Какое влияние углеродный налог несет Казахстану?

5192

Как свести к минимуму воздействие производства на экологию и уменьшить углеродный след, обсуждали на I Международном форуме ECOJER.

Какое влияние углеродный налог несет Казахстану?

О декарбонизации экономики, снижении углеродного следа, уменьшении вредного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду Казахстану нужно думать уже сегодня. С этого года наша страна будет ежегодно утверждать Национальный план выбросов парниковых газов с их дефицитом в 2%, передает inbusiness.kz.

Предприятия должны будут инвестировать средства в декарбонизацию. Но пока наша республика входит в пятерку стран, у которых показатель количества выбросов углекислого газа на ВВП один из самых высоких в мире. Такие данные привел вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ахметжан Примкулов на I Международном форуме ECOIER "Формируй устойчивое будущее".

Штрафы платят все – экология не улучшается

"Это обусловлено тем, что у нас очень большая угольная генерация и очень большое скопление крупных промпредприятий, которые были построены еще в 1960-70-х годах, – отметил Ахметжан Примкулов. – Результатом работы последних двух лет стало принятие новой редакции Экологического кодекса, которая в январе этого года была подписана главой государства. В ней определены основные направления, которые будут способствовать экологизации промышленности в Казахстане".

Он напомнил, что основными концептуальными моментами нового Экокодекса стали переход предприятий на наилучшие доступные технологии (НТД) с 2025 года и установление датчиков автоматизированной системы мониторинга на предприятиях первой категории. Срок перехода на НТД – до 10 лет. Если предприятие не перейдет на наилучшие доступные технологии, то  с 2025 года ставки платы за эмиссию в окружающую среду для него вырастут и они будут увеличиваться  каждые 3 года: сначала в два, потом в четыре, потом – в восемь раз.  По словам спикера, переход на НДТ – это международный опыт, который в странах ЕС позволил сократить выбросы загрязняющих веществ на 90% по основным ингредиентам.

Что касается установки датчиков АСМ, то сейчас в стадии утверждения находится подзаконный нормативно-правовой акт. Предприятия обяжут оснастить  датчиками  к 2023 году. Без них, по словам г-на Примкулова, предприятиям будет запрещено работать.

 "Основной принцип, заложенный в экологическом законодательстве, что загрязнитель платит, привел нас к тому, что было принято решение об увеличении размеров административного штрафа, – продолжил Ахметжан Примкулов. – Для многих предприятий, к сожалению,  выгоднее заплатить штраф, откупиться, чем вкладывать средства в модернизацию, в улучшение своего производства, снижение вредного воздействия на окружающую среду".

По мнению спикера, все платят штрафы, а окружающая среда не улучшается. В связи с этим было принято решение, что они должны быть очень высокими, для того чтобы предприятиям не выгодно было нарушать экологическое законодательство. Должно быть выгодно вкладывать эти средства в свою модернизацию и тем самым свести к минимуму  выбросы, подчеркнул г-н Примкулов.

Он также вспомнил о Парижском соглашении, по которому Казахстан взял на себя международные обязательства к 2030 году снизить выбросы парниковых газов на 15%.  

"С этого года наша страна будет ежегодно утверждать Национальный план выбросов парниковых газов с их дефицитом в 2%. Вместе с тем глава государства на Климатическом саммите объявил об углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году, – напомнил Ахметжан Примкулов. – В связи с этим последние два года Казахстан в лице минэкологии разрабатывает концепцию низкоуглеродного развития, которую в этом году должны утвердить. В ней закладываются основные механизмы, основные действия как минэкологии, так и министерств энергетики, индустрии и сельского хозяйства, крупного бизнеса, для того чтобы снизить выбросы парниковых газов, начать работу по декарбонизации. Только эти мероприятия в комплексе могут привести к реальному улучшению экологического состояния".

Как считает г-н Примкулов, сейчас крупный бизнес проводит большую работу, чтобы снизить воздействие своих производств на окружающую среду. Многие компании нефтеперерабатывающего, горно-металлургического комплексов соответствуют европейским справочникам НДТ на 80-90%.

Большие вызовы

Член правления – заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Талгат Темирханов вспомнил, что при обсуждении нового Экокодекса было сопротивление со стороны игроков рынка, крупных промышленных предприятий, но сегодня многие компании поменяли свое видение по вопросам экологии. По его данным, сейчас разрабатываются справочники НДТ и все специалисты подключены к этому процессу. Внедрение наилучших доступных технологий будет очень затратной, энергоемкой мерой, требующей больших инвестиций.

"Это для нас большой вызов, мы приняли одну часть новой экологической реформы, политику, и мы будем ее реализовывать, – заметил Талгат Темирханов. – Но мы видим, что рынки сбыта для нашей продукции, особенно экспортной, сужаются, и сужаются достаточно активно. Этот вопрос обширный. 55% нефти мы экспортируем в Европу, и углеродный след от этого достаточно большой. И президент об этом говорил, что до 2060 года мы должны стать углеродно нейтральной страной. Но как это сделать? Живых предложений, которые будут балансировать на таких основных элементах, как экономика и экология, нет".

По его словам, Казахстану отказаться от угля весьма сложно, потому что это дешевое топливо, и "порядка 80% генераций составляет уголь".

"И когда мы говорим про то, что Европа сейчас будет вводить углеродный налог, это очень большой вызов для нас. В основном уже сейчас эксперты говорят, что колоссальные средства мы можем потерять. И потерять уже в ближайшее время. Уже с 2023 года эти вопросы будут в рабочем формате обсуждаться. Даже будут какие-то решения по цементу, черной и цветной металлургии, нефти – на эти вопросы мы хотели бы обратить внимание не только экологов, но и финансово-экономического блока в правительстве", – заявил Талгат Темирханов.

Он считает, что сейчас в Казахстане весьма активно развивается сектор возобновляемых источников энергии, но при этом остаются технические вопросы развития маневренных мощностей, сбалансированной тарифной политики.

"На этот вопрос при обсуждении Экологического кодекса мы так и не ответили, что делать с источниками финансирования в энергетическом секторе. Всем известно, что вопрос ограничивается тарифом, мы не раз обсуждали этот вопрос.  А готовиться надо уже сегодня и на вопросы надо отвечать уже сегодня", – отрезал г-н Темирханов.

На обочине экономики

Эксперт по услугам в области изменения климата и устойчивого развития Средней Азии Виктор Коваленко убежден, что декарбонизация для Казахстана – это и угроза, и возможность для многих промышленных предприятий остаться в "обойме международной конкуренции".

По его словам, Казахстан может "встроиться в постоянно ускоряющийся мировой энергопереход и найти в нем свою нишу" – в производстве металлов, которые требуются для "зеленой" экономики, в существенном росте генерации электричества из возобновляемых источников энергии. По его мнению, частным и квазигосударственным компаниям, бизнесу нужно считать свой углеродный след, моделировать и анализировать, как углеродное регулирование, которое вводится в Казахстане и других странах, может повлиять на расходную часть предприятия, инвестиционные планы, вводить внутреннее углеродное ценообразование, то, что делают крупные мировые компании, чтобы понимать, как это отразится на инвестициях, разрабатывать программу снижения выбросов.

"Все это может сработать в Казахстане, если государство продолжит свою политику усиления углеродного регулирования. Иначе банально будет сложно найти краткую среднесрочную экономическую выгоду декарбонизации, – подытожил эксперт. – Но, не делая всего этого, мы останемся на обочине экономики". 

Ольга Ушакова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться