Как журналисты могут помочь в предотвращении суицидов

2173

​Эксперты уверены: правильное освещение в СМИ может значительно повлиять на уменьшение трагических случаев.

Как журналисты могут помочь в предотвращении суицидов Фото: inbusiness.kz

Об этом в интервью Inbusiness.kz рассказал глава медиахолдинга ATAMEKEN BUSINESS, директор представительства "Казахстанский Медиа Альянс" в Астане Канат Сахария.

– В этом году Вы несколько раз выступали с предложением к журналистам и публичным личностям не публиковать детали суицидов. Как мы помним, на конференции, посвященной данной теме, был презентован проект декларации об ответственном освещении самоубийств в СМИ. Какие есть подвижки в этом вопросе?

– Действительно, в апреле этого года мы провели большую конференцию на данную тему с участием экспертов Европейского союза, Всемирной организации здравоохранения, представителей профессионального сообщества – казахстанских суицидологов. На мероприятии часто звучала грустная статистика. По разным мировым исследованиям, Казахстан находится в первой двадцатке стран с наибольшим количеством суицидов на душу населения. Если я не ошибаюсь, по подросткам мы в десятке, по общему количеству – в двадцатке. Здесь хочу сразу оговориться, что подобные исследования проводят различные организации и мы в них занимаем разные места, но не с разбегом в 20-30 мест, разница составляет 3-4 места.

Поэтому можно с уверенностью констатировать, что общая картина по суицидам у нас довольно тревожная. Так, в 2020 году, по данным комитета по статистике, в Казахстане было совершено 2145 суицидов, в том числе порядка 60 случаев среди молодых людей в возрасте 15-17 лет. Это больше, чем людей, погибших в ДТП, в прошлом году их было 2134, от острого инфаркта миокарда – 2032, от убийств – 673 случая.

Если говорить конкретно о проекте декларации, то буквально недавно, 15 сентября, мы ее утвердили. Сейчас Казахстанский Медиа Альянс готовит рассылку в редакции СМИ, чтобы при освещении суицидов журналисты руководствовались рекомендациями, которые в ней изложены. Они собраны на основе исследований, которые проводили американские и европейские специалисты.

– Если коротко остановиться на декларации, что она в себе содержит?

– Основной посыл декларации заключается в том, что лучшей практикой редакционной политики является отказ от детализации сообщений о суицидах. Как показывают исследования, это может снизить риск последующих инцидентов суицидального поведения людей, подверженных риску. Когда мы готовились к конференции и анализировали данные за прошедшие два года, то прослеживалась точная тенденция, когда подобные истории в казахстанских СМИ повторялись с лагом в несколько дней. Особенно всплеск наблюдался осенью. То есть выходила новость о совершении самоубийства с описанием места и действия и буквально через несколько дней такой же случай происходил уже с другим человеком при таких же условиях.

Опять же хочу подчеркнуть, что мы не проводили комплексное исследование всех случаев суицида, а лишь тех историй, которые широко освещались в СМИ. Таким образом, можно сказать, что детальное освещение самоубийства с указанием возраста, метода действия, места, причин, публикацией предсмертной записки может спровоцировать такой же исход событий у человека, который найдет сходства с погибшим. Люди могут увидеть в этом выход, поэтому мы рекомендуем не детализировать подобные случаи. Другими словами, не раскрывать в материале такие подробности, как место, способ, причины совершения суицидов, чтобы не сработал так называемый эффект Вертера, когда лица, имеющие суицидальные наклонности, брали описанный случай в качестве руководства к действию. 

Также в подобных статьях обязательно должны быть указаны телефоны доверия, по которым человек с подобными мыслями может позвонить и получить квалифицированную поддержку. В Казахстане помощь можно получить по следующим номерам телефона: 111, 112, 150, в Астане – 8 (7172) 54-76-03.

– Кроме непосредственно содержания самого материала, какие рекомендации дают специалисты по его подаче?

– Здесь также есть советы, которые нацелены на минимизацию повторения случая. Так, общепринятые правила следующие: сообщение о самоубийстве или попытке самоубийства на интернет-ресурсах не размещается в качестве передового материала главной страницы, не используются гиперссылки на суицидальные материалы в социальных сетях. Сюжеты на телевидении и радио должны быть размещены в конце выпуска новостей. В газетах сообщение располагается на внутренних страницах газет. Особая ответственность редакций возникает при сообщениях о самоубийствах или попытках самоубийств публичных, известных людей, так как такие сообщения с еще большей вероятностью могут спровоцировать подражание самоубийству у уязвимых лиц. Следует избегать "сенсационности" в заголовках и в теле основного материала. Кликбейт, как инструмент, в освещении случая суицида является недопустимым.

Безусловно, в огромном потоке информации, когда журналисты ежедневно выпускают большое количество новостей, можно забыть о данных рекомендациях и выдать новость в том виде, в каком они получили в сводках от МВД или полиции. Но здесь я хочу подчеркнуть, что цена детализации суицидов очень высока – это человеческие жизни. Именно поэтому мы подготовили декларацию и будем надеяться, что сотрудники СМИ будут ее использовать при подготовке новостей о самоубийствах и ответственное освещение суицидов потенциально снизит их дальнейшее количество.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться