По данным комитета по статистике, в марте 2020 года объем розничной торговли в Казахстане составил 840,7 млрд тенге. Это максимальное месячное значение в 2020 году – в январе и феврале объемы сделок составили примерно по 770 млрд тенге. Таким образом, ажиотаж в торговых точках, который имел место в первой половине месяца, позволил продавцам в целом увеличить выручку по сравнению с предыдущим месяцем.
Однако бесследно пройти карантин не мог. Индекс розничной торговли год к году оказался ниже 100%, составив 95,5%. Это значит, что в марте 2020-го казахстанцы потратили меньше денег, чем в марте 2019-го. Снижение составило 4,5%. К слову, это произошло впервые за четыре года – в последний раз снижение торговли год к году отмечалось в марте 2016-го (-0,8%), а в последний раз оно было сильнее в январе того же года (-8,3%)
Торговля выросла в 15 регионах
По официальным данным, в марте лишь два региона республики столкнулись с сокращением розничной торговли. Зато каких: в Алматы объемы снизились на 8,5%, в Нур-Султане – на 0,3%. Главная причина очевидна – из-за введенного карантина в этих городах многие объекты торговли приостановили свою работу. Но, даже несмотря на это, на долю двух городов в марте выпало более 38% от общереспубликанского объема торговли.
Во всех остальных регионах Казахстана розничная торговля по сравнению с февралем выросла. Сильнее всего – сразу на 37,6% (до 29,6 млрд) – в Кызылординской области. Объемы сделок в Восточно-Казахстанской области увеличились на 33,4% (до 84,6 млрд), в результате регион вышел на третье место по республике, обогнав даже Нур-Султан. На втором месте – Карагандинская область (88 млрд), торговля в которой увеличилась на 19,5%.
К слову, если сравнивать показатели торговли с мартом 2019 года, то картина не изменится. Объемы сократились в Нур-Султане и Алматы (суммарно – на 29,5 млрд тенге), но во всех остальных регионах жители стали тратить больше. При этом в пяти областях рост трат за год составил 10% и более.
Траты на продукты за год выросли на 47,5 млрд тенге
Но что точно изменилось в розничной торговле в марте, так это ее структура. В январе-феврале 2020 года 31,4% всех продаж приходилось на продукты питания, остальное – на непродовольственные товары. В марте доля превысила 37% – тут сыграли свою роль и закрытие магазинов, торгующих непродовольственными товарами, и массовые запасы продуктов питания, которые делали казахстанцы. Более того, в Актюбинской области (единственный регион республики, где затраты на продовольственные товары традиционно выше, чем на остальные) доля превысила 61% – показатель, который нехарактерен для структуры казахстанской торговли.
В целом по итогам месяца казахстанцы потратили на покупку продуктов 313,8 млрд тенге – это на 17,8%, или 47,5 млрд тенге, больше, чем в марте 2019 года. Траты на непродовольственные товары сократились на 5,7%, или 31,7 млрд тенге, составив по итогам месяца чуть менее 527 млрд тенге.
И еще несколько штрихов:
- В Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях в марте население потратило на покупку продуктов больше, чем за два предыдущих месяца вместе.
- В среднем каждый казахстанец независимо от возраста приобрел в марте продуктов питания на 16,8 тыс. тенге. За два предыдущих месяца суммарный показатель составляет 25,9 тыс. тенге.
- Наибольшая средняя трата на продукты питания на одного человека в марте отмечается в Алматы (39,6 тыс. тенге) и Актюбинской области (32 тыс. тенге). Наименьшие показатели в Мангистауской (6 тыс.) и Туркестанской (2,4 тыс. тенге) областях
Кто заработал?
Если смотреть на официальные данные, то розничная торговля в марте пострадала только в Нур-Султане и Алматы – городах, которые первыми были закрыты на карантин. Во всех остальных регионах в целом объем сделок оказался выше и чем год назад, и чем в предыдущем месяце. Особенно это касается торговцев продуктами, выручка которых сейчас оказалась ощутимо выше обычного.
Статистика показывает: выручка крупного бизнеса в марте по сравнению с февралем выросла на 12,5%, составив 190,2 млрд тенге. В Алматы и Нур-Султане именно крупный бизнес нарастил объемы продаж, тогда как МСБ своих клиентов подрастерял, а ведь именно на долю малого и среднего бизнеса в крупнейших городах республики приходится более 70% всей торговли.
К слову, продажи у крупных сетей упали только в двух регионах республики – в Актюбинской и Алматинской областях (суммарно – на 1,26 млрд тенге). Впрочем, эти потери были с лихвой покрыты совокупным ростом продаж в остальных регионах республики (на 22,5 млрд тенге)
Вот только сам бизнес подобное мнение вряд ли разделяет. Торговые сети оценили собственные убытки [А1] в 120 млрд тенге – это в полтора раза больше, чем весь розничный товарооборот в столице в марте. Но и это еще не предел – убытки могут дойти до 400 миллиардов. По данным Союза торговых сетей, товарооборот компаний непродовольственного сектора за время действия режима ЧП упал от 70% до 100%. Предприниматели просят правительство принять радикальные меры, для того чтобы сохранить бизнес на плаву: сами сети просят такие льготы, которые предоставлены малому и среднему бизнесу, а также указывают на важность поддержки ресторанного, гостиничного и прочего бизнеса, являющихся крупными клиентами.
Алексей Никоноров