/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Как внедрить проектное управление в Казахстане

Как внедрить проектное управление в Казахстане

В интервью inbusiness.kz эксперт рассказала о проводимой работе.

04 Апрель 2019 11:15 4699

Как внедрить проектное управление в Казахстане

Автор:

Майра Медеубаева

Методы проектного управления широко применяются во всем мире. В Казахстане данная тема активно развивается последние несколько лет. О том, какие меры необходимо предпринять для эффективного внедрения проектного управления в нашей стране, мы поговорили с сертифицированным тренером Райхан Исмаиловой.

Райхан Камбаровна, расскажите о своем опыте работы.

– В сфере проектного управления я работаю с 2002 года. Свою карьеру начинала в USAID. Помню, в 2002 году, когда американские компании приходили на казахстанский рынок, они сетовали на отсутствие проектного управления при реализации проектов. Надо отметить, экономическая конъюнктура и приоритеты Казахстана образца 2000 годов были другими. В целом проектное управление мы начали развивать после глобального экономического кризиса 2008-2010 годов, когда понятие «проектное управление» стало активно распространяться и зарождаться в стране. Тогда я работала в компании Pricewaterhouse Coopers, и заказчиками выступали как государственные, так и частные клиенты, которые уже понимали преимущества и выгоды данного подхода. Само по себе проектное управление востребовано в части госорганов, но у нас существует большая проблема – разбалансированность. Проектные офисы созданы при канцелярии Премьер-министра, Академии госуправления при Президенте РК, часто в новостях сообщают, что различные министерства и ведомства применяют проектное управление при реализации государственных задач. Таким образом, создается впечатление, что госорганы применяют проектное управление, но, когда пытаешься детально вникнуть и оценить результаты применения, их тяжело найти. Почему? Потому что в Казахстане нет единого центра проектного управления, не выработаны единый подход и методология, утвержденная на уровне национальных стандартов.

То есть в Казахстане нет единых стандартов проектного управления?

– У нас принят национальный стандарт. Но, если внимательно его изучить, то можно увидеть, что это перевод стандарта ИСО-21500. Но данный стандарт не включает в себя детализацию в подходе управления проектами. Например, ИСО-21500 рассматривает проект и этапы идентичными, и нет четкой процедуры разграничения этапов при реализации проекта. Такие подходы определения экономического обоснования, границы этапов, управление исключениями, планирование продукта в реализации проекта отсутствуют в национальном стандарте проектного управления. Соответственно, при таких условиях сложно оценить достижение целевых индикаторов программы. Более того, основная причина провала – некорректное экономическое обоснование проектов, отсюда неправильное планирование расходов, времени и объемов работ. Международная практика показывает основные причины провала проекта: постоянная корректировка объема работ, плохое планирование, низкая вовлеченность участников проекта, перерасход затрат, несоблюдение установленного графика. Получается ситуация, когда в ходе работы над проектом приходит понимание, что экономическое обоснование было сделано неправильно, отсюда неверно поставленные цели и задачи, плохое планирование, увеличение затрат на реализацию проекта. Как правило, на этом этапе проект умирает либо приостанавливается. 

На что необходимо обратить внимание при реализации проектного управления?

– В первую очередь, тщательная подготовка экономического обоснования в части оценки выгод, преимущества, эффективности проекта не в словах и цифрах, а в реальном денежном выражении. Если речь идет о проекте с госучастием, то надо точно просчитывать, какой окажет мультипликативный эффект, какие выгоды получит население. Далее следует правильное планирование реализации проекта. Надо четко понимать затраты и объемы, виды мероприятий, которые необходимо внедрить для реализации проекта, и в случае возникновения последствий кто в конечном итоге отвечает за неуспех проекта. 

Следующее – это качественное обеспечение людьми, обученными методологиям проектного управления. В мире существует множество различных программ. Мы пытались найти базу сертифицированных специалистов в Казахстане, но единой базы данных в доступе нет. Поэтому мы не понимаем потенциал наших кадров. Почему госорганы не могут эффективно использовать проектное управление? Потому что нет понимания, какое количество сертифицированных проектных менеджеров в разрезе методологий, которые могли бы его внедрить и действительно обладает знаниями и компетенциями в проектном управлении Prince2, SCRUM, AGILE, PMBOK, ITIL и т. д. 

