Как в Казахстане создают национальную товаропроводящую систему?

10762

И как она повлияет на цены, рассказывает глава Союза ОРЦ Казахстана.

Как в Казахстане создают национальную товаропроводящую систему?

Как в Казахстане создают национальную товаропроводящую систему, в том числе оптово-распределительные центры (ОРЦ), inbusiness.kz рассказывает председатель правления ОЮЛ "Союз ОРЦ Казахстана", член общественного совета по вопросам торговли и интеграции РК Ербулат Шарафиев.

– К идее создания ОРЦ пришли, когда у сельхозтоваропроизводителей, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств остро встали вопрос по сбыту продукции, проблемы с прямым выходом в торговые объекты, отсутствие овощехранилищ. Не все могли выполнить требования торговых сетей по поставке, калибровке, упаковке продукции, документации, – говорит он. – Торговые сети просили поставлять калиброванную продукцию по одной тонне еженедельно. Производители не могут себе это позволить из-за дополнительных расходов по логистике. Они предлагали поставить весь объем в 200 тонн сразу, но ритейлеры не могут хранить этот объем у себя.

Из-за существующих проблем мелкие сельхозтоваропроизводители начали контрактоваться по фьючерским сделкам, получая деньги от перекупов РФ до посева, а также с перекупами крупными оптовиками, которые рассчитываются наличными без всяких документов и самостоятельно вывозят с полей весь объем урожая. Соответственно, у государства встал вопрос продовольственной безопасности и стабилизации цен на социально значимые продтовары.

Министерство сельского хозяйства совместно с НПП "Атамекен" изучили эти проблемы с бизнесом, мировой опыт. И с 2017 года частные инвесторы начали реализовывать проект по строительству ОРЦ. Это ОРЦ Global City (Караганда), ТОО Altyn Orda QazTrade LTD (Алматинская область), ОРЦ Dostar Kazakhstan (Алматы), ОРЦ "Тараз", ОРЦ "Жамбыл" (Тараз, Жамбылская область), ОРЦ Jolaman (Семей, ВКО), ОРЦ "Радуга" (Петропавловск, СКО). Основное назначение ОРЦ – в построении инфраструктуры для проведения оптовых торгов, исключении посреднических звеньев и обеспечении гарантированного сбыта казахстанской продукции.

Для системного решения этого вопроса правительством инициировано создание национальной товаропроводящей системы в виде инфраструктуры сети оптово-распределительных центров из 24 ОРЦ.

– Какая их мощность?

– Общая годовая мощность приемки, хранения и перевалки – 2,2 млн тонн товаров. В том числе плодоовощной продукции – 625 тыс. тонн, мяса, рыбы и курицы – 300 тыс. тонн, бакалеи – 700 тыс. тонн и прочей продукции – 520 тыс. тонн.

Реализация проекта строительства ОРЦ начата в этом году. Она пройдет в 3 этапа. 9 июля минторговли и консорциум, куда входят ТОО "Национальная торгово-распределительная сеть", ТОО Continental Logistics и ТОО Continental Logistics Shymkent, подписали договор ГЧП на строительство/модернизацию, передачу и эксплуатацию интегрированной сети 7 ОРЦ.

Предлагаемая модель строится на принципах ГЧП через частную финансовую инициативу. На первом этапе предлагается строительство 7 объектов. Из них 4 ОРЦ – по хранению и 3 – по распределению.

Строительство предполагается в селе Мичурино, городе Аксу Павлодарской области, селе Шангельды Алматинской области, городе Шу Жамбылской области, а также в Нур-Султане, Шымкенте и Алматы с мощностью хранения 976 506 тонн в год.

– Позволит ли создание ОРЦ покупать в межсезонье овощи и фрукты дешевле?

– Напомню, главная цель создания национальной товаропроводящей сети – это обеспечение продовольственной безопасности страны, снижение цен на плодоовощную продукцию и обеспечение рынком сбыта.

Работа правительства по созданию ОРЦ в стране, безусловно, направлена на решение этих задач. Однако проблемы невозможно решить исключительно постройкой современных складов, кросс-доков и прочих объектов. Необходимо проводить институциональные, законодательные реформы, устранять административные барьеры.

Необходим эффективный механизм. Он поможет снизить давление сезонного спроса на предложение и контролировать окончательную стоимость продукции АПК. Когда он заработает, появится возможность сохранить необходимый объем урожая, реализовывать плодоовощную продукцию в период межсезонья по приемлемым ценам.

Необходимо ввести для участников товаропроводящей системы (производитель – заготовитель – ОРЦ – розничные сети, переработчики и др.) стимулирующие меры в виде отмены НДС по определенному перечню сельхозтоваров, производимых в стране. Это позволит решить вопрос стабилизации цен, заинтересует крупные торговые сети закупать у ОРЦ продукцию казахстанского производителя, а ОРЦ – закупать у заготовительных организаций и отечественных производителей. Кроме того, это повысит эффективность фискализации товарооборота по всей цепочке движения сельхозтоваров и увеличить объем налоговых поступлений в бюджет по другим видам налогов.

Но пока ОРЦ строятся и механизм не заработал, мы еще зависим от импорта плодоовощной продукции из Китая, Узбекистана, Кыргызстана. Полагаем необходимым провозить импортную плодоовощную продукцию по зеленому коридору на границах КНР, Узбекистана и Таджикистана, чтобы обеспечить казахстанцев дешевыми овощами и фруктами из этих стран.

– Почему к нам везут все из Узбекистана и Китая, а многие наши фермеры отправляют свою продукцию в Россию?

– Цены в России на многие овощи и фрукты дороже, поэтому казахстанские фермеры, которые производят качественную продукцию, стараются продать ее на экспорт. Это логично. Но у нас объемы производства небольшие, по некоторым позициям получается, сколько произвели, почти столько же и экспортировали.

У соседних Узбекистана и Китая объемы производства во много раз больше. За счет этого они обеспечивают и свой рынок, и наш, и рынки других стран. А значительно нарастить производство мы не можем, в том числе из-за того, что большой урожай будет негде хранить или заготавливать. Сейчас мощности складской инфраструктуры в Казахстане составляют только около 30% от объема производства сельхозпродукции. Если говорить о современных мультитемпературных хранилищах – и того меньше.

– Были опасения, что фермеров заставят выходить на площадку ОРЦ и продавать по бросовым ценам.

– Это бизнес, никакой обязаловки не будет. Здесь чисто рыночные отношения. Сейчас какая ситуация? Допустим, фермер реализует свой картофель по 120-130 тенге с поля. На рынке 5 посредников перекупов, каждый из них добавляет по 10 тенге на килограмм, и стоимость корнеплода доходит до 170-180 тенге.

Причем эти перекупщики даже не разгружают фуру, просто перепродают, и каждый по 10 тенге зарабатывает. В итоге 50 тенге чистыми ложится на первоначальную цену. Когда появится сеть ОРЦ, она как минимум трех посредников, а как максимум четырех уберет из цепочки. И, соответственно, килограмм корнеплода будет на 30 тенге или больше дешевле.

Если ОРЦ или оператор будет осуществлять закупочную деятельность, обговаривать с аграриями будущий урожай и предположительную на него цену, то фермер будет уже выращивать продукцию под запросы покупателей. Производитель будет знать, что на определенный объем у него есть гарантированный покупатель, который уже оплатил товар заранее по оговоренной стоимости.

Он уже не думает, где и как будет продавать, а будет увеличивать производительность, плюс современные склады позволят сохранить большее количество продукции, нежели овощехранилища старого формата. Все это в совокупности даст снижение цены. На сегодня россияне приезжают к нашим производителям, делают форвардные/фьючерские закупки, а по осени вывозят на КамАЗах продукцию. Что мешает нам сделать так же?

Это и есть рыночные отношения. Предлагаем наращивать объемы форвардных контрактов и оборотных схем, а именно отработать механизм закупки плодоовощной продукции у СХТП форвардными/фьючерскими контрактами, выделив для ОРЦ финансирование на оборотку. Эти меры позволяют казахстанским производителям, фермерам получать деньги за еще не выращенные овощи. В свою очередь, осенью фермеры будут поставлять овощи по ранее обговоренным объемам и ценам.

– Какие вложения у наших инвесторов ОРЦ?

– Частные инвесторы на сегодня инвестируют всю сумму денег, государством в целях поддержки частного бизнеса по строительству складов и ОРЦ предусмотрены льготы в виде выделения земельных участков, субсидирование кредитов на строительство по программам "Экономика простых вещей" и "Дорожная карта бизнеса".

Если взять, к примеру, Карагандинскую область, там частные инвестиции, они построили за 24 млрд тенге ОРЦ по аналогии с крупнейшим оптово-розничным продовольственным центром в Москве "Фуд Сити". В других областях стоимость проектов ниже. Но с учетом роста цен на стройматериалы цена меняется каждый раз.

Если взять ОРЦ по ГЧП, то там ситуация другая. Частный инвестор получает земельные участки от государства по договору ГЧП, инвестирует собственные деньги в строительство и по итогам строительства сдает объект в эксплуатацию. После будут возмещаться инвестиционные затраты. Соответственно, в рамках договора государственно-частного партнерства у инвесторов будут встречные обязательства.

Стоимость каждого объекта ОРЦ складывается индивидуально, так как проектируется в зависимости от инфраструктурного наполнения, решаемых задач и с учетом особенностей рынка, местоположения и т. д.

ГЧП позволяет снять с государства ключевые риски, связанные со строительством, удорожанием проекта, своевременным вводом в эксплуатацию объектов ОРЦ, и дальнейшие эксплуатационные риски. Данные риски лежат на частном партнере, к которому предъявляются высокие требования в части наличия опыта как в создании логистической инфраструктуры, так и оказании соответствующих услуг. Меры поддержки ГЧП возникают только после ввода в эксплуатацию и передачи в государственную собственность объектов ОРЦ.

– Когда национальная товаропроводящая сеть заработает в полную силу?

– Завершение строительства объектов ОРЦ планируется до 2025 года.

Но на каждом этапе проекта некоторые частные инвесторы ОРЦ сталкиваются с проблемами. Например, ОРЦ "Тараз", на полученном от акимата Тараза в аренду земельном участке в 34 га начали строительство ОРЦ. В дальнейшем акимат из ранее выданных 34 гектаров 2 га земельного участка под уже возведенными строениями забирает, хотя есть госакт ввода торговых навесов. Тем самым оказывается административный барьер, который не дает возможность продолжить работы и инвестирование в проект ОРЦ.

Данная проблема озвучена на совещании депутатов сената парламента, а также министру торговли и интеграции. Надеемся, вопрос частного инвестора решится в положительную сторону.

Также ждем внесения изменения в НПА в части расширения понятия "ОРЦ", выделения понятия "Оптово-распределительный центр" в отдельный обособленный вид экономической деятельности и введения в ОКЭД "Оптовая и розничная торговля". Эти вопросы уже в работе.

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться