/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 372,96 Brent 36,55
Как стать предпринимателем

Как стать предпринимателем

Акцент на специализацию и обучение онлайн – новшества этого года.

08:00 17 Июнь 2020 1862

Как стать предпринимателем

Автор:

Елена Тумашова

В июле 2016 года НПП «Атамекен» запустила проект «Бастау» для обучения основам предпринимательства, в 2017 году этот инструмент стал основой второго направления госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек».

Как работает инструмент – об этом говорили участники очередного телемарафона «Бизнес & государство».

Онлайн с полным контролем

«В этом году проект «Бастау» переходит в онлайн-формат. Как поменялась ваша работа и каковы планы по привлечению новых предпринимателей?» – обратился ведущий Данил Москаленко к бизнес-тренеру «Бастау» по городу Алматы Куанышбеку Ерниязову.

«В этом году планируется обучить 30 тыс. человек. Из-за карантина и режима ЧП была оперативно разработана платформа – atameken.co. Для того чтобы принять участие в проекте, необходимо обратиться в центр занятости района или города, получить направление. Далее нужно зарегистрировать на этом портале мобильный телефон, загрузить направление от центра занятости, копию удостоверения личности с двух сторон. После вы начинаете самостоятельно обучаться по видеороликам, длительность курса – до 21 дня», – описал алгоритм спикер.

«Самостоятельное обучение онлайн предполагает большую ответственность и, может быть, не все будут выполнять задания», – заметил ведущий.

«Мы предусмотрели ряд нюансов. Например, пока вы не просмотрите один видеоролик, вы не сможете приступить к следующему видеоролику. Также нужно будет обязательно пройти тестирование, сделать задания. Мы постарались максимально проконтролировать эти вопросы», – подключился к дискуссии директор департамента массового предпринимательства и микрофинансирования НПП «Атамекен» Айболат Есентемиров.

Он рассказал, что, помимо перехода в онлайн, в этом году есть и другие изменения. «Мы будем учить наших слушателей не только бизнесу, маркетингу, рекламе, но и тому, как сделать продукт лучше. Специально для этого пригласили специалистов, якорные предприятия с регионов, обучать этому будут они», – говорит спикер.

Первопроходец кислородных коктейлей

Опытом участия в проекте поделилась предприниматель, выпускница «Бастау» из Жамбылской области Айгерим Бектурсунова.

Она обучалась в ноябре 2019 года, после получила грант в размере 505 тыс. тенге и открыла маленький бизнес в Байзакском районе Жамбылской области – «Коктейль бар», производство и реализация кислородных коктейлей.

«Проблема в том, что этот продукт непопулярен, люди не знают, что это такое. Я как первооткрыватель в нашем районе. В этом плане была бы уместна помощь государства. У нас много людей нуждаются в кислородных коктейлях, например, больные дети, которым не хватает кислорода. Можно было бы сотрудничать с поликлиниками, невропатологи могли бы направлять к нам пациентов. Сейчас культ правильного питания и здоровья, просто сейчас нужно до каждого клиента донести, что это такое», – описывает собеседница нюансы бизнес-ниши.

Данил Москаленко спросил ее о том, как она получила грант («немногие получают, это тоже не так легко, оказывается»). «Самое главное – нужна идея. Когда я пришла в «Бастау», у меня было много идей, но не конкретно та, которая стала мои бизнесом. С нами работали психологи и бизнес-тренеры, они направляют, дают толчок. В процессе обучения я пришла к этой идее бизнеса и начала ее разрабатывать», – рассказала предприниматель.

Сейчас, по ее словам, из-за режима ЧП и карантина бизнес остановился. Бар находится в детском игровом центре, центр закрыт, и пока разрешение на открытие не получено.

Ниши и акцент на специализацию

«Опыт Айгерим – это удачный пример получения гранта. Но есть и другие примеры. Многие проходят обучение, но деньги получить не могут», – заметил Данил Москаленко.

«Айгерим пошла по сложному пути, она заводит новый продукт в масштабах района. Мы сейчас чуть-чуть изменили концепцию обучения: наши бизнес-тренеры делают маркетинговые исследования в тех районах, где будут работать, ищут ниши со спросом. Если в районе есть, например, маслозавод, то, значит, есть спрос на молоко. Бизнес-тренеры делают реестр сырья и говорят слушателям «Бастау»: в вашем районе вот такие направления очень востребованы, мы предлагаем вам их рассмотреть. То есть сейчас мы делаем акцент на специализацию. И даже если ребята, отучившись на проекте, завтра же не откроют бизнес, то смогут хотя бы устроиться на работу, у них будет специализация», – прокомментировал Айболат Есентемиров.

Туркестанская область: «от поля до прилавка»

Бизнес-тренер проекта «Бастау» по Туркестанской области Жандос Азимбай продолжил тему специализации.

