Доллар в пунктах обмена валюты продается в диапазоне 379,4-381 тенге, таковы данные на 14:30 по времени Алматы на 20 марта. Заметно постепенное снижение: накануне после объявления Нурсултаном Назарбаевым об отставке с поста президента страны в некоторых обменниках курс продажи доходил до 385 тенге.
"Без вмешательства Нацбанка на таких объемах торгов курс доллара был бы гораздо выше"
"Сейчас продажи подешевели, потому что обменники ориентируются на биржу, которая открылась, и там курс около 378 (по итогам утренней сессии KASE – 378,04 тенге за доллар. – Ред.). Но на бирже определенный ажиотаж был на утренней сессии: были нетипично высокие объемы – 255 миллионов долларов (объем торгов – 254,900 млн USD (+183,670 млн USD). – Ред.). И, скорее всего, Нацбанк уже вмешивался, без его вмешательства на таких объемах курс доллара бы проехал гораздо выше", – прокомментировал для Inbusiness.kz д. э. н., главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов.
Вчера, 19 марта, по его словам, конечно, были спекуляции со стороны обменников, "и было бы странно, если бы их не было". "Но это был кратковременный всплеск, причем не повсеместный: многие пункты обмена валют не особо сильно повысили курсы продажи, а сам этот всплеск длился недолго, с пару часов. Уже сегодня утром курс продажи в обменниках практически не отличался от вчерашнего", – говорит эксперт.
Вечером 19 марта финансовый регулятор опубликовал информационное сообщение, в котором говорится о том, что у Нацбанка и банков второго уровня достаточно объемов наличной валюты для обеспечения спроса населения и организаций.
Отвечая на вопрос, так ли это, Вячеслав Додонов отмечает, что ресурсов у Нацбанка действительно достаточно. И акцентирует внимание на моменте, который при этом важно учитывать: ресурсы сокращались в течение и января, и февраля, причем в феврале очень сильно – на 1,4 миллиарда долларов.
"То, что Нацбанку приходится и сейчас участвовать в рынке, скорее всего, приведет к сокращению резервов и по итогам марта, третий месяц подряд. И это создает не очень хороший фон для будущего", – считает аналитик.
Что касается силы воздействия политического фактора на курс тенге/доллар, то, по мнению Вячеслава Додонова, политический фактор не изменит политику Нацбанка, потому что "и сам политический фактор не меняется, да и политика Нацбанка определяется не им, а реальными потребностями рынка, финансового сектора и ситуацией с государственными финансами".
Прогноз эксперта по курсу на 2019 год остается прежним.
"Курс определяется не политикой, а ситуацией с платежным балансом, в котором главную роль играет цена на нефть. Я считаю, что среднегодовой курс будет в интервале 430-450 тенге за доллар", – говорит он.
Помимо курса тенге/доллар, некоторое движение было отмечено вчера и по долларовым еврооблигациям Казахстана: доходность этих бумаг с погашением в 2024 году поднялась на четыре базисных пункта – до 3,44%.
Комментируя это, собеседник отметил:
"Новость об изменении доходности так же ожидаема, как и колебания курса. Естественно, что была реакция рынков на такое серьезное событие (заявление об отставке. – Ред.). Но то, что эта реакция была настолько слабой (4 б. п. – это очень небольшое изменение), говорит о том, что инвесторы адекватно оценили ситуацию и это небольшое колебание в моменте отражает их уверенность в стабильности ситуации в Казахстане".
По мнению Вячеслава Додонова, риска с обслуживанием госдолга в настоящее время нет.
"Но сама по себе проблема госдолга есть и обостряется, но это не связано со вчерашними событиями – это системная проблема последних лет", – заключает аналитик.
"Тенге действительно зависим от политических факторов больше, чем от внешнего влияния"
"Есть вероятность того, что Нацбанк сейчас контролирует курс тенге на валютном рынке. Это было бы разумно, учитывая неожиданность отставки Нурсултана Назарбаева. Однако в этом нет ничего страшного. После того как эмоции на рынке сойдут на нет, а курс тенге выровняется, регулятор перестанет вмешиваться в торги. У Нацбанка есть запас прочности и средства, чтобы переждать это время неспокойствия", – говорит старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова.
По ее мнению, угрозы девальвации в стране нет, "потому что происходящее совсем не того масштаба – нет ни революции, ни резкой смены курса".
"В то же время стоит признать, что тенге действительно зависим от политических факторов больше, чем от внешнего влияния. Однако если на смене одного президента другим все и закончится (скорее всего, так оно и будет), а политический курс останется прежним и отношения с Россией не изменятся, то все будет нормально", – считает эксперт.
По ее мнению, проблем с обслуживанием госдолга быть не должно, "опять же потому, что ничего критичного не случилось".
По словам Анны Бодровой, рамки краткосрочного движения доллара составляют 377-379,50 тенге, среднесрочного – 375-378 тенге.
"Нужно дать рынку время на анализ и сбор данных, после этого волатильность снизится, а тенге стабилизируется", – уверена аналитик.
"Прецедентов зависимости курса нацвалюты от политических факторов пока не было"
Оценивая ситуацию с курсом и вероятность вмешательства Нацбанка в стабилизацию спекулятивного скачка, заместитель директора департамента исследований Halyk Finance Станислав Чуев отмечает такие моменты.
Во-первых, фундаментально курс тенге зависит от цен на нефть, которая торгуется на уровне 68 долларов за баррель (Brent). Во-вторых, российская валюта, на которую прежнее руководство НБРК, по мнению аналитика, негласно равнялось при курсообразовании национальной валюты, также в последнее время укрепляется в силу платежей в бюджет экспортеров.
"Внешнеэкономические и внешнеполитические условия складываются благоприятно для экономики республики. Экономической обусловленности в ослаблении курса нет. Как минимум в ответ на вчерашние известия, породившие вопросы по поводу преемственности экономической и валютной политики, НБРК вмешался, опубликовав сообщение о стабильности валютного рынка", – говорит эксперт.
Говоря о достаточности ресурсов для обеспечения спроса на валюту, он приводит такие данные: активы НБРК в свободно-конвертируемой валюте по состоянию на февраль этого года составляют 14 миллиардов долларов. "У БВУ, по заявлению самого регулятора, достаточно ресурсов для обеспечения внутреннего спроса населения и организаций", – добавляет собеседник.
Безусловно, уход в отставку первого руководителя страны является беспрецедентным событием, поэтому волатильность обменного курса в ответ на это вполне ожидаема, говорит эксперт. Участники рынка "эмоционально" отреагировали на это событие, хеджируя политические риски в условиях неопределенности конвертацией национальной валюты в СКВ.
"Однако политический курс страны остается и останется неизменным в течение года, кроме того президент, ушедший в отставку, сохраняет за собой участие в политической жизни страны, а вступивший в должность президент – фигура с известным политическим бекграундом. Все это будет обеспечивать стабильность фундаментальных макроэкономических факторов. Кроме того, валютный рынок в Казахстане небольшой и по-настоящему "разогнать курс" возможно только за счет притока денег извне", – говорит Станислав Чуев.
Что касается зависимости курса национальной валюты от политических факторов, то, по его словам, прецедентов в республике пока не было, а "реакция сегодняшнего дня лишь отражает временную текущую волатильность курса, то есть краткосрочную".
"Такого рода волатильность присуща любой свободно плавающей валюте (free float) или валютам с управляемым плаванием (managed float). В среднесрочной и долгосрочной перспективе курс национальной валюты любой страны определяется именно фундаментальной составляющей курсообразования. У нас это стоимость нефти, торговый баланс и состояние экономик стран – торговых партнеров, глобальные процентные ставки на рынках капитала и, собственно, выбранная сырьевая и экспортно ориентированная модель экономики", – говорит эксперт.
Он высказывает мнение, что денежно-кредитная политика Нацбанка не претерпит изменений под воздействием этого политического фактора. "Однако мы ожидаем увидеть новую редакцию денежно-кредитной политики от нового руководства НБРК в ближайшее время", – отмечает Станислав Чуев.
Его прогноз по курсу таков: "Исходя из фундаментальных факторов, курс тенге к доллару должен быть в районе 340-360. Однако если цена на нефть сильно не изменится, то, скорее всего, курс останется примерно на текущих уровнях".
Валюты развивающихся рынков нашли позитив в паузе, взятой заокеанским регулятором
"Безусловно, курс национальной валюты Казахстана в какой-то мере зависит от политических факторов и вчерашняя новость об отставке президента Нурсултана Назарбаева вызвала волатильность на валютном рынке республики. Однако на мой взгляд данные движения можно рассматривать в рамках банальных спекуляций в попытке сыграть на эмоциях граждан, нежели в разрезе реальной политической и экономической обстановки в стране", – поддерживает точку зрения о произошедших спекуляциях аналитик ГК "Финам" Сергей Дроздов.
По его словам, на данном этапе монетарная политика Нацбанка, как впрочем и большинства его коллег по Emerging Markets, по большей части ориентируется на политику Федеральной резервной системы США. "И пауза, взятая в цикле повышений процентной ставки заокеанским регулятором, является позитивным фактором для валют развивающихся рынков", – комментирует эксперт.
На его взгляд, до конца этой недели курс тенге по отношению к трем основным валютным парам будет находиться в диапазоне 5,5-5,8 тенге за рубль, 375-380 тенге за доллар и 425-429 тенге за евро.
Елена Тумашова