Как защититься от обмана в Интернете

4087

Что для этого нужно знать, рассказали в департаменте по защите прав потребителей и полиции.

Как защититься от обмана в Интернете

Несмотря на широкую профилактическую работу с населением всех компетентных структур, в Восточном Казахстане, как и по всей стране, ежегодно увеличивается число случаев интернет-мошенничества. По данным начальника следственного управления департамента полиции ВКО, подполковника полиции Даурена Иманмадиева, в 2020 году на территории Восточно-Казахстанской области было зарегистрировано 1353 случая интернет-мошенничества, а в 2021 году уже 1636, передает inbusiness.kz.

Тройка популярных видов обмана

За первые полтора месяца 2022 года в ВКО уже было зарегистрировано 191 факт интернет-мошенничества.

Интересно, что в ВКО в 2020 году всего было зарегистрировано 2321 случай мошенничества, из них доля совершенных через Интернет и электронные средства связи составила 58,3%. За 2021 год в Восточном Казахстане всего было зарегистрировано 2819 случаев мошенничества, доля интернет-мошенничества составила 58%.

Чаще всего люди становятся жертвами обмана через сайты бесплатных объявлений Market.kz, OLX, Kolesa.kz, Кrisha.kz, социальные сети Instagram и Facebook, банковские карты и приложения.

При этом самый "жирный улов" доставался именно тем мошенникам, кто смог через обман и психологические манипуляции завладеть данными банковских мобильных приложений, одноразовыми паролями и кодами с обратной стороны банковских карт. В одном из последних случаев злоумышленники смогли завладеть суммой в почти 6 млн тенге со счета жертвы.

"У нас есть много фактов, когда людям звонили якобы представители банка второго уровня, говорили, что произошел сбой системы, необходимо установить личность клиента, подтверждение наличия у него счета, – говорит Даурен Иманмадиев. – Постепенно злоумышленники выуживают у потерпевшего его секретные персональные данные, с помощью которых можно активировать личный кабинет банковского приложения жертвы у себя в смартфоне, перевести с его счетов деньги".

Также Даурен Иманмадиев привел пример, как молодой житель Усть-Каменогорска обманул 12 человек из разных городов Казахстана, разместив на одной из торговых площадок объявление о продаже игровой приставки последней модели Sony Playstation. Цену поставил ниже рыночной, но самого гаджета у парня не было. Зато он вовсю демонстрировал потенциальным покупателям по видеосвязи и свое лицо, и удостоверение личности, просил перевести деньги за товар немедленно, потому что на него уже немало желающих. Поэтому жертвы парня доверяли ему и переводили свои деньги, правда, ни один из них не догадался сделать скриншоты с экрана смартфона, чтобы зафиксировать изображение злоумышленника. Но его все равно задержали, дело расследовали, и суд вынес ему приговор в виде 3,5 года реального лишения свободы.

С прошлого года в Казахстане действует ведомственная программа по противодействию киберпреступлениям, созданы специальные следственно-оперативные группы по их расследованию. В ВКО полицейские ежедневно проводят мониторинг социальных сетей и мессенджеров на предмет выявления противоправного контента. Только в 2021 году они выявили и направили на блокировку в систему "Кибернадзор" 413 противоправных сайтов, по поводу 620 ложных объявлений было сообщено администраторам сайтов продаж, где их разместили.

В полиции рассказывают, что проводят огромную профилактическую работу для предупреждения интернет-мошенничества: распространяют тематические буклеты, видеоролики в местах массового скопления людей, просвещают в СМИ и Интернете, но, по мнению Даурена Иманмадиева, уровень правовой грамотности у населения растет медленно.

В то же время расследовать киберпреступления довольно сложно, ведь мошенники пользуются банковскими счетами, сим-картами и телефонами, оформленными на третьих-четвертых лиц. А если злоумышленники находятся за рубежом, скажем, в России, то для проведения следственных действий в этой стране необходимо направить международные поручения через компетентные органы согласно заключенным конвенциям. Понятно, что это процесс небыстрый.

Население просят быть бдительными

На днях департамент полиции и департамент по защите прав потребителей заключили меморандум, который должен помочь в совместной профилактической работе по предупреждению мошенничества, в том числе совершенного посредством электронных средств связи и Интернета, а также в расследовании этой категории преступлений.

"У нас тоже есть случаи, когда к нам с жалобой обращаются граждане, купившие товары на сайтах-однодневках, где нет вообще никакой информации о продавце – телефона, юридического адреса, электронной почты. Была история, когда женщина купила очень дорогое платье на каком-то зарубежном аккаунте в Instagram. Деньги ушли, но никакого ответа от продавцов она не получила. Где их искать?" – задает риторический вопрос руководитель департамента по защите прав потребителей ВКО Қанат Жеңісбекұлы.

Он напомнил, что потребителям нужно быть бдительными, внимательными, проверять на сайтах, где приобретаете товары, наличие контактов, обратной связи с продавцом, изучать отзывы.

По словам Қаната Жеңісбекұлы, интернет-торговля разивается быстрыми темпами, что является современным трендом. Соответственно, увеличивается и число жалоб со стороны граждан на нарушение их прав как потребителей, и количество случаев интернет-мошенничества.

За 2021 год в областной департамент по защите прав потребителей поступило 31 обращение по вопросу нарушения прав потребителей в сфере электронной торговли. Люди жаловались в основном на то, что не могут обменять товары, в том числе с дефектами, некомплектные, или вернуть деньги. В итоге сумма денежных возвратов после вмешательства департамента по защите прав потребителей ВКО составила свыше 927,7 млн тенге.

Конечно, есть грань между уголовными и гражданскими правоотношениями, в случае которых потребителям товаров и услуг нужно действовать не через полицию, а через субъекты досудебного урегулирования потребительских споров или через уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей в лице департамента.

"Мошенничеством считается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. А если, к примеру, между сторонами есть договор, то это уже не сфера деятельности полиции. Это гражданско-правовая сделка, выраженная в согласованной воле всех сторон сделки. Фиктивным договор можно признать через суд", – говорит Қанат Жеңісбекұлы.

По данным Даурена Иманмадиева, согласно разъяснению Генеральной прокуратуры РК, "не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении: о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными".

Ольга Ушакова