Однако бизнес-сообщество подвергло его критике за ряд существенных недостатков. Председатель комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности НПП "Атамекен" Николай Радостовец в интервью NUR.KZ заявил, что этот проект Экокодекса опасен для экономики страны.
– Николай Владимирович, расскажите, почему бизнес-сообщество не устраивает утвержденный проект нового Экологического кодекса?
– Согласно проекту нового Экокодекса, государство постоянно будет увеличивать экологические платежи и штрафы, при этом не предоставляя промышленным предприятиям экономических стимулов для внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Если взять европейские стандарты, то стоимость внедрения наилучших доступных технологий в масштабах всего Казахстана измеряется даже не миллионами, а миллиардами долларов. Это огромные суммы для наших предприятий.
Учитывая высокую стоимость проектов по снижению эмиссий вредных веществ, внедрение НДТ во всем мире сопровождается принятием мер экономического стимулирования. Однако Казахстан почему-то решил стать исключением и действовать методом кнута.
Масштабная реализация дорогостоящих проектов по внедрению НДТ без господдержки скажется на росте себестоимости производимой промышленной продукции и снижении ее конкурентоспособности на мировых рынках. Это может привести к сокращению или даже остановке производств и как результат к массовым увольнениям.
Все это представляет опасность для экономики. Не забывайте, что главными источниками доходов Казахстана по-прежнему остаются нефтегазовая и металлургическая отрасли. Если эти сферы пострадают, то это сразу по цепочке скажется на бюджете страны, малом и среднем бизнесе и в конечном итоге на доходах населения.
Усугубить ситуацию способен новый мировой экономический кризис. Сегодня спрос и цены на продукцию отечественных промышленных предприятий на мировых рынках рухнули на 20-30% и продолжают падать.
– Как, на Ваш взгляд, можно было бы осуществить переход на НДТ, чтобы были учтены интересы и экологии, и экономики?
– К этому вопросу необходимо подходить комплексно и охватывать мерами экономического стимулирования все аспекты внедрения наилучших доступных технологий.
Учитывая дороговизну подобных проектов, целесообразным является предоставление предприятиям льготного финансирования на эти цели. В первую очередь, это актуально для старых градообразующих предприятий, которые раньше были на окраине или за пределами городов, а сегодня находятся чуть ли не в их центре. И по ним стоит вопрос – или сносить и лишить людей работы, или модернизировать через внедрение НДТ.
Серьезным экономическим стимулом будет освобождение от экологических платежей и налогов предприятий, реализующих проекты по модернизации производств с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Так как компании не смогут одновременно внедрять дорогостоящие НДТ и при этом осуществлять обязательные экологические платежи. Сэкономленные на налогах средства лучше направить на "зеленую" модернизацию.
Хорошим экономическим стимулом стали бы отмена или снижение импортных пошлин на ввоз оборудования и материалов для внедрения наилучших доступных технологий и многое другое.
Иначе говоря, предприятиям нужно предоставить возможности для аккумулирования средств на модернизацию производств. Однако подобные механизмы в новом Экологическом кодексе слабо проработаны.
В этом вопросе необходима активная деятельность не только министерства экологии, но и других ведомств. В первую очередь министерств национальной экономики и финансов, от которых главным образом зависит предоставление экономических стимулов для внедрения НДТ. Все должны понимать, что экология – это не просто модное слово, а реальная работа.
– Но все же в проекте нового Экокодекса прописана мера по освобождению предприятий, внедряющих НДТ, от плат за вредные выбросы.
– Так и есть. Только экологический платеж отменят предприятиям, внедрившим НДТ, лишь после 2025 года. Это значит, что в 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годах у нас не будет экономических стимулов для "зеленой" модернизации с целью улучшения состояния окружающей среды. Если мы действительно хотим заниматься вопросами экологии, то надо уже сейчас собирать на это средства, а не ждать пять лет.
Почему обнуление ставки за эмиссии произойдет только после 2025 года? Потому что к тому времени должны быть разработаны справочники по НДТ, то есть государственные стандарты, основанные на наилучшем мировом опыте.
Вместе с тем мы правительству ранее заявляли, что для кардинального снижения вредных выбросов в окружающую среду готовы уже сейчас приступить к внедрению НДТ. Предоставьте только реальные экономические стимулы.
Как вариант мы предложили в качестве эксперимента сегодня разработать справочник по НДТ на одном отдельно взятом предприятии, предоставить ему экономические стимулы, освободить от экологических платежей и заняться реальным улучшением экологии. Вместе с тем ввиду отсутствия взаимодействия между министерствами экологии, экономики и финансов это предложение не было реализовано. К тому же акимы выступили против, заявив, что уже эти средства предусмотрели на другие цели.
– Получается, что сейчас власти страны экономически не стимулируют предприятия снижать вредные выбросы?
– К сожалению, получается так. Сегодня действует только система экологических платежей и штрафов за вредные выбросы, то есть система наказаний. На эти цели ежегодно расходуются миллиарды тенге. Экология от этого стала лучше?
На данный момент предприятия осуществляют экологические платежи в местные бюджеты в огромных суммах. И большая их часть тратится не по целевому назначению. Министерство экологии говорит, что по новому Экокодексу теперь все 100% собранных экологических платежей акиматы будут направлять на экологию. Но как они смогут реально улучшить экологическую обстановку, например, в моногородах, если главными источниками вредных эмиссий являются градообразующие предприятия? Будут заниматься озеленением вокруг заводов? Надо решать причины, а не последствия, то есть внедрять НДТ.
Мы считаем, что, если власти Казахстана действительно намерены улучшить экологическую ситуацию в стране, нужно, чтобы средства, направляемые сейчас на экологические платежи, оставались у предприятий. И под контролем у министерства экологии и общественности уже со следующего года направлялись на "зеленую" модернизацию производств, тем самым реально улучшая экологию.
– На какой стадии находятся разработка и утверждение нового Экологического кодекса?
– Документ разработан министерством экологии. Утвержден правительством и внесен в мажилис. Принять его планировалось до конца года. Между тем руководители крупных промышленных предприятий обратились в антикризисный штаб, возглавляемый премьер-министром, с просьбой отложить рассмотрение проекта нового Экологического кодекса на 2021 год. Связано это с двумя причинами.
Во-первых, как уже я говорил ранее, новый Экокодекс направлен на ужесточение экологического контроля, увеличение размеров экологических платежей и штрафов. При этом там не проработаны экономические механизмы стимулирования внедрения НДТ. А без них модернизация предприятий в целях снижения вредных выбросов может негативно отразиться на их деятельности.
Во-вторых, сейчас из-за пандемии коронавируса разрастается новый мировой экономический кризис, который уже негативно отразился на добывающей и перерабатывающей промышленности Казахстана. Так как спрос на нашу экспортную продукцию упал. И восстанавливаться он будет не один год. В этих условиях под большим вопросом, смогут ли предприятия сохранить свои производства и рабочие места, не говоря уже о том, будут ли у них средства на то, что требует новый Экологический кодекс.
Поэтому мы считаем, что этот документ необходимо более тщательно проработать, учитывая реалии сегодняшнего дня, и принимать его только вместе с мерами экономического стимулирования по внедрению НДТ.