«Если в прошлые годы обучали в основном теоретически, то в этом году обучение будет точечным, по каждому бизнесу. У нас есть социально ответственные предприниматели, мы привлекаем их к преподаванию. Если кто-то хочет заниматься, например, тепличным хозяйством, то будем делать упор на работу с экспертами, которые не первый год занимаются таким бизнесом. С марта бизнес-тренеры провели маркетинговые исследования по своим районам, выявили экспертов, которые готовы с нами работать», – рассказал собеседник.

Актуальные направления бизнеса в Туркестанской области – все, что связано с сельским хозяйством: и с животноводством, в частности молочным производством, и с растениеводством (в регионе подходящие климатические условия для тепличных хозяйств).

Пандемия, по словам спикера, показала: сырье можно покупать внутри страны. Этот процесс отрабатывается в первую очередь с «якорными» хозяйствами. Например, овощехранилищу нужны ящики (их обычно покупают в соседних государствах). Так почему бы не производить ящики у нас?

Другой пример: предприятие занимается козоводством, но завод по переработке молока загружен всего на 5%. Предприятие заинтересовано в том, чтобы в регионе появились фермеры, которые будут поставлять для него сырье. «Это направление бизнеса для наших слушателей: если они будут этим заниматься, то будут знать, что поставлять и куда, они получат гарантированный сбыт и возможность заработать. Мы отрабатываем производственно-сбытовые цепочки. В Туркестанской области в пилотном режиме запускается программа «От поля до прилавка». В рамках маркетинговых исследований мы прошли по крупным и средним торговым сетям, они готовы с нами работать и просят, чтобы мы поставляли на прилавки нашу сельхозпродукцию», – рассказал представитель Туркестанской области.

Айболат Есентемиров добавил, что самое главное – научить слушателей проекта работать планомерно, потому что предприятия и сети, которые готовы брать продукцию, – это налаженный бизнес, который не терпит перебои в поставках.

Когда в проект поверили

Куанышбек Ерниязов привел данные по «Бастау»: проекту стартовал в 2017 году, в 2019 году подключили города республиканского значения; обучено 6900 человек, 2817 открыли собственный бизнес, получили финансирование.

«Кода проект запустили, в первое время было недоверие, потому что обучение бесплатно и дается стипендия. В проект поверили тогда, когда увидели, что люди – соседи, друзья – начали открывать бизнес. К концу прошлого года был шквал заявок, спрос увеличился практически в 10 раз», – говорит эксперт.

Он рассказал о возможностях для предпринимателей, которые есть в Алматы. «НПП и акимат города разработали программу «Алматы бизнес – 2025». Это целая экосистема, в рамках которой созданы все условия для начинающих и действующих предпринимателей. Для начинающих есть курсы «Бастау», по первому направлению программы «Енбек» можно получить определенную специализацию. Созданы финансовые структуры – «Almaty Finance», «Almaty Invest», МФО «Алматы», которые кредитуют предпринимателей. Есть малые индустриальные зоны, где начинающие предприниматели могут взять помещение в аренду по низкой ставке», – перечисляет спикер.

Он указал на такой важный момент: есть центр «Колдау», это правительство для бизнеса, где в формате одного окна можно получить необходимые для бизнеса документы, также – сопровождение («предприниматель не остается один на один с собой»).

«Мы проводили опросы среди наших слушателей, пандемия подкосила многих. Мышление меняется, бизнес-модели меняются. Даже крупные предприниматели не всегда могут перестроиться. Но сейчас время действующих предпринимателей, тех людей, которые являются предпринимателями по натуре», – поделился мнением бизнес-тренер.

Вопрос увеличения сумм обсуждается

Айгерим Бектурсунова считает, что предпринимателю для открытия бизнеса нужно больше средств. У нее самой были собственные накопления, которые она задействовала в своем деле, но не у всех есть такая возможность. «Возможно, к каждому предпринимателю нужно в этом смысле подходить индивидуально, и варьировать сумму гранта в зависимости от бизнес-идеи», – высказала предложение предприниматель.

«Вопрос о том, что сумма гранта маленькая, есть, мы его прорабатываем с курирующим министерством», – согласился Айболат Есентемиров.

Он рассказал, что также прорабатываются несколько нововведений, которые должны «позитивно повлиять на бизнес». Одна из таких идей – открытие общественных мастерских. «Например, человек, выигравший грант, покупает швейную машинку, он может зайти в коворкинг и организовать себе рабочее место. Мы прорабатываем такую возможность в ряде областей в пилотном режиме. Еще инициатива, сегодня она реализовывается, – интернет-магазин для тех, кто обучился по проекту «Бастау», для отечественных товаропроизводителей: они могут покупать и продавать товары своего производства на этой площадке. Сейчас прорабатываем с «Казпочтой», нашим партнером, льготы по доставке из этого магазина. Мы проблемы предпринимателей, выпускников прошлых лет, понимаем», – поделился спикер.

Спрос на обучение растет

О спросе на обучение рассказала начальник отдела нефинансовой поддержки Палаты предпринимателей Карагандинской области Меруерт Касымова.

«По плану мы должны обучить 1800 человек в области, но уже подано более 2000 заявок. Наша целевая аудитория – безработные, непродуктивно занятые, самозанятые. На этой цифре, думаю, спрос не остановится. Сможем ли обучить больше – сейчас вопрос увеличения плана обговаривается с центральным аппаратом», – обрисовала ситуацию собеседница.

Айболат Есентемиров отметил, что заявок, действительно, очень много. «Изначально планировалось обучить около 30 тыс. человек, но, уверен, цифра вырастет минимум до 50 тыс. По Казахстану зарегистрировалось около 20 тыс. человек, мы решили разделить обучающихся на потоки. Второй поток стартует 6 июля. Регистрацию прерывать не будем, вопрос – кто на какой поток успеет. Те, кто подал на регистрацию, обучение пройдут», – сообщил представитель НПП.

Отвечая на вопрос ведущего о том, не слишком ли низок процент тех, кто после обучения открывает бизнес (за три года через проект прошло более 118 тыс. человек, а открыли или расшили свой бизнес чуть более 29 тыс., то есть примерно четверть), он поясняет, что это большой процент открытия. В других странах процент успешных кейсов меньше. У нас же позитивная статистика объясняется большим количеством свободных ниш, желанием людей заниматься бизнесом, работой тренеров и бизнес-консультантов проекта.

Меруерт Касымова отмечает, что участники проекта становятся более ответственными – в отношении своего бизнеса, потребителей и финансов. «Фининституты отмечают, что возвратность кредитов повышается после обучения предпринимателей в проекте. Думаю, проект должен действовать и дальше и не останавливаться в 2021 году», – считает спикер.

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова

ЧП официально признано форс-мажором

Однако действующие ограничительные меры фактически также являются обстоятельствами непреодолимой силы. Справки о наступлении форс-мажора выдаются и сегодня. 

08 Июль 2020 10:40 5644

ЧП официально признано форс-мажором

Чрезвычайное положение в Казахстане официально признано форс-мажором. Соответствующий закон РК подписал глава государства. Однако в текущих условиях, когда в стране не действует ЧП, но приняты ограничительные меры для бизнеса, необходимость в справках о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы у предпринимателей имеется. В этой связи документ при локдауне также выдается и сегодня. Об этом на своей странице в сети «Фейсбук» сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов.

Он уточнил, что Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» пункт первый статьи 359 Гражданского кодекса РК дополнен словами «чрезвычайное положение».

Теперь норма выглядит следующим образом: «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, #чрезвычайноеположение и тому подобное). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг».

«Конечно, ЧП отнесено к форс-мажору несвоевременно. Режим ЧП прекращен почти два месяца назад, а закон только подписан. То, что ЧП является обстоятельством непреодолимой силы, бесспорно, факт общеизвестный. Однако для результативных переговоров с контрагентами, банком или заказчиком госзакупок необходимо официальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств», – написал Рустам Журсунов.

По его мнению, важно акцентировать внимание на том, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает стороны от исполнения обязательств (поставки товара, оказания услуги, оплаты аренды и так далее). Стороны могут рассчитывать лишь на разумную отсрочку его исполнения и на освобождение от штрафных санкций за несвоевременное исполнение.

«В принятом законе, на мой взгляд, есть одна важная деталь. К форс-мажору отнесено только ЧП, а вместе с тем многие виды предпринимательской деятельности по-прежнему под запретом либо работают с существенными ограничениями. Введенный в стране минимум на два недели локдаун – это, по сути, тот же режим ЧП. Да, более либеральный режим, без блокпостов, но сути это не меняет. Кинотеатры не работают, той-бизнес под запретом, образовательные центры вновь закрылись и так далее. Поэтому мы, как и раньше, будем выдавать справки о наступлении форс-мажорных обстоятельств в упрощенном режиме», – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

С введения режима ЧП Внешнеторговая палата Казахстана (дочерняя организация НПП «Атамекен»), осуществляющая свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, перешла на усиленный режим работы.

«Мы сократили срок экспертизы заявок предпринимателей с 15 до пяти дней, перешли на удаленный формат – всю документацию рассматривали в электронном виде и проделали большую работу. С 16 марта по сегодняшний день нами выдано более 4800 справок о наступлении форс-мажорных обстоятельств», – сообщил Рустам Журсунов.

Если говорить о структуре обращений, то 31% всех заявок касался вопросов аренды недвижимости, 16% – нарушений обязательств по различным гражданско-правовым сделкам, 12% – поставка товара, 8% – договоры госзакупок (и других регулируемых закупок), 7% заявок поступило от организаций сферы туризма, 6% – кредиты в банках второго уровня, 5% – заявки по внешнеэкономическим контрактам, 3% – образовательные услуги, 2% – кредиты в финансовых институтах системы «КазАгро», 2% – различные вопросы сферы общественного питания и другие.

«Структура заявок отражает общий кризисный тренд в экономике, и мы видим, что обращения предпринимателей о свидетельствовании наступления форс-мажора продолжают поступать. И, хотя в целом динамика спала, бизнес по-прежнему испытывает стресс, обращения идут. Объявленный в стране локдаун при всей своей необходимости усугубляет ситуацию», – заключил бизнес-омбудсмен.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1553

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!