– Вы недавно выступили с предложением об ограничении публикаций деталей самоубийств. Можете объяснить свою позицию?
– Как мы знаем, к сожалению, Казахстан занимает передовые места по количеству суицидов, как среди взрослого населения, так и детского. Все это свидетельствует о том, что необходимо принимать меры на законодательном уровне. Стоит отметить, что ежегодно во всем мире регистрируется от 700 до 800 тысяч самоубийств, и, по оценкам, каждая такая смерть напрямую затрагивает не менее шести человек. Поэтому я считаю, что в решении этой проблемы нам надо обратиться к мировому опыту. К примеру, в 1999 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запустила свою всемирную инициативу по предотвращению самоубийств.
По данным исследователей, было проведено более 100 расследований самоубийств, которые напрямую связаны с сообщениями СМИ об одном или нескольких самоубийствах. Как подчеркивают эксперты, систематические обзоры этих исследований неизменно приводят к одному и тому же выводу: широкое освещение случаев суицида может привести к последующему дополнительному суицидальному поведению. В этих обзорах также делается вывод о том, что суицидальное поведение подражателя более вероятно в некоторых обстоятельствах, чем в других. В частности, повторяющиеся репортажи и громкие истории наиболее тесно связаны с поведением подражателя.
Влияние сообщения о самоубийстве на последующие самоубийства сильнее, когда человек, описанный в истории, является знаменитостью и пользуется большим уважением читателя или зрителя. По данным ВОЗ, конкретные подгруппы населения, например молодые люди, люди с психическими заболеваниями, люди с историями суицидального поведения, особенно уязвимы для имитации суицидального поведения. Риск повышается, когда характеристики человека, покончившего жизнь самоубийством, совпадают с характеристиками читателя или зрителя и когда читатель или зритель отождествляет себя с выбранным человеком. Кроме того, важную роль играет содержание историй: истории, подтверждающие или повторяющие мифы о самоубийстве или содержащие подробное описание конкретного метода самоубийства, с большей вероятностью приведут к самоубийству подражателя.
– То есть исследователи ВОЗ полагают, что освещение суицидов может напрямую влиять на решения людей в отношении самовольного ухода из жизни?
– Да, по их данным, самоубийства, которые были освещены в газетах и на телевидении в соответствии с руководящими принципами СМИ, демонстрируют высокий потенциал предотвращения самоубийств и обычно не приводят к дальнейшим самоубийствам. Для работников СМИ существует несколько руководств по ответственному освещению самоубийств, включая брошюру ВОЗ. В частности, в числе рекомендаций ВОЗ по профилактике самоубийств звучат такие советы: не размещать рассказы о самоубийстве на видном месте; не использовать выражения, которые сенсационны, или нормализуют самоубийство, или представляют это как конструктивное решение проблем; не указывать используемый метод; не сообщать подробности о местонахождении; не использовать сенсационные заголовки; не использовать фотографии, видеоматериалы или ссылки в социальных сетях. Доказано, что ответственное освещение самоубийств в публичном поле – на телевидении, сайтах, соцсетях – эффективно ограничивает подражание самоубийцам среди подверженных риску групп населения. Таким образом, сообщения о самоубийстве могут минимизировать риск имитационного самоубийства или увеличить риск. Таким образом, все информплощадки могут предоставлять полезную просветительскую информацию о самоубийстве или могут распространять дезинформацию о самоубийстве.
Как подчеркивают исследователи, с одной стороны, уязвимые люди подвергаются риску подражания поведению после сообщений в информационном пространстве о самоубийстве, особенно если освещение обширное, заметное, сенсационное, явно описывает метод самоубийства и оправдывает или повторяет широко распространенные мифы о самоубийстве. Риск особенно выражен, когда человек, который умер в результате самоубийства, имел высокий социальный статус или его легко идентифицировать. Отчеты о самоубийствах, которые вызывают последующие самоубийства, часто повторяются в течение более длительного периода. Влияние сообщений СМИ на рост самоубийств называется эффектом Вертера, названным в честь главного героя романа Гете "Скорби молодого Вертера", который умер в результате самоубийства. Данный роман привел в Европе в конце 18 века к волне подражающих самоубийств, откуда и произошло название феномена "эффект Вертера". В результате данный роман был запрещен в ряде европейских стран.
– Что конкретно Вы предлагаете сделать?
– Я считаю, что рекомендации ВОЗ по ответственному освещению самоубийств следует отразить в казахстанском законодательстве. Если посмотреть на статистику самоубийств в Казахстане, то мы видим, что их показатели снизились по сравнению с прошлыми годами, но по мировым меркам мы остаемся в числе лидеров. Так, в 2020 году, по данным комитета по статистике, в Казахстане было совершено 2145 суицидов, в том числе порядка 60 случаев среди молодых людей в возрасте 15-17 лет. Это больше, чем людей, погибших в ДТП, в прошлом году их было 2134, от острого инфаркта миокарда – 2032, от убийств – 673 случая.
У меня нет на руках исследований, как широкое освещение одного суицида в соцсетях, на телевидении, сайтах в нашей стране привело к цепочке других самоубийств. Это большая исследовательская работа, но можно предположить, что в этом отношении мы не отличаемся от других стран, в которых проводился подобный анализ.
– О каких данных здесь идет речь?
– Систематические обзоры исследований об освещении самоубийств неизменно приходят к одному и тому же выводу: сообщения средств массовой информации о самоубийстве могут привести к последующему увеличению суицидного поведения. В этих обзорах также было замечено, что вероятность увеличения суицидального поведения варьируется в зависимости от времени после сообщения новостей, обычно достигая пика в течение первых 3 дней и выравниваясь примерно через 2 недели, но иногда продолжаясь дольше.
К примеру, американский социолог Дэвид Филлипс из Калифорнийского университета в течение семи лет изучал связь между самоубийствами и публикациями о них в прессе. Для этого он проанализировал суицидальную статистику с 1947 по 1968 год в США и Великобритании. Он также ориентировался на публикации о самоубийствах в таких массовых американских изданиях, как The New York Times, Chicago Tribune и London Daily Mirror. Так, по его подсчетам, в течение двух месяцев с момента широкого освещения самоубийства число новых суицидов возрастало в среднем на 58 случаев в пределах региона огласки. Таким образом, констатировал социолог, чем шире была огласка, тем большее число самоубийств происходило. В Казахстане, в случае если человек попал в сложную ситуацию, ему помогут специалисты по следующим номерам: 150 – телефон психологической помощи, 111 – телефон доверия для детей и подростков, 112 – экстренная служба спасения, 1415 – телефон доверия для жертв бытового насилия.
Во многих странах мира разработаны правила в Кодексе этики, в которых значится, что "сообщения о случаях и попытках суицида должны носить сдержанный характер". Это касается, в частности, публикации имен, фотографий и описания конкретных обстоятельств. К сожалению, у нас нет подобной практики и мы не может точно сказать, какие последствия для нашего общества несут публикации подробностей суицидов.
Смакование историй самоубийств с указанием деталей, как это происходит сейчас, без каких-либо ограничений, распространение предсмертных записок, интервью с родственниками погибших ведет к тому, что у людей может появиться отношение к суициду как к чему-то нормальному. Поэтому роль СМИ, блогеров, лидеров мнений здесь очень высока – мы должны ответственно подходить к освещению подобных историй. Как считают суицидологи, самоубийства предотвратимы, если правильно освещать свершившиеся случаи без неумышленного подталкивания к нему людей из группы риска. Эта ответственность в равной степени лежит и на профессиональных журналистах, и на блогерах, которые освещают подобные случаи в социальных сетях.
Саян Абаев