Далее следует обратить внимание на оценку рисков. Многие госорганы в принципе серьезно не рассматривают управление и оценку рисков при реализации проектов, а это очень важный момент. Если вы не предвидите риски, то ничего не сможете сделать, когда они возникнут. В итоге деньги освоены, а результатов проекта нет, так как вовремя не были приняты превентивные меры. 

Заключительное важное правило – вовлеченность стейкхолдеров в реализацию проекта. Часто, когда на уровне министерства разрабатывают программы, исполнение идет местными органами, которые выполняют план мероприятий по реализации. У нас наблюдается большой разрыв на уровне МИО, которые должны исполнять проекты, так как они просто не вовлечены качественно в него при разработке проектов, что ведет к непониманию выгоды от успешности проекта. Идет выполнение для галочки, поэтому и нет эффекта.

В каких странах на правительственном уровне успешно применяются методы проектного управления?

– Примером для Казахстана может служить опыт Великобритании. Здесь на национальном уровне принят британский стандарт проектного управления BS6070. В рамках британского стандарта применяется методология PRINCE2, собственником Prince 2 является британская компания AXELOS. Это совместное предприятие, основанное в 2013 году с участием кабинета министров Великобритании, которому принадлежит 49%, и компании Capita pls, которой принадлежит 51% компании AXELOS. Компания Capita pls является разработчиком методики, что позволяет на государственном уровне использовать методологию PRINCE2 при реализации проектов. Если нам перенять такой опыт, это бы позволило нам эффективно реализовать поставленные задачи.

В Вашей практике по каким причинам проекты не реализовывались?

– Если брать соотношение госпроектов и частных, то большой процент провала первых. Этому есть несколько причин. Постоянное внесение корректировок в проект, объемы работы, урезание бюджета, низкая заинтересованность вовлеченных участников проекта, конечное неправильное экономическое обоснование и планирование в реализации проекта. В итоге это приводит к неудаче в реализации проекта. В частных компаниях другой подход, там взвешенно подходят к экономическому обоснованию, оценки выгод и преимуществ, так как понимают, что применение проектного управления – это инвестирование с ожидаемой просчитываемой прибылью.

Какие меры необходимо принять в Казахстане для полномасштабного внедрения проектного управления?

– Важна политическая воля. В первую очередь надо поменять подходы на государственном уровне, разработать единые стандарты, единую методологию и подход. В таком случае, я думаю, госкомпании будут более успешно работать. Можно разработать стандарты и взять для реализации один пилотный проект. Посмотреть на его результаты и в случае успешности каскадировать на другие ведомства. Также необходима сильная IT-инфраструктура, в зарубежных странах почти во всех госорганах оцифрованы показатели, которые используются для реализации проектов. На информационной платформе все прозрачно, транспарентно, и каждое подотчетное министерство видит результаты своих проектов. Руководитель должен быть с проектом от начала до конца, как спонсор и ответственный за реализацию этих денег. Он должен взять ответственность за успешность проектов в полном объеме. Успех на 10% зависит от руководителя, 90% составляют другие факторы: риски, заинтересованные стороны, правильное планирование, высокая вовлеченность участников при реализации проекта. Если все это правильно и экологично выстроить, система приведет к успешности. Есть два момента – создание проекта и его внедрение. Непосредственное написание проекта – это одно дело. Важно суметь его внедрить, что стоит огромных затрат и сил, человеческих и денежных ресурсов.

В мире разработаны различные методики. Все ли они подходят для Казахстана? 

– В части методологии нужно выбрать оптимальную модель, которую возможно адаптировать к нашим реалиям. Но на государственном уровне нужен единый подход, методология и структура, которая будет комплексно заниматься внедрением проектного управления в стране. По моему мнению, в настоящее время Фонд Первого Президента РК отвечает всем требованиям. На базе данного фонда можно создать единый центр проектного управления с хорошей IТ-инфраструктурой, которая могла бы заниматься цифровизацией бизнес-процессов проектного управления. Этот орган мог бы быть оператором проектного управления в госорганах. В свою очередь население смогло бы оценивать результаты реализации проектов через различные виды коммуникаций. Для того чтобы такую идею в полном объеме реализовать, сначала необходимо провести подготовительную работу. Если в едином центре будут собраны 10-15 ключевых сотрудников, владеющих различными методологиями, то сильная команда сможет внедрить проектное управление в государственном масштабе. Я считаю, в Казахстане есть все необходимые ресурсы, надо их правильно использовать и капитализировать для достижения общих целей. 

Справка: 

• Райхан Исмаилова является аккредитованным тренером PRINCE2 и сертифицированным PRINCE2 Practitioner. 

• Магистр делового администрирования со специализацией «международный бизнес» (European University), Швейцария. 

• Высшее образование: КазУМОиМЯ им. Абылай-хана и Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова. 

• Член PPP Global Network, World Bank Institute. 

• Член программы стажировки госдепартамента США. 

• Имеет сертификаты: PPP Skills and Competency Development Certificate, Института государственно-частного партнерства IP3, США, PPP Project Management Skills Development, IP3 Института государственно-частного партнерства IP3, США.

Профессиональный опыт: 

• Управление проектами в рамках реализации проектов USAID в Казахстане. 

• Участвовала при реализации бизнес-проектов компании COP в Казахстане и Туркменистане с отделами в Хьюстоне, Аляске (США), Ставангере (Норвегия). 

• Член команды проектов в сфере консалтинга PwC, в том числе руководила практикой PwC по работе с государственными органами. 

26 апреля в отеле Hilton Astana гуру проектного менеджмента Питер Крисчел проведет семинар. Казахстанцы на примерах реальных кейсов познакомятся с такими передовыми продуктами как PRINCE2®, AgilePM®, SCRUM и Polychor®, позволяющими организациям оставаться конкурентоспособными. Подробнее о семинаре - www.pmit.kz.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Бизнес и госорганы нарушили режим ЧП по-своему

Больше десятка субъектов предпринимательства в ВКО проигнорировали запреты на период ЧП в стране, а чиновники незаконно пытались ограничить работу бизнеса.

27 Март 2020 10:01 4365

Бизнес и госорганы нарушили режим ЧП по-своему

Фото: Максим Морозов

В Усть-Каменогорске и Семее, а также Глубоковском районе зарегистрировано с десяток случаев, когда в кафе и ресторанах вопреки запрету провели торжественные и иные мероприятия с большим скоплением людей, работали интернет-клубы. Об этом сообщила прокуратура ВКО.

Не штраф, так арест

«Несмотря на предписания по соблюдению требований, некоторые граждане и предприниматели области не реагируют на предупреждения государственных органов, игнорируют действующие на период чрезвычайного положения запреты и ограничения», – информировала пресс-служба главного органа надзора за законностью в Восточном Казахстане.

По ее данным, в Усть-Каменогорске установлен факт функционирования компьютерного клуба. Постановлением специализированного административного суда владелец привлечен к штрафу в размере 26 510 тенге. Как объяснили inbusiness.kz в пресс-службе прокуратуры ВКО, пока это единственный случай, когда вынесено судебное постановление о сумме штрафа. Остальные дела находятся на рассмотрении служителей Фемиды.

Прокуроры привели еще пример, когда владелец бизнеса, а именно караоке-бара Усть-Каменогорска, штрафом не отделался. За то, что заведение продолжило работу после 22:00, хозяин заведения получил наказание в виде ареста на 15 суток.

В связи с режимом ЧП в регионе создали мобильные группы из числа прокуроров, сотрудников департаментов полиции и государственных доходов, которые выявляют и пресекают нарушения действующего законодательства. В эти дни не только областная прокуратура, но и антикоррупционная служба ВКО призвали граждан и предпринимателей соблюдать временные ограничения, введенные на период ЧП.

Временная рабочая комиссия, в состав которой вошли три группы, создана и по поручению акима ВКО Даниала Ахметова. В состав вошли депутаты областного и городского маслихатов Усть-Каменогорска, представители органов СЭС, совета самоуправления Усть-Каменогорска. Если первая группа мониторит цены на социально значимые продукты питания, вторая контролирует соблюдение санитарных норм и правил в общественном транспорте. Она сделала больше 40 рекомендаций о правильности дезобработки этих объектов. Третья занимается мониторингом режима работы, санитарных норм в крупных торговых центрах. Она направила четыре письма главному санитарному врачу Усть-Каменогорска Михаилу Дерябину, а также в органы полиции о принятии мер по выявленным нарушениям.

