В Казахстане продажа бензина – это всегда острая социальная тема. Жители следят за ценами на топливо и бурно реагируют в случае его удорожания. Чаще всего гнев направлен в сторону АЗС. Однако нужно понимать, что в этой сфере далеко не все зависит лишь от одного звена в цепочке.
– Каныш, добрый день! Почему именно бензин? Как появилась идея заниматься бензином?
– Здравствуйте, Руслан. Мы начали в 2009 году. В то время это считалось перспективным направлением, заправок было мало. Автомобильный бум только начинался. То есть спрос был, надо было организовать предложение. До этого времени я занимался коммерцией, поэтому кое-какие деньги были.
Наша компания в это время нашла нефтебазу. Понимаете, чтобы заправки стабильно работали, нужно иметь определенный запас топлива. Он и хранится на нефтебазе. В теории, чтобы открыть АЗС, можно покупать ГСМ и с нефтебаз. Но такой подход будет обходиться намного дороже. Собственная нефтебаза заметно снижает себестоимость бензина и дизтоплива.
– Планируете выходить за пределы региона?
– Нет. Пока, во всяком случае. Мест, где можно ставить АЗС в других областях, конечно, хватает. Наша компания многие вещи контролирует самостоятельно. Если открывать заправку в другом регионе, очень тяжело будет ее контролировать.
– Если сравнивать 2009 и 2019 годы, когда заняться подобным бизнесом было проще?
– Однозначно тогда было проще. В 2009 году рынок регулировался меньше, чем в 2019-м. К примеру, сейчас действует закон, ограничивающий количество посредников при продаже нефтепродуктов. Тогда можно было сколько угодно раз перепродавать.
– От чего зависят цены на бензин?
– В первую очередь от цены, которую предлагает давалец (первоначальный поставщик сырья. – Прим. авт.). Цена, которую устанавливает давалец, зависит от спроса. Например, в Казахстане каждую весну идет посевная кампания у крестьян, а осенью – уборочная. Это сильно влияет на стоимость дизельного топлива. Именно поэтому государство субсидирует сельхозникам затраты на ГСМ именно для проведения посевной или уборки урожая.
Еще не хватает мощностей для производства дизельного топлива. Несколько лет назад оно стоило 100 тенге за литр, сейчас почти 200. Спрос на дизель увеличивается, а наши заводы удовлетворить его не могут. Цена на нефть не так сильно влияет на стоимость бензина и дизельного топлива, как многие думают. Составляющая нефти в цене на ГСМ – примерно 20-30%. Еще около 30% приходится на затраты нефтеперерабатывающих заводов. Остальное – прибыль всей цепочки.
– По своей сути владельцы АЗС – это те, кто закупает готовый товар оптом и перепродает в розницу. Какова рентабельность в этом звене?
– В среднем около 10%. Максимум еще 2-3% во время ажиотажа. Мы не можем сильно поднимать цены. В отличие от многих отраслей бизнеса в Казахстане, здесь есть конкуренция. Казахстанцы внимательно следят за ценами на бензин, поэтому подняв цену высоко, предприниматель очень рискует. Еще "антимонопольщики" сразу начинают обвинять в ценовом сговоре. На самом же деле мы ориентируемся на отдельных "заправщиков" республиканского уровня. Раньше это выглядело как ежедневный объезд по городу, чтобы зафиксировать цены конкурентов и при необходимости исправить свою. Сейчас все это делается также каждый день, но уже через Интернет.
– Недавно снова начали распространяться слухи о повышении цен на бензин. Насколько они обоснованы?
– Государство хочет поднять акцизы. Если это действительно произойдет, мы уже никуда не денемся и, конечно, тоже поднимем цены. Потому что вырастет цена, по которой нам будут продавать бензин владельцы нефти. ПНХЗ (Павлодарский нефтехимический завод) может поднять тариф на переработку нефти. Была информация, что с 1 декабря 2019 года могут увеличить, но официального подтверждения не было.
– Если это произойдет, вслед за бензином начнут подниматься цены на потребительские товары и многое другое.
– Да, если подорожает бензин, то снизится эффект от социальных выплат, что делает государство. Потому что будут дорожать продукты питания, одежда, коммунальные услуги. Ведь в их цене уже заложены транспортные издержки, а это в первую очередь стоимость дизельного топлива.
Руслан Логинов
Материал подготовлен совместно с партнерами