К такому выводу пришли в правительстве во время очередного заседания, посвященного вопросу стабилизации цен на продукты питания. Этой задаче было посвящено сегодняшнее заседание кабмина.
О текущей ситуации с ценами на продовольственные товары новоиспеченному премьер-министру отчитался министр национальной экономики Куандык Бишимбаев. Как стало ясно из его доклада, ведомство отслеживает стоимость 33 наименований товаров – макаронные изделия, крупы, овощи, мясомолочная продукция, яйца и соль. По данным статистики, к 30 августа цены выросли на 9%. Больше всего подорожали сахар-песок (30%), крупы (23%), хлеб (18%), овощная продукция (15%), подсолнечное масло (10,5%).
В Миннацэкономики даже назвали причины, вызвавшие рост цен. В первую очередь отмечает глава ведомства, это изменение ценовой конъюнктуры на мировых рынках и ослабление национальной валюты. Этот фактор повлиял на товары, зависящие от импортных поставок, а именно сыр, творог, мясо кур и окорочка, овсяная крупа, сахар-песок. Спровоцировали удорожание производства, выросшие тарифы на услуги естественных монополий, в частности на электроэнергию (рост 7,9%) и цен на топливо (рост 15,6%).
Свой эффект оказали и сезонные колебания. Как подчеркнул Куандык Бишимбаев, каждый год фиксируется скачок цен на отдельные виды товаров из-за уменьшения их запасов на складах. К таким продуктам относят овощи – картофель, морковь, репчатый лук, белокочанная капуста, столовая свекла. Пик цен, по признанию министра, обычно приходится на период с мая по август.
Наряду с этим негативное влияние оказывают экспортные поставки. Сельхозпроизводители, зная, что их продукцию с удовольствием и по высокой цене купят на приграничных рынках, предпочитают экспортировать ее, а не поставлять внутренним потребителям. С одной стороны, это дает возможность отечественным аграриям зарабатывать, но в то же время способствует росту цен в стране.
Еще один нерыночный фактор, влияющий на рост цен, – недобросовестное поведение участников рынка. В отдельных случаях торговые наценки превышали более 200%. В такие моменты в дело вступает антимонопольный орган, который с начала года начал 27 расследований. Общая сумма, выставленных антимонопольным органом материальных санкций по итогам расследований, с учетом монопольного дохода составила порядка 23 млн тенге, из них в госбюджет в настоящее время поступило около 12 млн тенге.
Министр национальной экономики призвал акимов анализировать торговые наценки по социально значимым товарам и в случае значительных надбавок информировать местный антимонопольный орган.
На его взгляд, акиматы в силах не допустить роста цен, однако весьма неэффективно используют имеющиеся в их распоряжении инструменты, в частности стабилизационные фонда.
"Работа с стабфондами, их интервенционные функции, поддержание запасов ведется на очень слабом уровне. Есть акиматы, которые действительно пополняют его запасы, анализируют ситуацию на рынке и выпускают товары в период сезонных колебаний. Но есть регионы, которые вообще не закупали в стабфонды продуктов. Порядка 4 млрд тенге в распоряжении акиматов есть на осуществление интервенций, но большинство этих денег не задействовано и просто лежит на депозитах, зарабатывает проценты", – констатирует г-н Бишимбаев.
В качестве решения проблемы, он предложил несколько мер, разработанных его ведомством. А именно, внести изменения в законодательство по фиксированию торговых надбавок максимально на уровне 20-25% в период острого спекулятивного роста цен. Другая идея – расширить прямой доступ отечественных производителей к прилавкам на рынках и базарах, поскольку нередко торговля монополизируется крупными оптовиками, что приводит к торговым надбавкам между ценой производителя и розничными ценами в 200%.
Также на основе республиканского анализа мировых цен по каждой группе товаров предлагается установить рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары на всех торговых рынках. Бишимбаев призвал уменьшить зависимость от импорта таких товаров, как сыр, творог, сахар, мясо кур, овсяная и гречневая крупы и увеличить их производство в стране.
Местным исполнительным органам посоветовали активизировать работу стабилизационных фондов, эффективно использовать их ресурсы, своевременно пополнять их и проводить товарные интервенции.
"Мы провели анализ товаров, которые потенциально могут подорожать. Сейчас в открытом режиме не хотелось бы об этих товарах говорить. Мы отдельно с регионами встречу проведем и проинформируем о товарах, которые могут подорожать, чтобы сегодня они приняли меры, чтобы до конца года по этим товарным группам снять риск", – не захотел делиться со всеми информацией министр.
В свою очередь первый заместитель министра сельского хозяйства Канат Айтуганов заверил, что внутренний рынок все больше обеспечивается именно отечественной продукцией. Господдержка приносит свои плоды и, например, производство яблок за последние четыре года выросло на 13,7% со 129 тыс. тонн до 147,5 тыс. тонн. Однако, отметил он, с увеличением объемов производства появляется проблема сбыта, а именно недоступность торговых мест для производителей, как следствие появление многочисленных посредников и их неконтролируемых наценок.
По его словам, регулировать цены правительство может используя два инструмента – механизм установления пороговых и предельных цен и формирование стабилизационных фондов. При этом, подчеркивает он, первый способ неэффективный и не работает на практике. Г-н Айтуганов посоветовал коллегам из министерства национальной экономики пересмотреть его.
А вот второй механизм – и здесь представители Минсельхоза и Миннацэкономики оказались единодушны – неэффективно используется уже регионами.
"Показательна статистика по объемам закупки товаров стабфондами за прошлый год. Мы взяли период с августа 2015 года по август 2016 года. Основная доля закупленных объемов приходится на Кызылординскую, Восточно-Казахстанскую, Жамбыльскую и Костанайскую области. В остальных регионах работа со стабфондами ведется неактивно. Такие области как Акмолинская, Западно-Казахстанская области и Астана занимают долю 1% в общем объеме закупки", – был вынужден констатировать Канат Айтуганов.
В данной ситуации, считает он, целесообразно создавать централизованные производственно-розничные компании на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с долей социально-предпринимательских корпораций (СПК) в уставном капитале не более 49%. Такие организации смогут создать централизованную сеть розничной торговли со всей необходимой инфраструктурой, собственной системой доставки, заготовки и обработки продукции, возможность заключения фьючерсных сделок через частичное финансирование весенних полевых работ для получения гарантированного объема готовой продукции. Положительным опытом может поделиться Карагандинская область, где в 2012-2013 годах по всем 33 наименованиям продуктов не было роста цен, более того они были ниже рыночных на 25-40%.
Чтобы узнать о ситуации в регионах, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев затребовал отчета у акимов. Первым выступил глава Северо-Казахстанской области Ерик Султанов, не без гордости заявивший, что в его регионе нет товаров, "по которым был бы рост".
"По 20 наименованиям социально значимых товаров розничные цены ниже среднереспубликанских. Сегодня мы провели значительную работу, по 10 наименованиям цены наиболее низкие по республике, на 18 месте мы. С участием сельхозпроизводителей, перерабатывающих предприятий еженедельно проводим ярмарки на которых цены ниже на 15%", – бодро отчитался он.
Но руководителя кабмина его данные не впечатлили и он посоветовал отталкиваться не от республиканских показателей, а от уровня жизни в области.
"Я бы хотел, чтобы не спорили и не торговались, какая разница - по пяти или по десяти, сам факт есть, надо проводить системную работу. Некорректно сравнивать цены со среднереспубликанскими. А у вас уровень жизни ниже, чем среднереспубликанский, оттуда и пляшите. Отвечайте за свой регион, уровень жизни, за свои цены, а не сравнивайте с республиканскими", – был категоричен г-н Сагинтаев.
Акимы Западно-Казахстанской и Жамбылской областей, Астаны и Алматы доложили, что и в их регионах роста цен не наблюдается, а ресурсы стабилизационного фонда используются по назначению.
Заместитель премьер-министра – министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов добавил, что правила использования стабилизационных фондов будут переписаны в пошаговые инструкции, равно как и методика определения пороговых цен на продукты.
"На сегодняшний день пороговые цены рассчитываются исходя из тех цен, которые есть на рынке, и с учетом корректировки на инфляцию. И за базу берутся не те цены, которые могли бы быть от товаропроизводителей с учетом небольшой надбавки, а те цены, которые есть на торговых рынках. Поэтому считаем, что надо эту методику пересмотреть. И тогда уже можно будет говорить о том, что пороговые цены будут в разы дешевле и приближены к реальности", – заключил он.
В заключение обсуждения вопроса Бакытжан Сагинтаев призвал акимов не быть популистами и принимать конкретные и эффективные меры, которые позволят контролировать цены на социально значимые товары.
"Я полностью согласен с предложениями МСХ и МНЭ. У нас имеется достаточно рычагов для того, чтобы и стимулировать производство, и реализацию, и сдерживание цен. Но они не работают, потому что как мы видим сейчас, на местах нет контроля со стороны акиматов. Вместо того, чтобы принимать системные меры, некоторые наши коллеги после получения должностей любят ходить по базарам, инспектировать цены. При этом прекрасно знают, что перед их приходом ценники меняются, уходят – обратно старые ценники ставятся. Кроме популизма, это нам абсолютно ничего не дает", – считает он.
На систематизацию озвученных участниками совещания мер премьер-министр дал месяц.
Гульназ Муканова