По данным известной в регионе общественницы Елены Березинской-Абиловой, она с самого начала режима ЧП в составе третьей рабочей группы проверила санитарное состояние крупных торговых центров, включая «Метро», «Фрэшмаркет», «Арзан». Многие объекты усилили дезинфицирующие мероприятия. Группа, тем не менее, внесла свои замечания. Больше всех нарушений санитарно-эпидемиологического режима в период ЧП она обнаружила в крупном магазине Усть-Каменогорска «Арзан». Там были не в порядке арендуемый туалет и уборная для персонала, санитарная зона для персонала.

«Мы написали письмо в полицию, а там оформили административное правонарушение со стороны директора усть-каменогорского филиала оптового клуба «Арзан» Ольги Михайловой, – рассказала г-жа Березинская-Абилова. – Считаю, что хорошо выполнил свою работу участковый инспектор Левобережного отдела полиции Арман Мамаев, который составлял документы об административном правонарушении».

26 марта специализированный административный суд Усть-Каменогорска вынес постановление в адрес директора «Арзана» Ольги Михайловой о выплате штрафа в размере 10 МРП. А представители СЭС провели с персоналом супермаркета разъясняющий семинар. Нарушения в магазине устранили. По словам Елены Березинской-Абиловой, госорганы в этих случаях сработали оперативно.

«Бизнес сейчас просит послабления у государства. Но ему тоже необходимо быть более ответственным, поскольку это касается жизни людей», – говорит общественница.

Баня не воспрещается

Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей по ВКО Бакытжан Майжеринов рассказал, что в Тарбагатайском районе владелец продуктовых магазинов «Семей», «Тамаша» ИП Елдос Маханов обратился к ним по поводу того, что акимат обязал его в 17 часов закрыть магазин. Пришлось разъяснять местной администрации правила на время ЧП, и теперь магазин работает в обычном режиме, соблюдая инструкции. В 34 магазинах по району директор филиала Палаты предпринимателей ВКО раздал памятки, чтобы их владельцы соблюдали карантинный режим и все соответствующие правила.

В селе Урджар ИП Жанаргуль Толежанова пожаловалась на то, что сотрудники СЭС требовали закрыть принадлежащую ей общественную баню. Директору тамошнего ФПП Леониду Шиянову удалось убедить чиновников, что в Постановлении главного государственного санитарного врача РК №26 от 22 марта 2020 говорится о соблюдении санитарных требований при оказании аналогичных услуг, но никак не о закрытии заведения. По результатам переговоров достигнуто соглашение о функционировании общественной бани с соблюдением всех санитарных норм. Сохранено девять рабочих мест, которые обеспечивает предприниматель.

В Риддере около сотни предпринимателей из сферы мелкой розничной торговли массово оказались в «непонятках» относительно того, как работать в режиме ЧП. Вопрос решен директором ФПП Данияром Мухтаровым, предприниматели работают в установленном режиме.

«Начиная с 15 и по 26 марта в Палату предпринимателей ВКО и ее филиалы в городах и районах поступили обращения от более чем 550 предпринимателей. Из них по условиям работы в режиме ЧП – 132 обращения», – добавил Бакытжан Майжеринов.

Ольга Ушакова

Как коронавирус в Казахстане отразится на договорах бизнес-партнеров

Правовые последствия неисполнения обязательств при наступлении форс-мажора.

26 Март 2020 15:33 2083

Как коронавирус в Казахстане отразится на договорах бизнес-партнеров

Чрезвычайное положение и карантин в Казахстане, действующие из-за распространения коронавируса, серьезно повлияли на возможность ведения предпринимательской деятельности. Исполнение многих договоров оказалось существенно осложненным или невозможным. В этих условиях актуальным стал вопрос определения правовых последствий наступления форс-мажора для сторон договора, сообщается на ombudsmanbiz.kz.

Освобождение от имущественной ответственности по причине неисполнения обязательств по договору

В соответствии с п. 2 ст. 359 Гражданского кодекса РК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, к которым относятся стихийные явления, военные действия и тому подобное.

Ограничительные меры, введенные вследствие пандемии и введения чрезвычайного положения, являются обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). В этой связи наступление данных обстоятельств влечет возможность освобождения от имущественной ответственности стороны договора – от возмещения убытков и уплаты неустойки.

Вопрос освобождения от имущественной ответственности должен рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю. Сторона договора должна доказать, что исполнение обязательств оказалось невозможным по причине пандемии и введенного чрезвычайного положения.

Отказ от исполнения обязанностей по договору при невозможности исполнения договора

П. 2 ст. 359 ГК РК хотя и дает возможность освободиться от имущественной ответственности, но не дает возможность отказаться от исполнения самих обязанностей по договору при форс-мажоре.

Имеются случаи, когда из-за введения чрезвычайного положения наступила невозможность исполнения обязанности по договору вследствие приостановления деятельности торгово-развлекательных центров, непродовольственных торговых рынков, торговых домов, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей, запрета проведения зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий, ограничение на въезд на территорию РК, ограничения на передвижение и въезд/выезд. Например, для ТРЦ – арендодателя и владельца бутика – арендатора стало невозможным сдавать и пользоваться помещением бутика.

В этих случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало невозможным, если иное не предусмотрено законодательством или договором, вправе уведомить вторую сторону договора об освобождении от исполнения обязанности по договору на основании ст. 361, п. 2 ст. 374 ГК.

При этом освобождение от исполнения договорных обязанностей не обязательно влечет прекращение самого договора, если договор является долгосрочным или договор содержит иные обязанности.

В соответствии со ст. 361 ГК если в договоре исполнение для одной стороны стало невозможным вследствие обстоятельства, за которое ни одна сторона не отвечает, то ни одна из сторон, поскольку в законодательном акте или договоре не предусмотрено иное, не вправе требовать исполнения договора.

В соответствии с п. 2 ст. 374 ГК в случае невозможности исполнения стороной обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни она, ни другая сторона не отвечают, она не вправе требовать от другой стороны исполнения по обязательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Частичное или полное прекращение договора при невозможности исполнения договора

Если сторона договора столкнулась с невозможностью исполнения и желает прекратить договор, то в соответствии с п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК она может требовать прекращения договора полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Действие настоящего правила не распространяется на денежные обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 375 ГК, если в результате издания акта государственными органами, включая местные представительные и исполнительные органы (публичного акта), исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Так как в этой норме нет соответствующей оговорки, действие настоящего правила распространяется и на денежные обязательства. Однако необходимо доказать, что исполнение денежных обязательств стало невозможным.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК одна из сторон вправе отказаться от исполнения договора в случаях невозможности исполнения обязательства, основанного на договоре (статья 374 настоящего Кодекса). При этом, если отказ от договора происходит в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 и п. 1 ст. 374 ГК, сторона должна предупредить об этом другую сторону не позднее, чем за месяц, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или соглашением сторон.

Отказ от исполнения обязанностей по договору при серьезной затруднительности исполнения договора

Имеются случаи, когда с учетом пандемии и введенного чрезвычайного положения исполнение обязанности стало серьезно затруднительным (но возможным) для одной из сторон договора, что существенно отрицательно влияет на равновесие договорных обязательств сторон. Например, для арендатора, арендующего помещение кафе, которому вследствие значительного сокращения посетителей стало существенно невыгодно платить арендную плату в прежнем размере с учетом иных расходов, в том числе на персонал, коммунальные услуги.

Частным случаем таких ситуаций второй группы является случай, когда заемщик не может выплатить банку очередной платеж вследствие неполучения доходов из-за эпидемии и чрезвычайного положения. В этом случае платеж, по сути, возможен, например, путем привлечения нового займа или продажи своего имущества, но серьезно отрицательно будет влиять на имущественное положение заемщика.

В указанных случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало серьезно затруднительным, может направить второй стороне предложение об изменении договора (например, путем освобождения от исполнения обязанности, исполнения обязанности в меньшем объеме, переноса срока исполнения обязанности) или о прекращении договора.

При этом сторона не может без решения суда односторонне вносить изменения в договор или отказываться от его исполнения.

При отказе второй стороны от указанного предложения, потерпевшая сторона может обратиться в суд для принудительного одностороннего внесения изменений в договор в отношении исполнения соответствующей обязанности или одностороннего прекращения договора на основании общих принципов добросовестности и разумности.

В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 8 ГК граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики, а действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением, не допускаются.

Суду предлагается рассмотреть, насколько серьезными являются затруднения стороны для исполнения договора и насколько существенно меняется равновесие договорных обязательств из-за возрастания для стороны стоимости исполнения или уменьшения ценности получаемого стороной исполнения. Если для восстановления равновесия это необходимо, то суд принимает решение о внесении изменений в договор или его прекращении.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: