Как регионы Казахстана торгуют с партнерами по ЕАЭС

8125

Атырау не продает нефть, ВКО лидирует по импорту из Кыргызстана, а экспорта Шымкента в денежном выражении хватает лишь на то, чтобы на треть покрыть потребность Нур-Султана в золоте.

Как регионы Казахстана торгуют с партнерами по ЕАЭС

По итогам 2019 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения) составил $21,3 млрд, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 5,7%. Подавляющее большинство сделок в рамках Евразийского экономического союза осуществляется с Россией – на ее долю приходится 92,4% всего товарооборота. Казахстан чаще покупает товары ($15 млрд), чем продает ($6,3 млрд), причем подобная картина складывается в 14 из 17 регионов республики.

Inbusiness.kz представляет обзор торговли регионов Казахстана с партнерами по ЕАЭС. Важно: источником всех данных является комитет по статистике РК.

Акмолинская область

Товарооборот Акмолинской области со странами ЕАЭС в 2019 году составил $472,1 млн. Главным торговым партнером региона стала Россия: за 12 месяцев экспорт отечественной продукции составил $157,5 млн, импорт – $288,1 млн. Торговля с остальными членами союза составила в общей сложности чуть более $26,5 млн.

Главный экспортный товар Акмолинской области, идущий в страны ЕАЭС, – это подшипники, единственным покупателем которых среди стран союза и является РФ. В 2019 году сюда было продано продукции на $75,5 млн – это более 45% всего экспорта региона. Не обошлось и без продаж сырья: в ту же Россию ушло руд и концентратов драгоценных металлов на $39,2 млн.

Импорт гораздо более диверсифицирован. Главный товар, завозимый в регион из стран Евразийского экономического союза, – это стальные прутки. Их общая стоимость составила $38,5 млн – достаточно много, учитывая, что подобную продукцию изготавливают в соседней Карагандинской области.

Актюбинская область

Экспорт Актюбинской области в страны ЕАЭС строится на богатствах недр. В 2019 году главными продаваемыми за рубеж товарами стали:

  • Руды хромовые – $107,4 млн.
  • Руды медные – $89,9 млн.
  • Руды цинковые – $60,2 млн.

Итого $257,5 млн экспорта, что составляет большую часть всех зарубежных продаж региона. Общий же объем по итогам 2019 года составил $382,2 млн, из которых 97% приходится на Россию.

Основной импортируемый товар – это вновь металлургическая продукция. Регион активнее всего закупал российские полуфабрикаты из железа и стали. Общий объем сделок составил $71,8 млн (в физическом объеме это 147,4 тыс. тонн). Завозятся в Актюбинскую область из ЕАЭС нефть ($40,1 млн), кокс ($32,3 млн) и уголь ($25,5 млн).

Алматинская область

Алматинская область занимает второе место среди регионов республики по объемам экспорта в Кыргызстан. В 2019 году в этом направлении ушло товаров на общую сумму $91,5 млн. Из них $47,2 млн приходится на сигареты, сигары и прочую табачную продукцию – за год физический объем поставок превысил 3,2 тыс. тонн. Второй относительно крупной статьей экспорта в Кыргызстан является мясо птицы – 3,6 тыс. тонн и $5,1 млн.

С Россией структура торговли у региона иная. Алматинская область продает в РФ аккумуляторы (в этом направлении сумма сделок составила $42,7 млн), лекарства ($16,3 млн), а также игрушки на колесах вроде самокатов и трехколесных велосипедов ($11,3 млн).

Что идет в обратном направлении? Сигареты! Импорт из России по итогам 2019 года составил $41,5 млн. Еще $80,4 млн стоил импорт табака и его заменителей. Таким образом, несмотря на то, что в регионе располагаются крупнейшие табачные заводы в Казахстане, Алматинская область, по сути, является нетто-импортером: в регион из стран ЕАЭС завезено на 2 тыс. тонн сигарет больше, чем экспортировано.

 

Атырауская область

Главный нефтяной регион Казахстана вообще не торгует своим главным добром со странами союза: в 2019 году экспорт черного золота составил всего $0,6 млн. Да и в целом регион нацелен на другие рынки: по объемам продаж в страны Евразийского экономического союза Атырауская область идет на третьем месте с конца. Объем составляет всего $58,3 млн, причем больше половины из них составляют товары, с которыми регион ассоциируется слабо: сера ($15,4 млн) и лом черных металлов ($14,8 млн).

С импортом немного повеселее. Общая стоимость завезенных товаров по итогам 2019 года составила $352,3 млн. Асортимент достаточно широк, но и тут лидирует продукция металлургии: импорт труб из ЕАЭС в 2019 году составил $24,6 млн, уголков и профилей – $15,2 млн. Кроме того, в регионе востребованы грузовые вагоны. Из России было завезена 151 единица, еще три поставила Беларусь. Общая их стоимость составила $17,4 млн.

