проведения закупа. Даже несмотря на требование законодательства размещать эти планы в начале года. По данным за март 2017 года, из 18 тысяч госучреждений свои планы разместили в доступе только 8 тысяч структур. Соответственно, бизнес не может планировать свое развитие, ориентируясь на закупки.

Во-вторых, отсутствуют единые подходы в закупках. Существует несколько «площадок» для закупок – у госорганов, у фонда «Самрук-Казына» и его дочерних предприятий, у недропользователей, то есть ни о каком едином подходе говорить не приходится. Попытка упорядочить процесс с введением предквалификационного отбора, красиво выглядевшая в теории, на практике привела только к новым сложностям для бизнеса.

«Сейчас каждая национальная компания имеет свой предквалификационный отбор. То есть теперь к предпринимателю, чтобы он мог участвовать в разных закупках, будут от каждой нацкомпании, госоргана приходить комиссии, его проверять, и каждый раз ему нужно будет доказывать, что он способен, что он отечественный товаропроизводитель, - объяснил суть практики господин Альтаев. - Мы считаем это неправильным. Нужен единый подход, должен быть один реестр, единая система проверки этих предприятий».

Еще одна проблема также с применением хорошей, казалось, нормы на практике возникла с кодификацией товаров, работ и услуг. Был создан справочник кодификации ЕНС ТРУ, предполагалось, что он необходим как раз для удобства бизнесменов, которые по специальным кодам могут быстро найти и просмотреть интересующие их закупки определенных товаров, работ и услуг.

«Этот справочник постоянно обновляется, на сегодня 170 тысяч кодов, и каждый день принимаются новые, более тысячи в неделю, - констатировал господин Альтаев. - Получается так, что заказчик, договорившись уже с тем предпринимателем, под кого все заточено, придумывает новый код. И вот эти коды каждый день принимаются. Мы предлагаем провести полную ревизию этих кодов и утвердить порядок присвоения новых коллегиальным способом и передать эту систему кодификации на государственный уровень – министерству финансов».

Директор региональной палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Игорь Шацкий также отметил, что с проблемой «затачивания» заказчиком конкурсной документации (технических спецификаций) под определенных поставщиков бизнес сталкивается постоянно. Такая же «ориентированность» на конкретного поставщика нередко заложена в проектно-сметной документации по многим проектам.

Господин Шацкий пояснил, что зачастую в проектах указывается оборудование иностранных производителей, даже при наличии аналогичной по качеству и меньшей по стоимости продукции отечественных производителей.

Услышанное возмутило спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Он сразу же поддержал предложение НПП об установлении ответственности за проведение закупок в квазигосударственном секторе и уравнивании ее с требованиями по нарушению проведения госзакупок.

«Получается, что уже на этапе технико-экономического обоснования, на этапе проектно-сметной документации, что называется, затачивается все под конкретные товары, под конкретные материалы, которые завозятся? - уточнил он и, получив утвердительный ответ, возмутился: - А мы идем и хватаем только последнее звено этой цепи – смотрим, какое там есть наше, казахстанское, содержание. Давайте внесем все необходимые предложения вместе с правительством и изменим законодательство. Так, чтобы уже на этапе ТЭО, ПСД было полное участие и «Атамекена», если необходимо – структур правительства, госорганов, чтобы уже на этом этапе мы могли формировать, и тогда и вам, и производителям будет легче. Мы готовы».

Готовы и предприниматели. Нуржан Альтаев подчеркнул: «На сегодняшний день бизнес говорит не просто развернуть государственные закупки на себя, он говорит: мы готовы взять ответственность на себя, мы готовы увеличивать свою модернизацию, мы готовы выходить на экспортные рынки, мы это готовы зафиксировать в соответствующих соглашениях».

Ирина Севостьянова