Восточно-Казахстанская область

Удивительно, но именно этот регион лидирует по объемам импорта из Кыргызстана. В 2019 году в Восточно-Казахстанскую область было завезено товаров на общую сумму $110,1 млн – это 44% всего импорта из этой страны. Статистику делают руды и концентраты драгоценных металлов: в 2019 году физический объем поставок составил 49,2 тыс. тонн, а их стоимость – $98,4 млн. Вообще, руды драгметаллов играют важнейшую роль во внешней торговле региона: общий объем импорта составил $341,6 млн, экспорта – $280,5 млн.

Вообще, Восточно-Казахстанская область достаточно активно завозит товары из стран ЕАЭС. По итогам 2019 года импорт превысил $1,3 млрд – это третий результат среди регионов республики. Сюда активно завозятся руды цинковые ($84,9 млн) и свинцовые ($58,2 млн), кокс ($52,2 млн). Важной статьей импорта являются также автомобильные компоненты:

  • Стоимость завезенных автокузовов составила $92,9 млн.
  • Шин – $64,4 млн.
  • Автозапчастей – $47,8 млн.
  • Двигателей – $21,2 млн.

Эти цифры заставляют задуматься о доле казахстанского содержания в отечественном автопроме… 

Алматы

Алматы – самый важный казахстанский город для торговли в рамках ЕАЭС. Конкурировать с ним просто некому:

  • Алматы – абсолютный лидер по товарообороту со странами ЕАЭС – $5,9 млрд. Это 27,7% всех сделок Казахстана с парнерами по объединению.
  • Абсолютный лидер по импорту из стран союза – более $5 млрд. Каждый третий доллар, потраченный на ввоз товаров из ЕАЭС, приходится на Алматы.
  • Регион с наибольшим дефицитом торгового баланса – на покупку потрачено на $4,2 млрд больше, чем выручено от продаж.
  • При этом лишь два региона продают в ЕАЭС больше, чем Алматы – $855,8 млн.
  • Город лидирует по объемам импорта из Армении ($5,7 млн), Беларуси ($172,8 млн) и России ($4,8 млрд).
  • А заодно лидерует по объемам экспорта в Кыргызстан ($228,6 млн).

Среди товаров, которыми торгует южный мегаполис, много таких, которые в Алматы не производятся (вроде нефти), но зато имеются в распоряжении компании, зарегистрированные тут. А это лишь добавляет веса городу во внешнеторговой деятельности республики.

Главным товаром в прошедшем году стали нефтяные газы: их экспорт составил $264,2 млн, импорт – $472,6 млн. Кроме того, Алматы активно закупает в ЕАЭС легковые автомобили – за год импорт составил $265,8 млн, которые были заплачены за 11,8 тыс. единиц транспорта. Достаточно серьезными статьями импорта для Алматы (и, как следствие, всего Казахстана) являются моющие средства ($93,6 млн), мониторы ($98,8 млн), холодильники ($80,5 млн), предметы женской гигиены ($73,1 млн), стиральные машины ($69 млн)…

Другими словами, денег, вырученных от торговли Атырауской области со странами ЕАЭС, не хватит, для того чтобы заплатить за весь импорт стиральных машин (и любой другой категории из приведенных выше) в Алматы. 

Нур-Султан

Тут ситуация во многом схожа с алматинской: столица много торгует с ЕАЭС (товарооборот – $2,8 млрд), гораздо больше импортируя ($2,4 млрд), чем продавая ($386,1 млн). Причем главный товар на продажу – это уран ($224,4 млн), добываемый совсем не в столице. Впрочем, средств от его экспорта в страны ЕАЭС не хватает, для того чтобы даже покрыть потребности Нур-Султана в золоте: импорт этого драгметалла в 2019-м составил $269,7 млн.

Однако есть и значительное отличие от Алматы. Если южный мегаполис завозит много бытовых товаров, то столица во многом ориентирована на продукцию транспортного машиностроения:

  • Импорт летательных аппаратов из стран ЕАЭС в 2019 году составил $119,8 млн.
  • Грузовых вагонов – $72,7 млн.
  • Пассажирских вагонов – $68,2 млн.
  • Тракторов – $69,8 млн.
  • Легковых автомобилей – $40,5 млн.

При этом Нур-Султан в значительных объемах импортирует алюминий и плоский прокат, которые производятся в соседних регионах.

Шымкент

Показаетли третьего города республиканского значения заметно скромнее. Экспорт со странами союза составляет всего $84,2 млн. Это чуть больше, чем Алматы тратит на холодильники. И в 3,2 раза меньше, чем Нур-Султан тратит на золото. Зато структура экспорта нетипична: основными видами товаров, которые южный город продает в ЕАЭС, являются постельное белье, растительное масло, лекарства, провода и хлопок.

Что касается импорта, то его объем составляет $435 млн, причем и он достаточно диверсифицирован. Шымкент – единственный регион республики, где в тройку самых востребованных товаров из ЕАЭС входит мебель ($24,6 млн). Интересно, что на шестом месте идут обои ($10,3 млн), а на седьмом – хлебобулочные изделия ($9,6 млн), причем практически все из них завозятся из России.

Продолжение следует

Алексей Никоноров

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться